Научная статья на тему 'Методика технической экспертизы башенного крана на основе BIM технологии'

Методика технической экспертизы башенного крана на основе BIM технологии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1041
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIM-ТЕХНОЛОГИИ / 3D-МОДЕЛЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / БАШЕННЫЙ КРАН / АВАРИЙНОСТЬ / КОНТРОЛЬ РИСКОВ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шарманов В.В., Мамаев А.Е., Симанкина Т.Л., Романович М.А.

Актуальность работы связана с безопасностью и недопущением аварийных ситуаций при эксплуатации башенного крана во время его работы. При эксплуатации башенного крана могут возникать повреждения или нарушения работоспособности его элементов вследствие перегрузок, напряженного состояния металла, появления трещин в сварных швах и элементах, погнутости и вмятины конструкций, ослабление стыковых соединений, коррозии. Все это может возникнуть вследствие неправильной эксплуатации как на этапе монтажа, демонтажа крана, так и на этапе эксплуатации. Своевременная диагностика состояния конструкций башенного крана позволяет обнаружить дефекты на ранних стадиях и тем самым исключить развитие рисковых ситуаций, связанных с отказом их работоспособного состояния, что позволит своевременно провести ремонтные работы. Методика контроля крана на основе информационных технологий является эффективным инструментом для исключения риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шарманов В.В., Мамаев А.Е., Симанкина Т.Л., Романович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWER CRANE TECHNICAL EXAMINATION METHODS BASED ON BIM TECHNOLOGY

The relevance of the work is related to the safety and emergency situations prevention during the tower crane operation. When operating a tower crane, damage or malfunction of its elements may occur due to overloads, metal stress state, cracks in welds and elements, curvature and dents of structures, weakening of butt joints, corrosion. All this can occur as a result of improper operation, both at the stage of installation, dismantling of the crane and at the stage of operation. The tower crane structures state timely diagnosis allows to detect defects at the early stages, and thus to eliminate the risk situations development associated with their working condition failure that will also allow to conduct the repair work on time. The crane control methods on the basis of information technologies is an effective tool for risk elimination.

Текст научной работы на тему «Методика технической экспертизы башенного крана на основе BIM технологии»

| В.В. Шарманов // V.V. Sharmanov

инженер комплексного контроля строительства

ООО «Научно - технический центр «Эталон», («НТЦ «Эталон»), Россия, 197348, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 2А

construction complex control engineer, OOO "Scientific-Technival Center "Etalon", : (ScTC "Etalon")

| Т.Л. Симанкина // T.L. Simankina

канд. техн. наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

candidate of technical sciences, Associate Professor Sankt-Petersburg Peter the Great Polytechnic University

| А.Е. Мамаев // A.Ye. Mamaev

инженер комплексного контроля строительства

ООО «Научно - технический центр «Эталон», («НТЦ «Эталон»), Россия, 197348, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 2А

construction complex control engineer, OOO "Scientific-Technival Center "Etalon", (ScTC "Etalon")

| М.А. Романович // M.A. Romanovich

канд. техн. наук, доцент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

candidate of technical sciences, Associate Professor Sankt-Petersburg Peter the Great Polytechnic University

УДК 69.002.5:004.045

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ БАШЕННОГО КРАНА НА ОСНОВЕ BIM ТЕХНОЛОГИИ

TOWER CRANE TECHNICAL EXAMINATION METHODS BASED ON BIM TECHNOLOGY

Актуальность работы связана с безопасностью и недопущением аварийных ситуаций при эксплуатации башенного крана во время его работы. При эксплуатации башенного крана могут возникать повреждения или нарушения работоспособности его элементов вследствие перегрузок, напряженного состояния металла, появления трещин в сварных швах и элементах, погнутости и вмятины конструкций, ослабление стыковых соединений, коррозии. Все это может возникнуть вследствие неправильной эксплуатации как на этапе монтажа, демонтажа крана, так и на этапе эксплуатации. Своевременная диагностика состояния конструкций башенного крана позволяет обнаружить дефекты на ранних стадиях и тем самым исключить развитие рисковых ситуаций, связанных с отказом их работоспособного состояния, что позволит своевременно провести ремонтные работы. Методика контроля крана на основе информационных технологий является эффективным инструментом для исключения риска.

The relevance of the work is related to the safety and emergency situations prevention during the tower crane operation. When operating a tower crane, damage or malfunction of its elements may occur due to overloads, metal stress state, cracks in welds and elements, curvature and dents of structures, weakening of butt joints, corrosion. All this can occur as a result of improper operation, both at the stage of installation, dismantling of the crane and at the stage of operation. The tower crane structures state timely diagnosis allows to detect defects at the early stages, and thus to eliminate the risk situations development associated with their working condition failure that will also allow to conduct the repair work on time. The crane control methods on the basis of information technologies is an effective tool for risk elimination.

Ключевые слова: BIM-ТЕХНОЛОГИИ, 3D-МОДЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬСТВО, БАШЕННЫЙ КРАН, АВАРИЙНОСТЬ, КОНТРОЛЬ РИСКОВ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

Key words: BIM TECHNOLOGY, 3D-MODEL, CONSTRUCTION, TOWER CRANE, ACCIDENT RATE, RISK CONTROL, TECHNICAL EXAMINATION

Введение

Сегодня строительная отрасль является той экономической деятельностью государства, которая формирует порядка 6-7% валового продукта России. Её развитие формирует развитие общества и его про-

изводственных сил. Строительная отрасль является драйвером развития передовых технологий как в производственной сфере, так и в смежных областях, как-то: развитие социальной сферы, модернизация или совершенствование производственных процессов. [1] Внедрение новых

технологий или производственных процессов, несомненно, облегчает трудоемкость трудовых процессов, однако при этом требует от рабочих новых знаний и постоянного совершенствования своих навыков. Сегодня невозможно представить строительную отрасль без применения грузоподъемных механизмов, разнообразие которых впечатляет. [2] Одними из таких устройств являются башенные краны. Таким образом, человек и человеческий фактор являются определяющими для обеспечения безопасной работы и эксплуатации грузоподъемных механизмов.

Цель и задачи

Цель работы - описание методики обследования башенного крана на основе В1М-технологии, с помощью специализированных программ с целью снижения риска, связанного с отказом его работоспособности.

Обзор

Следует отметить, что на сегодняшний день нет оптимальных методик, позволяющих на этапе эксплуатации оборудования оценить вероятность наступления рисковых ситуаций, вызванных отказом оборудования или дефектом металлоконструкций, в связи с чем возрастает актуальность контроля безопасной эксплуатации подъемных сооружений на опасных производственных объектах. Для решения данной

задачи предлагается способ оценки на основе экспертного метода с использованием современных информационных систем.

Обращаясь к статистике по аварийности грузоподъемных сооружений, можно сказать что 40% таких аварийных сооружений занимают башенные краны. [3]

Основными причинами возникновения неисправностей, приводящих к аварийным ситуациям при эксплуатации башенных кранов являются:

- перегруз, поднятие груза больше нормативной грузоподъёмности;

- наличие мелких дефектов, которые не были обнаружены при вводе крана в эксплуатацию;

- износ механизмов и агрегатов выше допустимого, которые используются на рабочем кране;

- некачественные ремонтные работы перед пуском крана в эксплуатацию;

- отсутствие должного контроля во время эксплуатации; [4-7]

- отсутствие квалифицированного персонала, допущенного к эксплуатации башенного крана.

На рисунке 1 можно видеть, что башенные краны занимают лидирующее положение

Рисунок 1. ^исти^ по аварийности грузоподъемных сооружений Figure 1. Statistics on the accident rate of load-lifting structures

по аварийности, что говорит о пренебрежении руководителями эксплуатирующих организаций правилами промышленной безопасности и требованиями норм и инструкций по безопасной эксплуатации башенных кранов.

Рассмотрим некоторые примеры несчастных случаев.

1. В г. Самара 24.10.2018г. произошло падение башенного крана, жертвой случившегося стал крановщик. Инцидент случился возле дома 295 по улице Карла Маркса, недалеко от строящегося ЖК «Радуга». Причиной ЧП стало то, что в пяти метрах от основания лопнула металлическая балка крана, в результате чего вся конструкция рухнула.

2. В г. Санкт-Петербург 24.09.2018 на территории строительной площадке ЖК «Ренессанс», расположенной в Невском районе Санкт-Петербурга, с крепежа строительного крана сорвался подъемный крюк, который упал на рабочего. От полученных травм мужчина скончался.

3. В г. Омск 17.05.2018 года в микрорайоне "Старгород" упал башенный кран. Крановщик упал с 10 метров, получив черепно-мозговую травму, травму грудной клетки, повреждения внутренних органов. Врачи борются за его жизнь. Предварительные данные о причине аварии: у крана был перегруз, он просто не выдержал напряжения и сильно накренился.

4. В г. Киров 19.01.2018 года упал башенный кран, проломил крышу двухэтажного дома и две квартиры, один человек погиб. По версии следствия, причиной падения крана стала неправильная запасовка грузового каната, в результате которой при эксплуатации произошло трение о стреловой расчал, что привело к последующему разрыву каната. При этом неправильная запасовка грузового каната была осуществлена при его монтаже непосредственно на строительной площадке до проведения экспертизы промышленной безопасности. Таким образом, эксперт мог и должен был выявить данные существенные нарушения.

Такая статистика говорит о том, что вопросы безопасной эксплуатации башенных кранов заслуживают повышенного контроля, а из приведенных примеров видно, что человеческий фактор в большей степени явился тем спусковым крючком, который привел к трагическим событиям.

Основная часть

В основе предложенной методики лежит принцип, согласно которому предлагается рассматривать башенный кран как замкнутую систему (механизм), для правильной эксплуатации

которого необходимо своевременно (систематически) регистрировать возникающие отклонения в ходе эксплуатации. Рассматривая стационарный башенный кран, можно выделить следующие его конструктивные части, блоки:

1. Опорная часть.

2. Башни, состоящие из отдельных секций.

3. Опорно-поворотное устройство с кабиной машиниста.

4. Оголовок башни с расчалами.

5. Консоль противовеса.

6. Стрела с грузовой тележкой.

7. Система крепления к зданию (пристежка).

8. Приборы безопасности и электрическая часть.

Для башенных кранов на рельсовом ходу можно добавить следующие конструктивные части:

9. Нижнее рельсовое строение;

10. Верхнее рельсовое строение.

Таким образом, башенный кран — это система, которая состоит из блоков, называемых конструктивными частями. [8,9] При этом каждый блок состоит из набора определённых параметров, которые необходимо контролировать в процессе эксплуатации, а именно:

1. Опорная часть: фундамент, опорная рама;

2. Башни, состоящей из отдельных секций: секции башни рядовые;

3. Опорно-поворотное устройство с кабиной машиниста: механизм поворота (тормоз, редуктор, эл.двигатель);

4. Оголовок башни с расчалами;

5. Консоль противовеса: механизм подъема (тормоз, редуктор, эл.двигатель), блоки противовеса;

6. Стрела с грузовой тележкой: механизм передвижения грузовой тележки (тормоз, редуктор, эл.двигатель), крюковая подвеса с гаком;

7. Система крепления к зданию (пристежка): узлы крепления пристёжек к конструкции здания;

8. Приборы безопасности и электрическая часть: анемометр, ОГП, ОГМ, ограничитель высоты;

9. Нижнее рельсовое строение: земляное полотно;

10. Верхнее рельсовое полотно: рельсы, балластная призма, путевое оборудование.

Анализируя факторы, приводящие к падению башенных кранов, можно выделить следующие:

1. Нарушения техники безопасности при

эксплуатации башенных кранов.

К данной позиции можно отнести низкий уровень производственной дисциплины, нехватку квалифицированных кадров, плохое знание нормативной документации в области промышленной безопасности, а также низкую подготовку и переподготовку специалистов, что связано с человеческим фактором. При этом эксперты считают, что причиной порядка 90% аварий является именно человеческий фактор. 2. Износ конструкций башенных кранов.

На сегодняшний день износ парка башенных кранов по России составляет порядка 80%. При этом основные потребители новых башенных кранов сосредоточены в крупных городах России, в регионах зачастую используют старую технику времён Советского Союза [10]. Старый кран -это усталость «металла», негодные канаты, неисправная автоматика обеспечения безопасности.

В парке башенных кранов в РФ (рисунок 2) самая низкая доля импортных машин по состоянию на 2017 год составляет 24,3%. При этом почти половина кранов (46,2%) отработали свой ресурс. Выпуск башенных кранов в 2016 году находился на исторически низком уровне конца 90-х-начала 2000-х г.г. - всего 34 крана. В 1999 году был выпущен 31 кран, в 2000 году - 32, в 2001 году - 33, в 2002 году - 36 кранов. [11]

3. Дефекты конструкций (трещины) кото-

рые могут возникать при демонтаже и монтаже башенного крана на новом месте (перебазировка)

При погрузке и разгрузке элементов башенного крана, элементы могут испытывать нагрузки, не предусмотренные паспортными данными, что в свою очередь может вызвать микротрещины в местах сварочных швов и повлечь за собой развитие полноценных трещин в процессе эксплуатации и обрушение конструкции. [12,13] Также возможен некачественный монтаж башенного крана, где на работы по его возведению привлекаются неквалифицированные специалисты.

4. Финансовое положение предприятия

Отсутствие денежных средств или их недостаточное количество на эксплуатацию башенных кранов, а также повышение квалификации обслуживающего персонала.

5. Недостаточность контрольных функций на объекте, где эксплуатируется башенный кран

Зачастую башенный кран передается в аренду, где функции по его безопасной эксплуатации перекладываются и на арендатора. В свою очередь арендодатель занимается вопросами безопасной эксплуатации в виде внеплановых проверок переданного башенного крана, но зачастую он физически не в состоянии объехать и посмотреть все объекты, где эксплуатируются подведомственные ему башенные краны. . Вопрос безопасности, в свою очередь, помимо

Рисунок 2. Статистика по парке башенным кранам в РФ Figure 2. Statistics of the park tower cranes in the Russian Federation

исправного башенного крана, включает ещё и квалифицированный персонал, который будет обслуживать его на время аренды, включающий электриков, механиков, стропальщиков.

Выше перечисленное доказывает необходимость оперативного и систематического контроля за безопасной эксплуатацией башенных кранов. Для решения данной задачи предлагается методика с использованием BIM-технологии на базе программного продукта компании Autodesk. Согласно исследованиям [1618], BIM-технология является универсальным инструментом, который может быть применим в данной области [21].

Алгоритм реализации методики состоит в следующем.

На первом шаге предлагается в программе Autodesk Revit создать модель будущего башенного крана, при этом детализация элементов конструкций башенного крана прорабатывается на уровне узлов или секций башни, стрелы. Дальнейшая детализация до уровня отдельных

элементов (раскосы, подкосы, пояса) будет усложнять работу в программе и потребует более мощные цифровые носители.

На втором шаге разрабатывается программа-плагин, в которой имеется возможность занести алгоритм учета наработки узлов и механизмов в мото-часах. В программу интегрируется график технического ремонта и обслуживания башенных кранов. Далее плагин интегрируется с В1М-платформой и синхронизируется с моделью башенного крана. Таким образом, каждый узел, секция или механизм обладает необходимыми параметрами, которые предстоит контролировать на протяжении всего периода эксплуатации на объекте.

Третьим шагом становится занесение данных о результатах осмотра конструктивных элементов башенного крана. Инспектор, при проверке башенного крана, сканирует QR код каждого проверяемого узла, блока и далее заносит данные о техническом состоянии отдельных параметров, входящих в проверяемый узел,

Таблица 1 - Виды и характеристики дефектов Table 1 - Types and characteristics of defects

Вид дефекта Хараетеристика дефектов

Дефекты изготовления или монтэша Дефекты, возникающие из-за грубого нарушения норм, эксплуатации Дефекты, возникающие при нормальной эксплуатации

1. Нарушение лакокрасочного покрытия 0,5

2. Коррозия ответственных элементов до 5К толщины элементе вил, ДО 10% ТОЛЩИНЫ элемента ВИЛ. Свыше толщины элемента. 0,2 1 10

3 .Трещин ы, разрывы е швах или в о коло шовной зоне 1 1 4

4.Трещимы, рэзрывы в_зонах удаленных от сварных шш 1 1 5

^^Эгл^Ед^у^ в которых болты работают на растяжение 1а также износ резьбы винтовых опор) 0,5 0,5 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Ослабление болтовых соединений в которых болты работают на срез 2

7, Деформации элементов решетчатый конструкций, превышающие п редел ьные значен ил: 7.1. Пояса 7.2. Элементы решетки 1 0,5 2,5 1 5 2

Я. Деформации элементов листовых конструкций, превышающие предельные значения 1 1,5 5

9 Расслоение металла 5

10. С*мтие^щду!уи]н и выработка отверстий в шарнирах, превышающие предельные значения 1 1,5 3

11. Любые дефекты, возникшие в месте предыдущего ремонта 1 2 ;

Таблица 2 - Определение характеристики дефектов башенных кранов Table 2 - Characterization of defects of tower cranes

йнд дефекта

Дефекты изготовления или MOMlirtsa Дефекты, возникающие при нормальной ЗнСгЧлу ВТ Лци и

Нарушение лдкокрасочнаю покрытия 0, S

Коррозии ответственных элементов АО S96 толщины элемента вкл. до Ю'.НЬ толщины элемента вкл. Свыше 10% толщи мы »лнсменТд. 0.2 1 10

ТрещинЫм разрывы в швах или в оислишовмий лине 1 4

Трещины, разрывы в з-рнак удаленных с?г екмриых швов 1 5

Ослабление болювьн соединений в киюрых бол!ы работают ни> мйстйжение (й также нэиос ре»ьбъ» винтовы* опор) 0,5 1

Ослабление $*>л Т&выл. соединений а которых болты рдбо^к)! нй «pes 2

Деформации элементов решетчатых конструкций, превышающие предельные значении: Попса - 1л*>мситы> решетки I 0,5 5 2

Деформации .элементов листовым конарукций, превышающие пр'Гделшыг тнлчгния 1 5

Pactлог-ннг мгтлллл 5

fWfll Hf- ЛрГауалИн И Л^рлЛОТЫП ПТПГ-рСТ И Й П Itl il рН.НрЛ*. ПрЛПМШ Л«Л|ЦИГ предельные значения I 3

Любые дефекты, вникшие вместе предыдущего ремонта 1 5

Дефекты иа мемнц —бЛОчныя и Др, доехагоизмив - трс-щинм, гнол!М, :И1мос по ручiiю ргЛорд Слокол -Ипнос туйчлтмм ълцгплг-ннй -Цырайогиа ([и зное J шлринрмых соедм неи и й 0.5 1 1.J&

Лрещнны н сколь) оголяющие арматуру фундаментов Осадка (просадка, крен] фундаментов СИЯШС^ трещины анкерных Ьолтов t шпилек}. ослабление болговьгх СО единений 0.5 2 1,5

Нижнее рельсивие ириенне (землымое гюли*ни} 1« швечаеТ НГфМ.ЛТИПН1.1М Т^Лпйлниям. I

Дефекты верхнего рельсового строения: - дефекты рельсового пути {рельсы* полушпалы,) -дефекты балластной призмы дефекты итутеворо оборудуй амин Тугрики., заземление и f.flrj 1*5 1 2

Способ устранения дефектов: ремонт замена I 0,5

блок. Проверка инспектором осуществляется инструментально и визуально. При этом к каждому блоку применимы определенные критерии, соблюдение которых удовлетворяло бы общему состоянию безопасной эксплуатации башенного крана.

Данные параметры, входящие в тот или иной блок, проверяются инспектором согласно нормативным требованиям. При этом инспектор имеет возможность произвести фотофиксацию выявленных нарушений; полученной фотографии автоматически присваивается тот же код, что и QR код проверяемого узла, блока.

Для оценки параметров, за основу принимаются нормативные документы [19,20], в которых имеются таблицы, включающие бальную оценку дефектов (таблица 1).

Из представленной таблицы 1 исключается столбец «Дефекты, возникающие из-за грубого нарушения норм эксплуатации», и включаются столбцы, содержащие новые виды дефектов, которые будут отражать физическое состояние представленных блоков, а именно дефекты, которые могут повлиять на правильную эксплуатацию фундаментов, канатно-блочных систем, канатов, а для рельсовых кранов - это земляное полотно под рельсовым путем и дефекты

рельсового пути, балластной призмы и дефекты путевого оборудования. Также в таблицу добавляется строка с указанием способа возможного устранения того или иного дефекта. При этом дефектам присваиваются баллы. Результаты изменений представлены в таблице 2.

Кран разбит на отдельные узлы (механизмы, блоки) (рисунок 3), при этом все узлы (механизмы, блоки) активны и при выборе того или иного элемента (блока, узла) активируется та часть таблицы 2, к которой привязан этот элемент (блок, узел). В итоге получается, что инспектор производит обследование всего башенного крана и заносит данные не только о выявленных дефектах, но и об их отсутствии. Оценка фактического состояния проверяемого элемента (блока, узла) отмечается как «Правильно» или «Неправильно». При этом, если будут обнаружены дефектные элементы, инспектор имеет возможность определить характеристику дефектов согласно таблицы 2.

Для того чтобы объективно оценить правильность эксплуатации башенного крана, необходимо выставлять обе отметки.

На рисунке 4 можно видеть, что была выбрана конструктивная часть башенного крана «Стрела», плагин который обрабатывая данные,

Рисунок 3. Схема крана и его отдельных узлов (механизмов, блоков) Figure 3. Scheme of the crane and its individual nodes (mechanisms, blocks)

Рисунок 4. Конструктивная часть башенного крана «Стрела» Figure 4. The structural part of the tower crane "Strela"

понимает, что выбран именно этот элемент башенного крана и выдает список именно тех дефектов, которые характерны для данного конструктивного элемента.

Таким образом, инспектор отмечает не только отрицательные пункты, но и положительные, тем самым подтверждая, что данный узел (механизмы, блоки) проверен и на нем отсутствуют дефекты. При этом инспектор имеет возможность внести примечания, если посчитает нужным, и произвести фотофиксацию с привязкой именно к тому узлу (механизму, блоку), который был проверен.

Шаг четвертый. Выгрузка отчёта. Данные по обходу и осмотру башенного крана выгружаются в виде таблицы, сформированной в программе Microsoft Word, которая отвечает также и нормативным документам РД 10-112-2-09 таб. 6, в которой указываются: наименование узла, вид дефекта, описание дефекта и сроки устранения дефектов, а также столбец с комментариями инспектора во время обхода (таблица 3). Таким образом, формируется ведомость дефектов, которую можно использовать для оперативного реагирования на обеспечение технической исправности башенного крана во время эксплуатации.

Анализ выгруженных данных предполагает количественную оценку образовавшихся

во время эксплуатации дефектов, выраженных в виде баллов, которые можно привести к единому числовому значению и обозначить как ИНДЕКС ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ (ИТС) башенного крана.

ИНДЕКС ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ представляет собой обобщенный показатель, выраженный в баллах и указывающий на правильность эксплуатации башенных кранов. Программный комплекс, который позволяет рассчитать ИТС является отличным инструментом в руках компаний, которые сдают свою технику в аренду. Использование данного инструмента позволит компании оценить правильность эксплуатации башенных кранов, которые находятся в руках арендаторов на период договорных отношений. Таким образом, компания может заранее подготовиться к устранению дефектов, приобрести необходимые запасные части для проведения ремонтных работ после демонтажа башенного крана.

BIM-технология, применяемая для расчета ИТС башенных кранов, выступает аккумулятором, в котором может сочетаться геометрические параметры башенного крана и математический алгоритм для их оценки.

Для расчета ИТС принимаем бальную систему оценки согласно нормативного документа

Таблица 3 - Ведомость дефектов Table 3 - Defect list

"ид нсойнодмтас тн и

РД дефечтв

Я- 2 Л 4 a

1- H •4WMC-.C- Lïpuckrir

s Эфцллниое полотно

Jt- Ёс-рпнс-с- 1.1|1игниг

' 1 Рв-лЛ яэ-Сп-г

nvT*eoe OOOPVAO Ы н и«

Л- Mr галлмипт » |» v** l>|h h.

1

Ьашня ( с а п ■ уы и ]

J. I vE 1

З.в Оголовок üauinH

J.ï Монсолопротивовеса

l.b СТрАЛА ( С «Г'РЧ IU4 Ml 1

1-7 M К НО/ЮВОЙ 'М-И-СГТМ

"1 , ifWl ^ H Л M H. IM hJ

4 . 1 Мфялнним прррдпмжгния

Мгпакизгл гювиритп

4. -« М«КЯНИ«М HlMPHPHtln ВЫЛГТВ [ГПУШПЯИ 1 <тлстм>1

Л.-41 лодъемв

л. Элн 1 fïooOоруАОие ** у^троАсгМ' вемткностм

ы Пгрцничит« ли rpv шпплъпиности

5. S Строивитело в»1соты пащмвн

•i.il Огрвннчитвль вылет*

'-л

? ripUlMDUVFUMFIUir VLtPU^tl»

s.e Упоры

РД 10-112-2-09 п.8 п.п 8.1.5, в котором сказано: «Решение о возможности дальнейшей эксплуатации принимает комиссия с учетом следующих рекомендаций:

- при суммарном числе баллов менее 5 после ремонта кран может эксплуатироваться с паспортной грузоподъемностью;

- при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно в случаях, когда имеются дефекты не менее 3 баллов, грузоподъемность крана после ремонта на всех вылетах должна быть снижена не менее чем на 25% (кран должен быть переведен в более низкую размерную группу), и к паспорту приложены соответствующие грузовые характеристики, а ОГП соответственно должен быть перенастроен (в необходимых случаях должен быть уменьшен противовес);

- при суммарном числе баллов более 10 кран подлежит снятию с эксплуатации и списанию либо должна быть произведена замена дефектного узла.»

В результате получается количественная

оценка образовавшихся дефектов во время эксплуатации башенных кранов. При этом программа автоматически формирует отчет по результатам обхода, и все данные сразу попадают на сервер компании и вышестоящему руководству. В результате программа при формировании отчета присваивает ИТС объекту по самому худущему башенному крану на этом объекте, и тем самым сигнализируя о том, что на данном объекте есть нарушения технической эксплуатации башенных кранов.

Выводы

Практическое применение методики обследования башенного крана на основе BIM технологии показало, что существует возможность использовать BIM-технологии для эффективного контроля технического состояния башенных кранов. Полученные в ходе мониторинга данные можно визуализировать и представлять в виде подробного отчёта. Данная методика контроля внедряется на объектах Группы Компаний «Эталон».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Состояние строительной отрасли России [Электронный ресурс]. URL: http://pronowosti.nj/2018/03/04/%D1%8 1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B E%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0°/c B0%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81/ ) (дата обращения: 05.10.2018)

2. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 N 30992) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157709/ (дата обращения: 17.10.2018)

3. Осипова Е.В., Свидан Н.И. "Пути снижения аварийности башенных кранов" [Электронный ресурс]. URL: http:// maspk.ru/journal/vypusk-7-9-mart-2016/osipova-svidan-puti-snizheniya-avariynosti-bashennykh-kranov/ (дата обращения: 21.10.2018)

4. Кычкин В.И., Рыбинская Л.А. Диагностика технического состояния металлоконструкций строительных и дорожных машин. Оценка остаточного ресурса с учетом риска Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. — 162 c.

5. Бузуев И.И., Овчинников А.П. Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин с истекшим нормативным сроком службы Методические указания по выполнению практических занятий / Самар. гос. техн. ун-т; Сост.: И.И. Бузуев, А.П. Овчинников, Самара, 2009 г, 35 с.

6. А.Б. Пономарев, А.В. Захаров, Д.Г. Золотозубов, С.В. Калошина : Проектирование установки монтажных кранов на строительной площадке. / учеб.-метод. пособие - Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та,

2015. - 318 с.

7. Котельников В. С., Невзоров Л. А. Качественное проведение технического освидетельствования грузоподъемных кранов -залог их безаварийной эксплуатации. -М.: Изд-во журнала «Безопасность труда в промышленности», 2001. -№ 10. -C. 2-5.

8. РД 10-112-1-04 от 26.04.04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения. [Электронный ресурс].URL http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP ;n=391295#00950358050590540 (дата обращения: 18.10.2018)

9. СП 12-135-2003 Безопасность труда в строительстве // Аналитический информационный центр «Стройтрудо-безопасность». - М: ГУП ЦП, 2003. - С. 54-58

10. Лезина К.С., Вахрушев С.И. «Исследование аварийности и травматизма при эксплуатации башенных кранов» Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Материалы конференции. Т: 2:

2016. 233-241 с.

11. Строительство в Росии 1966-2017 гг. 2016. - 411-415 с. [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock. news/?q=node/617981&full (дата обращения: 18.10.2018)

12. Синельщиков А.В., Булатов Б.Л. Устойчивость башенных кранов при переменных эксплуатационных состояни-ях^Вестник АГТУ 2012. № 2 (54). С. 41-44.

13. Даурбеков А.М. Оценка риска при эксплуатации подъемных сооружений / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - 156-158 с.

14. Солодовников А.В, Зарипов Н.З. Проведение обследования технического состояния и проверка документации

объектов на которых используются подъемные сооружения. Изд. 5-е, -Уфа: УГНТУ, 2014. -89 с.

15. Стерехов А.В., Фахретдинов А.Н., Симонов н.в., Сыроежкин В.Ю., Разинков В.К. «Оценка опасности подъемных сооружений при осуществлении производственного контроля и экспертизы промышленной безопасности» / Экспертиза промышленной безопасности и диагностика опасных производственных объектов №: 4 : 2015 страницы: 65-67 с.

16. ШармановВ.В Методика оценки факторов достижения безопасности на строительной площадке на основе информационного моделирования Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 3 (34). С. 72-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Морозова Т.Ф., Шарманов В.В., Мамаев А.Е., Софронеева С.Н. Оценка состояния техники безопасности и охраны труда на строительной площадке на основе BIM технологий В сборнике: ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ВЕСНА - 2016. Материалы 14-й Международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности. Ответственный редактор: И. П. Степанова. 2016. С. 181-187.

18. Шарманов В.В., Симанкина Т.Л., Мамаев А.Е. Контроль рисков строительства на основе BIM-технологий Строительство уникальных зданий и сооружений. 2017. № 12 (63). С. 113-124.

19. РД 10-112-2-09 «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные» [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-law.ru/stroyka/doc/57196/ (дата обращения: 12.10.2018)

20. РД 10-112-3-97 «Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, краны-лесопогрузчики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nppego.com/Libr/Docs/Metod/10_112_3_97.pdf (дата обращения: 12.10.2018)

21. Мамаев А.Е. Методика мониторинга календарного графика строительства Фундаментальные исследования 2017. № 8-2. С. 270-275

REFERENCES

1. Sostoianie stroitelnoi otrasli Rossii [State of the Russian construction industry]. Retrieved from: http://pronowosti. ru/2018/03/04/%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81 %D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0-%BE%D1%82%D1%80%D0%B0% D1%81%D0%BB%D00/oB8-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81/ [in Russian].

2. Prikaz Rostekhnadzora ot 12.11.2013 N 533 "Ob utverzhdenii Federalnykh norm i pravil v oblasti promyshlennoi bezopasnosti "Pravila bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh obiektov, na kotorykh ispolzuiutsia podiemnye sooruzheniia" (Zaregistrirovan v Miniuste Rossii 31.12.2013 N 30992) [Order of Rostekhnadzor of 12.11.2013 N 533 "On Approval of Federal Norms and Rules in the Field of Industrial Safety" Safety Regulations for Hazardous Production Facilities Using Lifting Facilities "(Registered in the Ministry of Justice of Russia 31.12.2013 N 30992)]. Retrieved from: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_157709/ [in Russian].

3. Osipova, Ye.V., & Svidan, N.I. (2016). Puti snizheniia avariinosti bashennykh kranov [Ways to reduce the tower cranes' accident rate]. Retrieved from: http://maspk.ru/journal/vypusk-7-9-mart-2016/osipova-svidan-puti-snizheniya-avariynosti-bashennykh-kranov/ [in Russian].

4. Kychkin, V.I., & Rybinskaia, L.A. (2010). Diagnostika tekhnicheskogo sostoianiia metallokonstruktsii stroitelnykh i dorozhnykh mashin. Otsenka ostatochnogo resursa s uchetom riska [Construction and road machines' metal structures technical condition diagnostics. Risk assessment of residual resource]. Perm: Perm State Technical University Publishing House [in Russian].

5. Buzuev, I.I., & Ovchinnikov, A.P. (2009). Bezopasnost ekspluatatsii gruzopodemnykh mashin s istekshim normativnym srokom sluzhby Metodicheskie ukazaniia po vypolneniiu prakticheskkih zanyatii [Safety of load-lifting machines with expired standard service life operation. Guidelines for the practical exercises fulfilment]. Samara: Samara State Technical University Publishing House [in Russian].

6. Ponomarev, A.B., Zakharov, A.V., Zolotozubov, D.G., & Kaloshina, S.V. (2015). Proektirovanie ustanovki montazhnykh kranov na stroitelnoi ploshchadke [Erecting cranes' installation designing at the construction site].Perm: Perm National Research Polytecnical University Publishing House [in Russian].

7. Kotelnikov, V.S., & Nevzorov, L.A. (2001). Kachestvennoe provedenie tekhnicheskogo osvidetelstvovaniia gruzopodemnykh kranov -zalog ikh bezavariinoi ekspluatatsii [High-quality technical examination of cranes - a guarentee of their trouble-free operation]. Moscow: Bezopasnost truda v promyshlennosti - Industrial Labor Safety, 10, 2-5 [in Russian].

8. Rekomendatsii po ekspertnomu obsledovaniiu gruzopodemnykh mashin. Obshchie polozheniia [Recommendations for expert examination of lifting machines. General provisions]. Retrieved from: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=EXP;n=391295#009503580505 90540 [in Russian].

9. Bezopasnost truda v promyshlennosti [Labor safety in industry]. Analitical information center "Stroitrudbezopasnost". Moscow: GUP CP (2003). [in Russian].

10. Lezina, K.S., & Vakhrushev, S.I. (2016). Issledovanie avariinosti i travmatizma pri ekspluatatsii bashennykh kranov [Investigation of accidents and injuries in the operation of tower cranes]. Perm National Research Polytecnical University. Conference proceedings, V. 2, 233-241 [in Russian].

11. Stroitelstvo v Rossii 1966 - 2017 [Construction in Russia 1966 - 2017]. Retrieved from: https://aftershock. news/?q=node/617981&full

12. Sinelshchikov, A.V., & Bulatov, B.L. (2012). Ustoichivost bashennykh kranov pri peremennykh ekspluatatsionnykh sostoianiiakh [Stability of tower cranes under varying operational conditions]. Vestnik AGTU - AGTU Herald, 2 (54), 41-44 [in Russian].

13. Daurbekov, A.M. (2017). Otsenka riskapri ekspluatatsii podemnykh sooruzhenii [Risk assessment during lifting equipment operation]. Current research areas: development prospects: materials of the II International. scientific-practical conf. (Cheboksary, July 16, 2017) [in Russian].

14. Solodovnikov, A.V., & Zaripov, N.Z. (2014). Provedenie obsledovaniia tekhnicheskogo sostoianiia i proverka dokumentatsii obektov na kotorykh ispolzuiutsia podemnye sooruzheniia [Conducting a technical examination and checking the documentation of facilities where lifting equipment is used]. Ufa: YGNTU [in Russian].

15. Sterekhov, A.V., Fakhretdinov, A.N., Simonov, N.V., Syroezhkin, V.Yu., & Razinkov, V.K. (2015). Otsenka opasnosti podiomnykh sooruzhenii pri osushchestvlenii proizvodstvennogo kontrolia i ekspertizy promyshlennoi bezopasnosti [Hazard assessment of lifting facilities at the industrial control and industrial safety examination implementation]. Ekspertiza promyshlennoi bezopasnosti i diagnostika opasnykh proizvodstvennyh obiektov - Industrial safety examination and dangerous industrial objects diagnostics, 4, 65-67 [in Russian].

16. Sharmanov, V.V. (2017). Metodika otsenki faktorov dostizheniia bezopasnosti na stroitelnoi ploshchadke na osnove informacionnogo modelirovaniia [Methodology for assessing safety factors at a construction site based on information modeling].Akademichesky vestnik UralNIIproekt RAASN - Academic Herald UralNIIproekt RAASN, 3, 72-79 [in Russian].

17. Morozova,T.F., Sharmanov, V.V., Mamaev, A.Ye., & Sofroneeva, S.N. (2016). Otsenka sostoianiia tekhniki bezopasnosti i okhrany truda na stroitelnoi ploshchadke na osnove BIM tekhnologii [Safety state and labor protection assessment at the construction site based on BIM technologies]. FAR EASTERN SPRING - 2016. Proceedings of the 14th International Scientific and Practical Conference on Ecology and Safety, 181-187 [in Russian].

18. Sharmanov, V.V., Simankina, T.L., & Mamaev, A.Ye. (2017). Kontrol riskov stroitelstva na osnove BIM-tekhnologii [BIM-based construction risk control]. Stroitelstvo unikalnykh zdanii i sooruzhenii - Unique buildings and structures construction, 12 (63), 113-124 [in Russian].

19. Metodicheskie rekomendatsoi po ekspertnomu obsledovaniiu gruzopodemnykh mashin. Chast 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-law.ru/stroyka/doc/57196/ (дата обращения: 12.10.2018) Krany strelovye obshchego naznacheniia i krany-manipuliatory gruzopodemnye [Guidelines for expert examination of lifting machines. Part 2. General-purpose jib cranes and load-lifting cranes]. Retrieved from: http://www.internet-law.ru/stroyka/doc/57196/ [in Russian].

20. Metodicheskie ukazaniia po obsledovaniiu gruzopodemnykh mashin s istekshim srokom sluzhby. Chast 3. Bashennye, strelovye nesamokhodnye i machtovye krany, krany-lesopogruzchiki [Guidelines for the expired service life lifting trucks examination. Part 3. Tower, jib non-propelled and mast cranes, timber cranes]. Retrieved from: http://www. nppego.com/Libr/Docs/Metod/ 10_112_3_97.pdf [in Russian].

21. Mamaev, A.Ye. (2017). Metodika monitoringa kalendarnogo grafika stroitelstva [Construction schedule monitoring methods]. Fundamentalnyie issledovania - Fundamental Studies, 8-2, 270-275 [in Russian].

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.