Научная статья на тему 'Методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала'

Методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
913
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / INVESTMENT POTENTIAL / INNOVATION POTENTIAL / INTEGRAL INDEX / RATING EVALUATION / STRATEGY OF ENTERPRISES / STRATEGIC POSITIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаустова К. М.

В статье показана методика стратегического позиционирования предприятия на основе интегральной оценки его инвестиционного и инновационного потенциала. Дана характеристика инвестиционно-инновационного потенциала и способ определения его величины путем рейтингового оценивания основных составляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of strategic positioning of enterprises on the basis of the integral evaluation of their investment and innovation potential (Ukraine, Mukachevo)

The article focuses on the strategic positioning of enterprises on the basis of the integral evaluation of its investment an innovation potential, characterizes the latter, and discusses ways of its improvement through the rating evaluation of its major components

Текст научной работы на тему «Методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала»

методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала

К.М. Хаустова,

старший преподаватель кафедры менеджмента и управления экономическими процессами

Мукачевского государственного университета (Украина)

[email protected]

В статье показана методика стратегического позиционирования предприятия на основе интегральной оценки его инвестиционного и инновационного потенциала. Дана характеристика инвестиционно-инновационного потенциала и способ определения его величины путем рейтингового оценивания основных составляющих.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инновационный потенциал, интегральный показатель, рейтинговая оценка, стратегия предприятия, стратегическое позиционирование.

УДК 330.341 ББК 65.011

Инвестиционно-инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность определенных факторов (научнотехнических, технологических, кадровых, финансовых), уровень развития которых определяет степень готовности организации к привлечению инвестиционных средств и направлению их в перспективные инновационные проекты, в рамках избранной стратегии. Стратегический анализ инвестиционно-инновационного потенциала направлен на определение степени готовности предприятия к реализации инвестиционных и инновационных целей [1].

Важной предпосылкой рационального принятия решений по выбору инвестиционного проекта и целесообразности инвестирования средств в инновационную сферу является оценка инвестиционного и инновационного потенциала предприятия, а также сопоставление результатов оценки с целью разработки и определения стратегических альтернатив.

На сегодняшний день учеными обоснованны различные показатели и методики расчета потенциала в зависимости от целей инвестиционно-инновационной деятельности. В частности, различные подходы к оценке инновационного потенциала предлагают: С. М. Ильяшенко [2], В.А. Верба и И.В. Новикова [3], В.М. Хобта и Г.А. Комар [4], О.В. Князь, Ю.О.Андрианов [5], Н.В. Краснокутская

[6] и другие.

Различные методики расчета и определения показателей, составляющих основу оценки инвестиционного потенциала на уровне предприятия, предлагаются в работах Е. В. Белова [7], Г. Кадырова [8], А.С. Федонина., О.И. Репиной [9] и других. Большинство ученых определяют инвестиционный потенциал как совокупность финансовых ресурсов, которые при определенных условиях способны трансформироваться в инвестиционные ресурсы [7,9]. Некоторые авторы к перечню показателей инвестиционного потенциала относят также показатель инвестиционной привлекательности предприятия, который определяет потенциальные возможности предприятия для привлечения инвестиционных ресурсов из внешних источников [10, 12].

Результаты исследования выбранных научных подходов дают основания утверждать, что на сегодня отсутствует единый методологический подход к определению инвестиционно-инновационного потенциала и проведения его комплексной оценки с целью разработки инвестиционно-инновационной стратегии промышленных предприятий.

Целью написания статьи является обоснование методики стратегического позиционирования предприятия по уровню его инвестиционно-инновационного потенциала.

Согласно стратегическому подходу, инвестиционный потенциал предприятия — это находящаяся в системном единстве организованная совокупность имеющихся экономических ресурсов, а также обусловленных ими при современном уровне развития, возможностей по мобилизации внутренних и внешних инвестиционных средств, которые могут быть использованы для реализации стратегических и тактических целей предприятия через механизм инвестирования.

Проблемы оценки инвестиционно-инновационного потенциала можно разделить на три группы:

1. Проблема выбора показателей, по которым осуществляется оценка инвестиционного потенциала. На сегодня не существует единого критерия оценки уровня инвестиционного потенциала предприятия, что обусловлено следующими причинами. Во-первых совокупность критериев оценки должна разрабатываться субъек-

тами инвестирования с учетом инвестиционных целей и интересов, а также особенностями развития отрасли к которой относится предприятие. Во-вторых, необходимо учитывать уровень риска инвестиций в данной отрасли.

2. Проблема выбора показателей оценки инновационного потенциала определяется необходимостью использованием различных как количественных, так и качественных параметров, которые в полной мере могут определить инновационный уровень готовности предприятия к реализации инвестиционных целей.

3. Проблема обобщения результатов оценки инвестиционноинновационного потенциала, что обусловлено совокупностью различных подходов и результативных показателей, которые трудно сопоставить в процессе формирования стратегии.

С целью усовершенствования процесса обоснования инвестиционно-инновационной стратегии предлагается методика рейтинговой оценки, которая дает возможность обобщить результаты и определить основные стратегические альтернативы инвестиционных решений для конкретного предприятия. Эффективность проведения данной методики зависит от соблюдения следующих принципов:

— экономическая значимость и целесообразность использования выбранных показателей;

— простота расчета на основе анализа финансовой и статистической отчетности предприятия;

— ранжирование критериев оценки по степени важности с точки зрения их вклада в достижение инвестиционных целей;

— обеспечение возможностей для сравнения аналитических показателей на различных предприятиях;

— минимизация затрат на сбор и обработку данных согласно выбранной совокупности показателей.

— определение минимальных ограничений выбора инновационного проекта в контексте целесообразности инвестиционной деятельности.

Рейтинговая интегральная оценка основывается на определении некоторого комплексного показателя, который рассчитывается как сумма взвешенных коэффициентов, характеризующих различные аспекты анализа инвестиционного и инновационного потенциала предприятия. Сопоставление полученных показателей упрощает процесс формирования стратегии предприятия и позволит выявить резервы совершенствования отдельных аспектов инвестиционной и инновационной деятельности на пути достижения стратегических целей.

Метод интегральной рейтинговой оценки позволяет рассчитать показатель, в котором обобщаются значения других показателей, скорректированных согласно их значимости и за другими факторами. Интегральная оценка позволяет обобщить в одном показателе ряд факторов, отличных по содержанию, единицам измерения, весомости и другим характеристикам. Это упрощает процедуру оценки конкретного инвестиционного предложения, а иногда является единственно возможным вариантом ее проведения и формулировки объективных окончательных выводов [15].

Основой стратегического анализа при определении инвестиционного потенциала является анализ показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, его финансового состояния и деловой активности. В свою очередь, основными группами показателей для определения инновационного потенциала являются: показатели производственно-технологического потенциала, кадрового потенциала, показатели маркетингового, информаци-

онного и управленческого потенциала, а также показатели инновационной активности предприятия.

Совокупность показателей, которые используются в процессе определения интегрального показателя зависит, прежде всего, от отраслевой принадлежности, стратегических целей предприятия и ожидаемого эффекта инновационной деятельности.

Алгоритм проведения рейтинговой оценки включает следующие этапы.

— Исходные данные представляются в виде матрицы, в которой записаны номера показателей 0 = 1, 2, 3, ..., п), а по столбцам

— номера предприятий ^ = 1, 2, 3, ... п ).

— По каждому показателю находится максимальное (или минимально приемлемое) значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1).

— Выходные данные матрицы нормируются в соотношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле

X = А / еА , (1)

I/ I/ г '

где X/ — стандартизованные показатели инвестиционного (инновационного) потенциала j-го предприятия;

Ац — значение 1-го показателя в j-го предприятия;

еАц — эталонное значение 1-го показателя.

При определении эталонного значения каждого показателя, совокупность показателей оценки инвестиционного и инновационного потенциала целесообразно разделить на две группы: нормативные и тенденциозные. Нормативные — это показатели, для которых установлено нормативное значение. К ним относят показатели ликвидности и показатели финансовой устойчивости. Для приведенной группы показателей процедура нормирования осуществляется согласно стандартизированного значения по формуле (1).

К тенденциозным показателям относят показатели, для которых не установлены фиксированные нормативные значения, но устанавливаются желаемые векторы направления на увеличение или уменьшение, а также ограничения, т.е. максимальное или минимальное значение, которое может принимать показатель в процессе оценки.

По каждому из тенденциозных показателей, целесообразно определять такие показатели в динамике последних 3 лет. Именно такой временной диапазон, по нашему мнению, является достаточным для определения балльной оценки качественных показателей инвестиционно-инновационного потенциала, поскольку временной промежуток в пределах года может не давать достаточной информации для верной интерпретации.

Для возведения результатов оценки количественных и качественных показателей к единому измерению разработана балльная система оценки параметров (табл. 1). Приведенная система балльной оценки основана на использовании числовой шкалы Харрингтона, которая является результатом обработки больших объемов статистической информации и считается универсальной.

Таблица 1

Балльная оценка нормированных параметров

Показа- тели Хч/баллы Оценка

Очень высо- кая Высо- кая Средняя (в пределах допустимого значения) Низкая Очень низ- кая

Диапазон показателей за шкалой Харрингтона 0,8-1,0 0,64-0,8 0,37-0,64 0,2-0,37 0,0- 0,2

Б1 2 1 0 -1 -2

Корректировка по динамике показателей, % в год Х > 50 10 <Х < 50 -10 < Х <+10 -10 < Х < -50 -50 < Х

Б2 +0,2 +0,1 0 -0,1 -0,2

(3)

где р — интегральный показатель инвестиционного (инновационного) потенциала j-го предприятия;

Б — балльная оценка /-го показателя /-го предприятия;

п — количество показателей [16].

Методика рейтингового анализа базируется на том, что система показателей рейтинговой оценки инвестиционного и инновационного потенциала должна отвечать следующим требованиям:

— показатели, используемые для анализа, должны быть максимально информативными, не противоречить друг другу и давать целостное представление о состоянии потенциала предприятия;

— вектор выбранных показателей должны иметь одинаковую направленность;

— для всех показателей должны быть указаны числовые нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений;

— финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной финансовой отчетности предприятия.

В процессе расчета интегрального показателя рекомендуется учитывать также коэффициент весомости каждого оцениваемого фактора, который характеризует уровень значимости отдельных показателей для экспертов в процессе оценки инновационного и инвестиционного потенциала.

Существует много подходов к определению коэффициента значимости факторов в процессе формирования задач многокритериальной оптимизации. Анализ существующих способов определения весовых коэффициентов показывает, что наиболее распространенными являются подходы, которые используют ранжирование или попарное сравнение [18].

Для равноценных критериев значения весов выбираются одинаковые по формуле:

а = 1/к , / = 1к (4)

где к — количество показателей.

Для неравноценных критериев веса выбираются в соответствии с важностью критерия при выполнении условий:

> 0, £ а = 1, і = 1, к

Для каждого критерия оптимальности вычисляется коэффициент а, который определяет максимально возможное отклонение по і-му критерию, по формуле:

гЫ гт гт

~ і У і _ 1 У і

&і = ------------Г7---= 1----------ГТ

/і /і

где /іт = тій /(х), /ы = тах /і(х).

ХЄЛ ХЄЛ

(5)

Весовые коэффициенты критериев вычисляются по формуле:

ч = (£ а ) \ і = 1, к

(6)

Наиболее важными являются показатели, для которых wl принимает наибольшее значение.

Таким образом, интегральный показатель, скорректированный на коэффициент весомости, имеет вид:

(7)

Полученные с помощью шкалы балла (Б1) корректируются по динамике показателей. Итак, балы /-го показателя /-го предприятия определяются по формуле:

Б/ = Б1 + Б2 (2)

Значение интегрального показателя инвестиционной и инновационной деятельности предприятия определяется по формуле:

Для интерпретации конечных результатов оценки полученных показателей, можно построить матрицу инвестиционно-инновационного потенциала (см. рис. 1.). На предлагаемой матрице интегральный показатель инвестиционного и инновационного потенциала отражает координаты предприятия и позволяет разработать инвестиционно-инновационную стратегию с учетом всех показателей, которые интересуют инвестора.

По горизонтали матрицы отражается взвешенный уровень инвестиционного, а по горизонтали — инновационного потенциала предприятия, рассчитанные по формуле (7). Учитывая возможные варианты их соотношения, стратегию предприятия можно дифференцировать за следующими зонами распределения:

— Сектор А определяется низким уровнем инвестиционного и инновационного потенциала. Для предприятий, находящихся в данном секторе инвестиционно-инновационная деятельность целесообразна лишь при условии значительных перспектив развития бизнеса, при котором ожидаемые доходы смогут перекрыть рас-

і=1

а

і=1

і=1

і=1

1,0

а

ж

0,5

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

а

Я

С О

А В

» 0,5 1,»

Штесш^вшодх идтилит

Рис.1. Матрица инвестиционно-инновационного потенциала предприятия

ходы на укрепление финансового состояния и повышения уровня инновационного потенциала.

— Сектор В описывает предприятия с высоким уровнем инвестиционного потенциала и низким уровнем инновационного потенциала. К этому сектору относятся предприятия, которые в настоящее время эффективно функционируют на основе традиционных технологий. Свободные инвестиционные ресурсы данных предприятий целесообразно направлять на развитие инновацион-

ной деятельности с целью обеспечения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

— Сектор С отражает сочетание высокого инновационного потенциала с низким уровнем инвестиционного потенциала. Сюда относятся, как правило, предприятия, которые находятся на стадии становления бизнеса и активно осуществляющих инновационную деятельность с целью получения конкурентных преимуществ. Активное инвестирование таких предприятий может осуществляться из внешних источников при условии повышения показателей инвестиционной привлекательности и обосновании рыночных перспектив.

— Сектор D — наиболее приоритетный для разработки и реализации инвестицинно-инновационных проектов. Предприятия, расположенные в данном секторе характеризуются высоким уровнем инвестиционно-инновационного потенциала, что значительно увеличивает перспективы эффективного развития на инновационной основе при условии благоприятного влияния внешних факторов.

Выводы. Интегральная оценка инвестиционного и инновационного потенциала предприятия является необходимым условием для выбора дальнейшей стратегии его развития, а также обоснования целесообразности инвестиционных вложений в инновационную деятельность. Приведенная методика позиционирования позволяет выявить резервы и определить основные стратегические шаги, которые необходимо осуществить предприятию на пути достижения стратегических целей. Рациональные управленческие решения должны направляться на выявление проблем и повышения качества потенциала предприятия путем согласованного совершенствования пропорций между его компонентами и усиления проблемной ориентации в соответствии с системой стратегических целей развития.

Литература

1. Хаустова К.М. Теоретические основы оценки инвестиционно-инновационного потенциала предприятия в контексте стратегического подхода // Научный вестник НЛТУ / Украина г. Львов. — 2009. — Вып. 19.04.2009. — С.299-304.

2. Менеджмент и маркетинг инноваций / С.М. Ильяшенко, А.В. Прокопенко, Л.Г. Мельник и др.; Общ. ред. С.М. Ильяшенко. — М.: Университетская книга, 2004. — 615 с.

3. Верба В.А., Новикова И.В. Методические рекомендации по оценке инновационного потенциала предприятия // Проблемы науки. — 2003. — № 3. — С. 22-31.

4. Хобта В.М., Комар Г.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Экономика промышленности. — 2009. — № 44.

5. Князь А.В., Андрианов Ю.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Региональная экономика. — 2007. — № 3. — С. 219-227.

6. Краснокутская Н.В. Инновационный менеджмент. — М.: Финансы, 2003. — 504 с.

7. Белова Е.В., Ковальчук Г.В. Методика оценки финансово-инвестиционного потенциала предприятий АПК // Вестник Алтайского государственно аграрного университета. — 2010. — № 9. — С. 88-91.

8. Иванов С.В. Методологические подходы к определению сущности инвестиционного потенциала // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. науч. работ. — Днепропетровск: ДНУ, 2004. — Вып. 95. — С. 98.

9. Кадырова Г. Инвестиционный потенциал: некоторые актуальные проблемы исследования // Страховое дело. — 2008. — № 11. — С. 4-10.

10. Кучерук Т.Ю., Волк О.М. Экономическое обоснование комплексной оценки инвестиционного потенциала авиапредприятия // Экономика. Финансы. Право. — 2008. — № 3. -С. 11-15.

11. Федонин А.С., Репина И.М., Олексюк А.И. Потенциал предприятия: формирование и оценка: учеб. пособие. — М.: Финансы, 2003. — 316 с.

12. Боярка И.М. Оценка инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования // Актуальные проблемы экономики. — 2008. — № 7. — С. 90-99.

13. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учеб. пособ. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 204 с.

14. Музыченко А.А. Рейтинговая оценка финансового обеспечения развития предприятия // Экономика АПК. — 2009. — № 11. — С. 84-87.

15. Сазыкина В.Л.. Новый метод интегральной оценки // Вестник ОГУ. — 2004. — №12. — С. 137-141.

16. Маляр Н.Н. Определение и целенаправленное изменение весовых коэффициентов многокритериального выбора // Вестн. национального техн. ун-та «Харьковский политехнический институт»: Тематический выпуск «Системный анализ, управление и информационные технологии». — 2010. — № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.