Научная статья на тему 'Методика совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан'

Методика совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / АКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПАССИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / FOREIGN STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING METHODS / OPTIMIZATION / ACADEMIC PERFORMANCE / EDUCATION SYSTEM / EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE MATERIAL / RUSSIAN UNIVERSITIES / FAR EAST / IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVE ADAPTATION / PASSIVE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арнаут Марина Николаевна, Татаринова Анастасия Вячеславовна

В современных российских вузах часто поднимается вопрос о процессе подготовки иностранных студентов. Особенно остро проблемы неуспеваемости и адаптации развиваются в связи с тем фактом, что с каждым годом наблюдается значительный спад количества иностранных студентов в России, особенно в приграничных территориях страны, например, таких, как Дальний Восток. Элементарный культурный шок или социальная адаптация выбивают иностранного студента из колеи, поэтому ему становится сложнее обучаться. Так же система образования в родной стране может существенно отличаться от системы образования в новой стране. К данным проблемам добавляется еще одна сложность изучения русского языка. Правильное применение адаптации может сыграть решающую роль в обучении иностранных граждан, оно поможет не только лучше ориентироваться на новом месте, но и более эффективно осваивать предлагаемый вузом материал. Образовательный процесс при правильном подходе может быть более полезен для студентов заграничных стран, именно поэтому его оптимизация является важнейшей задачей и может стать ключом, решающим одну из проблем российских вузов слабая успеваемость и низкий уровень подготовки иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арнаут Марина Николаевна, Татаринова Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIAN UNIVERSITIES AMONG FOREIGN CITIZENS

In modern Russian universities, the question of the process of studying foreign students is often raised. Especially problems of underachievement and adaptation are developing due to the fact that every year there is a significant decline in the number of foreign students in Russia, especially in the border areas of the country, for example, such as the far East. Elementary cultural shock or social adaptation unsettles the foreign student, so it becomes more difficult to study. Similarly, the education system in the home country may differ significantly from the education system in the new country. To these problems is added another-the complexity of the study of the Russian language. The correct application of adaptation can play a crucial role in the training of foreign citizens, it will help not only to better navigate the new place, but also to more effectively master the material offered by the University. The educational process with the right approach can be more useful for students of foreign countries, which is why its optimization is the most important task and can be the key to solving one of the problems of Russian universities-poor academic performance and low level of training of foreign students

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан»

Arnaut Marina Nikolaevna, Tatarinova Anastasia Vyacheslavovna METHODS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS ..

pedagogical sciences

УДК 378.014.25

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0050

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

© 2019

Арнаут Марина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Татаринова Анастасия Вячеславовна, студентка 2 курса, направления

«Управление персоналом» кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: tatarinovaana99@mail.ru)

Аннотация. В современных российских вузах часто поднимается вопрос о процессе подготовки иностранных студентов. Особенно остро проблемы неуспеваемости и адаптации развиваются в связи с тем фактом, что с каждым годом наблюдается значительный спад количества иностранных студентов в России, особенно в приграничных территориях страны, например, таких, как Дальний Восток. Элементарный культурный шок или социальная адаптация выбивают иностранного студента из колеи, поэтому ему становится сложнее обучаться. Так же система образования в родной стране может существенно отличаться от системы образования в новой стране. К данным проблемам добавляется еще одна - сложность изучения русского языка. Правильное применение адаптации может сыграть решающую роль в обучении иностранных граждан, оно поможет не только лучше ориентироваться на новом месте, но и более эффективно осваивать предлагаемый вузом материал. Образовательный процесс при правильном подходе может быть более полезен для студентов заграничных стран, именно поэтому его оптимизация является важнейшей задачей и может стать ключом, решающим одну из проблем российских вузов - слабая успеваемость и низкий уровень подготовки иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, образовательный процесс, методика обучения, оптимизация, успеваемость, система образования, эффективное освоение материала, российские вузы, Дальний Восток, совершенствование образовательного процесса, активная адаптация, пассивная адаптация

METHODS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIAN UNIVERSITIES AMONG FOREIGN CITIZENS

© 2019

Arnaut Marina Nikolaevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of «Economics and management» Tatarinova Anastasia Vyacheslavovna, 2nd year student, direction «Personnel Management», Department of «Economics and management» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: tatarinovaana99@mail.ru)

Abstract. In modern Russian universities, the question of the process of studying foreign students is often raised. Especially problems of underachievement and adaptation are developing due to the fact that every year there is a significant decline in the number of foreign students in Russia, especially in the border areas of the country, for example, such as the far East. Elementary cultural shock or social adaptation unsettles the foreign student, so it becomes more difficult to study. Similarly, the education system in the home country may differ significantly from the education system in the new country. To these problems is added another-the complexity of the study of the Russian language. The correct application of adaptation can play a crucial role in the training of foreign citizens, it will help not only to better navigate the new place, but also to more effectively master the material offered by the University. The educational process with the right approach can be more useful for students of foreign countries, which is why its optimization is the most important task and can be the key to solving one of the problems of Russian universities-poor academic performance and low level of training of foreign students

Keywords: foreign students, the educational process, teaching methods, optimization, academic performance, education system, effective development of the material, Russian universities, the Far East, improvement of the educational process, active adaptation, passive adaptation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность данного исследования обусловлена понижением числа иностранных студентов по Дальнему Востоку и России, и, исходя из этого, появлением проблем в образовательном процессе из-за особенностей иностранных граждан.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема адаптации иностранных студентов к условиям российского образования не является новой. Она освещалась в трудах таких авторов, как Л.А. Марюкова, Г. Селье, Е.Г. Лапшина, Л.Н. Каменчук, К. Ишака, М.В. Клейменов, Н.В. Тюрина, Е.Н. Коренева, Н.В. Киреева, М.Н. Ки-реев, Ю.В. Морозова, Е.В. Шишкина, В.М. Зотов, В.Н. Хавронина и другие [1-8]. Однако в работах данных авторов не до конца были прописаны практические рекомендации университетам по оптимизации образовательного процесса иностранцев.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования заключается в изучении проблем повышения эффективности образовательного процесса в

вузах для иностранных студентов и предложении методики совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан.

Задачи исследования обусловлены обозначенной целью и включают в себя:

1) выявить проблемы в адаптации и образовательном процессе иностранных студентов;

2) систематизировать данные и провести их анализ;

3) предложить методику совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан.

Основные методы исследования: аналитические методы, дедукция, сравнительный анализ.

Полученные выводы и результаты показаны в завершении в виде методики обучения иностранных граждан.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Статистика последних лет показывает, что число иностранных студентов в российских вузах с каждым годом снижается.

Так, например, за основу данной статьи берется Дальний Восток. Статистика иностранных студентов, обучающихся в вузах Дальнего Востока, представлена в таблице 1.

педагогические науки

Арнаут Марина Николаевна, Татаринова Анастасия Вячеславовна МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

Таблица 1 - Контингент иностранных студентов, обучающихся в вузах Дальнего Востока (очная форма)

Субъект ДФО Численность иностранных студентов по годам Изменение

2013 2014 2015 2016 2017 Абс. 2017 к 2013 Отн. 2017 к 2013

Амурская область 2673 2466 2471 1625 1521 -1152 -43.10

Республика Бурятия 3951 3720 3934 2253 2144 -1807 -45:74

Еврейская область 393 338 298 191 204 -189 -48:09

Забайкальский 3442 2877 2523 1498 1361 -2081 -60:46

Камчатский край 769 640 501 390 402 -367 -47.72

Магаданская область 397 352 305 238 232 -165 -41,56

Приморский край 4257 9868 10468 6408 5924 1667 39.16

Республика Саха (Якутия) 1076 3648 4207 2518 2481 1405 130,58

Сахалинская область 0 834 601 514 453 453

Хабаровский край 7488 7043 6727 3670 3392 -4096 -54.70

Чукотский автономный округ 30 15 40 10 26 -4 -13,33

* составлено автором

Судя по динамике последних лет, по очной форме обучения иностранные студенты все реже выбирают Дальний восток как территорию для обучения. Однако не стоит забывать и о студентах - заочниках (таблица 2).

Таблица 2 - Контингент иностранных студентов, обучающихся в вузах Дальнего Востока (заочная форма)

Субъект ДФО Численность иностранных студентов по годам Изменения

2013 2014 2015 2016 2017 Абс. 2017 к 2013 2017 к 2013

Амурская область 1941 1950 1391 1207 1192 -749 -38.59

Республика Бурятия 3673 2723 2566 1223 1603 -2070 -56,36

Еврейская область 420 502 292 100 126 -294 -70,00

Забайкальский 2767 3615 3182 2389 3615 848 30,65

Камчатский край 37 625 631 469 384 347 937.84

Магаданская область 493 469 406 288 324 -169 -34,28

Приморский край 1030 3370 3338 2146 1982 952 92.43

Республика Саха (Якутия) 642 1972 1936 1548 1341 699 108:88

Сахалинская область 1602 1289 1287 938 1035 -567 -35,39

Хабаровский край 8696 5932 5157 4086 4464 4232 -48.67

Чукотский автономный округ 18 83 82 26 23 5 27/78

* составлено автором

Как видно, обе таблицы показывают отрицательный результат, как по очной форме обучения, так и по заочной. И если, у граждан Европы отказ от дальневосточных университетов обусловлен местоположением, то почему граждане, к примеру, Азии не выбирают Россию, а именно Дальний Восток?

Скорее всего, проблема в плохой адаптации, непонимании языка и, возможно даже, в целой системе обучения.

Работа с иностранными студентами - одна из важнейших задач для международных университетов. Именно поэтому вопрос об их успеваемости, активности и адаптации требует большего внимания. Путей решения может быть множество, при этом их можно обобщить в две обособленных группы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Варианты работы вузов с иностранными студентами в процессе их образовательной деятельности (составлено автором)

В первом варианте акцент ставится на то, что именно иностранные студенты должны подстраиваться под новые условия, ведь они сами выбрали российскую систему обучения, значит, они должны быть готовы к адаптации, методам обучениям, менталитету и др. Данный вариант поможет иностранцам адаптироваться как к университету, так и к стране в целом. То есть в дальней-

шем они смогут работать по своей профессии в России.

При первом варианте предлагается активная адаптация иностранных студентов, суть которой: нельзя подстраивать среду под иностранцев, нужно, чтобы иностранцы адаптировались под нее. Часто в вузах закреплено мнение, что иностранцам нужно давать определенные привилегии, однако, это наоборот подчеркивает обособленность иностранцев и вытесняет их из адаптационного процесса. Важно понять и принять во внимание все факторы, оказывающие влияние на процесс подготовки иностранцев[9-13].

Естественно, на начальном этапе адаптации имеется существенный языковой барьер. Более того, не всегда знания русского языка у иностранных студентов соответствует необходимому уровню. В этой связи предлагается прибегать к помощи носителей иностранного языка базового уровня (студенты, обучающиеся на переводчиков, лингвистов, востоковедов и т.п.). Предлагается разработка системы коучеров, их задача будет заключаться в определении целей деятельности студентов - иностранцев и руководство иностранцами для их достижения. Важно подметить, что коучеры не должны принимать участие в самом процессе обучения иностранцев. Их роль будет заключаться в направлении и руководстве.

Следующий немаловажный фактор - это адаптация под российский менталитет и систему российских норм и правил, особенно, правил проживания. В виду отсутствия российского гражданства, большинство иностранных студентов проживает в общежитии при вузе (за редким исключением).

И проблема состоит в том, что руководство общежитий относятся очень лояльно к иностранным студентам, объясняя это тем, что у них в стране приняты другие правила и нормы поведения. Однако, чувствуя свое особое положение, иностранцы вообще забывают о нормах. Это оказывает влияние и на качественную адаптацию, и на учебу. Соответственно, следует принять некоторые меры.

Во-первых, устранить некоторые негласные льготы для иностранных студентов (как бытовые, так и учебные), чтобы они чувствовали себя не обособленно, а наравне с русскими студентами.

Во-вторых, из этих же побуждений можно применить практику, что используется во многих международных университетах. А именно, подселять иностранцев к носителям русского языка (учебным ассистентам), для более эффективной адаптации к языку и менталитету. Тем более замечена такая негативная тенденция, что, как правило, иностранцы объединяются в свою обособленную от всего университета группу, что также имеет отрицательный адаптационный эффект.

К каждому учебному ассистенту и коучеру возможно прикрепить 3-4 иностранных студента. Для учебных ассистентов и коучеров можно предложить систему мотивации и стимулирования. Например, студентам, обучающимся на переводчиков, лингвистов, востоковедов и т.п. будет самим выгодно подселятся к иностранцам для лучшего и эффективного изучения менталитета и иностранного языка на практике. Другим студентам можно предложить некоторый пакет льгот, который будет включать в себя закрытие части связанных учебных дисциплин, приоритетное проживание в общежитии на кампусе, элементы оценивания при назначении стипендии и т.п.

Для последовательной, эффективной работы коуче-ров и ассистентов следует закрепить куратора - преподавателя смежных дисциплин или студента старшего курса соответствующего направления подготовки. Он сможет отслеживать всю работу учебных ассистентов, правильно выстраивать их помощь. А сам, благодаря такой работе, вырабатывать определенные профессиональные навыки.

Так же в виде системы стимулирования может вы-

Arnaut Marina Nikolaevna, Tatarinova Anastasia Vyacheslavovna

METHODS OF IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS .

pedagogical sciences

ступить ежегодно проводимый конкурс на лучшего коу-чера, ассистента или куратора с общественным признанием и получением ценных призов.

Следующий фактор и самый важный процесс - это обучение студента: для этого иностранные граждане приехали в другую страну, для этого им нужно эффективно адаптироваться. Основные проблемы вытекают из плохой адаптации, однако и в самом процессе обучения существует ряд нерешенных проблем [14-24].

Например, не всегда и не все преподаватели правильно относятся к адаптации иностранных граждан. Некоторые закрывают глаза на плохую адаптацию и пробелы в знаниях и могут ставить оценку, не соответствующую работе студента. Другие наоборот чересчур строго и предвзято относятся к иностранным гражданам.

Иностранцев стоит воспринимать абсолютно так же, как и русских студентов, уступая лишь элементам языкового барьера.

Иностранные студенты точно так же нуждаются в объяснении материала, как и русские. Однако из-за языкового барьера процесс получения информации протекает не совсем точно и правильно.

Именно поэтому на начальном этапе обучения (1 курс) стоит ввести учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) на иностранных языках, глоссарий основных терминов по дисциплинам (на русском и иностранном языках) для изучения материала на дому. Однако не стоит переводить весь процесс обучения на иностранный язык.

Задача состоит в том, чтобы иностранный студент адаптировался к процессу обучения, а не процесс обучения адаптировался к иностранцам. Данная система будет наиболее эффективна для обучения иностранных граждан.

Она поможет им понять русскую систему обучения, привыкнуть к русскому менталитету. После обучения в данном виде иностранным студентам будет проще работать на русских предприятиях. Эта методика будет эффективна, как и для вуза, так и для студентов иных стран.

Второй вариант, а именно, адаптация условий российских вузов под иностранных студентов, заключается в создании благоприятных условий для обучения. Данный вид обучения будет намного мягче для иностранных студентов, он нацелен на то, что обучающийся получает необходимые ему знания в полном объёме без каких-либо преград. Адаптация со стороны студента в данной методике будет пассивной, что говорит о том, что иностранный гражданин будет подстраиваться под русскую систему обучения не в полной мере. Далее приведем ряд рекомендаций, которые помогут усовершенствовать условия для обучения иностранных студентов.

1. Система учебных ассистентов (их задача будет заключаться в помощи иностранным студентов в ориентации по вузу, ознакомлении с менталитетом и другими системами, с которыми предстоит столкнуться).

2. Совершенствование системы стимулирования ППС.

3. Маркетинговые исследования (опрос студентов и абитуриентов в рамках стажировок).

4. Развитие электронных курсов.

5. Глоссарий основных терминов по дисциплинам (на каждую пару).

6. Научная деятельность среди контингента иностранных студентов.

7. Проведение в рамках адаптационной недели краткого курса по культуре, этике и нормам поведения в России.

8. Издание и выдача иностранным студентам буклета «Инструкция по университету».

Общие рекомендации по адаптации условий российских вузов под иностранных студентов в рамках оптимизации образовательного процесса представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Рекомендации по оптимизации образовательного процесса у иностранных студентов

Продолжительность Методика п >оведения Самостоятельная работа Специфика педагогического общения

Лекции Практики

60-90 минут 1. Использование преимущественно графического материала (графики, рисунки, схемы). 2. Взаимодействие с аудиторией (в форме вопрос - ответ) 1. Обсуждение 2. Использование вопросов для рассуждения. 3. Активное видов работ. 1. Использование УМКД на китайском языках. 2. Применение электронных курсов и курсов на открытых о бразовательных платформах. 1. Мотивация студентов с помощью морально правил 2. Стимулирование студентов к личным достижениям.

* составлено автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом обозначенные на рисунке 1 варианты работы вузов с иностранными студентами в процессе их образовательной деятельности не должны применяться опосредованно друг от друга. Более того, они должны использоваться вместе как единый комплекс и закрепляться в одну внутривузовскую методику совершенствования образовательного процесса среди иностранных граждан (рисунок 2).

Рисунок 2 - Внутривузовская методика совершенствования образовательного процесса среди иностранных граждан (составлено автором)

Предложенные направления по оптимизации образовательного процесса в комплексе смогут оказать положительное влияние на успеваемость иностранных студентов и на развитие вуза в целом.

Стоить отметить положительные моменты отдельно для вуза, преподавателей и студентов (таблица 4).

Таблица 4 - Определение пользы предлагаемых рекомендаций для вуза, преподавателей и студентов

Польза для вуза

1) Развитие программ обучения, при котором вуз может интегрироваться в международное образовательное пространство.

2) Расширение целевой аудитории потребителей. Наличие образовательных программ высокого уровня будет привлекательно для иностранных студентов.

3) Совокупный подход двух предлагаемых методов может подстроиться под любой менталитет.

Польза для студентов

1) Быстрая адаптация к учебному процессу.

2)

Повышение эффективности образовательно-го процесса (в том числе, и не иностранных студентов)

Польза для преподавателей

1) Повышение профессиональной квалификации.

2) Повышение потенциала профессиональной мобильности преподавателей.

3) Повышение усвояемости материала

* составлено автором

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, исполь-

педагогические науки

Арнаут Марина Николаевна, Татаринова Анастасия Вячеславовна МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...

зование ряда данных рекомендаций может существенно Статья поступила в редакцию 15.01.2019 повысить качество образовательного процесса среди Статья принята к публикации 27.02.2019 иностранных студентов, тем самым образуется синерге-тический эффект в виде пользы как для университета в целом, так и для отдельных преподавателей и студентов. При этом важно отметить, что идеальной единой системы обучения для иностранных граждан быть не может. Каждый вуз может подобрать для себя наиболее подходящую систему, комбинируя озвученные в работе рекомендации.

При этом если вуз будет работать над оптимизацией образовательного процесса среди иностранцев, то качество знаний, а, следовательно, и имидж вуза с каждым годом будет повышаться, что не может не повлиять положительным образом на количество абитуриентов и студентов, что является прямой выгодой для любого университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борьба за место. [Электронный ресурс] // TJ. — Режим доступа: https://ru.rt.com/938t

2. Иностранные студенты в России: кто и зачем приезжает в страну — TJ. — Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/2895

3. Марюкова Л.А. Подготовительное отделение для иностранных граждан как педагогическая система / Научный вестник МГТУ ГА серия Международная деятельность. 2005 №94 (12)

4. Селье Г. Стресс без дистресса Москва. Прогресс. 1979.—126 с.

5. Морозова Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 129-132.

6. Лапшина Е.Г. Иностранные студенты в России: особенности обучения и адаптации / Аграрный вестник Верхнеповолжья. 2014. №

2(7)

7. Шишкина Е.В., Зотов В.М., Хавронина В.Н. Цели, задачи и возможные пути их решения при обучении иностранных студентов в российских вузах //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 192-195.

8. Сунь С. Факторы и условия успешности тьюторского сопровождения иностранных студентов в условиях модернизации высшего образования в России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 197-201.

9. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. №3 (71)

10. Ишака К. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации / Теория и практика общественного развития. 2012. № 8

11. Попов В., Жуков В., Пилипенко А. Нужны ли нам иностранные студенты / Высшее образование в России. 2007. № 11

12. Клейменов М.В. Взаимоотношения между иностранными и российскими студентами глазами студентов Елабужского института КФУ / Форум молодых ученых. 2017. № 4 (20)

13. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. №5 (40)

14. Коренева Е.Н., Киреева Н.В., Киреев М.Н. Особенности обучения иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки / Символ науки. 2016. № 2-1 (14)

15. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса «студент вуза» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

16. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов - медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 25-28.

17. Арсентьева Е.В. Игровые методы обучения русскому языку как иностранному (из опыта работы) / Высшее образование сегодня. 2016. № 11

18. Бучнева О.А. Направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 70-75.

19. Чиркова В.М. Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 80-83.

20. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций / Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 5

21. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 358-360.

22. Скляр Е.С. Использование коммуникативных заданий при обучении медицинскому общению иностранных студентов //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 27-30.

23. Витенберг.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994-243с.

24. Корзун О. Как уехать в чужую страну и не умереть от тоски

по родине /Весь. 2018._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.