Научная статья на тему 'Методика составления промышленного паспорта региона'

Методика составления промышленного паспорта региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошников Денис Маркович

В статье рассмотрены основные этапы разработки промышленного паспорта территории как инструмента повышения конкурентоспособности корпоративного сектора экономики. Особое внимание уделено порядку реализации основных организационно-методических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирошников Денис Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INDUSTRIAL REGION PASSPORTS

Thе article describes the main stages of the development of industrial areas as a tool for passports increasing the competitiveness of the corporate sector. Particular attention is given to the order implementing major organizational and methodological procedures.

Текст научной работы на тему «Методика составления промышленного паспорта региона»

УДК 330.34:008

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПАСПОРТА РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы разработки промышленного паспорта территории как инструмента повышения конкурентоспособности корпоративного сектора экономики. Особое внимание уделено порядку реализации основных организационно-методических процедур.

Ключевые слова: промышленность, конкурентоспособность промышленного сектора экономики, информационные инструменты, промышленный паспорт территории.

METHODS OF INDUSTRIAL REGION PASSPORTS

Annotation. Пе article describes the main stages of the development of industrial areas as a tool for passports increasing the competitiveness of the corporate sector. Particular attention is given to the order implementing major organizational and methodologicalprocedures. Keywords: industry, competitiveness of the industrial sector of the economy, information tools, industrial passport territory.

Современная промышленная политика, а точнее механизм ее реализации, сталкивается с необходимостью поиска информационного инструмента, повышающего информационно-транспарентные характеристики промышленного сектора экономики. Таким инструментом может быть промышленный паспорт территории - это комплексный информационный инструмент, ориентированный на формирование устойчивого непротиворечивого представления о промышленном секторе экономики территории (административно-территориальной единицы) у сторонних пользователей в качестве которых мы, прежде всего, предусматриваем инвесторов. Важность и явственная потребность в полноценном информационном сопровождении развития промышленного сектора экономики для удовлетворения информационно-аналитических запросов сторонних пользователей ставит целью разработку промышленных паспортов для различных административно-территориальных формирований.

Достижение поставленной цели целесообразно путем решения локальных задач:

- определение методических и структурно-содержательных требований к промышленному паспорту;

разработка структуры промышленного паспорта (общие положения, специальные разде-

обоснование организационно-градуалистического порядка действий по разработке паспорта;

- определение исполнителя работ;

- проведение калькуляционных расчетов по составлению сметы расходов (в случае привлечения третьих лиц по гражданско-правовым контрактам).

Для начала мы должны определиться со структурным содержанием промышленного паспорта. В качестве ориентировочной структуры промышленного паспорта с учетом сформированных нами требований можно предложить следующую архитектуру.

Общий раздел. Содержит общие сведения о территории по следующим разделам: природно-географическая характеристика; историко-ретроспективные сведения о развитии административно-территориальной единицы; демографические характеристики и уровень жизни населения; социально-культурная сфера; органы управления и общественного представительства; общие социально-экономические индикаторы; основные субъекты экономики; инвестиции, работающие на территории.

Д.М. Мирошников

Denis Miroshnikov

© Мирошников Д.М., 2014

Специальный раздел включает сведения об экономике территории, промышленном потенциале и инвестиционных площадках под реализацию соответствующих проектов в сфере промышленного производства. Он может состоять из разделов:

- кадастр системообразующих эффективных предприятий по отраслям народного хозяйства [3] (приводятся данные по специализации, номенклатуре продукции, численности работников, финансово-экономические показатели деятельности, разработанные инвестиционные проекты, требуемый объем финансовых вложений и уровень рисков);

- кадастр неэффективных, проблемных предприятий (с указанием размеров кредиторской задолженности, реализующихся антикризисных мероприятиях и т.д.);

кадастр социально-значимых промышленных объектов (здесь имеются в виду субъекты, которые могут являться в целом убыточными, но предоставляющими занятость значительной части населения) с указанием специализации, номенклатуры выпускаемых товаров, уровне прибыльности/убыточности, разработанных социально-значимых инвестиционных проектов и т.д.;

- кадастр законсервированных промышленных предприятий, производственных линий и перспективных ресурсных локализаций (с отражением причин консервации, остановки производственных процессов, а также требуемых финансовых вложений для возобновления деятельности и требующих решения организационно-экономических проблем).

На следующем этапе предполагается формирование рабочей группы в структуре органов отраслевого управления, в задачи которой будет входить организация и проведение соответствующих работ. Сформированной рабочей группой формулируются организационные задачи, определяются сроки их решения, ответственные, исполнители, источники финансирования, а также отбирается соответствующее нормативное и методическое обеспечение для организации работ. Конечным же результатом данного этапа будет доведение организационных и методических задач до персональных ответственных лиц.

Рассматривая вопрос определения исполнителей работ, отметим, что они могут быть осуществлены государственными или муниципальными служащими в пределах отведенной им компетенции или с привлечением сторонних исполнителей на договорной основе. В последнем случае отметим несколько преимуществ: непосредственная заинтересованность исполнителей в добросовестном выполнении работ, стремление к минимизации затрачиваемого времени и освобождение трудовых ресурсов органов отраслевого менеджмента. Вместе с тем данный вариант представляется более затратным.

Неотъемлемым в этой связи представляется определение спектра источников финансирования расходов на составление промышленных паспортов, в числе которых отметим: средства различных уровней бюджетной системы и внебюджетные средства, средства специальных государственных фондов, ориентированных на финансирование венчурных проектов, средства, генерируемые в системе государственно-частного партнерства; средства промышленных предприятий и их акционеров.

В итоговом варианте все организационно-методические процедуры по составлению промышленного паспорта консолидированы нами в единую логическую схему. Она может с некоторыми корректировками и адаптацией к конкретной ситуации использоваться в системе отраслевого менеджмента при проведении аналогичных работ по составлению паспортов, реестров, кадастров и т.д. (см. рис.).

Разработанный промышленный паспорт территории или промышленного округа может использоваться при осуществлении деятельности по привлечению инвесторов в регионы с промышленной ориентацией экономики [1], при проведении промышленных выставок, конвентов, симпозиумов, конференций, как инструмент оперативного диагностирования промышленного потенциала, как инструмент аккумулирования информации для проведения компаративного (сравнительного) анализа

функционирования промышленного сектора экономики в территориальном и временном измерении, в комплексе инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории, при обосновании проектных площадок под организацию кластерных форм промышленного производства и

пр. [2]

Максимальное отражение промышленного потенциала территорий для удовлетворения информационных запросов пользователей и нивелирования информационных дефицитов

Формирование рабочей группы, рассылка информационных запросов Конкретизация задач деятельности рабочей группы Разработка методической основы составления промышленных паспортов территорий Организация взаимодействия рабочей группы с основными субъектами промышленной политики

1 1 1 1

Определение ответственных лиц и сроков исполнения по отраслям пр омышленности Согласование с профильными структурами Определение плана мероприятий и их исполнителей. Утверждение структуры паспорта Определение сметы расходов и источников финансирования

1 *

Составление паспорта специалистами рабочей группы Составление паспорта с привлечением сторонних исполнителей на принципах субконтрактации

Формирование единого паспорта промышленных объектов в разрезе территориальных образований

1 г 1 г 1 г 1 г

Паспорт системообразующих эффективных предприятий Паспорт неэффективных, проблемных предприятий Паспорт социально-значимых промышленных объектов Паспорт неосвоенных промышленных ресурсов

Перечень перспективных приоритетных инновационных и инвестиционных проектов в промышленности

Рис. Поэтапно-градуалистический порядок составления промышленного паспорта

района/промышленного округа

Разработанная нами совокупность организационных и методических рекомендаций по формированию промышленного паспорта территории (или промышленного округа) как информационно-

го инструмента повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики не только расширит информационный массив для принятия обоснованных и адекватных управленческих решений, но и будет благоприятствовать согласованности механизмов реализации промышленной политики.

Библиографический список

1. Концепция модельного закона «О региональной промышленной политике в РФ» // Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - № 3 (20). - С. 64-69.

2. Полиди А.А., Мкртычан З.В. Место и роль инструментов государственно-частного партнерства в промышленной политике региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 93. - С. 1107-1122.

3. Рыбаков Ф.Ф. Генезис и эволюция представлений о промышленной политике России // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1 (49). - С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.