ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Инвестиционный анализ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Наталья Николаевна МУРАВьЕВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Волжский гуманитарный институт (филиал)
Волгоградского государственного университета, Волжский, Российская Федерация
nataljamur75@yandex.ru
История статьи:
Принята 20.04.2015 Принята в доработанном виде 16.07.2015
Одобрена 30.09.2015
УДК 330.320
JEL: G31, G32, 012, 032
Ключевые слова:
инвестиционный потенциал, частные потенциалы, производственная, финансовая и рыночная компоненты, методика интегральной оценки
Аннотация
Тема. В современных условиях для осуществления эффективной деятельности коммерческой организации особо актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций. Инвестиционная активность является составной частью деловой активности предприятий, включающей также производственную, инновационную, рыночную, маркетинговую и иную активность. Формирование инвестиционного потенциала, выработка четкой стратегии инвестирования, определение ее приоритетных направлений, мобилизация всех источников инвестиций являются важнейшими условиями устойчивого и качественного развития предприятий в современных непростых условиях. Поэтому комплексная объективная оценка инвестиционного потенциала организации является необходимым условием выявления слабых мест в ее развитии для возможного и наиболее эффективного их преодоления.
Цели. Разработка комплексной методики оценки инвестиционного потенциала коммерческих организаций, учитывающей особенности его определения как с позиции перспектив развития текущей деятельности предприятия, так и относительно возможности осуществления им инновационной деятельности.
Методология. Посредством использования анализа и синтеза как всеобщих методов познания, функционального анализа и отдельных элементов системного подхода как общенаучных методов были исследованы и систематизированы существующие подходы к оценке отдельных составляющих инвестиционного потенциала предприятия. Результаты. Результатом исследования стала разработка методики интегральной оценки инвестиционного потенциала организации, которая предоставляет возможность определить в одном показателе множество различных по содержанию и единицам измерения факторов. Интегральный показатель инвестиционного потенциала рассчитывается путем суммирования баллов, полученных по его составляющим - потенциалу расширения текущей деятельности и инновационному потенциалу организации.
Выводы и значимость. Использование предлагаемой методики позволит объективно оценить все параметры деятельности предприятия, влияющие на формирование его инвестиционного потенциала в современных экономических условиях для определения возможных перспектив его повышения, что непосредственным образом влияет на конкурентную позицию хозяйствующего субъекта на рынке.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Инвестиционный потенциал представляет собой важнейшую характеристику состояния и перспективного использования ресурсных возможностей и источников развития коммерческой организации, является решающим в обеспечении экономического роста организации, играет важную роль в развитии других ее потенциальных возможностей (производственных, финансовых, маркетинговых и пр.) за счет инвестиционной деятельности. Поэтому его объективная и всесторонняя оценка, позволяющая правильно определить перспективы развития предприятия,
развить его сильные стороны, по возможности преодолеть существующие проблемы и недостатки, является весьма значимой и актуальной проблемой.
В связи с недостаточной исследованностью содержания категории «инвестиционный потенциал коммерческой организации», а также отсутствием однозначного подхода к формированию его параметров в настоящее время в экономической науке не существует единой методики оценки инвестиционного потенциала коммерческих организаций. Большинство ученых определяют
инвестиционным потенциал как совокупность финансовых ресурсов, которые при определенных условиях способны трансформироваться в инвестиционные ресурсы. Некоторые авторы к перечню показателей инвестиционного потенциала относят также показатель инвестиционной привлекательности, который определяет потенциальные возможности предприятия для привлечения инвестиционных ресурсов из внешних источников.
Анализ существующих точек зрения позволил выделить два основных подхода к оценке инвестиционного потенциала:
детальный - путем оценки каждой из выделенных составляющих инвестиционного потенциала в отдельности на основе совокупности показателей;
системным - на основе методики интегральном оценки, которая дает возможность обобщить результаты и определить основные стратегические альтернативы инвестиционных решений для конкретного предприятия.
В рамках детального подхода выделяется целый ряд методов, предусматривающих оценку:
- производственного и финансового потенциала предприятия (Е.В. Бартова [1], Н.И. Кабанова [2], Н А. Мансурова, Н.О. Шутяева [3], М.К. Старовойтов, П.А. Фомин [4]);
- ресурсного потенциала (Е.А. Бабурин [5], Е.Ю. Дюйзен, Г.Б. Шпак [6], С.Г. Рыжук, Е.И. Овачук [7], П.П. Холодов [8], О.М. Федорова, И.А. Максименко, А.С. Данилова [9] и др.);
- рыночного потенциала (Е.В. Попов, В.Н. Ханжина [10]);
- инновационного потенциала (О.А. Имайкина1, С.А. Князев [11], В.Я. Цветков [12] и др.).
На основании этих методик в достаточно полном объеме можно оценить отдельные составляющие инвестиционного потенциала, однако только системный подход с использованием интегральной методики оценки инвестиционного потенциала предоставляет возможность определить в одном показателе множество различных по содержанию, единицам измерения факторов. Это
1 Имайкина О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3. С. 211-223.
упрощает процедуру оценки, а иногда является единственно возможным вариантом ее проведения и предоставления объективных окончательных заключений.
Реализация системного подхода нашла свое отражение в исследованиях таких авторов, как О.А. Минаева2, М.Ф. Мухаметшин [13], К.М. Хаустова [14], Н.Э. Эминова [15] и др.
В результате анализа и критического осмысления существующих подходов автором предложена собственная методика, предусматривающая оценку инвестиционного потенциала с точки зрения системного подхода.
Разделяя в целом точку зрения О.А. Николаевской на выделение в совокупном инвестиционном потенциале организации двух его относительно обособленных, но взаимодополняющих подвидов (потенциала развития текущей деятельности и инновационного потенциала), каждый из которых состоит из определенного набора частных потенциалов (производственного, рыночного и человеческого)
[16], автором в отдельную позицию выделен финансовый потенциал, так как человеческий (трудовой, кадровый) потенциал (интеллектуальный капитал) должен быть органически включен в производственный потенциал (что было подробно обосновано в проведенном ранее исследовании
[17]).
В результате обобщающий интегральный показатель инвестиционного потенциала ИП предлагается рассчитывать по следующей формуле:
ИП = П + П ,
т.д ин'
где Пт.д - потенциал текущей деятельности;
Пин - потенциал инвестиционной деятельности.
При этом каждый из выделенных подвидов инвестиционного потенциала в свою очередь включает в себя три структурных компоненты: производственный потенциал предприятия ППП, финансовый потенциал предприятия ФПП и рыночный потенциал предприятия РПП. Соответственно, расчет потенциала текущей деятельности принимает следующий вид: П = ППП + ФПП + РПП.
т.д
На следующем этапе необходимо, используя детальный подход к оценке, выявить и оценить показатели, определяющие частные потенциалы
2 Минаева О.А. Комплексный подход к оценке экономического потенциала промышленного предприятия // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2012. № 1. С. 38-44.
каждого из выделенных подвидов инвестиционного потенциала предприятия, приведя конечные результаты оценки по каждому из них к сопоставимым результатам. В рассматриваемом случае - к единой балльной шкале.
В общем виде оценка каждого из частных потенциалов ЧП проводится по формуле:
чпг =Х Ха,
где Х. - отдельный показатель 7-го частного потенциала (производственного, финансового, рыночного);
а - весовой коэффициент оценочного критерия X , причем = 1.
Для оценки производственного потенциала предприятия воспользуемся системой показателей, представленных в методике М.К. Старовойтова и П.А. Фомина [4], приведя их к балльной шкале оценок (табл. 1).
В зависимости от полученного в результате оценки значения выделенных показателей им присваивается
определенный уровень: высокий - 3 балла, средний -2 балла, низкий - 1 балл. Итоговый показатель производственного потенциала рассчитывается путем суммирования баллов, присвоенных каждой из его составляющей -производственной, материальной и кадровой.
Весовые коэффициенты, используемые для расчета составляющих производственного потенциала, были определены субъективно. Максимальное количество баллов, присваиваемое наивысшему уровню производственного потенциала предприятия -9 баллов. Суммирование баллов соответствующих показателей с учетом коэффициентов их весомости в общей системе оценки дает возможность оценить производственный потенциал коммерческой организации на основании отнесения к определенному его уровню:
- высокий производственный потенциал (уровень
A) - 7,5-9 баллов;
- средний производственный потенциал (уровень
B) - 4,5-7,49 балла;
Таблица 1
Балльная оценка показателей производственного потенциала организации
Показатель Значение Балльная оценка Коэффициент весомости Балльная оценка с учетом весомости
Производственная составляющая
Износ основных фондов Менее 50% 3 0,15 0,45
51-69% 2 0,3
70% и более 1 0,15
Коэффициент прироста ОПФ > 1 3 0,15 0,45
1 2 0,3
< 1 1 0,15
Соотношение коэффициентов 1 3 0,2 0,6
обновления и выбытия основных 0,5-1 2 0,4
фондов < 1 1 0,2
Фондоотдача > 1 3 0,25 0,75
1 2 0,5
< 1 1 0,25
Рентабельность ОПФ Более 50% 3 0,25 0,75
25-49% 2 0,5
менее 25% 1 0,25
Всего... 1
Материальная составляющая
Доля переменных затрат в 80% и более 3 0,25 0,75
себестоимости продукции 50-79% 2 0,5
< 50% 1 0,25
Соотношение изменения цен на < 1 3 0,25 0,75
сырье, материалы и изменения цен на 1 2 0,5
продукцию > 1 1 0,25
Материалоотдача 1,5 3 0,5 1,50
1-1,5 2 1
< 1 1 0,5
Всего...
1
Окончание табл. 1
Показатель Значение Балльная оценка Коэффициент весомости Балльная оценка с учетом весомости
Кадровая составляющая
Соотношение коэффициентов оборота 1 3 0,3 0,9
по приему и оборота по выбытию 0,5-1 2 0,6
персонала < 0,5 1 0,3
Профессиональный состав кадров Соответствует потребности 3 0,4 1,2
Необходимо обучение 2 0,8
и обновление персонала
Не соответствует потребностям 1 0,4
Изменение выработки на одного > 10% 3 0,3 0,9
работающего 0-10% 2 0,6
< 0 1 0,3
Всего... 1
Источник: составлено автором.
- низкий производственный потенциал (уровень С) - < 4,5 балла.
Для оценки финансового потенциала предприятия также используется совокупность различных показателей.
Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность финансовых показателей, различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень их отклонений от фактических значений и возникающие при этом сложности в оценке финансовой устойчивости организации, необходимо проводить интегральную оценку ФПП (табл. 2).
Таким образом, в состав финансового потенциала предприятия были включены 10 показателей, каждому из которых в зависимости от фактического
Таблица 2
Интегральная балльная оценка финансового потенциала предприятия по финансовым показателям
Показатель Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Коэффициент финансовой независимости > 0,5 0,3-0,5 < 0,3
Коэффициент текущей ликвидности > 2,0 1,0-2,0 < 1,0
Коэффициент срочной ликвидности > 0,8 0,4-0,8 < 0,4
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 0,1-0,2 < 0,1
Рентабельность всех активов > 0,1 0,05-0,1 < 0,05
Рентабельность собственного капитала > 0,15 0,1-0,15 < 0,1
Эффективность использования активов для производства продукции > 1,6 1,0-1,6 < 1,0
Доля заемных источников в общей сумме источников < 0,5 0,7-0,5 > 0,7
Доля свободных от обязательств активов, находящихся в мобильной форме > 0,26 0,1-0,26 < 0,1
Доля накопленного капитала > 0,1 0,05-0,1 < 0,05
Справочно
Количество присваиваемых баллов 9 6 3
Коэффициент весомости каждого показателя 0,1 0,1 0,1
Источник: составлено автором по работе [4].
значения присваивается от 3 до 9 баллов. Для объективной оценки всех выделенных сторон финансового потенциала каждому из его показателей присваивается одинаковый коэффициент весомости в общей системе оценки, равный 0,1. В результате путем суммирования полученных баллов с учетом коэффициентов весомости показателей получаем аналогичную шкалу оценки финансового потенциала организации:
- высокий финансовый потенциал (уровень А) -7,1-9 баллов;
- средний финансовый потенциал (уровень В) -4,5-7 баллов;
- низкий финансовый потенциал (уровень С) -< 4,5 балла.
Таблица 3
балльная оценка показателей рыночного потенциала организации
Показатель Абсолютное значение балльная оценка Коэффициент весомости балльная оценка с учетом весомости
Инвестиционный климат региона Благоприятный 9 0,15 1,35
Неблагоприятный 6 0,9
Крайне неблагоприятный 3 0,45
Инвестиционная привлекательность отрасли Высокая (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газовая промышленность, электроэнергетика) 9 0,15 1,35
Средняя (черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение) 6 0,9
Низкая (легкая, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов) 3 0,45
Географический рынок сбыта продукции Зарубежный и российский 9 0,2 1,8
Российский 6 1,2
Региональный 3 0,6
Стадия жизненного цикла основного вида продукции Рост 9 0,15 1,35
Зрелость 6 0,9
Старение 3 0,45
Степень конкуренции на товарном рынке Низкая 9 0,2 1,8
Средняя 6 1,2
Высокая 3 0,6
Развитие транспортной инфраструктуры Три вида транспорта 9 0,15 1,35
Два вида транспорта 6 0,9
Один вид транспорта 3 0,45
Всего... - 1 -
Источник: составлено автором по работе: КузнецовА.Л, ГлуховаЛ.М., СеврюгинЮ.В. Факторы инвестиционной привлекательности региона и отрасли как элементы инвестиционной привлекательности предприятия // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2004. № 2. С. 5-11.
Для оценки рыночного потенциала коммерческой организации необходимо обоснование ряда показателей, влияющих на ее возможность беспрепятственного получения необходимых ресурсов и реализации произведенной продукции. К таким показателям могут быть отнесены:
- инвестиционный климат региона;
- инвестиционная привлекательность отрасли;
- географический рынок сбыта продукции;
- стадия жизненного цикла основного вида продукции;
- степень конкуренции на товарном рынке;
- развитие транспортной инфраструктуры3. Несмотря на то, что эти показатели являются
3 Кузнецов А.Л, Глухова Л.М., Севрюгин Ю.В. Факторы инвестиционной привлекательности региона и отрасли как элементы инвестиционной привлекательности предприятия // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2004. № 2. С. 5-11.
качественными по своей сути, их также можно оценить количественно, используя для этого балльную оценку их соответствующих значений. Балльная оценка показателей рыночного потенциала организации представлена в табл. 3.
Суммирование баллов соответствующих показателей с учетом коэффициентов их весомости в общей системе оценки дает возможность оценить рыночной потенциал коммерческой организации на основании отнесения к определенному его уровню:
- высокий рыночный потенциал (уровень А) -7,1-9 баллов;
- средний рыночный потенциал (уровень В) - 4,5-7 баллов;
- низкий рыночный потенциал (уровень С) - < 4,5 балла.
В итоге путем суммирования полученных баллов производственной, материальной и кадровой составляющей получаем итоговое значение
Система показателей для оценки производственной компоненты инновационного потенциала предприятия
Кадровая составляющая Научно-исследовательская составляющая Производственно-техническая составляющая
Коэффициент инновационное™ персонала К1 Коэффициент интеллектуальной собственности К5 Коэффициент прогрессивности оборудования К8
Доля научно-технических специалистов в общей численности персонала К2 Коэффициент инновационное™ продукции К6 Коэффициент модернизации оборудования К9
Доля сотрудников, имеющих высшее образование в общей численности персонала К3 Коэффициент результативности освоения инноваций К7 Коэффициент годности оборудования К10
Коэффициент обученности персонала К4 Доля оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет К11
Источник: составлено автором на основании работы: Имайкина О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3. С. 211-223.
потенциала расширения текущей деятельности предприятия:
высокий потенциал текущей деятельности (уровень А) - 21,1-27 баллов;
средний потенциал текущей деятельности (уровень В) - 13,5-21 балл;
низкий потенциал текущей деятельности (уровень С) - < 13,5 балла.
На следующем этапе необходимо провести оценку инновационного потенциала коммерческой организации также в разрезе выделенных составляющих - производственной, финансовой и рыночной компонент.
Для оценки производственной компоненты инновационного потенциала была использована определенная система показателей (как и для производственной компоненты потенциала текущей деятельности), которая представлена на рисунке
Оценка финансовой компоненты инновационного потенциала коммерческих организаций включает в себя определение показателей, характеризующих их финансовые возможности:
- коэффициент концентрации собственного
капитала К.
12'
- коэффициент абсолютной ликвидности К13;
- коэффициент оборачиваемости средств в активах
К14*
Рыночную компоненту инновационного потенциала можно охарактеризовать в разрезе имеющихся исследований по конкретным направлениям:
- по инновационной продукции (какие из новых позиций ассортимента приносят наибольший и наименьший доход);
- по рынкам (какие рынки наиболее и наименее предпочтительны для инновационной продукции предприятия с точки зрения оборота и дохода);
- по потребителям (кто является целевым или постоянным потребителем новой продукции).
Работой с этими составляющими в коммерческих организациях занимаются, как правило, отдел сбыта или отдел маркетинга, в процессе деятельности которых выявляются внутренние возможности предприятия, области, в которых они имеют достижения, и те, которые нуждаются в улучшении. Оцениваются перспективы развития предприятий на тех или иных рынках сбыта. Выпускаемая продукция анализируется с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей, перспективности и конкурентоспособности, предпринимаются усилия по сбыту продукции, поиску новых клиентов и взаимодействию с внешней средой предприятия.
В качестве показателей, предназначенных для оценки рыночной компоненты инновационного потенциала, были выбраны:
- степень удовлетворенности потребителей К15;
- доля новых заказчиков продукции предприятия
К 4 "16 •
4 Имайкина О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3. С. 211-223.
Таким образом, представленная система структурных компонентов инновационного потенциала предприятия позволяет определить их внутренние возможности, преимущества и недостатки инновационной деятельности, проанализировать потенциал их развития в целях повышения эффективности коммерческой деятельности. Поскольку все показатели имеют различную размерность, для того, чтобы сопоставить данные по различным коэффициентам структурных компонентов инновационного потенциала и вывести его интегральный показатель, введем диапазон принимаемых балльных значений от 0 до 10 (табл. 4).
Частные показатели (производственная, финансовая и рыночная компоненты) инновационного потенциала предприятия ЧПин рассчитываются по следующей формуле:
п
IX
П =-£=1-,
где п - количество коэффициентов, включаемых в оценку частного потенциала;
К. - значение 7 -го коэффициента частного показателя инновационного потенциала предприятия.
Инновационный потенциал предприятия с учетом весовых коэффициентов частных потенциалов рассчитывается по следующей формуле:
П = ПП х 0,6 + ФП х 0,3 + РП х 0,1.
ин ' ' '
Следует отметить, что весовые коэффициенты частных потенциалов определены субъективно на основе количества коэффициентов, входящих в их состав, а также с учетом значимости для дальнейшего развития предприятия.
Итоговое значение инновационного потенциала предприятия оценивается по следующей шкале:
- высокий инновационный потенциал - 8-10 баллов;
- средний инновационный потенциал - 3,3-7,99 балла;
- низкий инновационный потенциал - менее 3,3 балла.
В результате совокупный инвестиционный потенциал, учитывающий как потенциал расширения
Таблица 4
Диапазон принимаемых балльных значений коэффициентов структурных компонентов инновационного потенциала предприятия
Коэффициент 0-2,5 2,6-5 5,1-7,5 7,6-9,9 10
Производственная компонента
К 0-7,5 7,5-15 15,1-22,5 22,6-30 > 30,1
К2 0-2,5 2,5-5 5,1-7,5 7,6-10 > 10,1
К3 0-10 10,1-20 20,1-30 30,1-40 > 40,1
К4 0-15 15,1-30 30,1-45 45,1-60 > 60,1
К5 0-0,05 0,051-0,1 0,11-0,5 0,51-0,1 > 0,11
К6 0-1,5 1,6-3 3,1-4,5 4,6-6 > 6,01
К7 0-20 20,1-40 40,1-60 60,1-80 > 80,1
К8 0-20 20,1-40 40,1-60 60,1-80 > 80,1
К9 0-15 15,1-30 30,1-45 45,1-60 > 60,1
К10 0-20 20,1-40 40,1-60 60,1-80 > 80,1
К„ 0-20 20,1-40 40,1-60 60,1-80 > 80,1
Финансовая компонента
К12 0-20 20,1-40 40,1-60 60,1-80 > 80,1
К13 0-10 10,1-20 20,1-30 30,1-40 > 40,1
К14 0-0,5 0,51-1 1,01-1,5 1,51-2 > 2,01
Рыночная компонента
К15 0-2 2,01-4 4,01-6 6,01-8 > 8,01
К
0-5
5,1-10
10,1-15
15,1-20
> 20,1
n
Источник: составлено автором по работе [11].
текущей деятельности, так и инновационный потенциал, оценивается по следующей шкале:
- высокий инвестиционный потенциал - 31-37 баллов;
- средний инвестиционный потенциал - 16,8-30,99 балла;
- низкий инвестиционный потенциал - менее 16,8 балла.
Таким образом, в результате проведенного исследования была разработана комплексная методика, основанная на структурировании совокупного инвестиционного потенциала путем выделения отдельных составляющих, охватывающих
стратегически важные направления ресурсного обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта, балльной оценке каждого из выделенных компонентов и присвоении отдельному элементу сформированной структуры удельного веса на основе его значимости в общей системе оценки. Предложенная методика, дополняя и расширяя существующие подходы, обеспечивает объективную и всестороннюю оценку инвестиционного потенциала, выявляя определенные недостатки в развитии отдельных организаций и создавая тем самым необходимые предпосылки для их устранения в целях дальнейшего устойчивого развития хозяйствующих субъектов.
Список литературы
1. Бартова Е.В. Сущность и структура производственного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. 2010. № 12. Вып. 1. С. 65-69.
2. Кабанова Н.И. Методические подходы к оценке финансового потенциала предприятия // Новые технологии. 2013.№ 2. С. 9-17.
3. Мансурова Н.А., Шутяева Н.О. Методические основы оценки производственного потенциала промышленного предприятия // Экономические исследования. 2012. № 4. С. 49-55.
4. Старовойтов М.К., Фомин П.А. Особенности оценки потенциала промышленных предприятий // Антикризисное и внешнее управление. 2006. № 2. С. 27-41.
5. Бабурин Е.А. Теоретические аспекты анализа ресурсного потенциала предприятия // Проблемы современной экономики. 2011. № 5. С. 152-156.
6. Дюйзен Е.Ю. К вопросу о сущности, составе и роли ресурсного потенциала организации // Российское предпринимательство. 2013. № 11. С. 58-62.
7. Рыжук С.Г., ОвачукЕ.И. Ресурсный потенциал организации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. № 11. С. 115-119.
8. Холодов П.П. Экономическая эффективность использования ресурсного потенциала // Экономика и экономические науки. 2010. № 3. С. 136-138.
9. Федорова О.М., Максименко И.А., Данилова А.С. Роль ресурсного потенциала в обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 251-255.
10. Попов Е.В., Ханжина В.Н. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. С. 35-39.
11. Князев С.А. Оценка инновационного потенциала предприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2010. № 1. С. 27-32.
12. Цветков В.Я. Формирование инновационного потенциала. URL: https://pnojournal.files.wordpress. com/2014/04/pdf_140302.pdf.
13. Мухаметшин М.Ф. Оценка инвестиционного потенциала предприятия как основа разработки инновационной стратегии промышленного комплекса и региона // Российское предпринимательство. 2007. № 5. Вып. 1. С. 49-53.
14. Хаустова К.М. Методика стратегического позиционирования предприятий на основе интегральной оценки инвестиционно-инновационного потенциала // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 108-110.
15. ЭминоваН.Э. Особенности организации и управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий // Российское предпринимательство. 2014. № 18. C. 18-31.
16. Николаевская О.А. Оценка инвестиционного потенциала промышленного предприятия // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 2. С. 63-73.
17. Муравьева Н.Н., Иванкова Н.Н. Обоснование сущности и основных параметров инвестиционного потенциала коммерческих организации // Новый университет. Сер. Экономика и право. 2015. № 3.
С. 42-45.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Investment Analysis
METHODS TO EVALUATE THE INVESTMENT pOTENTIAL OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS: AN INTEGRATED AppROACH
Natal'ya N. MURAV'EVA
Volzhsky Humanitarian Institute, Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Volgograd Oblast, Russian Federation nataljamur75@yandex.ru
Article history:
Received 20 April 2015 Received in revised form 16 July 2015
Accepted 30 September 2015
JEL classification: G31, G32, O12, O32
Keywords: investment potential, industrial, financial, market components, integral estimate
Abstract
Importance Building the investment potential, developing a clear-cut investment strategy, setting its priorities, and mobilizing all sources of investment are essential for sustainable development of enterprises in the present challenging environment. Therefore, an integrated objective assessment of investment potential of the organization is a necessary condition to identify weaknesses in its development to be able to overcome them efficiently.
Objectives The aim is to develop a comprehensive methodology to assess the investment potential of commercial organizations, taking into account the prospects for development and innovation activities implementation.
Methods I applied the analysis and synthesis, functional analysis, and certain elements of the systems approach to study and systematize the existing approaches to assessing the individual components of investment potential of the enterprise.
Results I developed an integrated assessment technique for the organization's investment potential. It enables to determine a number of factors that are different in terms of content and units of measure, in one indicator. I calculate the integrated index of investment potential by summing the scores obtained from its components, i.e. the potential of the current activities expansion and innovative potential of the organization.
Conclusions and Relevance The proposed technique enables to objectively assess all parameters of the company that influence the formation of the investment potential in the current economic environment to identify possible prospects for its enhancement. This has a direct impact on the competitive position of the economic entity in the market.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Bartova E.V. Sushchnost' i struktura proizvodstvennogo potentsiala promyshlennogo predpriyatiya [The nature and structure of production potential of the industrial enterprise]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2010, vol. 12, iss. 1, pp. 65-69.
2. Kabanova N.I. Metodicheskie podkhody k otsenke finansovogo potentsiala predpriyatiya [Methodological approaches to assessing the financial potential of the enterprise]. Novye tekhnologii = New Technologies, 2013, no. 2, pp. 9-17.
3. Mansurova N.A., Shutyaeva N.O. Metodicheskie osnovy otsenki proizvodstvennogo potentsiala promyshlennogo predpriyatiya [A methodological framework for assessing the production potential of the industrial enterprise]. Ekonomicheskie issledovaniya = Economic Research, 2012, no. 4, pp. 49-55.
4. Starovoitov M.K., Fomin P.A. Osobennosti otsenki potentsiala promyshlennykh predpriyatii [Specific features of assessing the potential of industrial enterprises]. Antikrizisnoe i vneshnee upravlenie = Crisis and External Management, 2006, no. 2, pp. 27-41.
5. Baburin E.A. Teoreticheskie aspekty analiza resursnogo potentsiala predpriyatiya [Theoretical aspects of the analysis of the enterprise's resource potential]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 5, pp. 152-156.
6. Dyuizen E.Yu. K voprosu o sushchnosti, sostave i roli resursnogo potentsiala organizatsii [On the nature, composition and role of the resource potential of the organization]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 11, pp. 58-62.
7. Ryzhuk S.G., Ovachuk E.I. Resursnyi potentsial organizatsii [A resource potential of the organization].
Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agrarian University, 2012, no. 11, pp.115-119.
8. Kholodov P.P. Ekonomicheskaya effektivnost' ispol'zovaniya resursnogo potentsiala [Economic efficiency of using the resource potential]. Ekonomika i ekonomicheskie nauki = Economy and Economic Sciences, 2010,no.3, pp.136-138.
9. Fedorova O.M., Maksimenko I.A., Danilova A.S. Rol' resursnogo potentsiala v obespechenii konkurentosposobnosti predpriyatiya sfery uslug [A role of the resource potential to ensure the competitiveness of service-oriented companies]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 2, pp. 251-255.
10. Popov E.V., Khanzhina V.N. Struktura rynochnogo potentsiala predpriyatiya [A structure of the market potential of the enterprise]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2011, no. 6, pp. 35-39.
11. Knyazev S.A. Otsenka innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya [Assessing the innovative potential of the enterprise]. Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of Volgograd State University. Ser. 3. Economy. Ecology, 2010, no. 1, pp. 27-32.
12. Tsvetkov V.Ya. Formirovanie innovatsionnogo potentsiala [Formation of innovative potential]. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/04/pdf_140302.pdf. (In Russ).
13. Mukhametshin M.F. Otsenka investitsionnogo potentsiala predpriyatiya kak osnova razrabotki innovatsionnoi strategii promyshlennogo kompleksa i regiona [Evaluation of the company's investment potential as a basis for developing the innovative strategy of the industrial complex and the region]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2007, vol. 5, iss. 1, pp. 49-53.
14. Khaustova K.M. Metodika strategicheskogo pozitsionirovaniya predpriyatii na osnove integral'noi otsenki investitsionno-innovatsionnogo potentsiala [Methods for strategic positioning of companies on the basis of integrated evaluation of investment and innovation potential]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 2, pp. 108-110.
15. Eminova N.E. Osobennosti organizatsii i upravleniya investitsionnoi deyatel'nost'yu promyshlennykh predpriyatii [Features of organization and management of the investment activity of industrial enterprises].
Rossiiskoepredprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 18, pp. 18-31.
16. Nikolaevskaya O.A. Otsenka investitsionnogo potentsiala promyshlennogo predpriyatiya [Assessing the investment potential of industrial enterprises]. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Development Trends, 2013, no. 2, pp. 63-73.
17. Murav'eva N.N., Ivankova N.N. Obosnovanie sushchnosti i osnovnykh parametrov investitsionnogo potentsiala kommercheskikh organizatsii [Justifying the nature and major parameters of the investment potential of commercial organizations]. Novyi universitet. Ser. Ekonomika ipravo = New University. Ser. Economics and Law, 2015, no. 3, pp. 42-45.