Научная статья на тему 'Методика социально-гигиенических исследований в свете методических указаний «Краткого курса истории ВКП(б)»'

Методика социально-гигиенических исследований в свете методических указаний «Краткого курса истории ВКП(б)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н.А. Семашко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика социально-гигиенических исследований в свете методических указаний «Краткого курса истории ВКП(б)»»

Проф. Н. А. СЕМАШКО (Москва)

Методика социально-гигиенических исследований в свете методических указаний «Краткого курса истории ВКП(б)»1

В своей речи на совещании работников высшей школы 15.\Л1938г. В. М. Молотов сказал: «Почему мы, большевики, придаем тако(е боль шое значение идейно-политическому воспитанию? Почему? Потому, что размах нашего дела, размах дела социализма требует этого. Размах нашего дела настолько велик, проводимое советской властью переустройство жизни вносит такие коренные изменении, что в наших условиях нельзя замыкаться; только в повседневные дела и текущие нужды, а необходимо сознательно относиться к генеральному пути нашего развития, к историческим событиям, участниками которых мы являемся. Мы, большевики, считаем, что верным компасом в исторических событиях может служить ленинизм, раскрывающий их действительную 'сущность».

А на торжественном заседании в честь XXI годовщины Октябрьской социалистической революции В. М. Молотов указал: «Каждый рабочий, колхозник, интеллигент найдет в этой книге [«Истории ВКП(б)»] ответы на многие вопросы, которые близко, непосредственно относятся к его работе, к его участию в социалистическом строительстве».

Имеют ли эти указания В. М. Молотова отношение к социально-гигиеническим исследованиям? Найдут ли работники этой научной дисциплины в «Истории ВКП(б)» отв|еты на вопросы', которые «близко и непосредственно» относятся к их работе?

Безусловно. Работникам социальной гигиены, исследующим влияние социальных факторов на здоровье населения, больше, чем работникам других медицинских наук, нужно уметь владеть правильный! методом при исследовании еоциально-гигйенических явлений; можно сказать без преувеличения, что громаднейшее большинство ошибок (а таких ошибок было немало) в трудах советских социальных гигиенистов обусловливалось тем, что авторы не владели правильным методом.

Правильный метод есть метод диалектического материализма. Этим методом пронизано ©се изложение «Истории ВКП(б)». Больше того, в этой книге дается в сжатой, энциклопедической форме изложение метода диалектического материализма. Вот по'чему изучение этого метода, как и изучение «Истории ВКП(б)», является обязательным для медиков, ибо советская медицина вся пропитана социально -гигиен ическим напр явлением.

Как же характеризует метод диалектического материализма «История ВКП(б)» и какой урок должны вынести из этого изложения сущности диалектического материализма медицинские работники?

«Марксистский диалектический метод, — читаем мы в «Истории ВКП(б)»,—'Характеризуется следующими основными чертами:

а) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связанное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

1 В порядке обсуждения. Ред.

Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление к природе не может быть понято, если взять его- в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явл|ение в любой области природы может быть превращено' в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений».

Этот тезис имеет решающее значение для построения правильного медицинского миросозерцания и ДЛЯ правильного практического направления в работе. В самом! деле, история медицины может быть «превращена в бессмыслицу», если забыть об этом требовании диалектического материализма. Почему первобытные люди убивали больных, а не лечили их? Почему в Спарте хилых ребят бросали со скалы? Все это представляется «бессмыслицей», если забыть о взаимозависимости и обусловленности явлений: первобытный человек убивал больных потому, что низка была производительность труда его, он едва добывал средства на прокормление здоровых людей. Спартанцы уничтожали хилых детей потому, что Спарта представляла собой тогда военный лагерь, хилые были ненужной обузой и т. д. и т. п.

Метод диалектического подхода к явлениям общественной жизни должен быть положен в основу при построении практической работы в наше время. В нынешней колхозной деревне построение здравоохранения должно резко отличаться от старой земской сельской медицины. Нужно твердо проводить линию на уничтожение противоположности между городом и деревней и в области здравоохранения. Колхозной деревне нужно давать не старого земского врача-энциклопедиста, который был «и швец, и жнец, и в дуду игрец», а нужно давать квалифицированную медицинскую помощь.

«б) (В противоположность метафизике,—читаем мы дальше в «Истории ВКП(б)»,— диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания».

И это положение чрезвычайно важно для (медицинских работников. Все социально-гигиенические явления нужно рассматривать именно с точки зрения их возникновения и отмирания. Рутина — злейший враг и в теории, и в практике медицины.

Смелее ломать старые, отжившие теории и нормы, внимательнее прислушиваться к жизни, к тому новому, что она несет с собой,— обязанность всех работников науки и практики.

Яркой иллюстрацией того, как «все течет», «что-то возникает и развивается и что-то разрушается и отживает свой век», является советское законодательство об абортах. В 20-х годах, в эпоху гражданской войны и разрухи, надо было помочь женщине, вынужденной тяжелыми обстоятельствами делать эту операцию, надо было прежде всего вырвать ее из рук невежественных и корыстных аборт-махеров, калечивших ее здоровье. Под рев и улюлюкание буржуазных законодателей всего мира советская власть легализовала аборты, открыла двери больниц для этой операции. Разруха и голод отошли в тяжелое прошлое. Материальное и культурное благосостояние

населения гигантски растет из года в год. И советская власть твердо и решительно запрещает производство таких операций, всемерно помогая женщине стать матерью и вырастить молодое поколение советских богатырей.

Данная иллюстрация показывает, какое актуальное значение имеет и это положение диалектического ¡материализма.

«в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям,— а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений».

Это положение блестяще иллюстрирует знаменитое объяснение Энгельсом процесса очелодеченья обезьяны. Говоря о том, как ди-ференцировались верхние и нижние конечности у обезьяны, Энгельс продолжает: «Но решительный шаг был сделан. Рука стала свободной (курсив Энгельса. — Н. С.) и могла совершенствоваться в ловкости и мастерстве, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и умножалась от поколения к поколению... Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особенного развития мускулов, связок и за более долгие промежутки времени также и костей, так же как благодаря все новому применению этих передаваемых по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвалъдсена, музыку Паганини...

Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее оя-дом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказало, в силу закона соотношения, влияние и на другие части организма... Развитие труда, по необходимости, способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты 'Случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стала; ясней польза этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе орган: неразвитая глотка обезьяны преобразовывалась медленно, но неуклонно, путем постепенно усиливаемых модуляций, и органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим» («Диалектика природы», изд. 4-е, стр. 62—64).

Таков, по Энгельсу, путь от обезьяны к человеку. Таков длительный процесс перехода количества в качество. «Труд создал человека».

«г) В противоположность метафизике диалектика исходит из того,, что предметам и явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым' и новым, между отмирающим и нарождающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от

низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предмета^, явлениям, в порядке «борьбы противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий».

Это положение диалектического материализма имеет1 исключительно важное значение для развития науки. В. И. Ленин еще в 1902 г. в своей книге «Что делать?» писал: «В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии. Поэтому всякое умаление социалистиче-кой идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

Борьба «между старым и новым®, «между отмирающим1 и нарождающимся» наполняет всю историю медицины!. «Борьба противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий», особенно обострилась в последние годы, в годы «последнего и решительного боя» между капитализмом! и социализмом. Советские ученые должны быть чрезвычайно бдительными, чтобы не допустить протаскивания классово чуждых идей и тенденций ю медицинскую науку и практику. Особенная настороженность должна быть проявлена в отношении попыток протаскивания в советскую ¡науку учений озверелого фашизма и фашистской расовой теории. А нечего треха таить, подобные попытки имели место даже в последние годы (вспомним «Труды» пресловутого Медико-генетического института, в которых распространение болезней объяснялось не неблагоприятными влияниями внешней среды, а «наследственностью»— прямой перепев расистского мракобесия).

«Партийность в науке и в практике»—;вот основной вывод, который должны сделать медицинские работники из этого указания диа-л ект и ч еског о материал и з м а.

Диалектический материализм не только указывает правильные пути для развития медицинской науки и практики —он воодушевляет медицинских работников в их работе, зажигает в них энтузиазм, будит их творческую энергию.

В «Истории ВМП(б)» мы читаем: «В противоположность идеализму, который оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признает объективной истины и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не могут быть никогда познаны наукой,—(марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы., проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими, значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых в!ещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики».

Вот какие неисчерпаемые возможности открывает перед советской наукой диалектический материализм! Вот какое всепобеждающее оружие вкладывает в руки кучных работников диалектический метод!

Капиталистическая медицина переживает кризис за кризисом; «кризис хирургии», «кризис терапии», «кризис педиатрии». Еще бы не быть кризисам, раз умирающий капитализм объявил поход против науки и техники! Еще бы не быть кризисам, раз «вождь» немецких расистов д-р Вагнер цинично утверждает, что медицинская наука должна базироваться не на фундаменте точного, научного1, естественного знания, а на фундаменте национал-социалистического мировоззрения!

Этим заявлением д-р Вагнер, сам того не замечая!, .объявил смертный приговор фашистской «науке»: она, как огня, боится настоящей,

2 Гигиена и санитария, № 5

действительной науки, потому что свет истинной науки убивает фашистское мракобесие.

Диаметрально противоположны положение и перспективы работы советской науки. «Дерзайте», — призывал академик И. П. Павлов советскую молодежь,— смело ломайте старое, идите вперед и вперед, все и всякие «вещи в себе» будут раскрыты и познаны силами «науки и практики».

О связи науки и практики достаточно ясно сказал товарищ Сталин: «...теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией» («Вопросы ленинизма», X издание, стр. 13). На совещании стахановцев в Кремле товарищ Сталин говорил: «Спасибо вам, товарищи, за учебу, большое спасибо!».

Факт остается фактом1, что стахановцы' опрокинули н'емало медицинских «норм», в особенности в отношении гигиены труда. Куда девались старые рассуждения об утомляемости, о том, что «при разделении труда жизнь рабочего начинается тогда, когда кончается труд» (проф. Вигдорчик, «Труд и отдых»), что идеальным является труд «крестьянина древних времен», у которого «достаточно оставалось времени для праздничных игр, бесед, для' песен и танцев», что рабочий «тупеет на работе» и подобные глупости? Неверные сами по себе, все эти высказывания становятся смехотворными в свете замечательного стахановского движения. Кто теперь осмелится повторить этот псевдонаучный бред?

«Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит1 в там, что- он опирается на передовую теорию, правильно отражающую потребности развития материальной жизни общества, поднимает теорию на подобающую ей высоту и считает своей обязанностью использовать до дна ее мобилизующую, организующую и преобразующую силу» [«История ВКП(б)»].

Вот что дает изучение марксизма-ленинизма медицинским научным работникам и практикам.- Вот почему они должны глубоко изучать марксизм-ленинизм, осваивать «передовую теорию, правильно отражающую потребности развития материальной жизни общества»» и ее «мобилизующую, организующую и преобразующую силу» для построения социалистического здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.