УДК 330.34:008
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПАСПОРТА РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы разработки промышленного паспорта территории как инструмента повышения конкурентоспособности корпоративного сектора экономики. Особое внимание уделено порядку реализации основных организационно-методических процедур.
Ключевые слова: промышленность, конкурентоспособность промышленного сектора экономики, информационные инструменты, промышленный паспорт территории.
METHODS OF INDUSTRIAL REGION PASSPORTS
Annotation. Пе article describes the main stages of the development of industrial areas as a tool for passports increasing the competitiveness of the corporate sector. Particular attention is given to the order implementing major organizational and methodologicalprocedures. Keywords: industry, competitiveness of the industrial sector of the economy, information tools, industrial passport territory.
Современная промышленная политика, а точнее механизм ее реализации, сталкивается с необходимостью поиска информационного инструмента, повышающего информационно-транспарентные характеристики промышленного сектора экономики. Таким инструментом может быть промышленный паспорт территории - это комплексный информационный инструмент, ориентированный на формирование устойчивого непротиворечивого представления о промышленном секторе экономики территории (административно-территориальной единицы) у сторонних пользователей в качестве которых мы, прежде всего, предусматриваем инвесторов. Важность и явственная потребность в полноценном информационном сопровождении развития промышленного сектора экономики для удовлетворения информационно-аналитических запросов сторонних пользователей ставит целью разработку промышленных паспортов для различных административно-территориальных формирований.
Достижение поставленной цели целесообразно путем решения локальных задач:
- определение методических и структурно-содержательных требований к промышленному паспорту;
разработка структуры промышленного паспорта (общие положения, специальные разде-
обоснование организационно-градуалистического порядка действий по разработке паспорта;
- определение исполнителя работ;
- проведение калькуляционных расчетов по составлению сметы расходов (в случае привлечения третьих лиц по гражданско-правовым контрактам).
Для начала мы должны определиться со структурным содержанием промышленного паспорта. В качестве ориентировочной структуры промышленного паспорта с учетом сформированных нами требований можно предложить следующую архитектуру.
Общий раздел. Содержит общие сведения о территории по следующим разделам: природно-географическая характеристика; историко-ретроспективные сведения о развитии административно-территориальной единицы; демографические характеристики и уровень жизни населения; социально-культурная сфера; органы управления и общественного представительства; общие социально-экономические индикаторы; основные субъекты экономики; инвестиции, работающие на территории.
Д.М. Мирошников
Denis Miroshnikov
© Мирошников Д.М., 2014
Специальный раздел включает сведения об экономике территории, промышленном потенциале и инвестиционных площадках под реализацию соответствующих проектов в сфере промышленного производства. Он может состоять из разделов:
- кадастр системообразующих эффективных предприятий по отраслям народного хозяйства [3] (приводятся данные по специализации, номенклатуре продукции, численности работников, финансово-экономические показатели деятельности, разработанные инвестиционные проекты, требуемый объем финансовых вложений и уровень рисков);
- кадастр неэффективных, проблемных предприятий (с указанием размеров кредиторской задолженности, реализующихся антикризисных мероприятиях и т.д.);
кадастр социально-значимых промышленных объектов (здесь имеются в виду субъекты, которые могут являться в целом убыточными, но предоставляющими занятость значительной части населения) с указанием специализации, номенклатуры выпускаемых товаров, уровне прибыльности/убыточности, разработанных социально-значимых инвестиционных проектов и т.д.;
- кадастр законсервированных промышленных предприятий, производственных линий и перспективных ресурсных локализаций (с отражением причин консервации, остановки производственных процессов, а также требуемых финансовых вложений для возобновления деятельности и требующих решения организационно-экономических проблем).
На следующем этапе предполагается формирование рабочей группы в структуре органов отраслевого управления, в задачи которой будет входить организация и проведение соответствующих работ. Сформированной рабочей группой формулируются организационные задачи, определяются сроки их решения, ответственные, исполнители, источники финансирования, а также отбирается соответствующее нормативное и методическое обеспечение для организации работ. Конечным же результатом данного этапа будет доведение организационных и методических задач до персональных ответственных лиц.
Рассматривая вопрос определения исполнителей работ, отметим, что они могут быть осуществлены государственными или муниципальными служащими в пределах отведенной им компетенции или с привлечением сторонних исполнителей на договорной основе. В последнем случае отметим несколько преимуществ: непосредственная заинтересованность исполнителей в добросовестном выполнении работ, стремление к минимизации затрачиваемого времени и освобождение трудовых ресурсов органов отраслевого менеджмента. Вместе с тем данный вариант представляется более затратным.
Неотъемлемым в этой связи представляется определение спектра источников финансирования расходов на составление промышленных паспортов, в числе которых отметим: средства различных уровней бюджетной системы и внебюджетные средства, средства специальных государственных фондов, ориентированных на финансирование венчурных проектов, средства, генерируемые в системе государственно-частного партнерства; средства промышленных предприятий и их акционеров.
В итоговом варианте все организационно-методические процедуры по составлению промышленного паспорта консолидированы нами в единую логическую схему. Она может с некоторыми корректировками и адаптацией к конкретной ситуации использоваться в системе отраслевого менеджмента при проведении аналогичных работ по составлению паспортов, реестров, кадастров и т.д. (см. рис.).
Разработанный промышленный паспорт территории или промышленного округа может использоваться при осуществлении деятельности по привлечению инвесторов в регионы с промышленной ориентацией экономики [1], при проведении промышленных выставок, конвентов, симпозиумов, конференций, как инструмент оперативного диагностирования промышленного потенциала, как инструмент аккумулирования информации для проведения компаративного (сравнительного) анализа
функционирования промышленного сектора экономики в территориальном и временном измерении, в комплексе инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории, при обосновании проектных площадок под организацию кластерных форм промышленного производства и
пр. [2]
Максимальное отражение промышленного потенциала территорий для удовлетворения информационных запросов пользователей и нивелирования информационных дефицитов
Формирование рабочей группы, рассылка информационных запросов Конкретизация задач деятельности рабочей группы Разработка методической основы составления промышленных паспортов территорий Организация взаимодействия рабочей группы с основными субъектами промышленной политики
1 1 1 1
Определение ответственных лиц и сроков исполнения по отраслям пр омышленности Согласование с профильными структурами Определение плана мероприятий и их исполнителей. Утверждение структуры паспорта Определение сметы расходов и источников финансирования
1 *
Составление паспорта специалистами рабочей группы Составление паспорта с привлечением сторонних исполнителей на принципах субконтрактации
Формирование единого паспорта промышленных объектов в разрезе территориальных образований
1 г 1 г 1 г 1 г
Паспорт системообразующих эффективных предприятий Паспорт неэффективных, проблемных предприятий Паспорт социально-значимых промышленных объектов Паспорт неосвоенных промышленных ресурсов
Перечень перспективных приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в промышленности
Рис. Поэтапно-градуалистический порядок составления промышленного паспорта
района/промышленного округа
Разработанная нами совокупность организационных и методических рекомендаций по формированию промышленного паспорта территории (или промышленного округа) как информационно-
го инструмента повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики не только расширит информационный массив для принятия обоснованных и адекватных управленческих решений, но и будет благоприятствовать согласованности механизмов реализации промышленной политики.
Библиографический список
1. Концепция модельного закона «О региональной промышленной политике в РФ» // Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - № 3 (20). - С. 64-69.
2. Полиди А.А., Мкртычан З.В. Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 93. - С. 1107-1122.
3. Рыбаков Ф.Ф. Генезис и эволюция представлений о промышленной политике России // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1 (49). - С. 58-60.