полученным результатам можно сделать обоснованный вывод, что данная методика
показала свою эффективность, целесообразность применения.
Список литературы
1. Союз смешанных боевых единоборств России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unionmma.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).
2. Максимов Д.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). // ТВТ Дивизион,2011. 160 с.
3. Атилов Аман. Бокс за 12 недель// Ростов на Дону: Феникс, 2006.
4. Невзоров В.М., Шулика Юрий Александрович, Схаляхо Юсуф Мезбечевич, Коблев Якуб Камболетович Книга Дзюдо. Система и борьба: Ростов на Дону: Феникс, 2006.
5. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо// Пермь: Урал-Пресс ЛТД, 1993 с. 302.
6. Харлампиев А.А. Борьба самбо//Физкультура и спорт, 1957.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ АЙКИДО В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Линник Д.А.
Линник Денис Александрович - магистрант, кафедра педагогических технологий в физической культуре, факультет физической культуры,
Педагогический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: значение физической активности в пожилом возрасте в современном мире невозможно переоценить. В статье представлены результаты исследования методик тренировки Айкидо с учетом физиологии людей пожилого возраста, а также подбора наиболее эффективных комплексов упражнений для проведения занятий в возрастных группах.
Ключевые слова: айкидо, пожилой возраст, методика тренировки айкидо.
Введение
Актуальность исследования. Старость - это возраст, который имеет свои особенности и сопровождается индивидуально проявляющимися признаками старения, как физического и физиологического, так и психического. Соответственно, и структура навыков, знаний и умений при преподавании Айкидо пожилым людям должна предполагать особый подход с точки зрения психологии и физиологии данного возрастного периода. В настоящее время Айкидо представляет собой восточное боевое искусство, состоящее из специализированных комплексов приемов, которые позволяют интенсифицировать физиологические и психологические процессы в организме, оздоровляя организм и замедляя процесс старения. Интенсивная физическая деятельность в процессе занятий Айкидо способствует повышенному кровоснабжению органов и тканей. У тех людей, которые регулярно занимаются спортом, мало проблем с сердечно-сосудистой системой, у них нет проблем с дыхательной системой, они более ловкие, быстрые, более развиты физически и умственно. Постоянные занятия физической культурой формируют у людей и развитые физические качества, и стимулируют активные процессы психики, такие, как возбуждение, торможение, подвижность психических процессов, уравновешенность психических процессов, сила психических процессов. Вместе с тем темпы физического развития и освоения необходимых для Айкидо физических
навыков напрямую зависят от постоянного поддержания физической формы организма, чему способствуют постоянные занятия с учетом физиологии пожилого возраста. Для того, чтобы сделать комплекс изучаемых приемов Айкидо для пожилых людей наиболее эффективным, в настоящей статье проводится отбор и корректирование приемов: выбор наиболее эффективных, замена долго изучаемых и сложных комплексов на более простые, отработка методики падения, что особенно важно для пожилых людей, работа с оружием и макетами оружия, работа с партнером, общее физическое укрепление организма.
Объектом исследования является Айкидо.
Предметом исследования является методика преподавания Айкидо.
Целью исследования является изучение с эмпирической точки зрения готовности к занятиям Айкидо пожилых людей.
В соответствии с целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования:
• рассмотреть сущность физического состояния организма пожилого человека. занимающегося Айкидо;
• перечислить методы и оценки физического состояния организма;
• провести обзор методики преподавания Айкидо для пожилых людей;
• описать материалы и методы исследования;
• провести анализ показателей физического состояния исследуемой группы пожилых людей до занятий Айкидо и после трехмесячного курса для начинающих.
• провести корреляционный анализ исследованных показателей
Гипотеза исследования - организм пожилых людей и их психологический статус будут достоверно улучшаться после занятий Айкидо по специально подготовленной системе тренировок, рассчитанных на пожилой возраст.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация методической, спортивной литературы по проблеме исследования; анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта;
Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области: психологии (Д.Б. Эльконина и др.); психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А. Зимней); физкультуры и методики ее преподавания (Ж.К. Холодов, Е.П. Ильин), основ Айкидо (М. Уэсиба, Г. Сиода, Т. Доббсон и др.)
Методики исследования:
1. Антропометрические показатели. Это рост, вес, АД (включая СД и ДД), ЧСС в покое, ЧДД в покое, ЖЕЛ.
2. Ортостатическая проба.
3. Определение качества жизни - опросник ВОЗ-КЖ
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе целесообразности и основ реализации воспитания физической культуры личности в пожилом возрасте средствами Айкидо.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• результаты исследования могут быть использованы в практике тренировки Айкидо для пожилых людей;
• в разработке практических рекомендаций для инструкторов Айкидо;
• выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для инструкторов Айкидо.
Теоретический анализ
Для выработки наиболее эффективного комплекса занятий Айкидо для пожилых людей, проведем анализ психологии и физиологии пожилого возраста, для определения особенностей преподавания Айкидо для данной возрастной категории.
Рассмотрим периодизацию возрастов [10].
• 1-10 дней - новорожденный человек
• 10 дней - 1 год - грудной возраст
• 1-3 года - период раннего детства
• 4-7 лет - период первого детства
• 8-12 лет - период второго детства
• 13-16 лет - подростковый возраст
• 17-21 год - юношеский период возраста
• 22-35 лет - зрелый возраст у мужчин
• 21-35 лет - зрелый возраст у женщин
• 36-60 лет - второй зрелый возраст у мужчины
• 36-55 лет - второй зрелый возраст у женщины
• 61-74 года - пожилой возраст у мужчин
• 56-74 года - пожилой возраст у женщин
• 75-90 лет - старческий возраст у мужчин и женщин
• более 90 лет - долгожители.
Итак, мы видим, что периодизация зрелого и пожилого возраста подразумевает достаточно обширный возрастной период, поэтому в нашем исследовании мы коснемся старшего зрелого (36 и старше) пожилого и старческого возраста - начиная с пенсионного (для женщин с 55 лет +/- 3 года и мужчин 60 лет +/- 3 года).
С точки зрения физиологии следует отметить тот факт, что началу занятий Айкидо должен предшествовать медицинский осмотр. Это нужно для того, чтобы выявить актуальные физические и физиологические проблемы организма и понять, сможет ли человек заниматься выбранным видом спорта и насколько интенсивными могут быть занятия с учетом возраста.
Этот вопрос можно прояснить при посещении терапевта, а также грамотного специалиста по физической культуре, который на основе рекомендации врачей поможет подобрать ту программу упражнений, которая будет наиболее адекватно соответствовать физическому состоянию и склонностям человека.
При этом важно учитывать следующие показатели [4]:
• Вес. От веса зависит степень физических нагрузок, которая даст оптимальную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Так, если вес превышен, то сердечно-сосудистая система, равно как и дыхательная, уже подвержены нагрузкам, поэтому важно подобрать кардиостимулирующие упражнения для ее укрепления, а также упражнения для постепенного снижения веса без ущерба для дыхательной системы.
• ЧСС. Частота сердечных сокращений будет показывать тренированность сердца, сначала ЧСС будет быстро повышаться и медленно снижаться, с течением времени процесс придет в норму, и будет снижаться в течение 5-10 минут после окончания тренировок.
• Артериальное давление. При наличии заболеваний, лишнем или недостаточном весе человек может быть склонен к повышенному или пониженному давлению, что необходимо учитывать в подборе упражнений.
• Антропометрические данные - вес, рост и т.д.
• ЖЕЛ, ЧДД - частота дыхания также, как и ЧСС показывает тренированность дыхательной системы, что нужно учитывать в начале.
• наличие или отсутствие хронических заболеваний или текущих заболеваний, которые могут каким-либо образом повлиять на стремление и желание человека заниматься физическими упражнениями.
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий, таких, как соответствие инвентаря и спортивной формы возможностям и возрасту занимающегося, недопустимость занятий при плохом самочувствии, в состоянии утомления, при повышенном АД для пожилых людей.
После разработки оптимальной программы тренировок Айкидо для пожилой группы, необходим контроль со стороны специалистов, которые могут прийти на помощь и скорректировать программу по мере необходимости. Это такие виды контроля как педагогический и врачебный.
Педагогический контроль [13]. Этот вид контроля осуществляет непосредственно тренер. В процессе тренировки он может проверить несколько аспектов занимающегося - проконтролировать его знания и его физическую форму, и успехи.
Контроль уровня знаний по физической культуре в рамках Айкидо осуществляется путем комплексной проверки знаний - научный, природный, социальный аспекты, умение их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при регулярных занятиях Айкидо.
Контроль физического состояния определяется путем контроля уровня нагрузок и их специфичности. Этот вид контроля может осуществляться субъективными и инструментальными методиками. Например, контроль за цветом кожных покровов, дыханием, походкой, потооделением и т.п. Инструментальные методики - это измерение ЧСС, контроль техники выполнения приемов с помощью фото или видео и др.
Также тренером проводятся такие виды контроля, как контроль подготовленности по Айкидо согласно анализ качества выполнения комплексов движений и приемов.
Тренер должен контролировать степень физических нагрузок и корректировать их в зависимости от субъективных и объективных показателей - пульса, частоты дыхания, кровяного давления. Результатом педагогического контроля должно стать адекватное отношение к упражнениям и самостоятельное выполнение упражнений, которое будет способствовать гармоничному развитию личности.
Врачебный контроль [5]. Этот вид контроля включает в себя оценку физического и физиологического статуса пожилых людей в ходе курса занятий Айкидо.
Первичный осмотр, о котором мы уже рассказали, проводится перед началом занятий Айкидо, а повторный должен проводиться не реже одного раза в год, для пожилых людей рекомендуется проводит такой контроль дважды в год. Также может возникнуть необходимость в дополнительном медицинском обследовании - это происходит чаще всего при ухудшении здоровья или при перенесенной травме.
Самоконтроль - это самостоятельное контролирование своего здоровья, физиологического и психологического статуса при выполнении физических упражнений [4]. Педагогический контроль фактически осуществляется на каждой тренировке, однако и сам человек должен каждый раз при нагрузках проводить контроль самого себя - своего здоровья, состояния, изменений в самочувствии и т.п.
Самоконтроль - это идеальное дополнение к уже рассмотренным видам контроля, однако он не должен собой подменять их. Эти данные могут помочь вовремя скорректировать программу упражнений или обратиться за врачебной помощью или консультацией. Существует два типа показателей, которые могут быть выявлены в процессе самоконтроля [4]:
• субъективные - это сон, настроение, самочувствие, аппетит, работоспособность как умственном, так ив физическом плане, психологический аспект занятий, болевые ощущения и т.п.
• объективные - это пульс, ЧДД, вес, сила мышц, объективные результаты тренировок.
Наиболее распространенной и удобной формой самоконтроля является ведение дневника самоконтроля, куда могут входить объективные и субъективные показатели в разных сочетаниях, что зависит от намерений занимающегося и цели занятий Айкидо. При систематических занятиях мы можем наблюдать следующие субъективные показатели: крепкий сон, хороший аппетит, бодрое самочувствие без болевых ощущений или с физиологическими (не патологическими) мышечными болями (в первые месяцы тренировок, при проработке нетипичных групп мышц). Также наблюдается хорошее настроение, высокая работоспособность, как умственная, так и физическая. После тренировки, как правило, организм расходует калории, поэтому у человека просыпается аппетит, он может испытывать чувство усталости, однако это должна быть приятная усталость.
Если в итоге нагрузок наблюдается отклонение от хорошего самочувствия, тошнота, боли, дискомфорт - это повод обратиться к врачу и скорректировать нагрузки. Основными объективными показателями, которые заносятся в дневник самоконтроля, это ЧСС, ЧДД до и после физических нагрузок, а также время восстановления дыхания и пульса. Также желательно проводить измерение артериального давления, но это не всегда удается сделать. В дневнике самоконтроля отражаются все эти показатели. Также в дневнике отображаются нарушения режима, если таковые были, и то, как они повлияли на занятия. Дневник самоконтроля - это тот документ, который способствует объективному контролю хода курса физических упражнений, а также наглядно показывает динамику изменений и прогресс. Изучение дневника и самоконтроля позволяет вовремя корректировать программу занятий Айкидо таким образом, что они оптимально подходят для данного организма [4].
Материал и методы исследования
Цель исследования - изучить с эмпирической точки зрения готовность к занятиям Айкидо у пожилых людей, их физиологический и психологический статус до и после 3-месячного курса занятий Айкидо для начинающих.
Задачи исследования:
• Проанализировать антропометрические показатели пожилых людей
• Проанализировать показатели готовности к оздоровительным нагрузкам, предусмотренным в Айкидо
• Сравнить результаты до и после проведения начального вводного курса
Исследование проводилось на базе Хабаровской Федерации Айкидо Айкикай, в
нем приняли участие 15 человек.
Им были предложены нижеследующие методики исследования.
Наше исследование проводилось в несколько этапов.
1. Первый этап. На данном этапе мы проводили литературный обзор по проблеме физического состояния человека, методов оценки физического состояния и воспитания основных физических качеств.
2. На втором этапе нашего исследования мы сформировали базу исследования, описали материалы и методы исследования, провели исследование физического состояния группы с целью оценки ее готовности к занятиям Айкидо.
3. На третьем этапе нашего исследования мы провели сравнительный анализ полученных результатов до и после проведения начального вводного курса.
Охарактеризуем группу.
Возраст Количество
Чел. %
50-55 лет 4 27%
56-60 лет 10 67%
61 год и более 1 6%
Всего 15 100%
В общем, группу можно охарактеризовать, как имеющую развитые качества, необходимые для достижения высоких спортивных результатов в Айкидо: активность, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие и т.д. В личном общении респонденты эмоционально сдержаны, позитивны, доброжелательны, легко идут на контакт.
Основными методами определения физиологического состояния и психологического статуса являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогическое наблюдение, педагогические контрольные испытания (тесты), психологические исследования, социологические исследования. В ходе антропометрических обследований необходимо определить, насколько будущие занимающиеся готовы к нагрузкам [10].
На основе медико-биологических исследований дается оценка состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности человека. Выявляются те, кто имеют противопоказания к занятиям определенным видом спорта. В процессе медико-биологических исследований особое внимание должно быть обращено на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются будущие Айкидоки, какие для них будут ограничения по физической активности [4].
Большую роль в системе исследования показателей готовности к занятиям Айкидо у пожилых играют испытания (тесты), по результатам которых обычно судят о наличии необходимых физических качеств и способностей индивида для успешной деятельности в этом виде восточных единоборств.
Испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, какие нагрузки сейчас может выдерживать будущий Айкидока, и в каком состоянии его организм сейчас, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, то есть, выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности пожилого человека выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциал зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе занятий Айкидо. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности человека к обучению в том или ином виде деятельности [4].
В процессе психологических обследований особое внимание уделяется проявлению таких качеств, как активность и упорство в достижении цели, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.д. Некоторое значение имеют и физические данные.
Система комплексного тестирования должна использоваться, как система контроля за физическим состоянием занимающегося и оценки его потенциальных возможностей.
Причем целесообразно отдавать предпочтение не одномоментному ее использованию, не уровню достигнутого состояния, а особенностям динамики этого состояния.
Комплексное тестирование желательно проводить регулярно, 1 -2 раза в год. При этом необходимо обращать внимание на идентичность условий проведения тестов с соблюдением деталей. Если эти условия не будут соблюдены, то результаты тестирования не будут подлинными и не принесут желаемой информации.
Итак, рассмотрим методы оценки готовности и возможности заниматься Айкидо. В данном исследовании будут рассматриваться следующие показатели:
1. Антропометрические показатели. Это рост, вес, АД (включая СД и ДД), ЧСС в покое, ЧДД в покое, ЖЕЛ.
2. Ортостатическая проба. Простейшим способом оценки готовности сердечно -сосудистой системы туриста к походным нагрузкам является ортостатическая проба. Методика оценки проста: в положении лежа измеряется ЧСС, затем этот же показатель измеряется стоя (спустя 2-3 минуты после подъема). У хорошо тренированных людей разность показателей ЧСС в положении стоя и лежа не должна превышать 6-15 уд./мин. Если разность составляет 16-20 уд./мин, то можно говорить о недостаточной тренированности.
3. Оценка качества жизни как фактора мотивации к занятиям Айкидо. Согласно ВОЗЖК-100, минимальное число баллов при ответе на все пункты предлагаемого опросника соответствует 57, а максимальное 285 баллам. В соответствии с этими крайними границами значения суммарного показателя до 133 ((285-57)/3=76+57=133)
Значение 76 баллов установлено как величина, составляющая 1/3 часть от максимально возможного показателя, соответствует плохому качеству жизни, от 133 до 210 (133+77=210) среднему и свыше 210 высокому уровню качества жизни. Все задаваемые вопросы имели отношение к последним двум неделям жизни.
В качестве воздействующей методики предлагалась следующая программа [6], [15]:
1 месяц. Составление для группы индивидуальной программы разминки и основного комплекса дыхательных упражнений, перемещений, страховок. Завершение тренировки - общеразвивающие упражнения, аутотренинг, общая расслабляющая медитация. Введение в теорию Айкидо, беседа с группой раз в неделю. График тренировок 2 раза в неделю по 1 ч.
2 месяц. Закрепление и отработка разминочного комплекса, дыхательных упражнений, введение в практику передвижений на коленях, отработка страховки вперед, назад, боковой страховки. На любом занятии сначала заново отрабатывается техника, которую выполняли на прошлой тренировке. Без закрепления прошлого материала не выполняется переход к исполнению новых техник. Завершение тренировки - общеразвивающие упражнения, аутотренинг, общая расслабляющая медитация. Знакомство с психологическими принципами Айкидо, изучение истории и философских основ Айкидо. График тренировок 3 раза в неделю по 1 ч.
3 месяц. Закрепление и отработка разминочного комплекса, дыхательных упражнений, введение в практику работы с макетами оружия - танто, бокен, отработка страховок. На любом занятии сначала заново отрабатывается техника, которую выполняли на прошлой тренировке. Без закрепления прошлого материала не выполняется переход к исполнению новых техник. Завершение тренировки -общеразвивающие упражнения, аутотренинг, общая расслабляющая медитация. Знакомство с психологическими принципами Айкидо, изучение истории и философских основ Айкидо. График тренировок 3 раза в неделю по 1,5 ч.
Результаты исследования
После проведения трехмесячного курса под контролем врача, педагогическим мониторингом и ведения дневником самоконтроля были проведены повторные тесты. Приведем сравнительные результаты группы пожилых людей до и после проведения тренировок.
Группа до тренировок Возраст Рост Вес АД ЧСС ЧДД ЖЕЛ
1 53 159 94 140/80 75 16 2880
2 53 162 56 120/80 65 16 3020
3 54 170 54 120/80 64 17 3150
4 55 171 59 115/75 59 16 2850
5 56 169 62 120/80 65 17 3450
6 56 174 75 125/85 64 16 3270
7 57 175 74 125/85 64 16 3690
8 57 149 78 145/90 82 17 3540
9 57 159 67 125/85 70 16 3385
10 57 168 58 140/80 75 16 3460
11 58 164 60 130/80 70 16 3750
12 58 170 64 125/85 69 16 3650
13 59 165 55 120/80 64 16 3680
14 60 169 60 140/80 74 16 3720
15 61 172 82 145/85 80 18 3080
Группа после тренировок Возраст Рост Вес АД ЧСС ЧДД ЖЕЛ
1 53 159 91 130/80 60 16 4200
2 53 162 58 125/85 65 16 4000
3 54 170 56 120/80 64 16 3880
4 55 171 58 120/80 65 16 4120
5 56 169 61 125/85 64 17 4350
6 56 174 70 130/85 60 16 3890
7 57 175 71 130/80 65 16 4050
8 57 149 75 125/85 71 16 4000
9 57 159 65 120/80 72 16 3950
10 57 168 59 125/80 70 16 3900
11 58 164 60 130/80 69 16 4000
12 58 170 62 125/85 64 16 4050
13 59 165 58 120/80 72 16 4080
14 60 169 60 125/80 75 16 3880
15 61 172 80 140/85 80 17 3670
Как мы видим из приведенных таблиц, у экспериментальной группы стабилизировалось давление, выровнялся вес тела, стабилизировались ЧСС и ЧДД, а также значительно увеличилась ЖЕЛ. 2. Ортостатическая проба.
Группа до тренировок ЧСС в покое ЧСС после подъема Разница
1 75 89 14
2 65 81 16
3 64 78 14
4 59 72 13
5 65 78 13
6 64 76 12
7 64 80 16
8 82 99 17
9 70 84 14
10 75 88 13
11 70 82 12
12 69 73 14
13 64 80 16
14 74 91 17
15 80 102 22
Группа после тренировок ЧСС в покое ЧСС после подъема Разница
1 60 70 10
2 65 74 9
3 64 72 8
4 65 75 10
5 64 75 11
6 60 72 12
7 65 79 14
8 71 85 14
9 72 85 13
10 70 80 10
11 69 79 10
12 64 76 12
13 72 83 11
14 75 88 13
15 80 96 16
Как мы видим, организм пожилого человека после рассчитанных дозированных нагрузок показывает увеличение функционального резерва, повышение выносливости.
3. Опросник ВОЗ-КЖ
Таким образом, мы получили следующее распределение результатов (взяты среднеарифметические значения):
Таблица 4. Результаты ВОЗКЖ
Группа до тренировок
Уровень жизни Низкий Средний Высокий
Норма 6,7% (125,4) 66,7% (184,1) 26,6% (232,4)
Угнетенность 60% (89,4) 40% (148,5) -
Группа после тренировок
Уровень жизни Низкий Средний Высокий
Норма 20% (131,2) 60% (187,4) 20% (264,4)
Угнетенность 20% (92,9) 70% (151,6) 10% (212,8)
Видно, что среди группы до тренировок наиболее низок уровень качества жизни. В основном это обусловлено возрастными кризисами и психологическими возрастными изменениями, сложным взаимоотношениям с родственниками, стрессом от адаптации к новой жизни - большая часть группы недавно завершила рабочую деятельность и вышла на пенсию, чувства неустроенности в жизни.
После проведения занятий респонденты показывают более спокойные и стабильные результаты, и уровень жизни оценивают в основном как средний.
Проведем корреляционный анализ полученных данных.
Исходя из антропометрических показателей, важными для нас являются результаты измерения АД, ЧСС, ЧДД, ЖЕЛ.
Согласно расчету по критерию Манна-Уитни, показатели АД, ЧСС И ЧДД не имеют статистически значимых расхождений до и после начала тренировок, хотя данные, согласно таблице, стабилизировались, однако по ЖЕЛ можно наблюдать статистически значимые результаты анализа по и-критерию корреляции.
Таблица 5. Корреляция по ЖЕЛ до и после тренировок
№ Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 4200 29 2880 2
2 4000 23 3020 3
3 3880 17.5 3150 5
4 4120 28 2850 1
5 4350 30 3450 8
6 3890 19 3270 6
7 4050 25.5 3690 14
8 4000 23 3540 10
9 3950 21 3385 7
10 3900 20 3460 9
11 4000 23 3750 16
12 4050 25.5 3650 11
13 4080 27 3680 13
14 3880 17.5 3720 15
15 3670 12 3080 4
Суммы: 341 124
Результат: иЭмп = 4 Критические значения
Икр
р<0.01 р<0.05
56 72
Полученное эмпирическое значение иэмп(4) находится в зоне значимости.
Это свидетельствует о том, что вне нагрузок антропометрические показатели обеих групп отличаются друг от друга только по значению ЖЕЛ, т.е. можно сказать, что объем легких у группы до тренировок был менее приспособлен для нагрузок, чем их организм после тренировок.
Далее мы провели расчет по критерию Манна-Уитни в соответствии с ортостатической пробой и полученными результатами по разнице между ЧСС в покое и после подъема, и получили следующие результаты.
№ Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 10 4.5 14 20.5
2 9 2 16 25.5
3 8 1 14 20.5
4 10 4.5 13 15
5 11 7.5 13 15
6 12 10.5 12 10.5
7 14 20.5 16 25.5
8 14 20.5 17 28.5
9 13 15 14 20.5
10 10 4.5 13 15
11 10 4.5 12 10.5
12 12 10.5 14 20.5
13 11 7.5 16 25.5
14 13 15 17 28.5
15 16 25.5 22 30
Суммы: 153.5 311.5
Результат: иЭмп = 33.5 Критические значения
Икр
р<0.01 р<0.05
56 72
Полученное эмпирическое значение иэмп(33.5) находится в зоне значимости. Таким образом, можно сказать, что уже первая проба выявляет статистически значимые различия между группой до и после проведения тренировок: группа до тренировок имела более низкую подготовленность к нагрузкам, по результатам ортостатической пробы, чем та же группа после.
Выводы
Соответственно проведенной работе, мы можем сделать следующий вывод: Айкидо в пожилом возрасте помогает продлить активную продуктивную жизнь, целенаправленные занятия Айкидо, и особенно упражнения с падениями и способствующие тренировке равновесия, помогают сохранению двигательной активности и профилактике старческой деменции.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 2014. 229 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. Т. 2. М.: Книга по требованию, 2012. 504 с.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
4. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1984. 272 с.
60
5. ДеминД.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК. М.: Физкультура и спорт, 1991. 184 с.
6. Добсон Т. Айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций. / Терри Добсон, Виктор Миллер. М.: Гелиос. София, 2011. 206 с.
7. Калын Я.Б. Психическое здоровье населения пожилого и старческого возраста (клинико-эпидемиологическое исследование). // Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2001. 44 с.
8. Кобяков Ю. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебник. М.: Феникс, 2014. 256 с.
9. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. Учебное пособие. М.: Феникс, 2015. 368 с.
10. НемовР.С. Общая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
11. Павелко Р.О. Возрастная психология: Учебник. Минск: Вышэйшая школа, 2012. 517 с.
12. Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2014. 736 с.
13. Решетников Н., Кислицын Ю., Палтиевич Р., Погадаев Г. Физическая культура: Учебник. М.: Академия, 2014. 176 с.
14. Томэ Э. Формы изменения личности // Психология старости и старения: Хрестоматия. М.: АСТ, 2008. 314 с.
15. УэсибаМ. Айкидо: искусство мира / Уэсиба и др. М.: Киев: София, 2007. 256 с.