Научная статья на тему 'Методика снижения трансакционных издержек при управлении дебиторской задолженностью'

Методика снижения трансакционных издержек при управлении дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Ю. Н.

В статье рассматриваются основные методы снижения трансакционных издержек. Для эффективного управления, менеджерам необходимо оценивать их влияние на денежные потоки и разрабатывать эффективные политику по управлению дебиторской задолженностью..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика снижения трансакционных издержек при управлении дебиторской задолженностью»

13. Сметанин А. М. Оценка гудвилла в принятии финансовых решений. Дисс. ... к.э.н. - М., 2005.

14. Старюк П. А. Влияние корпоративного управления на стоимость российских компаний (эмпирический анализ). Дисс. ... к.э.н. - М., 2008.

15. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости //www.d-stepanov.narod.ru.

16. Теплова Т. В. Финансовые механизмы корпоративного управления // Менеджмент сегодня. - 2004, № 5.

17. Федотова М. А., Тазихина М. В. Современные модели и методы оценки стоимости бизнеса // Аудиторские ведомости. - 2006, № 1.

18. Хабаров М. Управление компанией с помощью EVA // Финансовый директор. - 2004, № 2.

19. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. - М.: Новости, 2000.

20. Юданов Ю. Многообразие европейских предпринимательских моделей // Мировая экономика и международные отношения. - 2003, № 12.

21. Bai C.-E, Liu Q., Lu J., Song F. M., Zhang J. Corporate Governance and Market Valuation in China // Journa! of Comparative Economics. - 2004, № 4.

22. BlackB. S. The Corporate Governance Behavior and Market Value of Russian Firms // Emerging Markets Review. - 2001, Vo!. 2.

23. Drobetz W., Schillhofer A., Zimmermann H. Corporate Governance and Expected Stock Returns: Evidence from Germany. - European Corporate Governance Institute. Finance Working Paper. - 2003, № 11.

24. DurnevA., Kim E. H. To Stea! or Not to Stea!: Firm Characteristics, Lega! Environment, and Vaiuation. - University of Michigan Working Paper, 2002.

25. Eccles R., HerzR., Keegan V., Phillips D. Va!ue reporting revoiution. Moving Beyond Earning Games. - N.Y.: John Wi!ey & Sons, 2001.

26. Healy P., Hutton A., Palepu K. Stock Performance and Intermediation Changes surrounding Sustained Increases in Disciosure // Contemporary Accounting Research. - 1999, № 3.

27. Investor Opinion Survey // www.mckinsey.com/features/investor_opinion/index.htm!.

28. Klapper L., Love I. Corporate Governance, Investor Protection, and Performance in Emerging Markets // Wor!d Bank Po!icy Research. - Working Paper 2818. - Wash.

29. RachinskyA. Corporate Governance and Va!uation of Russian Firms. - M.: CEFIR, 2003.

МЕТОДИКА СНИЖЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРИ УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

ЛАРИОНОВА Ю.Н.

аспирантка, Южный федеральный университет, [email protected]

В статье рассматриваются основные методы снижения трансакционных издержек. Для эффективного управления, менеджерам необходимо оценивать их влияние на денежные потоки и разрабатывать эффективные политику по управлению дебиторской задолженностью..

Ключевые слова: денежные потоки предприятия; трансакционные издержки; дебиторская задолженность.

Коды классификатора JEL: G30

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

С развитием рыночных отношений, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль управления денежными потоками предприятия и требует оценки влияния на них внешних факторов, с целью выработки мероприятий по снижению негативного воздействия со стороны последних.

Для начала необходимо выделить внешние факторы, которые оказывают влияние на денежные потоки. Изучение научной литературы позволило дать наиболее общую характеристику системы внешних факторов, оказывающих влияние на денежные потоки предприятия [1]:

1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия — объема поступления денежных средств от реализации продукции.

2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью объемов положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.

Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2008 Том 6 № 4 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 3

3. Система налогообложения предприятий. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.

4. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами эти потоки соответственно замедляют.

5. Доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка (поэтому этот фактор рассматривается как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности конкретных предприятий).

6. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения. Влияние этого фактора проявляется в том, что формируя определенный дополнительный объем положительного денежного потока, он не вызывает соответствующего объема формирования отрицательного денежного потока. Это создает положительные предпосылки к росту суммы чистого денежного потока.

7. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика определяет сложившийся порядок приобретения продукции — на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа («платежа против документов»); на условиях отсрочки платежа (предоставления коммерческого кредита). Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п.) денежного потока предприятия во времени.

Определив внешние факторы воздействия на денежные потоки, необходимо отметить, что сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции непосредственно связана с одним из видов трансакционных издержек, а именно издержками оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек [2].

Различают две основных формы оппортунистического поведения - моральный риск и вымогательство. Моральный риск возникает, когда одна из сторон полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно.

Возможности для вымогательства появляются при условии, что несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут быстро найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Самая радикальная форма защиты от вымогательства – совместное владение взаимозависимыми ресурсами.

Так как к внешним факторам воздействия на денежные потоки относится сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, т.е. порядок формирования дебиторской задолженности, то можно сказать, что денежные потоки подвержены влиянию трансакционных издержки, так как при кредитовании всегда есть риск оппортунистического поведения контрагентов.

Политику снижения трансакционных затрат (в частности затрат, связанных с оппортунистическим поведением) можно условно разделить на два блока: кредитную политику, позволяющую эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности.

Дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен) [11].

При установлении цены коммерческого кредита необходимо руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств.

Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки коммерческого кредита, ориентируются на предложения конкурентов. Помимо этого, необходимо также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допустить, чтобы компания, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляла отсрочку платежа 40 дней. В противном случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.

В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности (невыполнение контрагентов своих договорных обязательств), которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

1. оценивать финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;

2. предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушений сроков оплаты;

3. планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью.

Рассмотрим вышеперечисленные правила подробнее.

Один из методов оценки финансового состояния контрагента, применяемый как в кредитных организациях, так и на предприятиях реального сектора, основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности [13]. При этом рассчитываются стандартные финансовые коэффициенты (ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и др.), отслеживается динамика основных показателей. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов.

При оценке платежеспособности можно использовать также отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях – неплательщиках. Нередко на предприятиях используется методика экспертной оценки платежеспособности контрагентов. Компания может черпать сведения о контрагенте из любых доступных и надежных, по её мнению, источников информации. Сотрудники компании могут выехать к потенциальному покупателю (иногда инкогнито) и оценить выгодность места расположения (важно для торговых предприятий), уровень цен, ассортимент продукции и т.д. Собранная информация анализируется, и по результатам проведенной оценки принимается решение о предоставлении кредита. Недостатком экспертного метода оценки платежеспособности контрагента является сравнительно невысокая прозрачность полученного результата, что увеличивает риски предприятия. Существуют также компании специализирующиеся на экспертной оценке финансового состояния. Однако обращаться к ним имеет смысл только в том случае, если они берут на себя часть рисков своего клиента.

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющим максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. Например, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) – скидка 2%, при оплате по факту отгрузки – скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены.

Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.

Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечаний, предупреждений, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность (если менеджер выполнил все предусмотренные регламентом действия, то ответственность за просроченную задолженность несет только клиент), а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.

Например, сотрудники могут лишаться бонусов за следующие действия:

1. оформление заявки не отгрузку продукции при существовании распоряжения о прекращении отгрузки данному клиенту;

2. ошибочное начисление процентов;

3. нарушение регламента предоставления информации о существующих дебиторах;

4. предоставление неверной информации;

5. нарушение установленных правил документооборота и т.д.

Менеджер не может нести всю ответственность за нарушение контрагентом своих обязательств, особенно в тех случаях, когда существует кредитная комиссия, которая принимает решение о возможности предоставления рассрочки платежа.

Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской задолженности – вполне типичная ситуация для многих российских предприятий. Первое, что нужно сделать в этом случае – напомнить клиенту о необходимости осуществления платежа. При этом сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры.

При неисполнении договорных обязательств контрагентами некоторые компании проводят следующие мероприятия:

1. напоминание клиентам о необходимости погашения задолженности;

2. рассылка претензии;

3. временное прекращение отгрузки товаров;

4. взыскание задолженности в судебном порядке.

Но необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.

Дальнейшее неисполнение обязательств можно рассматривать как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что наиболее оптимальной является политика предприятия, которая, наряду с жесткими штрафными санкциями за неисполнение или ненадлежащие исполнение договора, направлена на сохранение клиентской базы, т.е. если дебитор не является злостным неплатель-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.