Научная статья на тему 'Методика силовой тренировки школьников 5-7 классов'

Методика силовой тренировки школьников 5-7 классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
860
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ ШКОЛА / СИЛОВАЯ ТРЕНИРОВКА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ / ФИЗКУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тузов Илья Николаевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

Статья посвящена разработке и внедрению методики силовой тренировки для школьников 5-7 классов и исследованию ее влияния. Была применена батарея специализированных тестов, направленных на определение физического уровня подготовки школьников и эффективности данной методики. Также были разработаны методические рекомендации, которые имели положительное влияние на учеников и разнообразили урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тузов Илья Николаевич, Маскаева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of strength training for schoolchildren of 5-7 classes

The article is about developing and implementation of the strength-training program for schoolchildren of 5-7 class grades, and studying of its influence on them. The set of the specialized tests was used for determining the level of schoolchildren's physical condition and the effectiveness of this method. Also, the methodical recommendations were developed, which had a positive impact on pupils and it diversified the lesson.

Текст научной работы на тему «Методика силовой тренировки школьников 5-7 классов»

УДК 796.015.52

МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ

Илья Николаевич Тузов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Москва

Аннотация

Статья посвящена разработке и внедрению методики силовой тренировки для школьников 57 классов и исследованию ее влияния. Была применена батарея специализированных тестов, направленных на определение физического уровня подготовки школьников и эффективности данной методики. Также были разработаны методические рекомендации, которые имели положительное влияние на учеников и разнообразили урок.

Ключевые слова: средняя школа, силовая тренировка, развитие физических качеств школьников, физкультура школьников.

METHOD OF STRENGTH TRAINING FOR SCHOOLCHILDREN OF 5-7 CLASSES

Ilya Nikolaevich Tuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Yurevna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow

Annotation

The article is about developing and implementation of the strength-training program for schoolchildren of 5-7 class grades, and studying of its influence on them. The set of the specialized tests was used for determining the level of schoolchildren's physical condition and the effectiveness of this method. Also, the methodical recommendations were developed, which had a positive impact on pupils and it diversified the lesson.

Keywords: secondary school, strength training, development of physical qualities of schoolchildren, physical education of schoolchildren.

Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Она дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательным воздействиям среды [1].

Развитие силы основных мышечных групп (сгибателей и разгибателей туловища) у мальчиков происходит в непрерывном увеличении до 18-летнего возраста.

Увеличение абсолютных показателей силы при максимальном мышечном напряжении преимущественно имеет место за счет нарастания мышечной массы тела. Так в 8 лет масса мышц у мальчиков составляет 27% массы тела, в 12 лет - 29-30%, в 15 лет - 3233%, 17-18 лет - 43-44% массы тела [2].

Цель работы: разработать методику развития силы, которую можно применить на практике для детей 5-7 классов, а также выявить уровень развития силы.

Задачи:

1. Определить начальный уровень развития силы у детей 5-7 классов.

2. Разработать методику упражнений для развития силы.

3. Определить эффективность применения разработанной методики.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 1015 г.

Москвы в 2017 г. Для эксперимента были отобраны дети из пятых, шестых и седьмых классов. Всего было отобрано 18 человек, из них 12 мальчиков и 6 девочек. На время эксперимента отобранные дети были разделены на две подгруппы. Каждая подгруппа состояла из

9 человек, 6 мальчиков и 3 девочки. Первая подгруппа - экспериментальная. Вторая - контрольная. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - анализ научно-методической литературы и практического опыта с целью отбора тренировочных средств, контрольных тестов и апробация их на уроках физической культуры.

Второй этап - определение физической подготовленности и набор экспериментальной группы учащихся.

Третий этап - экспериментальная проверка эффективности выбранной методики для развития силовых качеств. При тестировании (в начале и в конце эксперимента) использовались тесты, оценивающие уровень развития силовых качеств. На этом этапе было проведено тестирование для выявления уровня силовой подготовленности учащихся. Применялись следующие тесты:

Поднимание туловища за 30 секунд. Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук в «замок». Количество подъемов за 30 секунд записываются в протокол.

Подтягивание из виса (хватом «Сверху» на высокой перекладине).

Подтягивание, из виса лежа (девочки 5-7 классов). В протокол записывается количество правильно выполненных упражнений.

Прыжок в длину с места. Из исходного положения стоя носками на линии старта и приняв положение «Старт пловца».

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Исходное положение лежа на полу, руки опираются в пол на ширине плеч. Туловище прямое, носки на полу.

По результатам этого тестирования были выбраны упражнения для развития силы.

Четвертый этап - Проведение уроков по выбранной методике.

На момент начала эксперимента обе группы (экспериментальная и контрольная) были идентичны по уровню развития силы.

Пятый этап - итоговое тестирование, на этом этапе после проведения тестирования были проведены следующие действия: педагогический анализ, математическая обработка полученных результатов, их интерпретация.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ

Во всех классах в течение всего учебного года проводилось по 2 урока физической культуры в неделю по общепринятой школьной программе физического воспитания. Контрольная группа занимался полностью по традиционной методике. В экспериментальной группе учащиеся занимались по специальной методике. Основные особенности, которой заключались в следующем: участники экспериментальной группы в течение 10-12 минут в основной части урока выполняли по 6 упражнений на основные группы мышц. Преимущественно применяемая форма занятия в виде круговой тренировки. Испытуемые выполняли по 3-4 серии упражнений. Занятия по данной программе проводились в течение 8 недель.

Во время выполнения упражнений мы анализировали степень нагрузок. Если нагрузки были слишком большими, мы немного снижали их. Мы также объясняли детям для чего нужны упражнения, какие мышцы они развивают.

Упражнения для мышц живота

В процессе подбора и применения упражнений для мышц брюшного пресса важно учитывать исходное положение, размах и активность движений, так как при выполнении одного и того же упражнения, но в разных условиях, в работу могут включаться последовательно не только различные мышцы, но и части одной и той же мышцы.

1) И.П. - лежа на спине, хватом снизу за нижний фаг гимнастической стенки. Сгибание в тазобедренных суставах с касанием носками ног нижнего фага. МУ (методические указания): возвращение в И.П. медленное, с прямыми ногами.

2) И.П. - вис на подвесной перекладине. Сгибание в тазобедренных суставах до виса углом. МУ: удерживать себя от раскачивания.

3) И.П. - лежа на спине согнув ноги лицом к гимнастической стенке с фиксацией стоп фагом, руки за головой. Сесть и возвратиться в И.П.

4) И.П. - лежа на спине, руки вверх. Сгибание-разгибание в тазобедренных суставах со встречным движением туловища и ног в высокий угол. МУ: 1) стремиться коснуться бедрами груди; 2) ноги держать прямыми; 3) ладонями касаться носков ног.

При этих упражнениях применяется повторно-серийный метод. В подходе делать 25-30 повторений. Серия содержит 2-3 подхода. Темп средний.

Упражнения для мышц ног

В базовой подготовке мышц ног применяют упражнения преимущественно точно направленного локального действия. Это связанно с тем, что такие упражнения позволяют сделать процесс подготовки более целенаправленным и управляемым.

В силовой подготовке мышц ног применяются упражнения собственно силового характера, связанные с известными движениями в суставах с применением отягощений и без них.

1) Прыжок вверх со сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах. МУ: выполнять прыжок со сгибанием ног после 2-3 обычных прыжков.

2) И.П. - стоя перед платформой дозированной высоты. Толчком ногами и махом руками наскок на платформу. МУ: 1) наскок стремиться завершать на выпрямленные ноги; 2) высоту платформы постепенно повышать по мере покорения высоты наскоком с прямыми ногами.

3) И.П. стоя перед платформой (скамейкой). Перепрыгивание через возвышение с прямыми ногами. МУ: 1) взмах руками, резко тормозить примерно под углом 45° к вертикали сверху; 2) высоту платформы постепенно повышать.

4) И.П. - стоя с отягощением в руках вверху. Взрывное отталкивание из полуприседа.

При этих упражнениях применяется повторно-серийный метод. Переход к выпрыгиванию должен быть очень быстрым. После каждого повторения необходимо расслабить мышцы ног путем их потряхивания. В подходе делать 5-6 выпрыгиваний. Серия содержит 2-4 подхода с перерывами на другие упражнения.

Упражнения для мышц груди

Мышцы груди довольно успешно подвергаются развивающему воздействию силовыми упражнениями, при этом можно выборочно воздействовать как на отдельную мышцу, так и на ее части. Важным методическим условием эффективности силовых упражнений является очень точное их выполнение с соблюдением основных требований техники с максимально возможной амплитудой.

1) И.П. - упор лежа на коленях. Сгибание - разгибание рук. МУ: тело в тазобедренных суставах удерживать в упруго-жестком состоянии; 2) грудью об опору не опираться.

2) И. П. - упор лежа. Сгибание - разгибание рук. МУ: 1) тело держать прямым; 2) локти при сгибании рук прижимать к туловищу; 3) при полном сгибании рук слегка касаться телом опоры (не ложиться на живот); упражнение желательно выполнять с оттянутыми носками.

3) И.П. - упор лежа с опорой стопами на секции универсальной платформы или о фаг гимнастической стенки. Сгибание - разгибание рук. МУ: нагрузку можно увеличивать, опираясь на платформу большей высоты, более высокий фаг и приближая место опоры руками к месту опоры ногами.

4) И.П. - упор на брусьях. Сгибание - разгибание рук. МУ.: 1) сгибая руки, стремиться дотянуться плечами до жердей; 2) выпрямляя руки, тянуться затылком вверх.

При этих упражнениях применяется повторно-серийный метод. В подходе делать

8-10 повторений. Серия содержит 4-5 подходов. Темп - средний.

Упражнения для мышц спины

Эта разновидность упражнений силовой подготовки условно делится на три основные группы - для мышц верхней, средней и нижней части спины.

С целью развития максимальной силы каждое упражнение надо выполнять от од-ного-двух до четырех раз. Если в одном подходе упражнение повторяется от 5 до 8 раз, то в этом случае наращивается мышечная масса.

1) И.П. - вис на перекладине широким хватом. Подтягивание. МУ: 1) подтягиваться до уровня «подбородок над грифом» перекладины; 2) сгибание в тазобедренных суставах и маховые движения ногами не допускаются; 3) тело держать прямым, носки оттянуты.

2) И.П. - вис на перекладине широким хватом. Подтягивание с касанием грифа затылком. МУ: 1) сгибание в тазобедренных суставах и маховые движения ногами не допускаются; 2) тело держать прямым, носки оттянуты.

При этих упражнениях применяется повторно-серийный метод. В подходе делать 8-10 повторений. Серия содержит 4-5 подходов. Темп средний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблицах 1-4 показана динамика изменения уровня развития силы в начале и в конце эксперимента.

Таблица 1 - Средние показатели теста «Поднимание туловища за 30 секунд»

Средние показатели теста «Поднимание туловища за 30 секунд», количество раз

Первое тестирование Итоговое тестирование

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

М Д М Д М Д М Д

16,6 14,3 16,5 14,3 17,2 14,7 18 16

Из таблицы 1 следует, что в контрольной и экспериментальной группе средние показатели при первом тестировании одинаковые. В контрольной группе показатели у мальчиков 16,6 раз, у девочек 14,3 раз. В экспериментальной группе у мальчиков 16,5 раз, а у девочек 14,3 раз. После проведения эксперимента при итоговом тестировании данные различаются. Хотя показатели в экспериментальной группе были ниже перед применением методики, однако в конце эксперимента их результаты превысили результаты в контрольной группе.

Прирост показателей в контрольной группе по сравнению с первым тестом составили у мальчиков 3,5%, у девочек 2,7%. В экспериментальной группе прирост показателей составил: у мальчиков 8,6%, у девочек 11%. Учащиеся обеих групп улучшили свои показатели. Но учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты: 18 раз в сравнении с 17 в контрольной.

Таблица 2 - Средние показатели теста «Подтягивание на перекладине

Средние показатели теста «Подтягивание на перекладине» количество раз

Первое тестирование Итоговое тестирование

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

М Д М Д М Д М Д

5,5 9 5,7 8,3 6 9,3 6,8 10

Из таблицы 2 следует, что в контрольной и экспериментальной группе средние показатели при первом тестировании одинаковые. В контрольной группе показатели у мальчиков 5,5 раз, у девочек 9 раз. В экспериментальной группе у мальчиков 5,7 раз, у девочек 8,3 раз. После проведения эксперимента при итоговом тестировании данные различаются.

Прирост показателей в контрольной группе по сравнению с первым тестом составили у мальчиков 4,3%, у девочек 1,6%. В экспериментальной группе прирост показателей составил у мальчиков 17,6%, у девочек 18%. Учащиеся обеих групп улучшили свои

показатели. Но учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты: 7 раз в сравнении с 6 в контрольной.

Таблица 3 - Средние показатели теста «Прыжок в длину с места»_

Средние показатели теста «Прыжок в длину с места», сантиметров

Первое тестирование Итоговое тестирование

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

М Д М Д М Д М Д

168,5 148 168,8 151 170,1 149,3 175,7 155

Из таблицы 3 следует, что в контрольной и экспериментальной группе средние показатели при первом тестировании одинаковые. В контрольной группе показатели у мальчиков 168,5 см, у девочек 148 см. В экспериментальной группе у мальчиков 168,8 см, у девочек 151 см. После проведения эксперимента при итоговом тестировании данные различаются.

Прирост показателей в контрольной группе по сравнению с первым тестом составили, у мальчиков 0,9% и у девочек 0,9%. В экспериментальной группе прирост показателей составил у мальчиков 4%, у девочек 2,6%. Учащиеся обеих групп улучшили свои показатели. Но учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты: 175 см в сравнении с 168 см в контрольной.

Таблица 4 - Средние показатели теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу»

Средние показатели теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», количество раз

Первое тестирование Итоговое тестирование

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

М Д М Д М Д М Д

13,8 5,6 13,7 6 14,3 6,3 15,3 8

Из таблицы 4 следует, что в контрольной и экспериментальной группе средние показатели при первом тестировании одинаковые. В контрольной группе показатели у мальчиков 13,8 раз, у девочек 5,6 раз. В экспериментальной группе у мальчиков 13,7 раз, а у девочек 6 раз. После проведения эксперимента при итоговом тестировании данные различаются.

Прирост показателей в контрольной группе по сравнению с первым тестом составили у мальчиков 3,5%, а у девочек 11%. В экспериментальной группе прирост показателей составил, у мальчиков 11%, а у девочек 28%. Учащиеся обеих групп улучшили свои показатели. Но учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты: 15,3 раз в сравнении с 14,3 в контрольной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

По результатам тестирования школьников исследования показали, что мы подтвердили гипотезу о том, что предложенная методика способствует значительному увеличению силы. Разработанная нами методика способствует развитию основных групп мышц. Такие как мышцы рук, спины, живота и ног. Процесс целенаправленной силовой подготовки был связан с оздоровительной направленностью этого процесса и созданием функциональной основы как для нормальной жизнедеятельности, так и для последующих занятий с более высоким уровнем решаемых задач и достигаемых целей.

Также разработанная методика способствует развитию не только силовых качеств. Выполняя упражнения силового характера, занимающийся в той или иной степени развивает и гибкость, быстроту и выносливость. При этом надо иметь в виду и то обстоятельство, что в паузах между повторениями и сериями силовых упражнений учащиеся выполняли упражнения на растягивание и расслабление, что способствовало развитию гибкости, пластичности мышц.

Из всего этого следует, что развить силу мышц можно путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.

2. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.

REFERENCES

1. Nikitushkin, V. G. (2010), Theory and technique of youthful sports: textbook, Physical culture, Moscow.

2. Filin, V.P. and Fomin, N.A. (1980), Bases of youthful sports, Physical culture and sports, Moscow.

Контактная информация: ituzov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2018

УДК 796.03

СПОРТ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ: ИЗМЕРЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ

Юрий Викторович Урываев, доктор медицинских наук., профессор, заслуженный деятель науки РФ,

Светлана Николаевна Филиппова, доктор биологических наук, профессор, Институт естественных наук и спортивных технологий Московского городского педагогического университета (МГПУ), Москва

Аннотация

Современный спорт, увлеченная игра с высоким психофизическим напряжением, имеет промежуточные между здоровьем и болезнью состояния. Травмы и серьезные последствия называют внезапными, скорее всего потому, что пропущено пограничное состояние у быстро обновляющегося организма молодого спортсмена. Системный анализ российской и зарубежной индивидуальной оценки здоровья, тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов некоторых видов спорта указывает на возможности опознания индивидуальных признаков пограничных состояний. Спортивный врач подготовлен выявлять пограничные состояния. Повысить роль врача в коллегиальном руководстве деятельностью спортсмена крайне важно для его здоровья и профессиональной работы. Приводятся апробированные авторами статьи недорогие методики и устройства объективного контроля телесных и психологических показателей, прогнозирующие ухудшение здоровья спортсмена.

Ключевые слова: современный спорт, пограничные состояния, спортивные тренеры и

врачи.

SPORT FOR HEALTH: MEASURING THE BORDERLINE STATES

Yuri Viktorovich Uryvaev, the doctor of medical sciences, professor, honored worker of science of the Russian Federation, Svetlana Nikolaevna Filippova, the doctor of biological sciences, professor, Institute of Natural Sciences and Sport Technologies of Moscow City Pedagogical University

Annotation

Sport today, the utmost keen game with large psycho-physiological exertion, has intermediate status moments between health and illness. Traumas and serious sequences are called sudden, most probably because the borderline state was ignored in quickly renewing organism of the young sportsman. System analysis of Russian and foreign individual assessments of health, training and competitions workloads indicate possibilities to discover the individual signs of borderline state of some sport kind. A sport physician has been prepared to find out any borderline states. To enhance a sport doctor role in collegial regulation of sportsmen behavior is very significant for health and professional work. The authors consider the inexpensive devises for body and mind objective control and prediction of sportsman health amelioration.

Keywords: sport today, borderline states, sport doctors and trainers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.