Научная статья на тему 'Методика статистического анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка'

Методика статистического анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2466
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА / МЕТОДЫ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / COMMERCIAL BANK / INDICATORS OF ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK / METHODS OF THE MULTIVARIATE ANALYSIS / REGRESSION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бамбаева Наталья Яковлевна, Атабекян Роберт Артурович

Рассмотрены основные методологические подходы к вопросу анализа финансовых результатов коммерческого банка на современном этапе. Приводятся экономические показатели, характеризующие финансовые результаты коммерческого банка, а также на примере отдельного коммерческого банка моделируются и анализируются доходы от кредитной деятельности банка и расходы по обслуживанию привлеченных средств банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF APPLICATION THE STATISTICAL ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK

The main methodological approaches to a question of the analysis of financial results of commercial bank at the present stage are considered. The author gives the economic indicators characterizing financial results of commercial bank, and also on an example of separate commercial bank models and analyzes the income of credit activity of bank and expenses on service of the involved means of bank.

Текст научной работы на тему «Методика статистического анализа финансовых результатов деятельности коммерческого банка»

УДК 336.717.1

МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Н.Я. БАМБАЕВА, Р.А. АТАБЕКЯН

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.

Рассмотрены основные методологические подходы к вопросу анализа финансовых результатов коммерческого банка на современном этапе. Приводятся экономические показатели, характеризующие финансовые результаты коммерческого банка, а также на примере отдельного коммерческого банка моделируются и анализируются доходы от кредитной деятельности банка и расходы по обслуживанию привлеченных средств банка.

Ключевые слова: коммерческий банк, показатели деятельности коммерческого банка, методы многомерного анализа, регрессионный анализ.

Банковская система является важнейшей структурой современной экономики. Основным звеном любой банковской системы является центральный банк, который становится посредником между государством и остальной экономикой через совокупность коммерческих банков, его целью является осуществление функций денежно-кредитного регулирования (эмиссия национальной валюты; проведение денежно-кредитной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; реализация валютной политики; регулирование деятельности кредитных институтов и т.п.).

В России сложилась двухуровневая банковская система, включающая Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации, а также их филиалы, представительства иностранных банков.

Наибольший удельный вес в банковской системе по пространственно-территориальному охвату и по размеру активов принадлежит коммерческим банкам, поэтому они становятся основным звеном банковской системы. Коммерческий банк, как и предприятие, является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, оказывает услуги и действует на принципах хозрасчета, но не в сфере производства (как предприятие), а в сфере обращения1.

Предметом статистики банков является вся совокупность банковской деятельности, в том числе и финансовые результаты их деятельности.

Статистическое исследование финансовых результатов деятельности коммерческого банка должно осуществляться в следующей последовательности:

1) постановка задачи и сбор первичной статистической информации о деятельности коммерческого банка;

2) первичная обработка исходных данных о деятельности коммерческого банка;

3) анализ полученных сводных материалов и выявление закономерностей и процессов, протекающих в деятельности коммерческих банков. Здесь исследователь применяет весь арсенал статистических методов: метод обобщающих показателей (абсолютных, относительных и средних), метод вариации признаков и динамики явлений, методы индексного, корреляционного и регрессионного анализов. Выбор метода определяется целями статистического анализа.

При моделировании и прогнозировании финансовых результатов исследование дополняется следующими этапами:

1 Шмойлова Р.А. Банковская статистика: учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007.

4) определение круга возможных моделей прогнозирования;

5) оценка параметров моделей;

6) исследование качества выбранных моделей, адекватности их реальному процессу. Выбор лучшей из моделей;

7) построение прогноза;

8) содержательный анализ полученного прогноза.

Показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности коммерческих банков, являются прибыль и рентабельность.

Прибыль - основной коммерческий результат работы предприятия (фирмы), является главной и конечной целью субъектов хозяйствования всех форм собственности. В общем случае прибыль коммерческих банков представляет собой разность между доходами и расходами организации.

Центральное место в анализе финансовых результатов коммерческих банков принадлежит изучению объема и структуры получаемых ими доходов, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли кредитных организаций.

Анализ прибыли в коммерческих банках может проводиться в следующих основных направлениях:

- анализ состава и структуры прибыли за период (балансовой или чистой прибыли);

- анализ прибыли банка за ряд отчетных периодов;

- факторный анализ прибыли;

- анализ финансовых потерь;

- анализ использования прибыли;

- анализ прибыли, приходящейся на акцию.

Результаты анализа показателей прибыли позволяют в определенной степени провести типологию и определить положение банка среди других кредитных учреждений. При этом в ходе анализа выявляют и оценивают основных конкурентов банка, определяют финансовые позиции анализируемого банка как лидирующего, среднего или отстающего кредитного учреждения в группе его банков. В этих целях могут использоваться данные рейтингов, формирующиеся с учетом времени функционирования банка, величины его первоначального капитала и большого количества других факторов.

При статистическом анализе финансовых результатов деятельности коммерческого банка будем использовать данные, приведенные на официальном сайте Банка России (отчет кредитной организации о прибылях и убытках)2.

За исследуемый период (2001-2010 гг.) темп роста прибыли кредитной организации составил 102,7% при среднем абсолютном приросте 122,9 тыс. руб. Несмотря на то, что данные по банку представлены на сайте Центробанка, начиная с 1999 г., анализ целесообразно проводить только по тем годам, в которых наблюдается прибыль (в 1999 и 2000 гг. банк работал убыточно).

Для дальнейшего исследования деятельности коммерческого банка необходимо построить эконометрические модели показателей банковской деятельности. Моделирование будем производить с использованием аппарата регрессионного анализа. Как известно, построение регрессионных моделей позволяет выявить тенденцию развития исследуемого явления, определить факторы, которые оказывают наибольший вес в значениях результативного показателя. Для построения моделей использовалась бухгалтерская и финансовая информация о деятельности кредитной организации.

2 Сайт Банка России www.cbr.ru

При построении эконометрических моделей следует выбрать факторные признаки, позволяющие полно и адекватно описывать изменение результирующего показателя.

Для оценки величины доходов исследуемого банка используется линейная регрессионная модель. С помощью модели привлечения банками денежных средств можно оценить уровень расходов исследуемой совокупности банков, который представляет собой произведение объема всех привлеченных средств (обязательств) банка и ставки по депозитам. Обязательства банка состоят из депозитов вкладчиков и клиентов, а также включают заемные средства, которые банк по своей инициативе может взять у других банков или инвесторов, в том числе путем выпуска долговых обязательств.

В качестве результативных показателей при проведении анализа будут выступать:

уі - доходы от кредитной деятельности банка, тыс. руб.;

у2 - расходы по обслуживанию привлеченных средств банка, тыс. руб.;

Исходя из поставленной задачи, в качестве объясняющих переменных выберем следующие:

х1 - размер ставки по депозитам, в %;

х2 - размер ставки по кредитам, в %;

х3 - расходы на рекламную деятельность, тыс. руб.;

х4 - средства бюджета и внебюджетных фондов, тыс. руб.;

х5 - средства на расчетных счетах банка, тыс. руб.;

х6 - собственный капитал банка, тыс. руб.;

х7 - размер кредитов, тыс. руб.;

х8 - займы, выданные другим кредитным организациям, тыс. руб.; х9 - размер депозитов, тыс. руб.;

х10 - займы, полученные от других кредитных организаций, тыс. руб.; х11 - уровень рентабельности банка, в %.

Подчеркнем, что данные показатели выбраны исходя из экономического смысла моделей. Ориентируясь на логичные рассуждения, будем варьировать факторными признаками для получения наиболее адекватной регрессионной модели. Критериями адекватности обозначим:

1) значимый коэффициент детерминации Я2;

2) значимый уровень 1-статистики;

3) простота реализации модели;

4) экономически-обоснованная интерпретация модели.

В результате реализации алгоритма регрессионного анализа с пошаговым включением переменных была получена следующая модель:

3)1 = 70851,22 + 0,892 х2 + 2,321 х3 +1,179 х5 я2 = 0,752

(2,199) (9,631) (3,659) (2,446)

В скобках приведены значения 1-статистик tj для каждого коэффициента уравнения регрессии.

Уравнение значимо при а = 0,05, так как Рнабл = 47,707 > Ркр (0,05;4;86) = 2,48,

значимы и все коэффициенты регрессии. Коэффициент детерминации Я2=0,752 свидетельствует

о том, что 75,2% вариации доходов от кредитной деятельности банка объясняется вошедшими в модель показателями. Все это говорит об адекватности полученного уравнения.

По полученной модели можно сделать следующие выводы. Величина доходов от кредитной деятельности банка увеличивается в среднем на 0,892 тыс. руб. при росте процентной ставки по кредитам на 1 %, а при увеличении расходов на рекламную деятельность на 1 тыс. руб. уровень доходов от кредитной деятельности банка вырастает в среднем на 2,321 тыс. руб. Увеличение средств на расчетных счетах банка на 1 тыс. руб. приводит к росту доходов от кредитной

деятельности банка в среднем на 1,179 тыс. руб. График вектора остатков свидетельствует о близости к нормальному распределению (рис. 1).

---- Нормальное распределение

Рис. 1. Распределение остатков регрессионной модели доходов от кредитной деятельности

Эластичность доходов от кредитной деятельности банка показывает, что при увеличении размеров ставки по кредитам на 1% уровень доходов по кредитам банка вырастет в среднем на 0,51%, а увеличение расходов на рекламную деятельность на 1% приводит к росту доходов от кредитной деятельности на 1,02%. Увеличение же величины средств на расчетных счетах банка на 1% вызывает рост уровня доходов по кредитам банка в среднем на 0,87%.

Следующая модель, представляющая интерес, характеризует зависимость расходов по обслуживанию привлеченных средств банка от факторных признаков.

_у2 = 53558,24 + 0,685х1 + 2,438х3 +1,255х9 Я2 = 0,678

(2,072) (9,040) (3,232) (2,248)

Уравнение значимо при а = 0,05, так как Рнабл = 47,707 > Гкр (0,05;4;86) = 2,48.

Коэффициент детерминации Я2=0,678 свидетельствует о том, что 67,8% вариации расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств объясняется вошедшими в модель показателями.

Исходя из полученной модели, можно сделать следующий вывод. Величина расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств увеличивается в среднем на 0,685 тыс. руб. при росте процентной ставки по депозитам на 1 %, а при увеличении расходов на рекламную деятельность на 1 тыс. руб. уровень расходов по банковским обязательствам вырастает в среднем на 2,438 тыс. руб. Увеличение же размеров средств на депозитах банка на 1 тыс. руб. приводит к росту размеров расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств в среднем на 1,255 тыс. руб.

Эластичность расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств показывает, что при увеличении размеров ставки по депозитам на 1% уровень расходов по обязательствам банка вырастет в среднем на 0,46%, а увеличение расходов на рекламную деятельность на 1% приводит к росту уровня расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств на 0,85%. Увеличение же средств на депозитах банка на 1% вызывает рост уровня расходов банка по своим обязательствам в среднем на 0,96%.

Исследуемый банк имеет филиалы, расположенные в различных федеральный округах. Для полноты анализа следует построить аналогичные регрессионные модели для филиала, расположенного в Чувашии. Выбор данного филиала обусловлен тем, что этот филиал создан более 10 лет назад и по нему имеется информация, характеризующая его деятельность, достаточная для построения регрессионной модели.

В результате реализации алгоритма регрессионного анализа была получена следующая модель доходов от кредитной деятельности филиала банка.

у = 45531,05 + 0,924 х2 + 3,159 х6 + 2,691 х7 я 2 = 0,569

(2,823) (3,225) (2,438) (2,469)

Величина доходов от кредитной деятельности банка увеличивается в среднем на 0,924 тыс. руб. при росте процентной ставки по кредитам на 1%, а при увеличении размеров собственного капитала банка на 1 тыс. руб. уровень доходов от кредитной деятельности банка вырастает в среднем на 3,159 тыс. руб. Увеличение же размеров кредитов, выданных банком, на 1 тыс. руб. приводит к росту размеров доходов от кредитной деятельности банка в среднем на 2,691 тыс. руб. Коэффициент детерминации свидетельствует о том, что 57% вариации доходов от кредитной деятельности банка объясняется вошедшими в модель показателями.

Эластичность доходов от кредитной деятельности банка показывает, что при увеличении размеров ставки по кредитам на 1% уровень доходов по кредитам банка вырастет в среднем на 0,41%, а увеличение размеров собственного капитала банка на 1% приводит к росту доходов от кредитной деятельности на 1,32%. Увеличение величины кредитов, выданных банком, на 1% вызывает рост уровня доходов по кредитам банка в среднем на 0,67%.

При построении модели привлечения филиалом денежных средств был получен следующий результат:

у2 = 28157 ,42 + 0,335х1 + 0,298х9 +1,038х10 я2 = 0,810

(2,591) (3,025) (2,590) (4,985)

Величина расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств увеличивается в среднем на 0,335 тыс. руб. при росте процентной ставки по депозитам на 1 %, а при увеличении размеров депозитов банка на 1 тыс. руб. уровень расходов по банковским обязательствам вырастает в среднем на 1,038 тыс. руб. Величина займов, полученных от других кредитных организаций, влияет на расходы следующим образом: увеличение их размеров на

1 тыс. руб. приводит к росту размеров расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств в среднем на 0,298 тыс. руб. Коэффициент детерминации Я2=0,810 свидетельствует о том, что 81% вариации расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств объясняется вошедшими в модель показателями.

Эластичность расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств показывает, что при увеличении размеров ставки по депозитам на 1% уровень расходов по обязательствам банка вырастет в среднем на 0,44, а увеличение размеров депозитов банка на 1% приводит к росту уровня расходов от деятельности банка по привлечению денежных средств на 0,51%. Увеличение размеров займов, полученных от других кредитных организаций, на 1% вызывает рост уровня расходов банка по своим обязательствам в среднем на 0,19%.

Для окончательных выводов о деятельности кредитной организации и ее филиала следует провести сравнительный анализ полученных результатов. Так, модель кредитования как в головном банке, так и его филиале характеризуется ставкой по кредитам (т.к. это является важным показателем при выдаче кредитов: банк получает доход именно с процентов от выданной суммы). На уровне головного банка в данную модель также входят показатели, характеризующие расходы на рекламу и размеры денежных средств на расчетных счетах. Естественно, на таком уровне, в условиях жесткой конкуренции, банку, как и любой другой коммерческой (и не только) организации, необходима реклама своего продукта. Именно поэтому данный показатель вошел в модель кредитования банка. Говоря о показателе собственного капитала, мы наблюдаем

следующее: на региональном уровне этот показатель имеет весомое значение, так как уровень конкуренции ниже, размеры денежных средств в обороте банка ниже крупнейших банков страны, банк должен рассчитывать на «собственные силы», следовательно, величина собственного капитала важна в банковской деятельности. По этой же причине в модель кредитования головного банка показатель, характеризующий собственный капитал, не вошел в модель: банк может успешно развиваться и с «небольшими» размерами собственного капитала при наличии высоких доходов, большого объема клиентов, как физических, так и юридических лиц, в общем, при наличии спроса на услуги и продукты банка.

Перейдем к рассмотрению модели привлечения банками денежных средств: на всех уровнях, как и в модели кредитования, в модель вошел показатель ставки по депозитам, что легко объясняется: банк претерпевает расходы исходя из размеров процентов, которые он выплачивает клиентам за временное использование их денежных средств. Показатель, характеризующий расходы на рекламную деятельность, вошел в модель для головного банка, что говорит о важности рекламной кампании в этой сфере. На региональном уровне данный показатель так же, как и в модели кредитования, не вошел в модель привлечения банками денежных средств, что свидетельствует о его не столь существенной значимости. Все построенные модели адекватны, что позволяет судить о высокой достоверности сделанных на их основании выводов и предположений.

На различных уровнях на результаты банковской деятельности влияют разные факторы, так как условия существования банка в целом и его успешной коммерческой деятельности различны. Проводя параллель с анализом банков на основе рейтинга, отметим, что при его составлении кроме самих показателей для отбора и ранжирования важно также учитывать и специфические особенности деятельности банка. Такие особенности как географическое положение, условия конкуренции, уровень собственного капитала и многие другие могут косвенно влиять на полученные оценки рейтингов, причем как занижать, так и завышать их, поэтому их необходимо учитывать при изучении банковской и других сфер.

Полученные на основании анализа результаты и выводы могут использоваться специальными организациями и службами как при изучении деятельности банковской системы России в целом, так и при рассмотрении деятельности в разрезе конкретных банков и их филиальных сетей. А это, в свою очередь, имеет огромное значение при анализе функционирования экономики как на микро-, так и на макро- и международном уровнях.

METHOD OF APPLICATION THE STATISTICAL ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF

ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK

Bambaeva N.Ya., Atabekyan R.A.

The main methodological approaches to a question of the analysis of financial results of commercial bank at the present stage are considered. The author gives the economic indicators characterizing financial results of commercial bank, and also on an example of separate commercial bank models and analyzes the income of credit activity of bank and expenses on service of the involved means of bank.

Key words: Commercial bank, indicators of activity of commercial bank, methods of the multivariate analysis, regression analysis.

Сведения об авторах

Бамбаева Наталья Яковлевна, окончила Новосибирский электротехнический институт (1987), кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - совершенствование и прикладное использование методологии статистического анализа, моделирование и прогнозирование социально-экономических явлений и процессов, использование эконометрического инструментария в экономических исследованиях.

Атабекян Роберт Артурович, 1986 г.р., окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (2008), аспирант МЭСИ, автор 4 научных работ, область научных интересов - экономико-статистические исследования банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.