Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СПИСАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, В УСЛОВИЯХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ'

МЕТОДИКА СПИСАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, В УСЛОВИЯХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ / УЧЕТ / МЕТОДИКА СПИСАНИЯ / ЗАТРАТЫ / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT EXPENSES / BUSINESS EXPENSES / ACCOUNTING / METHODS OF WRITE-OFF / COSTS / PREFERENTIAL TAXATION / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматуллина Гульнара Рашитовна, Салихова Гульшат Рамилевна, Ахметзянов Айдар Альфатович, Салманов Владислав Павлович, Тадевосян Карен Согомонович

Сформированная на сегодняшний день система учета затрат достаточно раскрыта в нормативных источниках. Современное законодательство предполагает различные методики формирования финансового результата, в зависимости от способа списания затрат. В статье рассматриваются вопросы, связанные с управленческим учетом затрат на производство продукции основного производства на примере сельскохозяйственного предприятия. Авторами в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету в России рассматриваются два варианта списания коммерческих и управленческих расходов, описываются разницы между методами. Сельскохозяйственная организация, используя льготную систему налогообложения, может выбрать один из вариантов списания расходов и закрепить его в своей учетной политике. Первым вариантом списания общехозяйственных расходов является включение управленческих расходов в себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Сельскохозяйственная организация может выбрать второй, альтернативный вариант списания общехозяйственных расходов - в качестве условно-постоянных с полным включением в себестоимость, в виду льготной системы налогообложения. Первым вариантом списания коммерческих расходов - является полное ежемесячное списание сумм, накопленных в составе расходов на продажу. Предусмотрен и иной вариант списания коммерческих расходов - частичное списание коммерческих расходов. При этом сельскохозяйственная организация, опять-таки, ориентируется на использование налоговой льготы и может использовать способ помесячного списания. Представленный авторами сравнительный анализ списания расходов, на примере сельскохозяйственного предприятия, позволяет наглядно видеть экономию в виде финансового результата. Тем самым выявить экономическую выгоду от применения методики списания, утвержденной в учетной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF WRITE-OFF OF MANAGEMENT AND COMMERCIAL EXPENSES IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS, IN TERMS OF TAX BENEFITS

The cost accounting system formed to date is sufficiently disclosed in regulatory sources. The modern legislation assumes various methods of formation of financial result, depending on a way of write-off of expenses. The article deals with the issues related to the management accounting of production costs of the main production on the example of an agricultural enterprise. The authors, in accordance with the current regulations on accounting in Russia, consider two options for writing off commercial and management expenses, describe the differences between the methods. An agricultural organization, using a preferential tax system, can choose one of the options for writing off expenses and fix it in its accounting policy. The first option of write-off of General economic expenses is the inclusion of management costs in the cost of production, work performed, services rendered. The agricultural organization can choose the second, alternative option of write-off of General economic expenses - as conditionally-constant with full inclusion in cost price, in a type of preferential system of the taxation. The first option for writing off business expenses is a full monthly write-off of the amounts accumulated as part of sales expenses. There is another option for writing off commercial expenses - partial write-off of commercial expenses. At the same time, the agricultural organization, again, focuses on the use of tax incentives and can use the method of monthly write-off. Presented by the authors comparative analysis of write-off costs, on the example of an agricultural enterprise, allows you to clearly see the savings in the form of financial results. Thereby to reveal economic benefit from application of the technique of write-off approved in accounting policy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СПИСАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, В УСЛОВИЯХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/31ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Нигматуллина Г.Р., Салихова Г.Р., Ахметзянов А. А., Салманов В.П., Тадевосян К.С. Методика списания управленческих и коммерческих расходов в сельскохозяйственных организациях, в условиях налоговых льгот // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/31ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Nigmatullina G.R., Salihova G.R., Ahmetzyanov A.A., Salmanov V.P., Tadevosyan K.S. (2020). Methodology of write-off of management and commercial expenses in agricultural organizations, in terms of tax benefits. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/31ECVN120.pdf (in Russian)

УДК 657 ГРНТИ 06.35.31

Нигматуллина Гульнара Рашитовна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9936-5397 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=679417 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/G-2814-2018 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57207941850

Салихова Гульшат Рамилевна1

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

Ахметзянов Айдар Альфатович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия

Магистр Бакалавр E-mail: [email protected]

Салманов Владислав Павлович2

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия

Студент

E-mail: [email protected] Тадевосян Карен Согомонович3

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», Уфа, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

1 https://vk.com/gulyamuuur

2 https://vk.com/kapitan kengury

3 https://vk.com/k.tadevosyan99

Методика списания управленческих и коммерческих расходов в сельскохозяйственных организациях, в условиях налоговых льгот

Аннотация. Сформированная на сегодняшний день система учета затрат достаточно раскрыта в нормативных источниках. Современное законодательство предполагает различные методики формирования финансового результата, в зависимости от способа списания затрат.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с управленческим учетом затрат на производство продукции основного производства на примере сельскохозяйственного предприятия. Авторами в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету в России рассматриваются два варианта списания коммерческих и управленческих расходов, описываются разницы между методами. Сельскохозяйственная организация, используя льготную систему налогообложения, может выбрать один из вариантов списания расходов и закрепить его в своей учетной политике.

Первым вариантом списания общехозяйственных расходов является включение управленческих расходов в себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Сельскохозяйственная организация может выбрать второй, альтернативный вариант списания общехозяйственных расходов - в качестве условно-постоянных с полным включением в себестоимость, в виду льготной системы налогообложения.

Первым вариантом списания коммерческих расходов - является полное ежемесячное списание сумм, накопленных в составе расходов на продажу. Предусмотрен и иной вариант списания коммерческих расходов - частичное списание коммерческих расходов. При этом сельскохозяйственная организация, опять-таки, ориентируется на использование налоговой льготы и может использовать способ помесячного списания.

Представленный авторами сравнительный анализ списания расходов, на примере сельскохозяйственного предприятия, позволяет наглядно видеть экономию в виде финансового результата. Тем самым выявить экономическую выгоду от применения методики списания, утвержденной в учетной политике.

Ключевые слова: управленческие расходы; коммерческие расходы; учет; методика списания; затраты; льготное налогообложение; сельскохозяйственные организации

С современных условиях функционирования рыночных отношений формирование достоверной информации о расходах, формирующих производственную и реализационную стоимость продукции, вызывает большой интерес, как у товаропроизводителей, так и у фискальных органов. При этом методические подходы к списанию расходов достаточно различны [1].

Одним из важнейших средств оценки результатов деятельности любого подразделения организации, выявления результатов экономии всех видов ресурсов, обеспечения текущего, оперативного контроля за издержками производства, определения фактической себестоимости и анализа всех технико-экономических факторов ее формирования, обоснования экономической эффективности принимаемых организационно-технических решений является учет производственных затрат.

Организации используют следующие нормативные документы, регулирующие учет

затрат:

Вестник Евразийской науки 2020, №1, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today

• ПБУ 10/99 «Расходы организаций»4.

• Приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. № 792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях»5.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров относятся к расходам по обычным видам деятельности. К ним же относятся расходы на выполнение работ и оказание услуг. При этом, согласно п. 10 ПБУ 10/99, правила учета указанных затрат в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Таким образом, для определения постатейного перечня коммерческих и управленческих расходов необходимо руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями [2].

Следует обратить внимание на то, что учет коммерческих расходов в торговых и производственных компаниях различается. Отличие заключается в том, что торговые организации включают в расходы на продажу все расходы, понесенные по основным видам деятельности. Производственные же организации относят к коммерческим расходам только те, которые были понесены в процессе сбыта продукции. Каждое предприятие обязано формировать по итогам деятельности за период отчет о финансовых результатах. Результатом становится либо прибыль, либо убыток, что зависит от размеров расходов и доходов субъекта

[3].

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов большинство организаций применяют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для отражения управленческих расходов с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и т. д. Однако есть два важных нюанса.

Во-первых, организации торговли, в связи с особенностями их деятельности, счет 26 не применяют. Однако, управленческие расходы у них возникают. Но признаются они в качестве издержек обращения, так называемых коммерческих расходов, а потому их учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

Во-вторых, для организаций, занимающихся только посреднической деятельностью (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. д., кроме торговых организаций), установлено, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов они должны использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации обо всех своих расходах на ведение посреднической деятельности. И они могут применять только один вариант списания управленческих расходов - с кредита счета 26 в дебет счета 90 «Продажи» [4].

В исследовании рассмотрены варианты списания коммерческих и управленческих расходов в бухгалтерском учете, с разницей в стоимости.

В соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету в России допускаются два варианта списания управленческих расходов. Каждая организация должна выбрать один из них и закрепить его в своей учетной политике.

Первым вариантом списания общехозяйственных расходов, применявшимся в советское время, до сих пор используемым в российских организациях и указанным в качестве основного варианта в Инструкции по применению Плана счетов, является включение управленческих

4 http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12508/0463b359311dddb34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/.

5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59524/3213a1f930f344f18530c4ea4121fca6f57fbc5c/.

расходов в себестоимость продукции, работ, услуг. Иными словами, счет 26 при таком подходе закрывается на счет 20 «Основное производство». В случае же если организация имеет вспомогательные или обслуживающие производства и хозяйства, продукция (работы, услуги) которых не только используется для собственных нужд, но и реализуется на сторону, часть общехозяйственных расходов списывается и в дебет счетов 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» [5].

При таком варианте списания общехозяйственных расходов их рассматривают как одну из статей калькуляции производственной себестоимости продукции. Поэтому и при определении себестоимости реализованной продукции, подлежащей списанию в дебет счета 90 «Продажи» с целью формирования финансового результата от продаж, необходимо учитывать соответствующую долю общехозяйственных расходов. На практике это приводит к тому, что в случае, если не вся произведенная в отчетном периоде продукция будет продана в том же периоде, соответствующая часть управленческих расходов «осядет» в себестоимости нереализованной продукции, отражаемой в бухгалтерском балансе. Рассмотрим списание общехозяйственных расходов на себестоимость в таблице 1.

Таблица 1

Списание расходов в себестоимость продукции, работ, услуг

Дебет Кредит Сумма, тыс. руб. Содержание факта хозяйственной жизни Документ основание

20 10 96429 списаны материалы, израсходованные при производстве продукции

20 70, 69 24289 начислена зарплата рабочим и обязательные отчисления

20 25 14000 списаны общепроизводственные расходы

20 26 4200 списаны общехозяйственные расходы

43 20 138918 оприходована готовая продукция (фактическая себестоимость единицы продукции составила 54 930 руб. : 100 шт. = 549,30 руб.)

62 90-1 105160 отражена выручка от продажи продукции

90-2 43 91251 списана проданная продукция (по фактической себестоимости)

90-9 99 13909 выявлена и списана прибыль от продаж

Составлено авторами

Для простоты примера и централизации вопросов списания расходов пример представлен без учета НДС.

В западной же практике - в том числе и в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) - управленческие расходы не включают в себестоимость продукции, работ, услуг, а списывают «месяц в месяц» на уменьшение финансового результата (прибыли от продаж) за соответствующий месяц [6].

Организация может выбрать второй, альтернативный вариант списания общехозяйственных расходов - в качестве условно-постоянных на уменьшение финансового результата от продаж, то есть в дебет счета 90 «Продажи». Для этих целей на счете 90 «Продажи» целесообразно открыть отдельный субсчет, назвать который можно «Управленческие расходы», пользуясь той терминологией, которая применяется в бухгалтерской отчетности (строка 040 формы № 2, образец которой утвержден приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н) [7].

С учетом специфики применения счета 90 «Продажи» по дебету данного субсчета в течение отчетного года будет накапливаться сальдо, отражающее общую сумму управленческих расходов, осуществленных организацией с 1 января по последнее число месяца, предшествующего тому месяцу, когда производится анализ данного субсчета. Каждый месяц к этому остатку будет добавляться сумма управленческих расходов за истекший месяц.

В результате по состоянию на 31 декабря на данном субсчете сформируется полная сумма управленческих расходов за отчетный год. В процессе реформации баланса данный субсчет будет закрыт в дебет субсчета 90-9, и с 1 января следующего года все начнется заново.

Рассмотрим списание общехозяйственных расходов на уменьшение прибыли от продаж в таблице 2.

Таблица 2

Списание расходов на уменьшение прибыли от продаж

Дебет Кредит Сумма, тыс. руб. Содержание факта хозяйственной жизни Документ основание

20 10 96429 списаны материалы, израсходованные при производстве продукции

20 70, 69 24289 начислена зарплата рабочим и обязательные отчисления

20 25 14000 списаны общепроизводственные расходы

43 20 134718 оприходована готовая продукция

62 90-1 105160 отражена выручка от продажи продукции

90-2 43 91251 списана проданная продукция (по фактической себестоимости)

Дебет 90, субсчет «Управленческие расходы» 26 4200 списаны управленческие расходы на себестоимость продаж

90-9 99 9709 выявлена и списана прибыль от продаж

Составлено авторами

Очевидным преимуществом второго варианта списания управленческих расходов является увязка понесенных расходов именно с тем периодом, когда они были понесены. При таком подходе административные расходы, носящие в основном постоянный характер и не связанные непосредственно с производством продукции, перестанут «оседать» в стоимости нереализованной продукции, завышая как сумму полученной фирмой прибыли, так и стоимость оборотных активов (и, следовательно, показатели рентабельности и ликвидности) [8].

В случае если организация выбрала второй вариант - списание расходов на счет 90 «Продажи» - их распределение обычно производится пропорционально выручке от реализации разных видов продукции, работ, услуг. Прибыль от продаж составила 13909 тыс. руб.

Если же организация придерживается первого способа и включает общехозяйственные расходы в себестоимость производимой продукции, в качестве базы распределения косвенных расходов чаще всего выступает заработная плата производственных рабочих. Прибыль от продаж составила 9709 тыс. руб. Разница между методами составляет 4200 тыс. руб.

Поскольку сельскохозяйственные предприятия имеют право на налоговые льготы, то наиболее выгодным вариантом списания управленческих расходов является вариант «на полное включение в себестоимость».

Также варианты списания предусмотрены и для коммерческих расходов. В соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету в России допускаются два варианта списания расходов на продажу. Каждая организация должна выбрать один из них и закрепить его в своей учетной политике.

Первым вариантом списания коммерческих расходов - разрешенным п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» - является полное ежемесячное списание сумм, накопленных по дебету счета 44 «Расходы на продажу», с кредита данного счета в дебет счета 90 «Продажи» на уменьшение финансового результата от продаж.

К счету 90 «Продажи» для этих целей целесообразно открыть отдельный субсчет, назвать который можно «Коммерческие расходы», пользуясь той терминологией, которая применяется в бухгалтерской отчетности (строка 030 формы № 2, образец которой утвержден приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н) [9].

С учетом специфики применения счета 90 «Продажи» по дебету данного субсчета в течение отчетного года будет накапливаться сальдо, отражающее общую сумму коммерческих расходов, осуществленных организацией с 1 января по последнее число месяца, предшествующего тому месяцу, когда производится анализ данного субсчета. Каждый месяц к этому остатку будет добавляться сумма коммерческих расходов за истекший месяц. В результате по состоянию на 31 декабря на данном субсчете сформируется полная сумма коммерческих расходов за отчетный год. В процессе реформации баланса данный субсчет будет закрыт в дебет субсчета 90-9, и с 1 января следующего года все начнется заново.

Рассмотрим на примере списание коммерческих расходов по первому способу в таблице 3.

Таблица 3

Списание коммерческих расходов по способу «месяц в месяц»

Дебет Кредит Сумма, тыс. РУб. Содержание факта хозяйственной жизни Документ основание

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44 субсчет «Расходы на упаковку и транспортировку продукции» 12300 списаны расходы на упаковку и транспортировку продукции

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на рекламу» 6000 списаны расходы на рекламу

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на оплату труда сотрудников отдела продаж (с отчислениями)» 23000 списаны расходы на оплату труда сотрудников отдела продаж с отчислениями

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на аренду склада готовой продукции» 5000 списаны расходы на аренду склада готовой продукции и помещения отдела продаж

90-9 99 11 620 тыс. руб. (160 000 - 102 080 -46 300) выявлена и списана прибыль от продаж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено авторами

Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен и иной вариант списания -частичное списание коммерческих расходов с кредита счета 44 «Расходы на продажу».

При частичном списании распределению подлежат только расходы на транспортировку и упаковку.В частности:

• в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, расходы на упаковку и транспортировку распределяются между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или пропорционально другим соответствующим показателям;

• в торговых организациях, а также в иных организациях, осуществляющих посредническую деятельность, расходы на транспортировку распределяются между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца;

• в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, расходы по заготовке списываются в дебет счетов 15 «Заготовление

и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) или 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы) [10].

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Иными словами, списываются в дебет счета 90 «Продажи» на уменьшение финансового результата от продаж.

Таким образом, организация, выбравшая вариант с частичным списанием расходов, обязана обеспечить раздельный учет транспортных и прочих расходов на счете 44 «Расходы на продажу» - например, выделив отдельный субсчет «Расходы на транспортировку и упаковку» - а также прописать в учетной политике методику распределения данных расходов.

В этом случае в конце месяца бухгалтер должен поступить с коммерческими расходами следующим образом:

1. полностью списать все расходы, кроме расходов на упаковку и транспортировку (расходы на рекламу, зарплату сотрудников отдела продаж с отчислениями, аренду складского помещения и т. д.) в размере:

6000 + 23000 + 5000 = 34000 тыс. руб.

2. произвести распределение расходов на упаковку и транспортировку продукции, общая сумма которых, собранная на отдельном субсчете счета 44, составляет 12300 тыс. руб.

Распределение в соответствии с учетной политикой производится следующим образом:

1. фактическая производственная себестоимость выпущенной за месяц продукции составляет 137600 тыс. руб.;

2. производственная себестоимость проданной за месяц продукции составляет 102080 тыс. руб.;

3. поскольку никаких остатков продукции на начало месяца не было, остаток нереализованной продукции на конец месяца составляет:

137600 - 102080 = 35520 руб.;

4. так как никаких остатков расходов на упаковку и транспортировку продукции на начало месяца не было, процент распределения расходов определяется следующим образом:

(12300 : 137 600) * 100 = 8,9390 %

5. следовательно, к проданной в течение месяца продукции относятся расходы на упаковку и транспортировку, подлежащие списанию в текущем месяце в размере:

102 080 руб. * 8,9390 % = 9125 тыс. руб.

6. в качестве сальдо на счете 44 «Расходы на продажу» должны остаться расходы на упаковку и транспортировку, относящиеся к нереализованной продукции, в размере:

35520 руб. * 8,9390 % = 3175 тыс. руб.

Таким образом, в отчетном месяце организация спишет коммерческие расходы в сумме:

34000 + 9125 = 43125 тыс. руб.

А списание коммерческих расходов и выявление финансового результата отразится следующими записями, представленными в таблице 4.

Таблица 4

Списание коммерческих расходов с разделение транспортных расходов

Дебет Кредит Сумма, тыс. ру& Содержание факта хозяйственной жизни Документ основание

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44 субсчет «Расходы на упаковку и транспортировку продукции» 9125 списаны расходы на упаковку и транспортировку продукции в части, приходящейся на проданную в течение месяца продукцию;

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на рекламу» 6000 списаны расходы на рекламу

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на оплату труда сотрудников отдела продаж (с отчислениями)» 23000 списаны расходы на оплату труда сотрудников отдела продаж с отчислениями

90, субсчет «Коммерческие расходы» 44, субсчет «Расходы на аренду склада готовой продукции» 5000 списаны расходы на аренду склада готовой продукции и помещения отдела продаж

90-9 99 14795 тыс. руб. (160 000 -102 080 - 9 125 - 6 000 - 23 000 - 5 000) выявлена и списана прибыль от продаж

Составлено авторами

В случае если организация выбрала первый вариант, то прибыль от продаж составила 11 620 тыс. руб.

Если же организация придерживается первого способа, то прибыль от продаж составила 14795 тыс. руб. Разница между методами составляет 3175 тыс. руб.

Поскольку сельскохозяйственные предприятия имеют право на налоговые льготы, то наиболее выгодным вариантом списания коммерческих расходов является способ с разделением транспортных расходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика [Текст]: монография / под науч. ред. д.э.н., проф. Д.И. Валигурского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 410 с.

2. Головецкий, Н.Я. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях [Текст] / Н.Я. Головецкий, В.В. Гребеник // Вестник университета. - 2018. - № 12. - С. 71-76.

3. Мирсаидов, А.Б. Теория трансакционных издержек и их рационализация в традиционно-аграрной экономике [Текст] / А.Б. Мирсаидов // Доклады Таджикской академии сельскохозяйственных наук. 2014. - № 2 (40). - С. 57-63.

4. Перспективы развития сельского хозяйства: проблемы источников финансирования и вопросы налогообложения [Текст] / А. Боговиз, С. Шкодинский, Е. Кондратьева, С. Лобова, А. Базанова // АПК: экономика, управление. - 2017. - №8. - С. 4-14.

Вестник Евразийской науки 2020, №1, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 1, Vol 12 https://esi.today

5. Хазиева, А.М. Постатейный анализ себестоимости прироста крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан [Текст] / А.М. Хазиева // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития АПК: материалы международной научно-практической конференции в рамках XXIII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2013». Часть II. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - С. 204-205.

6. Шайнурова, З.М. Вопросы усиления государственного регулирования инновационного развития агропромышленного комплекса в Республики Башкортостан [Текст] / З.М. Шайнурова, З.З. Сафина, И.Н. Гирфанова, Г.Р. Нигматуллина // Экономика и предпринимательство, - №3(32) - 2013 г. - С. 137141.

7. Лубова, Т.Н. Методические приемы бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах: необходимость и объективность использования [Текст] / Т.Н. Лубова // Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2007. - С. 52-54.

8. Залилова, З.А. Объекты бухгалтерского учета в пчеловодстве [Текст] / З.А. Залилова, Р.А. Маннапова // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий: сборник научных статей, посвящается юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике Рафиковой Н.Т. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2013. - С. 53-55.

9. Фаррахова. Ф.Ф. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого бизнеса в аграрном секторе экономики [Текст] / Ф.Ф. Фаррахова // Российский электронный научный журнал. - № 2(20). - 2016. С. 123-129.

10. Салимова. Г.А. Учет обязательных платежей в сельском хозяйстве [Текст] / Г.А. Салимова, Г.М. Юлаева // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике" / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет -Уфа, 2011. - С. 234-236.

Nigmatullina Gulnara Rashitovna

Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Salihova Gulshat Ramilevna

Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Ahmetzyanov Aidar Alfatovich

Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Salmanov Vladislav Pavlovich

Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Tadevosyan Karen Sogomonovich

Bashkir state agrarian university, Ufa, Russia E-mail: [email protected]

Methodology of write-off of management and commercial expenses in agricultural organizations, in terms of tax benefits

Abstract. The cost accounting system formed to date is sufficiently disclosed in regulatory sources. The modern legislation assumes various methods of formation of financial result, depending on a way of write-off of expenses.

The article deals with the issues related to the management accounting of production costs of the main production on the example of an agricultural enterprise. The authors, in accordance with the current regulations on accounting in Russia, consider two options for writing off commercial and management expenses, describe the differences between the methods. An agricultural organization, using a preferential tax system, can choose one of the options for writing off expenses and fix it in its accounting policy.

The first option of write-off of General economic expenses is the inclusion of management costs in the cost of production, work performed, services rendered.

The agricultural organization can choose the second, alternative option of write-off of General economic expenses - as conditionally-constant with full inclusion in cost price, in a type of preferential system of the taxation.

The first option for writing off business expenses is a full monthly write-off of the amounts accumulated as part of sales expenses. There is another option for writing off commercial expenses -partial write-off of commercial expenses. At the same time, the agricultural organization, again, focuses on the use of tax incentives and can use the method of monthly write-off.

Presented by the authors comparative analysis of write-off costs, on the example of an agricultural enterprise, allows you to clearly see the savings in the form of financial results. Thereby to reveal economic benefit from application of the technique of write-off approved in accounting policy.

Keywords: management expenses; business expenses; accounting; methods of write-off; costs; preferential taxation; agricultural organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.