методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала
К.М. Хаустова,
старший преподаватель кафедры менеджмента и управления экономическими процессами
Мукачевского государственного университета (Украина)
В статье показана методика стратегического позиционирования предприятия на основе интегральной оценки его инвестиционного и инновационного потенциала. Дана характеристика инвестиционно-инновационного потенциала и способ определения его величины путем рейтингового оценивания основных составляющих.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инновационный потенциал, интегральный показатель, рейтинговая оценка, стратегия предприятия, стратегическое позиционирование.
УДК 330.341 ББК 65.011
Инвестиционно-инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность определенных факторов (научнотехнических, технологических, кадровых, финансовых), уровень развития которых определяет степень готовности организации к привлечению инвестиционных средств и направлению их в перспективные инновационные проекты, в рамках избранной стратегии. Стратегический анализ инвестиционно-инновационного потенциала направлен на определение степени готовности предприятия к реализации инвестиционных и инновационных целей [1].
Важной предпосылкой рационального принятия решений по выбору инвестиционного проекта и целесообразности инвестирования средств в инновационную сферу является оценка инвестиционного и инновационного потенциала предприятия, а также сопоставление результатов оценки с целью разработки и определения стратегических альтернатив.
На сегодняшний день учеными обоснованны различные показатели и методики расчета потенциала в зависимости от целей инвестиционно-инновационной деятельности. В частности, различные подходы к оценке инновационного потенциала предлагают: С. М. Ильяшенко [2], В.А. Верба и И.В. Новикова [3], В.М. Хобта и Г.А. Комар [4], О.В. Князь, Ю.О.Андрианов [5], Н.В. Краснокутская
[6] и другие.
Различные методики расчета и определения показателей, составляющих основу оценки инвестиционного потенциала на уровне предприятия, предлагаются в работах Е. В. Белова [7], Г. Кадырова [8], А.С. Федонина., О.И. Репиной [9] и других. Большинство ученых определяют инвестиционный потенциал как совокупность финансовых ресурсов, которые при определенных условиях способны трансформироваться в инвестиционные ресурсы [7,9]. Некоторые авторы к перечню показателей инвестиционного потенциала относят также показатель инвестиционной привлекательности предприятия, который определяет потенциальные возможности предприятия для привлечения инвестиционных ресурсов из внешних источников [10, 12].
Результаты исследования выбранных научных подходов дают основания утверждать, что на сегодня отсутствует единый методологический подход к определению инвестиционно-инновационного потенциала и проведения его комплексной оценки с целью разработки инвестиционно-инновационной стратегии промышленных предприятий.
Целью написания статьи является обоснование методики стратегического позиционирования предприятия по уровню его инвестиционно-инновационного потенциала.
Согласно стратегическому подходу, инвестиционный потенциал предприятия — это находящаяся в системном единстве организованная совокупность имеющихся экономических ресурсов, а также обусловленных ими при современном уровне развития, возможностей по мобилизации внутренних и внешних инвестиционных средств, которые могут быть использованы для реализации стратегических и тактических целей предприятия через механизм инвестирования.
Проблемы оценки инвестиционно-инновационного потенциала можно разделить на три группы:
1. Проблема выбора показателей, по которым осуществляется оценка инвестиционного потенциала. На сегодня не существует единого критерия оценки уровня инвестиционного потенциала предприятия, что обусловлено следующими причинами. Во-первых совокупность критериев оценки должна разрабатываться субъек-
тами инвестирования с учетом инвестиционных целей и интересов, а также особенностями развития отрасли к которой относится предприятие. Во-вторых, необходимо учитывать уровень риска инвестиций в данной отрасли.
2. Проблема выбора показателей оценки инновационного потенциала определяется необходимостью использованием различных как количественных, так и качественных параметров, которые в полной мере могут определить инновационный уровень готовности предприятия к реализации инвестиционных целей.
3. Проблема обобщения результатов оценки инвестиционноинновационного потенциала, что обусловлено совокупностью различных подходов и результативных показателей, которые трудно сопоставить в процессе формирования стратегии.
С целью усовершенствования процесса обоснования инвестиционно-инновационной стратегии предлагается методика рейтинговой оценки, которая дает возможность обобщить результаты и определить основные стратегические альтернативы инвестиционных решений для конкретного предприятия. Эффективность проведения данной методики зависит от соблюдения следующих принципов:
— экономическая значимость и целесообразность использования выбранных показателей;
— простота расчета на основе анализа финансовой и статистической отчетности предприятия;
— ранжирование критериев оценки по степени важности с точки зрения их вклада в достижение инвестиционных целей;
— обеспечение возможностей для сравнения аналитических показателей на различных предприятиях;
— минимизация затрат на сбор и обработку данных согласно выбранной совокупности показателей.
— определение минимальных ограничений выбора инновационного проекта в контексте целесообразности инвестиционной деятельности.
Рейтинговая интегральная оценка основывается на определении некоторого комплексного показателя, который рассчитывается как сумма взвешенных коэффициентов, характеризующих различные аспекты анализа инвестиционного и инновационного потенциала предприятия. Сопоставление полученных показателей упрощает процесс формирования стратегии предприятия и позволит выявить резервы совершенствования отдельных аспектов инвестиционной и инновационной деятельности на пути достижения стратегических целей.
Метод интегральной рейтинговой оценки позволяет рассчитать показатель, в котором обобщаются значения других показателей, скорректированных согласно их значимости и за другими факторами. Интегральная оценка позволяет обобщить в одном показателе ряд факторов, отличных по содержанию, единицам измерения, весомости и другим характеристикам. Это упрощает процедуру оценки конкретного инвестиционного предложения, а иногда является единственно возможным вариантом ее проведения и формулировки объективных окончательных выводов [15].
Основой стратегического анализа при определении инвестиционного потенциала является анализ показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, его финансового состояния и деловой активности. В свою очередь, основными группами показателей для определения инновационного потенциала являются: показатели производственно-технологического потенциала, кадрового потенциала, показатели маркетингового, информаци-
онного и управленческого потенциала, а также показатели инновационной активности предприятия.
Совокупность показателей, которые используются в процессе определения интегрального показателя зависит, прежде всего, от отраслевой принадлежности, стратегических целей предприятия и ожидаемого эффекта инновационной деятельности.
Алгоритм проведения рейтинговой оценки включает следующие этапы.
— Исходные данные представляются в виде матрицы, в которой записаны номера показателей 0 = 1, 2, 3, ..., п), а по столбцам
— номера предприятий ^ = 1, 2, 3, ... п ).
— По каждому показателю находится максимальное (или минимально приемлемое) значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1).
— Выходные данные матрицы нормируются в соотношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле
X = А / еА , (1)
I/ I/ г '
где X/ — стандартизованные показатели инвестиционного (инновационного) потенциала j-го предприятия;
Ац — значение 1-го показателя в j-го предприятия;
еАц — эталонное значение 1-го показателя.
При определении эталонного значения каждого показателя, совокупность показателей оценки инвестиционного и инновационного потенциала целесообразно разделить на две группы: нормативные и тенденциозные. Нормативные — это показатели, для которых установлено нормативное значение. К ним относят показатели ликвидности и показатели финансовой устойчивости. Для приведенной группы показателей процедура нормирования осуществляется согласно стандартизированного значения по формуле (1).
К тенденциозным показателям относят показатели, для которых не установлены фиксированные нормативные значения, но устанавливаются желаемые векторы направления на увеличение или уменьшение, а также ограничения, т.е. максимальное или минимальное значение, которое может принимать показатель в процессе оценки.
По каждому из тенденциозных показателей, целесообразно определять такие показатели в динамике последних 3 лет. Именно такой временной диапазон, по нашему мнению, является достаточным для определения балльной оценки качественных показателей инвестиционно-инновационного потенциала, поскольку временной промежуток в пределах года может не давать достаточной информации для верной интерпретации.
Для возведения результатов оценки количественных и качественных показателей к единому измерению разработана балльная система оценки параметров (табл. 1). Приведенная система балльной оценки основана на использовании числовой шкалы Харрингтона, которая является результатом обработки больших объемов статистической информации и считается универсальной.
Таблица 1
Балльная оценка нормированных параметров
Показа- тели Хч/баллы Оценка
Очень высо- кая Высо- кая Средняя (в пределах допустимого значения) Низкая Очень низ- кая
Диапазон показателей за шкалой Харрингтона 0,8-1,0 0,64-0,8 0,37-0,64 0,2-0,37 0,0- 0,2
Б1 2 1 0 -1 -2
Корректировка по динамике показателей, % в год Х > 50 10 <Х < 50 -10 < Х <+10 -10 < Х < -50 -50 < Х
Б2 +0,2 +0,1 0 -0,1 -0,2
(3)
где р — интегральный показатель инвестиционного (инновационного) потенциала j-го предприятия;
Б — балльная оценка /-го показателя /-го предприятия;
п — количество показателей [16].
Методика рейтингового анализа базируется на том, что система показателей рейтинговой оценки инвестиционного и инновационного потенциала должна отвечать следующим требованиям:
— показатели, используемые для анализа, должны быть максимально информативными, не противоречить друг другу и давать целостное представление о состоянии потенциала предприятия;
— вектор выбранных показателей должны иметь одинаковую направленность;
— для всех показателей должны быть указаны числовые нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений;
— финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной финансовой отчетности предприятия.
В процессе расчета интегрального показателя рекомендуется учитывать также коэффициент весомости каждого оцениваемого фактора, который характеризует уровень значимости отдельных показателей для экспертов в процессе оценки инновационного и инвестиционного потенциала.
Существует много подходов к определению коэффициента значимости факторов в процессе формирования задач многокритериальной оптимизации. Анализ существующих способов определения весовых коэффициентов показывает, что наиболее распространенными являются подходы, которые используют ранжирование или попарное сравнение [18].
Для равноценных критериев значения весов выбираются одинаковые по формуле:
а = 1/к , / = 1к (4)
где к — количество показателей.
Для неравноценных критериев веса выбираются в соответствии с важностью критерия при выполнении условий:
> 0, £ а = 1, і = 1, к
Для каждого критерия оптимальности вычисляется коэффициент а, который определяет максимально возможное отклонение по і-му критерию, по формуле:
гЫ гт гт
~ і У і _ 1 У і
&і = ------------Г7---= 1----------ГТ
/і /і
где /іт = тій /(х), /ы = тах /і(х).
ХЄЛ ХЄЛ
(5)
Весовые коэффициенты критериев вычисляются по формуле:
ч = (£ а ) \ і = 1, к
(6)
Наиболее важными являются показатели, для которых wl принимает наибольшее значение.
Таким образом, интегральный показатель, скорректированный на коэффициент весомости, имеет вид:
(7)
Полученные с помощью шкалы балла (Б1) корректируются по динамике показателей. Итак, балы /-го показателя /-го предприятия определяются по формуле:
Б/ = Б1 + Б2 (2)
Значение интегрального показателя инвестиционной и инновационной деятельности предприятия определяется по формуле:
Для интерпретации конечных результатов оценки полученных показателей, можно построить матрицу инвестиционно-инновационного потенциала (см. рис. 1.). На предлагаемой матрице интегральный показатель инвестиционного и инновационного потенциала отражает координаты предприятия и позволяет разработать инвестиционно-инновационную стратегию с учетом всех показателей, которые интересуют инвестора.
По горизонтали матрицы отражается взвешенный уровень инвестиционного, а по горизонтали — инновационного потенциала предприятия, рассчитанные по формуле (7). Учитывая возможные варианты их соотношения, стратегию предприятия можно дифференцировать за следующими зонами распределения:
— Сектор А определяется низким уровнем инвестиционного и инновационного потенциала. Для предприятий, находящихся в данном секторе инвестиционно-инновационная деятельность целесообразна лишь при условии значительных перспектив развития бизнеса, при котором ожидаемые доходы смогут перекрыть рас-
і=1
а
і=1
і=1
і=1
1,0
а
ж
0,5
§
я
а
Я
С О
А В
» 0,5 1,»
Штесш^вшодх идтилит
Рис.1. Матрица инвестиционно-инновационного потенциала предприятия
ходы на укрепление финансового состояния и повышения уровня инновационного потенциала.
— Сектор В описывает предприятия с высоким уровнем инвестиционного потенциала и низким уровнем инновационного потенциала. К этому сектору относятся предприятия, которые в настоящее время эффективно функционируют на основе традиционных технологий. Свободные инвестиционные ресурсы данных предприятий целесообразно направлять на развитие инновацион-
ной деятельности с целью обеспечения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
— Сектор С отражает сочетание высокого инновационного потенциала с низким уровнем инвестиционного потенциала. Сюда относятся, как правило, предприятия, которые находятся на стадии становления бизнеса и активно осуществляющих инновационную деятельность с целью получения конкурентных преимуществ. Активное инвестирование таких предприятий может осуществляться из внешних источников при условии повышения показателей инвестиционной привлекательности и обосновании рыночных перспектив.
— Сектор D — наиболее приоритетный для разработки и реализации инвестицинно-инновационных проектов. Предприятия, расположенные в данном секторе характеризуются высоким уровнем инвестиционно-инновационного потенциала, что значительно увеличивает перспективы эффективного развития на инновационной основе при условии благоприятного влияния внешних факторов.
Выводы. Интегральная оценка инвестиционного и инновационного потенциала предприятия является необходимым условием для выбора дальнейшей стратегии его развития, а также обоснования целесообразности инвестиционных вложений в инновационную деятельность. Приведенная методика позиционирования позволяет выявить резервы и определить основные стратегические шаги, которые необходимо осуществить предприятию на пути достижения стратегических целей. Рациональные управленческие решения должны направляться на выявление проблем и повышения качества потенциала предприятия путем согласованного совершенствования пропорций между его компонентами и усиления проблемной ориентации в соответствии с системой стратегических целей развития.
Литература
1. Хаустова К.М. Теоретические основы оценки инвестиционно-инновационного потенциала предприятия в контексте стратегического подхода // Научный вестник НЛТУ / Украина г. Львов. — 2009. — Вып. 19.04.2009. — С.299-304.
2. Менеджмент и маркетинг инноваций / С.М. Ильяшенко, А.В. Прокопенко, Л.Г. Мельник и др.; Общ. ред. С.М. Ильяшенко. — М.: Университетская книга, 2004. — 615 с.
3. Верба В.А., Новикова И.В. Методические рекомендации по оценке инновационного потенциала предприятия // Проблемы науки. — 2003. — № 3. — С. 22-31.
4. Хобта В.М., Комар Г.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Экономика промышленности. — 2009. — № 44.
5. Князь А.В., Андрианов Ю.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Региональная экономика. — 2007. — № 3. — С. 219-227.
6. Краснокутская Н.В. Инновационный менеджмент. — М.: Финансы, 2003. — 504 с.
7. Белова Е.В., Ковальчук Г.В. Методика оценки финансово-инвестиционного потенциала предприятий АПК // Вестник Алтайского государственно аграрного университета. — 2010. — № 9. — С. 88-91.
8. Иванов С.В. Методологические подходы к определению сущности инвестиционного потенциала // Экономика: проблемы теории и практики: Сб. науч. работ. — Днепропетровск: ДНУ, 2004. — Вып. 95. — С. 98.
9. Кадырова Г. Инвестиционный потенциал: некоторые актуальные проблемы исследования // Страховое дело. — 2008. — № 11. — С. 4-10.
10. Кучерук Т.Ю., Волк О.М. Экономическое обоснование комплексной оценки инвестиционного потенциала авиапредприятия // Экономика. Финансы. Право. — 2008. — № 3. -С. 11-15.
11. Федонин А.С., Репина И.М., Олексюк А.И. Потенциал предприятия: формирование и оценка: учеб. пособие. — М.: Финансы, 2003. — 316 с.
12. Боярка И.М. Оценка инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования // Актуальные проблемы экономики. — 2008. — № 7. — С. 90-99.
13. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учеб. пособ. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 204 с.
14. Музыченко А.А. Рейтинговая оценка финансового обеспечения развития предприятия // Экономика АПК. — 2009. — № 11. — С. 84-87.
15. Сазыкина В.Л.. Новый метод интегральной оценки // Вестник ОГУ. — 2004. — №12. — С. 137-141.
16. Маляр Н.Н. Определение и целенаправленное изменение весовых коэффициентов многокритериального выбора // Вестн. национального техн. ун-та «Харьковский политехнический институт»: Тематический выпуск «Системный анализ, управление и информационные технологии». — 2010. — № 9.