21. Tambovtseva, R.V. (2014), "Characteristics of typological and individual characteristics of the energy supply of muscular activity in children of the 1st and 2nd stages of puberty", New Research, No. 2 (39), pp. 4-14.
22. Usov, A.V. (1989), Typological characteristics of physical fitness and methods of improving motor qualities among students of primary school age, dissertation, Moscow.
23. Armstrong, N., Barker, A.M. and McManus, A.R. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance?", Br J Sports Med, Vol. 49, No.13, pp. 860-864.
24. Lloyd, R.S., Oliver, J.L., Faigenbaum, A.D. and Myer, G.D. (2014), "Chronological age vs. biological maturation: implications for exercise programming in youth", J Strength Cond Res., Vol. 28, No.5, pp. 1454-1464, doi: 10.1519/JSC.0000000000000391.
25. Tomkinson, G.R., Carver, K.D., Atkinson F., et al. (2018). "European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries". Br J Sports Med, Vol. 52 (22), pp.1445-14563, doi:10.1136/bjsports-2017-098253
26. Global recommendations on physical activity for health (2010), World Health Organization, Geneva.
27. Kenney, W.L., Wilmore, J. and Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL, Human Kinetics.
28. Orntoft, C., Larsen, M.N., Madsen, M, et al. (2018), "Physical Fitness and Body Composition in 10-12-Year-0ld Danish Children in Relation to Leisure-Time Club-Based Sporting Activities", Biomed Res Int.: 9807569. doi:10.1155/2018/9807569.
29. Larsen, M.N., Nielsen C.M., Orntoft C.O., Randers M.B., Manniche V., Hansen L., Hansen P.R., Bangsbo J. and Krustrup P.J. (2017), "Physical Fitness and Body Composition in 8-10-Year-Old Danish Children Are Associated With Sports Club Participation", Strength Cond Res., Vol. 31, No. 12, pp. 3425-3434. doi: 10.1519/JSC.0000000000001952.PMID: 28445225.
30. Ratel, S. and Blazevich, A.J. (2017), "Are Prepubertal Children Metabolically Comparable to Well-Trained Adult Endurance Athletes?", Sports Med, Vol. 47, No.8, pp. 1477-1485.
31. Buscemi, J., Kong, A., Fitzgibbon, M.L., Bustamante, E.E., Davis, C.L., Pate, R.R. and Wilson, D.K. (2014), "Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement", Transl Behav Med, Vol. 4, No. 4, pp. 436-438. doi: 10.1007/s13142-014-0279-7.
32. Faigenbaum, A.D., Kraemer, W.J., Blimkie, C.J., Jeffreys, I., Micheli, L.J., Nitka, M. and Rowland, T.W. (2009), "Youth resistance training: updated position statement paper from the national strength and conditioning association", J Strength Cond Res, Vol. 23(5 Suppl), pp. 60-79. doi: 10.1519/JSC.0b013e31819df407.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2020
УДК 796.332
МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ
Станислав Николаевич Милованов, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан
Аннотация
Введение. В настоящее время существует значительное количество теоретических работ, направленных на развитие детско-юношеского футбола и его закономерностей. В теории и практике детско-юношеского футбола недостаточно универсальных методик разработанных на основе упражнений увеличенной координационной сложности, которая способствует повышению технического мастерства футболистов. Цель исследования. На основе средств повышенной координационной направленности, произвести разработку и экспериментально обосновать эффективность методики по повышению технической подготовки футболистов 11-12 лет. Методика и организация
исследования. Исследования проводились на базе спортивной школы по спортивным играм в г Абакане. В исследовании принимали участие 26 футболистов в возрасте 11-12 лет, экспериментальная группа состояла из 12 детей, контрольная группа из 14 спортсменов. Распределение физических нагрузок производилось на основе параметральных показателей: координационной сложности, интенсивности, продолжительности, количества повторений, времени интервалов отдыха между повторениями и сериями, их характер. Развитие координационной сложности для повышения технического мастерства производилось при вариативной сложности упражнений в пределах 75-90% от максимального уровня. Координационная сложность постепенно увеличивалась в каждом микроцикле, на специально-подготовительном и предсоревновательном этапах применялась ступенчатая форма повышения через каждые два недельных микроцикла. Результаты исследования и их обсуждение. Результатами контроля соревновательного объема разносторонней техники владения мячом, соответствуют возрастным закономерностям показателей: объем ТТД, брак %, игра 1x1, количество выигранных и проигранных единоборств в опорном и безопорном положении, коэффициент координационной сложности матча. По окончанию эксперимента выявлено, что уровень нагрузочных показателей, основанных на упражнениях повышенной координационной сложности, имеет стабильную динамику прироста в направлении качества действий с мячом при противодействиях со стороны соперника. Выводы. Методика технической подготовки соответствует возрастным особенностям детей, на основании полученных показателей выявлен высокий уровень эффективного воздействия на испытуемых.
Ключевые слова: футбол, футболисты 11-12 лет, техническая подготовка, координация движений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p248-253
METHODS OF IMPROVING THE TECHNICAL TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AGED 11-12 YEARS OLD BASED ON THE USE OF EXERCISES OF COORDINATION COMPLEXITY
Stanislav Nikolaevich Milovanov, the senior teacher, Khakas State University named after
N.F. Katanov, Abakan
Abstract
Introduction. In the theory and practice of youth football, there are not enough universal methods, developed on the basis of exercises of increased coordination complexity. Purpose of research. To develop and experimentally justify the effectiveness of methods for improving the technical training of football players aged 11-12 years. Methodology and organization of the study. The distribution of physical activity was based on the parametric indicators: the coordination complexity, intensity, duration, number of repetitions, time of rest intervals between repetitions and series. The results of the study and their discussion. It is revealed that the level of load indicators based on the exercises of increased coordination complexity has a stable dynamics of growth in the direction of the quality of actions with the ball under opposition from the opponent. Conclusions. The technique of technical training corresponds to the age characteristics of children, based on the obtained indicators, a high level of effective impact on the subjects was revealed.
Keywords: football, footballers 11-12 years old, technical training, coordination of movements.
ВВЕДЕНИЕ
Футбол, как спортивная игра при обучении юных занимающихся является сложным видом спорта, а современная методика подготовки игроков значительно отличается от направлений прошлых лет, когда объем тренировочной работы имел соответствие требуемому результату. Некоторые авторы [1, 3] в своих работах указывают, что дальнейшее повышение эффективности подготовки спортивного резерва, необходимо основывать на методологии изучаемого вида спорта. Подготовка строится на современных тренировочных воздействиях, которые позволят в дальнейшем развитии современного спорта, повысить технический уровень, где необходимо учитывать объективные закономерности повышения технической сложности. В настоящее время существует значительное количество теоретических работ, направленных на развитие детско-юношеского футбола
и его закономерностей, где основной задачей подготовки игроков является рациональная техническая подготовка на основе повышенной координационной сложности упражнений, особенно это необходимо на начальном этапе обучения. В работах авторов [2, 4, 5] основное внимание уделяется конкретной направленности в технической подготовке спортсменов, и отсутствуют акценты на процессе, раскрывающем особенности, основанные на специальных комплексах упражнений сложной координационной направленности. Дискуссионность в оценке прежней и новой техники выполнения ряда футбольных упражнений сохраняются и в наши дни, а качественный прорыв является более обсуждаемым и остается открытым. Вместе с тем до настоящего времени в теории и практике детско-юношеского футбола отсутствует универсальная методика на основе упражнений увеличенной координационной сложности, которая может способствовать повышению технического мастерства, кроме этого, позволит продуктивно и рационально управлять процессом технической подготовки футболистов.
МЕТОДИКА
Основой экспериментальной методики развития координационных способностей футболистов является прямое взаимодействие с другими двигательными способностями и уровнем подготовки в направлении техники, тактики и психологии.
В процессе исследования планирование нагрузок производилось на основе пара-метральных показателей: координационной сложности, интенсивности, продолжительно -сти, количества повторений, времени интервалов отдыха между повторениями и сериями, их характер. Развитие видов координационных способностей производилось при вариативной сложности упражнений в пределах 75-90% от максимального уровня, т.к. превышая указанный уровень, происходит искажение двигательного действия. Применяемый нами диапазон координационной сложности упражнений требует включения адаптационных возможностей организма и на основании этого, обеспечивает прирост в развитии координационных способностей, необходимых для качественной технической подготовленности.
В подготовительном периоде, общий уровень нагрузок координационной сложности в экспериментальной тренировочной программе соответствовал 45-48 часов. Уровне-вое распределение координационной сложности было выбрано по следующей схеме:
- общеподготовительный этап (малая - 30-40%; средняя - 25-30%; большая -30-35%);
- специально-подготовительный этап (малая - 20-25%; средняя - 32-35%; большая - 40-48%);
- предсоревновательный этап (малая - 15-18%; средняя - 30-32%; большая - 5055%).
На общеподготовительном этапе тренировочного процесса, координационная сложность упражнений постепенно увеличивалась в каждом микроцикле, на специально-подготовительном и предсоревновательном этапе, применялась ступенчатая форма повышения через каждые два недельных микроцикла. На начальных этапах подготовительного периода выполнялись координационные упражнения в низкой интенсивности, которая постепенно повышалась с учетом возрастания уровня тренированности футболистов.
В процессе занятий применялись следующие методические приемы: нестандартные исходные положения; выполнение заданий в «зеркальной» форме; изменение скоростного режима; изменение направлений при выполнении движений; изменение условий выполнения и способов; усложнение заданий на основе дополнительных движений; создание нестандартных условий. Изменение внешних условий, вынуждающих футболистов производить вариации в координационных упражнениях, предполагает: варьирование в расстановке предметов; изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение; использование дополнительного оборудования и естественных
природных условий.
Временные параметры, отведенные на развитие видов координационных способностей: для ориентировки в пространстве и времени, дифференцировке мышечных усилий и перестроению двигательных действий - 80% общего тренировочного времени, для развития ритмической способности, равновесия, реагирования на внешний раздражитель - 20%. В средства развития рассматриваемых способностей включались акробатические упражнения:
- разнообразные кувырки и перекаты; прыжки с поворотами на 90, 180, 270, 360° на месте и в движении в разные направления;
- выпрыгивания с имитацией игры головой в движении и с места;
- удары ногой через себя в падении;
- темповые перевороты вперед с разбега и т.д.
Средства применялись раздельно и в многообразии созданных комбинаций, были включены и разнообразные игровые упражнения: «салки» с футбольным мячом, элементы спортивных игр (гандбол, баскетбол) и т.д. На основе применяемых игровых средств были сформированы нестандартные варианты упражнений, для повышения уровня сложности. Кроме указанного, в тренировочные занятия включались технико-тактические упражнения с вариативными способами позиционной деятельности (5*2, 7*7, 4*2, 3*2) с одним и двумя мячами разного размера; с ограниченным числом касаний: учебная игра в несколько ворот; учебная игра с взятием линии или целевого квадрата; игра с персональной опекой на уменьшенной площади; ведение мяча в ограниченном пространстве.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Исследования проводились на базе спортивной школы по спортивным играм в г. Абакане. В педагогическом исследовании принимали участие 26 юных футболиста в возрасте 11-12 лет, экспериментальная группа состояла из 12 детей, контрольная группа из 14 спортсменов. Контрольная группа занималась по программе, предусмотренной начальной стадией спортивного совершенствования, экспериментальная группа по предложенной нами методике состоящей из комплекса специальных упражнений направленных на повышение уровня технической подготовленности на основе упражнений повышенной координационной сложности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результатами контроля соревновательного объема разносторонней техники владения мячом, соответствуют возрастным закономерностям показателей, установленных В.З. Ивасевым (2001): объем ТТД, брак %, игра 1*1, количество выигранных и проигранных единоборств в опорном и безопорном положении, коэффициент координационной сложности матча. В результате педагогических наблюдений, фиксации показателей с последующей математической обработкой, было установлено, что в рассматриваемом нами возрасте футболисты выполняют в среднем за игру 439 тактико-технических действий (ТТД) с показателем брака в 38,9%.
Единоборства 1*1 за игру (выигранные и проигранные) - 40, единоборства 1*1 в опорном положении (выигранные и проигранные) - 2.8, единоборства 1*1 в безопорном положении - 2.1, ККСМ - 0,32.
Объем ТТД: КГ - 520±37,6; ЭГ - 541±44,6. Выявлены различия на 21 ТТД, это обусловлено увеличением показателей умений, знаний и навыков технико-тактической направленности и качественным подбором упражнений на тренировочных занятиях, кроме этого, эффективностью общекомандных действий.
Брак: КГ - 37,2±2,9; ЭГ - 34,3±2,0. У юных футболистов ЭГ при незначительном повышенном показателе соревновательной деятельности, выявлен значительный прирост в качестве выполнения технических действий с мячом, показатель брака ТТД снизился на
2,0.
Игра 1Х1 в опорном положении: КГ - 34±2,5; ЭГ - 40±3,8. Наблюдается увеличение качества показателей в выигранных единоборствах у ЭГ, это имеет непосредственную связь с введением в процесс тренировочных занятий многообразных упражнений,
брак % единоборства 1x1 в опорном положении, выигранные и проигранные единоборства 1x1 в безопорном положении выигранные и проигранные ККСМ
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
37,2±2,9 34,3±2,0 34±2,5 40±3,8 18±2,8 20±3,2 0,33 0,43
Игра 1Х1 в безопорном положении: КГ - 18±2,8; ЭГ - 20±3,2. В процессе наблюдений и математической обработке полученных показателей установлено, что произошли значимые позитивные изменения у футболистов ЭГ, на основании этого необходимо констатировать о качественном подборе специальных упражнений повышенной координационной сложности, включенных в тренировочный процесс.
Анализ значений разработанного коэффициента координационно сложности матча (ККСМ) футболистов изучаемого возраста показал следующие результаты: КГ - 0,33; ЭГ - 0,43. Расчет рассматриваемого показателя производился с учетом ТТД ситуаций, которые включают в себя:
- удары в ворота «из-под защитника», передача с фланга после скоростного дриблинга;
- игроку, владеющему мячом, оказывалось непосредственное сопротивление со стороны соперника (или активное позиционное, тактическое давление);
- технический прием, независимо от степени сопротивления соперника, выполняется с элементами акробатики - удары по мячу головой с поворотами и в падении «через себя», «ножницами» и другие аналогичные приемы;
- использование всех приемов защиты, связанные с единоборствами и отборами мяча различными способами.
Таким образом, следует заключить, что степень нагрузочных показателей, которые основаны на упражнениях повышенной координационной сложности, имеет под собой стабильную динамику прироста в направлении качества действий с мячом при противодействиях со стороны соперника.
ВЫВОДЫ
В проведенном педагогическом исследовании обоснованы и разработаны экспериментальные технологии технической подготовки юных футболистов с применением средств повышенной координационной сложности, которые обеспечили формирование и закрепление двигательных навыков на ранней стадии этапа начального спортивного совершенствования. Разработанная методика технической подготовки соответствует возрастным особенностям детей, принимающих участие в исследовании, на основании полученных показателей выявлен высокий уровень эффективного воздействия на испытуемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белич, А. Футбол: методика / А. Белич // Спорт в школе. - 2017. - №13. - С. 3-48.
2. Беляев, А.В. Футбол : учебник для институтов и академий физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - Москва : ФОН, 2015. - 320 с.
3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - Москва : Физкультура и спорт, 2014. - 178 с.
4. Зборовский, П.А. К вопросу о тестировании точности движений в волейболе / П.А. Зборовский // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : сборник научных трудов. - Майкоп : Издательство Адыгейского государственного университета, 2014. - С. 150-159.
5. Ивойлова, А.В. Футбол : очерки по биомеханике и методике тренировки / А.В. Ивойло-ва. - Москва : Физкультура и спорт, 2017. - 152 с.
REFERENCES
1. Belich, A. (2017), "Football: technique", Sport at school, No. 13, -pp. 3-48.
2. Belyaev, A.V. and Savin, M.V. (2015), Football: textbook for institutes and academies of physical culture, FON, Moscow.
3. Zatsiorsky, V. M. (2014), Physical qualities of an athlete, Physical culture and sport, Moscow.
4. Zborovsky, P.A. (2014), "On the question of testing the accuracy of movements in volleyball", Problems of physical education and sports: realities and prospects: collection of scientific work, publishing house of Adygea State University, Maykop, pp. 150-159.
5. Ivoilova, A.V.(2017), Football: essays on biomechanics and training methods, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2020
УДК 796.422
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО БЕГА ПО
ДИСТАНЦИИ МНОГОБОРЦЕВ С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Александр Алексеевич Миронов, аспирант, преподаватель, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург; Юлия Сергеевна Сахарова, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Рост спортивных результатов многоборцев в беговых видах заставляет тренерский состав усовершенствовать технику бега по дистанции на основе биомеханических закономерностей. Цель данной работы заключается в разработке методики совершенствования техники бега по дистанции многоборцев и объективных способов контроля. В ходе педагогического исследования авторы статьи практическим путем обосновали эффективность разработанной ими методики совершенствования техники бега по дистанции с учетом синергетического эффекта упругого отталкивания, а также были предложены 2 блока тестовых упражнений и методические рекомендации по рационализации техники бега и повышению физической подготовленности спортсменов высокой квалификации.
Ключевые слова: многоборцы, биомеханика бега, техника бега по дистанции, совершенствование, синергетический эффект, подводящие упражнения, упругое отталкивание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p253-257
IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUE OF ATHLETIC RUNNING ALONG THE
DISTANCE OF THE ALL-ROUNDERS, TAKING INTO ACCOUNT THE BIOMECHANICAL REGULATIONS
Alexander Alekseevich Mironov, the post-graduate student, teacher, Igor Viktorovich
Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Moro-