Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ'

МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сунь Сюйцян

В статье представлены результаты исследования по совершенствованию специальной подготовки юных пловцов на этапе углубленной специализации. Рассмотрены, проанализированы и рекомендованы к внедрению в практику тренировочного процесса юных пловцов новые научно-методические подходы к решению задач эффективного обеспечения успешной соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF INTEGRATED IMPROVEMENT OF SWIMMERS' LEVEL OF FITNESS

The article presents the results of a study on improving the special training of young swimmers at the stage of advanced specialization training. New scientific and methodological approaches to solving problems of effective insurance of positive competitive results are considered, analyzed and recommended to introduction into a practice of young swimmers' training process

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ»

О. Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 259-263.

2. Кашуба, В. А. Особенности упруго-вязких свойств скелетных мышц квалифицированных лыжниц-гонщиц на этапе предсоревновательной подготовки / В. А. Кашуба, А. Ю. Глухих, Т. А. Хабинец // Физическое воспитание студентов. - 2002. - № 3. - С. 24-28.

3. Vain, A. Criteria for preventing overtraining of the musculoskeletal system of gymnasts / A. Vain, T. Kums // Biology of sport. - 2002. - № 4 (19). - Р. 329-345.

4. Кучерова, А. А. Развитие мышц-стабилизаторов специальными упражнениями на координацию с целью профилактики травматизма у лыжников-гонщиков / А. А. Кучерова // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXV Междунар. науч. конгр., Минск, 15-17 окт. 2020 г.: в 2 ч. / Белорус.гос. ун-т физ. культуры ; редкол. : С. Б Репкин (гл. ред.), Т. А. Морозевич-Шилюк (зам. гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2020. - Ч. 2. - С. 122-129.

5. Кучерова, А. А. Методические приемы регулирования чрезмерного мышечного напряжения у лыжников-гонщиков / А. А. Кучерова, А. В. Кучерова // Актуальные вопросы физиологии мышечной деятельности: сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ульяновск, 9 февр. 2021 г. / Под. ред. Л. Д. Назаренко. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2021. - С. 119-125.

6. Кучерова, А. В. Научно-методические основы физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: монография / А. В. Кучерова. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2019. - 224 с.

16.03.2023

УДК 797.212

МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ

Сунь Сюйцян, аспирант,

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по совершенствованию специальной подготовки юных пловцов на этапе углубленной специализации. Рассмотрены, проанализированы и рекомендованы к внедрению в практику тренировочного процесса юных пловцов новые научно-методические подходы к решению задач эффективного обеспечения успешной соревновательной деятельности.

Ключевые слова: плавание, физическая подготовленность, техническая подготовленность, соревновательная деятельность, годичный цикл подготовки.

METHOD OF INTEGRATED IMPROVEMENT OF SWIMMERS' LEVEL OF FITNESS

Sun Xuqiang,

Educational Institution «Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank»

Abstract

The article presents the results of a study on improving the special training of young swimmers at the stage of advanced specialization training. New scientific and methodological approaches to solving problems of effective insurance of positive competitive results are considered, analyzed and recommended to introduction into a practice of young swimmers' training process.

Keywords: swimming, physical fitness, technical fitness, competitive activity, annual training

cycle.

Введение

Известно, что контроль динамики отдельных составляющих подготовленности спортсменов является базовым элементом научного поиска [1-6, 9]. При этом не менее важную роль играют комплексные обследования, которые дают представление об интегральной подготовленности спортсменов. В сумме результаты таких обследований способствуют выявлению факторов, ограничивающих результативность соревновательной деятельности, и, соответственно, снижают эффективность решений по реализации последующих коррекционных мероприятий [7-10]. Поэтому непрерывная модернизация

структуры и содержания комплексных обследований, напрямую зависящих от динамики технического и технологического процессов, является основной задачей ученых, занятых в сфере спортивной подготовки на всех ее этапах. Существует понимание, что наиболее эффективным направлением в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов является такая деятельность ученых, которая может быть представлена в качестве междисциплинарного продукта, обеспечивающего непрерывный процесс разработки и внедрения системы комплексного контроля в практику спортивной подготовки [11-15].

Цель исследования: теоретически обосновать алгоритм интегральной оценки готовности пловцов к соревновательной деятельности и экспериментально доказать влияние разработанной методики на интегральную степень готовности юных пловцов к соревновательной деятельности на этапах годичного цикла подготовки.

Метод и материалы исследования

Для достижения означенной цели были использованы следующие методы:

Анализ и обобщение литературных данных, дневников спортсменов, документов Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, учебных программ ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ЦОР и Республиканского центра спортивной подготовки по плаванию. Данная работа позволила уточнить проблематику исследования.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью выявления эффективности тренировочного процесса.

Педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) проводился с целью апробации предложенной экспериментальной методики, заключающейся в применении дополнительных тренировок, в основе которых лежал принцип сочетанной психофизической и технической подготовки. Формирующий эксперимент являлся естественным, а в соответствии с наличием контрольной и экспериментальной групп - параллельным. На основании результатов констатирующего эксперимента были сформированы две группы испытуемых: в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 15 юных пловцов, контрольную группу (КГ) также составили 15 пловцов.

Испытуемые обеих групп были определены с учетом исходного уровня компонентов психофизического и технического потенциала и степени готовности к соревновательной деятельности. Формирующий эксперимент по обоснованию структуры и содержанию методики сопряженного развития компонентов физического и технического потенциала юных пловцов в годичном цикле подготовки длился с сентября 2020 по декабрь 2021 г.

Для проведения формирующего эксперимента с юными пловцами в г. Бресте (ГСУСУ БОЦОР по водным видам спорта) (n=15), в г. Жлобине (Центр олимпийского резерва) (n=15), в г. Пинске (Центр олимпийского резерва) (n=15), в г. Гомеле (Центр олимпийского резерва) (n=15) были скорректированы программы по повышению уровня физической и технической подготовленности. Формирующий эксперимент: экспериментальная группа (ЭГ): г. Брест, ГСУСУ БОЦОР по водным видам спорта (n=15), контрольная группа (КГ): г. Гомель, Центр олимпийского резерва (n=15).

Педагогическое тестирование применялось для оценки психофизического и технического потенциала спортсменов, принявших участие в исследованиях. Контрольные испытания, которые имели наиболее высокие значения надежности и информативности, позволили выявить уровень развития физической и технической подготовленности, а также сенсорно-когнитивного, моторно-функционального и моторно-координационного компонента психической деятельности.

Оценка функционального состояния нервно-мышечного аппарата, сенсомоторики и психических познавательных процессов (оценка сенсорно-когнитивного компонента психофизического потенциала испытуемых) проводилась с применением комплексной компьютеризированной программы психодиагностики «Effecton Studio» [16]. Предметом исследования явились: простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), простая аудиомоторная реакция (ПАУР), сложная зрительно-моторная реакция выбора (СЗМР); реакция на движущийся объект (РДО). Объем и устойчивость внимания при дефиците времени, переключаемость и распределение внимания отражали уровень психических познавательных процессов. Теппинг-тест и точность восприятия времени свидетельствовали о функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата. Свойства личности определялись с помощью показателей уровня личностной и ситуативной тревожности, мотивации спортивной деятельности, а также особенностями взаимоотношений «тренер-спортсмен».

Оценка моторно-функционального компонента производилась посредством педагогических тестов, дающих представление об уровне проявления скоростных способностей (скоростной выносливости), силовых и скоростно-силовых способностей (динамической и статической силы, скоростно-силовых способностей верхних и нижних

конечностей; скоростно-силовых способностей в условиях ограниченной опоры), гибкости (подвижности суставов).

Морфофункциональные исследования включали в себя морфологический контроль (длина и масса тела, окружность грудной летки, биомпедансный анализ состава тела), состояние аппарата внешнего дыхания (ЖЕЛ); контроль функционального состояния сердечно-сосудистой системы, состояние биоэлектрической активности мышц (ЭМГ).

Состояние моторно-координационного комплекса оценивалось по динамике способности к ориентированию, перестроению и приспособлению моторных проявлений, быстроте реагирования, точности дозирования и согласования двигательных действий, проявлению координационных способностей (динамического равновесия, ритмической структуры движения).

Исследование индивидуального технико-тактического компонента включало в себя определение времени (т:сс), темпа (T), гребков (n), длины шага (m), мощности (Watt), скорости (м/с). Важными параметрами являлись коэффициент координации (y. е.), пространственно-временные и силовые характеристики движений в воде, к которым были отнесены траектория, вектор, ускорение и сила тяги в воде.

В настоящем исследовании были использованы общепринятые методы описательной математической статистики.

Результатыi и обсуждение

Теоретический этап исследований завершился разработкой модели индивидуального психофизического профиля спортсмена, являющейся интегративным профилем главных и вторичных компонентов двигательного потенциала.

Основой данной модели явилась алгоритмизированная система критериев психической и физической подготовленности пловцов к тренировочной и соревновательной деятельности. Оценка уровня физической подготовленности и психофизической готовности пловцов к соревнованиям характеризуется несколькими ступенями:

1 ступень - оценочная. На этой ступени происходит сбор информации для аналитической оценки исследуемых компонентов готовности с фиксацией полученных количественных данных в протоколы обследований;

2 ступень - разработка 5-балльной шкалы по количественным и качественным критериям оценки исследуемых параметров. Относительные величины оценок, полученных в процессе тестирования (в тестовых процедурах), должны быть переведены в абсолютные величины 5-балльной шкалы путем расчета среднего значения в соответствии с кривой нормального распределения;

3 ступень - суммирование компонентов готовности, ранее оцененных по количественным и качественным критериям 5-балльной шкалы показателей. Количественные критерии оценки для каждого тестового задания (по 5-балльной шкале) суммируются, качественно составляя новую категорию - «интегральный балл» в каждом компоненте, например, в блоке контроля соревновательной деятельности, блоке технико-тактической деятельности, соревновательной готовности или блоке контроля психофизического потенциала;

4 ступень - реализация 5-уровневой системы психофизической готовности спортсмена. На этом этапе выполняется автоматизированный револвинг суммы баллов каждого исследованного компонента блока в соответствующую степень готовности: 1 - степень: низкий уровень (НУ); 2 - степень: уровень ниже среднего (НСУ); 3 - степень: средний уровень (СУ); 4 - степень: уровень выше среднего (ВСУ); 5 - степень: высокий уровень (ВУ).

Степень готовности калькулируется посредством расчета средних арифметических значений и стандартного среднеквадратического отклонения от средней (согласно закону «нормального распределения»);

5 ступень - выведение интегральной оценки уровня готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Интегральная оценка подготовленности выполняется на основе суммирования зафиксированных степеней готовности спортсмена в исследуемых компонентах каждого из блоков. Вычисленный интегральный балл, индивидуальный для каждого спортсмена, проходит процедуру ранжирования с целью итогового построения модели психофизической подготовленности. Далее выполняется револвинг ранжированного интегрального балла в категорию уровня подготовленности, который определяется как низкий, средний или высокий, согласно закону «нормального распределения»;

6 ступень - дается экспертная оценка (заключение) об уровне готовности пловца к соревновательной деятельности. На основании результатов этапного комплексного обследования (ЭКО) и с учетом заключения об уровне соревновательной готовности, спортсмена относят к одной из пяти групп степени готовности: 1 группа (высокий уровень);

2 группа (уровень выше среднего); 3 группа (средний уровень); 4 группа (уровень ниже среднего); 5 группа (низкий уровень).

Разработанные профили готовности юных пловцов к соревновательной деятельности позволяют обеспечить эффективное управление процессом спортивной тренировки. Оперативный контроль позволяет обеспечивать систему индивидуально -дифференцированного подхода к обеспечению тренировочного процесса и модельно-целевого подхода с позиций коррекции уровня соревновательной готовности.

Эффективное выступление на соревнованиях находится в прямой зависимости от разработанных алгоритмов и построенных индивидуальных профилей спортсменов, которые позволяют на научной основе оценивать и прогнозировать динамику состояния готовности спортсменов.

Следует дать более детальную оценку зависимости интегрального уровня готовности юных пловцов к соревнованиям на этапах годичного цикла подготовки от влияния экспериментальной методики. Эффективная спортивная деятельность подразумевает успешные выступления на соревнованиях, что на современном этапе развития спорта возможно только с использованием всех достижений спортивной науки, в частности разработанный алгоритм и применение модели (матрицы) индивидуального профиля пловца позволяет на научной основе выполнять оценку и осуществлять прогнозирование состояния подготовленности спортсменов и готовности к успешному выступлению на соревнованиях. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования должно происходить на основании объективизации процесса -предложенного нами алгоритма распределения спортсменов по группам готовности к спортивной деятельности (ГСД).

В процессе проведения формирующего эксперимента были определены количественные и качественные величины параметров степени готовности к соревновательной деятельности испытуемых ЭГ и КГ (рисунок 1-4).

Рисунок 1 - Сравнительный анализ уровня психофизической и технической готовности юных пловцов ЭГ и КГ (формирующий эксперимент)

ГГ1 ГРПГЛГЛГРПТГ I I I Г I I II II I Г I I

Открытый Куйок РБ

Между н ароднъш турнир РФ

Первенство РБ

Открытый Чемпионат РЪ

И.А. А,В. И.Р. С.П. В.В. Д.А. А. А. М.Ю. И.Т, Н.Ю. Ю.О. Е,А, А, А, П.Р. Н,С.

Рисунок 2 - Сравнительный анализ уровня успешности соревновательной деятельности юных пловцов (ЭГ) - сумма баллов очков FINA

щ Р www 4 * *F 1

Г I

I I

Hill

IIIIIMIIIIIMI

I I

Открытые Кубок РБ

Междун аридный турнир РФ

Первенство РЬ

Открытый ЧсмпионатРБ

А.А. Г О ВВ С.С. Ю Б BE Е Н. 1 Л С.С И.Ю. Г В О.Г. А. А. К.И. ГШ.

Рисунок 3 - Сравнительный анализ уровня успешности соревновательной деятельности юных пловцов (КГ) - сумма баллов очков FINA

Рисунок 4 - Сравнительный анализ уровня успешности соревновательной деятельности пловцов ЭГ и КГ в плавании - сумма очков FINA

Из приведенных данных видно, что до эксперимента испытуемые ЭГ были распределены по следующим степеням готовности:

- низкий уровень - 26 %;

- уровень ниже среднего - 24 %;

- средний уровень - 21 %;

- уровень выше среднего - 17 %;

- высокий уровень - 12 %.

После окончания эксперимента испытуемые ЭГ были распределены по группам в зависимости от степени готовности:

- низкий уровень - 11 %;

- уровень ниже среднего - 18 %;

- средний уровень - 25 %;

- уровень выше среднего - 28 %;

- высокий уровень - 18 %.

До эксперимента испытуемые КГ в зависимости от степени готовности были распределены по группам следующим образом:

- низкий уровень - 22 %;

- уровень ниже среднего - 24 %;

- средний уровень - 28 %;

- уровень выше среднего - 14 %;

- высокий уровень - 12 %.

После эксперимента испытуемые КГ в зависимости от степени готовности были распределены по группам следующим образом:

- низкий уровень - 14 %;

- уровень ниже среднего - 26 %;

- средний уровень - 32 %;

- уровень выше среднего - 15 %;

- высокий уровень - 13 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеприведенных данных о степени готовности спортсменов к соревновательной деятельности, был сделан вывод о наличии положительно восходящей тенденции перехода испытуемых обеих групп в более высокую степень готовности (на основании динамики исследуемых компонентов психофизического и технического потенциала). По нашему мнению, это происходило за счет раскрытия резервных возможностей юных пловцов. Перемещение испытуемых ЭГ из группы с одной степенью готовности в другую группу, с более высокой степенью, обусловлен соответствующей положительной динамикой показателей психофизического состояния и позитивными изменениями сенсорно-когнитивного, моторно-функционального, моторно-

координационного и технического компонентов глобального психофизического потенциала.

У юных пловцов ЭГ после первого этапа эксперимента из 90 исследуемых показателей психофизического и технического потенциала пловцов были выявлены достоверные

(Р<0,05, Р<0,001) внутригрупповые различия по 61 показателю, а после второго этапа - по 69 показателям (Р<0,05, Р<0,001). У испытуемых КГ после первого этапа эксперимента из 90 исследуемых показателей психофизического и технического потенциала пловцов были выявлены достоверные (Р<0,05, Р<0,001) внутригрупповые различия по 26 показателям, а после второго этапа - по 36 показателям (Р<0,05, Р<0,001).

Анализируя динамику улучшения показателей испытуемых ЭГ в процессе формирующего эксперимента, можно сделать вывод, что показатели, характеризующие уровень развития сенсорно-когнитивного компонента, возросли с 6,24 % до 23,17 %, моторно-функционального с 3,65 % до 30,19 %, моторно-координационного с 3,87 % до 30,18 %. Показатели, характеризующие уровень технического потенциала и индивидуальные соревновательные действия, возросли с 12,5 % до 25,6 %.

Анализ динамики улучшения показателей психофизического потенциала испытуемых КГ в процессе формирующего эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что уровень развития сенсорно-когнитивного компонента возрос с 3,11 % до 13,42 %, моторно-функционального с 2,37 % до 29,15 % и моторно-координационного с 1,47 % до 11,13 %. Показатели, характеризующие уровень технического потенциала и индивидуальные соревновательные действия, возросли с 7,60 % до 12,30 %.

Из представленных данных следует, что динамика улучшения исследуемых показателей психофизического и технического потенциала испытуемых ЭГ и КГ как на первом, так и на втором этапах исследования характеризуются тенденцией улучшения, что может быть обусловлено, во-первых, возрастными особенностями развития испытуемых 12-13 лет, во-вторых, применением предложенных схем организации тренировочного процесса на основе принципа «равномерность+сопряженность», что подтверждается фактом более низких положительных сдвигов исследуемых показателей у испытуемых КГ, применявших традиционный подход к тренировочному процессу.

Заключение

1. Эффективность экспериментальной методики развития психофизических качеств и повышения технического мастерства юных пловцов на этапе углубленной специализации подтверждаются достоверно более значительным улучшением компонентов соревновательного потенциала спортсменов ЭГ по сравнению со спортсменами КГ.

2. Методика сопряженного улучшения уровня психофизической и технической подготовленности юных пловцов в годичном цикле подготовки включает четыре компонента: диагностический, аналитический, коррекционный, контрольный.

3. Результаты данного исследования использованы при разработке программно -методического обеспечения, направленного на улучшение психофизического и технического потенциала юных пловцов и, как следствие, на повышение эффективности соревновательной деятельности.

Список использованных источников

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. -М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

2. Бондарчук, А. С. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А. С. Бондарчук. - М.: Олимпия пресс, 2007. - 272 с.

3. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

4. Запорожанов, В. А. Контроль в спортивной тренировке / В. А. Запорожанов. -Киев: Здров'я, 1988. - 144 с.

5. Марищук, В. М. Психодиагностика в спорте / В. М. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.

6. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

7. Виноградов, В. Е. Основные факторы эффективности целевого использования мобилизационных внетренировочных средств в системе подготовки квалифицированных спортсменов / В. Е. Виноградов // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - №1. - С. 74-82.

8. Волкова, Н. В. Инновации в спорте / Н. В. Волкова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 6-2 (89). - С. 50-52.

9. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

10. Hartmann, C. H. Ausbildung der koordinativen Fähigkeiten / C. H. Hartmann // Sport verstehen - Sport erleben. Teil 2 / Trainingstethodische Grundlagen. - Freistaat Sachsen, 1999. - S. 322-347.

11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

12. Маликов, Н. В. Компьютерная программа комплексной оценки функционального состояния и функциональной подготовленности организма / Н. В. Маликов, В. А. Шаповалова, А. В. Сватьев. - Запорожье, 2003. - 75 с.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова [и др.]. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 266 с.

14. Никитушкин, В. Г. Система подготовки спортивного резерва / В. Г. Никитушкин. -М., 1993. - 317 с.

15. Научно-методическая концепция управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов / А. А. Новиков [и др.] / / Вестник спортивной науки. -2013. - № 5. - С. 36-39.

16. Тугой, И. А. Психологическая служба в образовании с Effecton Studio / И. А. Тугой. -Липецк: ЛЭГИ, 2006. - 298 с.

12.04.2023

УДК 797.123.1

ДИНАМИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ

Е. А. Ткачева, аспирант,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической

культуры»;

Р. Э. Зимницкая, канд. пед. наук, доцент,

Учреждение образования «Белорусский национальный технический университет»

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики специальной выносливости квалифицированных гребцов-академистов в годичном цикле подготовки на дистанциях 2000 и 5000 м Тестирование проводилось на гребном эргометре «Concept-II». Специальная выносливость спортсменов в возрасте 16-18 лет является основным показателем физической подготовленности на определенных этапах подготовки для своевременной коррекции физических нагрузок, что способствует максимальной реализации возможностей спортсмена на соревнованиях. В ходе исследования выявлена динамика специальной выносливости гребцов-академистов юниорской сборной Республики Беларусь в 2020-2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.