Научная статья на тему 'МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА И АКТИВНОСТИ СЭТА'

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА И АКТИВНОСТИ СЭТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / УСПОКОЕНИЕ / УДОВОЛЬСТВИЕ / НЕУДОВОЛЬСТВИЕ / САМОДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Б.Н., Смоловская Л.Б.

Статья посвящена описанию новой психодиагностической методики СЭТА (самооценка эмоционального тона и активности), предназначенной для оценки важных компонент эмоционального состояния - эмоционального тона и сопровождающей его активности. Представление этих показателей в виде двух ортогональных осей (шкала «Удовольствие» и шкала «Возбуждение») позволяет визуализировать совокупность возможных эмоциональных состояний как двумерный массив данных, или матрицу состояний размерностью 8 × 8, каждый элемент которой соответствует определенному соотношению качественной направленности и интенсивности переживаемой эмоции. Процедура тестирования заключается в фиксации испытуемым ячейки, наиболее соответствующей его актуальному состоянию. Восходящая в методологическом плане к теории эмоций В. Вундта, методика СЭТА может использоваться как в бланковом варианте, так и в виде современной прикладной компьютерной программыприло жения, предназначенной для загрузки на смартфон, планшет или компьютер. Для оценки эффективности использования методики СЭТА в 2018 году было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 62 испытуемых - 30 мужчин и 32 женщины в возрасте 18-28 лет. Испытуемым предлагалось просмотреть четыре видеоклипа, которые, как предполагалось, должны были провоцировать различные эмоциональные состояния. После просмотра каждого клипа испытуемые должны были оценить свое эмоциональное состояние по методике СЭТА и методике САН (самочувствие, активность, настроение). Результаты проведенного исследования полностью подтвердили внутреннюю валидность и надежность методики СЭТА. Сравнительный анализ данных методик СЭТА и САН выявил корреляцию между шкалами «Удовольствие» CЭТА и «Самочувствие» САН ( r = 0,417), и между шкалами «Возбуждение» CЭТА и «Активность» САН ( r = 0,527), что свидетельствует о внешней валидности методики CЭТА. Простота и удобность методики СЭТА как для испытуемого, так и для интерпретатора, а также возможность ее многократного использования и предельно малое время тестирования позволяют рекомендовать методику для экспресс-диагностики эмоционального состояния человека и его эмоциональных реакций при воздействии различных эмоциогенных стимулов. Методика СЭТА может найти применение в сфере образования и социальной защиты, а также в эргономических и маркетинговых исследованиях.The article is devoted to the description of a new psychodiagnostic technique SETA (Self-apprasal of emotional tone and activity), designed to assess the important components of the emotional state - an emotional tone and its accompanying activity. To represent these indicators, the form of two orthogonal axes (with two scales - «Рleasure» and «Еxcitement») was chosen. It allows to visualize a set of possible emotional states as a two-dimensional array of data or a matrix of states (the dimension is 8 × 8), each element of which corresponds to a certain point of qualitative orientation and intensity of the emotion experienced. The test procedure is as follows: a person should fix his current appropriate state and fill it in the relevant cell of the test area. In accordance with the methodological terms of V. Wundt's emotions theory, the SETA technique can be used both in a blank version or in a modern computer application program version - it can be downloaded to a smartphone or computer. To assess the effectiveness of the use of the SETA method in 2018, a pilot study was conducted, and 62 people participated in it - 30 men and 32 women, aged 18-28 years. They were asked to watch four video episodes, supposed to provoke different emotional states. After watching each video episodes, the subjects were asked to assess their emotional state according to SETA technique and SAN technique. The results of the study have been fully confirmed by the internal validity and reliability of the SETA technique. A comparative analysis of SETA and SAN methodologies showed that there is a correlation between the «Fun» and «well-being» scales ( r = 0,417), and between the «Excitation» and «Activity» scales ( r = 0,527), indicating external validity of the technique SETA. The simplicity and convenience of the SETA technique in use for both the subject and the interpreter as well as the possibility of its repeated use together with a short testing time allows us to recommend a technique for a rapid diagnostics of the emotional state of a person and his emotional reactions under the influence of various emotional stimuli. The SETA technique can be applied in the field of education and social protection as well as in ergonomic and marketing researches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА И АКТИВНОСТИ СЭТА»

Теория и метод системной психологии

УДК 159.9.072

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА И АКТИВНОСТИ СЭТА

Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, МГПУ, Москва

Статья посвящена описанию новой психодиагностической методики СЭТА (самооценка эмоционального тона и активности), предназначенной для оценки важных компонент эмоционального состояния — эмоционального тона и сопровождающей его активности. Представление этих показателей в виде двух ортогональных осей (шкала «Удовольствие» и шкала «Возбуждение») позволяет визуализировать совокупность возможных эмоциональных состояний как двумерный массив данных, или матрицу состояний размерностью 8 х 8, каждый элемент которой соответствует определенному соотношению качественной направленности и интенсивности переживаемой эмоции. Процедура тестирования заключается в фиксации испытуемым ячейки, наиболее соответствующей его актуальному состоянию.

Восходящая в методологическом плане к теории эмоций В. Вундта, методика СЭТА может использоваться как в бланковом варианте, так и в виде современной прикладной компьютерной программы-приложения, предназначенной для загрузки на смартфон, планшет или компьютер.

Для оценки эффективности использования методики СЭТА в 2018 году было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 62 испытуемых — 30 мужчин и 32 женщины в возрасте 18-28 лет. Испытуемым предлагалось просмотреть четыре видеоклипа, которые, как предполагалось, должны были провоцировать различные эмоциональные состояния. После просмотра каждого клипа испытуемые должны были оценить свое эмоциональное состояние по методике СЭТА и методике САН (самочувствие, активность, настроение).

Результаты проведенного исследования полностью подтвердили внутреннюю валидность и надежность методики СЭТА. Сравнительный анализ данных методик СЭТА и САН выявил корреляцию между шкалами «Удовольствие» СЭТА и «Самочувствие» САН (г = 0,417), и между шкалами «Возбуждение» СЭТА и «Активность» САН (г = 0,527), что свидетельствует о внешней валидности методики СЭТА.

Простота и удобность методики СЭТА как для испытуемого, так и для интерпретатора, а также возможность ее многократного использования и предельно малое время тестирования позволяют рекомендовать методику для экспресс-диагностики эмоционального состояния человека и его эмоциональных реакций при воздействии различных эмоциогенных стимулов. Методика СЭТА может найти применение в сфере образования и социальной защиты, а также в эргономических и маркетинговых исследованиях.

Ключевые слова: эмоциональный тон; эмоциональное состояние; активность, возбуждение; успокоение; удовольствие; неудовольствие; самодиагностика.

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Методика самооценки эмоционального тона и активности СЭТА // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 5-13.

Введение

Современная психология располагает большим набором тестов-опросников для диагностики переживаемых человеком эмоциональных состояний [1; 4; 11; 12]. Среди них можно отметить предложенную в 1973 году

© Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б., 2018

группой авторов (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошни-ков) методику САН (самочувствие, активность, настроение) [1; 9]; ряд модификаций этой методики, включающий разработанный в 1990 году Л. А. Курганским и Т. А. Немчи-ным тест оценки психической активации,

интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфорта [5]; методику «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса [2] и много других.

Однако, несмотря на малую по сравнению с многими психологическими тестами трудоемкость и относительно небольшое время тестирования, как правило, не превышающее 10-15 минут, современные тесты диагностики эмоциональных состояний не предназначены для многократного использования в течение суток и не могут использоваться для оперативной диагностики эмоциональных реакций, вызванных конкретным объектом или ситуацией при последовательном предъявлении нескольких эмоциогенных стимулов.

Одним из путей решения этой проблемы может быть непосредственная диагностика человеком своего состояния в ходе продолжающегося эмоциогенного воздействия. Развитие современных компьютерных средств коммуникации и облачных технологий позволяет свести длительность процедуры самодиагностики до минимальных значений, не превышающих нескольких секунд. При этом открывается возможность для многократного тестирования важных компонент эмоционального состояния — эмоционального тона [6] и сопровождающей его психической активации в режиме онлайн, непосредственно в процессе стимуляции или сразу после ее прекращения.

В этой связи, целью настоящей работы явилась разработка и апробация реализующей эти возможности методики оценки эмоционального тона и активации СЭТА.

Методологические основания разработки методики СЭТА

В опубликованной в 1896 году работе «Очерк психологии» В. Вундт предложил концепцию экспериментальной психологии, ставшую итогом его многолетних психологических исследований [3]. Важной составной частью этой концепции явилась так называемая трехмерная теория чувств, многие положения которой, несмотря на не раз звучавшую критику многочисленных научных оппонентов, не утратили своего значения до нашего времени.

Согласно Вундту чувствования различаются интенсивностью и качественной направленностью. При этом Вундт выделяет три главных направления чувствований: «удовольствие / неудовольствие», «возбуждение / успокоение» и «напряженность / облегчение» [3: с. 99]. По отношению к общему ходу психических процессов направление «удовольствие / неудовольствие» отражает эмоциональный тон или важнейшую качественную характеристику наличного состояния. В отличие от этого два других направления связываются Вундтом с вектором изменения состояния от настоящего к будущему или от предшествующего состояния к настоящему. В первом случае, когда речь идет о том, какое влияние наличное состояние имеет на последующее состояние, Вундт указывает направление «возбуждение / успокоение», а во втором — когда анализируется влияние предшествующего состояния на наличное, он указывает направление «напряжение / облегчение» [3: с. 101].

Однако и сам Вундт на следующей странице своего труда замечает, что из выделенных им направлений только «удовольствие / неудовольствие» принято рассматривать как качественную характеристику чувствований. Остальные, по мнению большинства исследователей, причисляются к аффектам [3: с. 102], или, с современных позиций, к состояниям напряженности.

С этих позиций пары терминов «возбуждение / успокоение» и «напряжение / облегчение» также могут рассматриваться как синонимичные. В этой связи трехмерная схема Вундта может быть упрощена до двумерной. Для идентификации состояний в континууме «напряжение / облегчение» (в современных терминах: «напряженность / разрядка») предложено значительное число разнообразных методических средств. В большинстве из них применяется комплексный учет психофизиологических показателей [7; 10], позволяющий достаточно точно определять количественные характеристики состояний напряженности. В этой связи двумерную схему диагностики эмоционального состояния целесообразно ограничить двумя направлениями: «удовольствие / неудовольствие» (эмоциональный тон), и «возбуждение / успокоение» (психическая активация).

Конструктивные и процедурные особенности методики СЭТА

Представление этих направлений в виде двух ортогональных осей или координат позволяет визуализировать совокупность возможных эмоциональных состояний как двумерный массив данных. Выделив в каждом состоянии четыре положительные градации интенсивности (максимально выраженное, выраженное, умеренное и слабовыраженное состояние) и такое же число отрицательных градаций, получаем матрицу состояний размерностью 8 х 8, каждый элемент которой соответствует определенному соотношению качественной направленности и интенсивности переживаемой эмоции (рис. 1).

состояний маркируется ярко-голубым цветом (циан, цифровой Web-код #00йс6), градиентно переходящим при снижении интенсивности эмоций в белый цвет;

- зона 2 («возбуждение и удовольствие») при максимальной выраженности отображаемых состояний маркируется ярко-розовым цветом (маджента, цифровой Web-код #АЮ0Ь3), который так же градиен-тарно переходит в белый цвет при снижении интенсивности эмоций;

- зона 3 («возбуждение и неудовольствие») маркируется красно-коричневым цветом (цифровой Web-код #7Ь1200), аналогично переходящим при снижении интенсивности эмоций в белый цвет;

Удовольствие

ф к

X

и «ч

с а о в

и

□□амНВшр

□□□□□□□□

□□□□□□□□

Неудовольствие

Рис. 1. Визуальная форма матрицы эмоциональных состояний

При этом ортогональные оси разделяют матрицу эмоциональных состояний на четыре смысловые зоны, или блока, имеющих различную цветовую маркировку, подобранную с учетом данных современной психологии цветового восприятия [8]:

- зона 1 («спокойствие и удовольствие») при максимальной выраженности отображаемых

- зона 4 («спокойствие и неудовольствие») маркируется темно-фиолетовым цветом (цифровой Web-код #25134d), также переходящим при снижении интенсивности в белый цвет.

Таким образом, область наиболее насыщенных цветовых оттенков расположена на периферии матрицы, соответствуя наиболее выраженным эмоциональным состояниям. Напротив,

область пересечения осей в центре матрицы, соответствующая минимальной выраженности эмоций, маркирована наименее насыщенным цветом, приближающимся к белому (см. рис. 1).

Технически методика СЭТА может быть реализована в бланковом варианте и в виде приложения, размещенного на сайте http:// systempsychology.ru/ и предназначена для загрузки на смартфон, планшет или компьютер1. После загрузки и активации компьютерного варианта методики на экране используемого устройства предъявляется регистрационная форма, предназначенная для идентификации пользователя (рис. 2, поз. а). Введенные пользователем персональные данные запоминаются и приписываются всем ответам пользователя до вхождения в новую сессию.

Затем пользователю предъявляется основная тестовая форма с цветной матрицей

1 Компьютерная версия методики СЭТА написана на языке PhP. При разработке использовались базы данных SQL. Методика включает в себя 4 php-страницы.

эмоциональных состояний (рис. 2, поз. Ь) и предлагается оценить свое эмоциональное состояние, прикоснувшись к соответствующей этому состоянию ячейке, изображенной на экране матрицы. Для идентификации ситуации, вызвавшей эмоциональное состояние, над матрицей в верхней части экрана предусмотрено окно «Комментарий к оценке» (рис. 2, поз. Ь). Введя в это окно признак ситуации, пользователь получает возможность четко фиксировать условия возникновения эмоциональной реакции.

Процедура тестирования может повторяться любое желаемое число раз, в том числе при смене эмоциогенных объектов и ситуаций. При этом все результаты тестирования будут автоматически накапливаться в базе данных.

Обработка данных

В компьютерном варианте содержащийся в приложении скрипт выдает данные, доступные для дальнейшей обработки в различных программах, например Microsoft Excel.

b

Рис. 2. Методика СЭТА на экране смартфона:

а — регистрационная форма методики; Ь — тестовая форма методики

а

Эти данные представляют собой индексы (двухзначные числа), которые соответствуют выбранной ячейке матрицы состояний (рис. 3). При этом ячейке, соответствующей максимальному неудовольствию и спокойствию, присваивается индекс «0;0»2; ячейке, соответствующей максимальному удовольствию и возбуждению, — индекс «7;7»; ячейке, соответствующей максимальному удовольствию и спокойствию, — индекс «7;0»; а ячейке, соответствующей максимальному неудовольствию и возбуждению, — индекс «0;7». Центральной ячейки не существует, а минимальные значения оцениваемых показателей группируются в центральной части матрицы:

- индекс «3;3» — скорее неудовольствие и спокойствие;

- индекс «4;3» — скорее удовольствие и спокойствие;

- индекс «3;4» — скорее неудовольствие и возбуждение;

- индекс «4;4» — скорее удовольствие и возбуждение.

Для идентификации конкретного пользователя предусмотрена ячейка random, в которую помещается уникальное для каждого пользователя число-идентификатор, подбираемый генератором случайных чисел, Идентификатор позволяет опознать пользователя в общем массиве данных, если с методикой в рамках одной сессии одновременно работает несколько человек.

В приложении также фиксируются введенное пользователем имя (или ник), пол, возраст и образование пользователя. Однако указание этих параметров не является необходимым для продолжения работы методики. Дополнительно накапливается информация о времени выполнения методики (учитывается временная точка, в которой пользователь выполнил оценку своего состояния и ввел комментарий к ситуации).

В бланковом варианте индекс выбранной испытуемым ячейки и вся необходимая поясняющая информация заносятся в протокол исследования.

2 Первая цифра индекса соответствует оценке состояния по шкале «Удовольствие»; вторая —

по шкале «Возбуждение».

Удовольствие > \

со о

ы О)

V

п S S

rt

Неудовольствие

Рис. 3. Пример индексации ячеек в тестовой матрице СЭТА

Оценка валидности и надежности методики СЭТА

Для оценки эффективности использования методики СЭТА в 2018 году было проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 62 испытуемых — 30 мужчин и 32 женщины в возрасте 18-28 лет, из которых 47 были членами московского военно-исторического клуба «Армэ», а 15 — студентами различных московских университетов.

Испытуемым предлагалось просмотреть четыре видеоклипа, которые, как предполагалось, должны были провоцировать различные эмоциональные состояния. После просмотра каждого клипа испытуемые должны были оценить свое эмоциональное состояние по методике СЭТА и методике САН. Продолжительность каждого клипа составляла 3-4 минуты, при этом отобранные видеоматериалы имели следующее содержание и назначение:

- первый клип представлял релаксвидео, демонстрирующее монотонное движение рыбок в аквариуме в сопровождении тихой, медленной музыки. Этот клип был предназначен для успокоения пользователя;

- второй клип был видеоюмореской, представлявшей забавные движения фигурки животного, пародирующей исполнение популярной латиноамериканской мелодии. Просмотр добродушного, юмористического видео, как предполагалось, должен был вызвать непродолжительное чувство удовольствия у зрителя;

- третий клип представлял фрагмент фильма ужасов и был предназначен для провокации состояния напряженности и возбуждения испытуемого;

- четвертый клип содержал кадры кинохроники времен Второй мировой войны, включенные в фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.), Запечатленные в нем преступления нацистского режима, как предполагалось, должны были вызвать негодование и явное неудовольствие зрителя.

На рисунке 4 представлены обобщенные по всей выборке результаты самодиагностики своего состояния испытуемыми по методике СЭТА в фоновом режиме (перед просмотром клипов) и после просмотра каждого видеосюжета.

Как видно из рисунка 4, свое фоновое состояние испытуемые оценивали как достаточно спокойное и удовлетворенное (средний по группе фоновый индекс составил «4,62; 2,24»). Просмотр релаксвидео имел прогнозируемое, хотя и слабовыраженное успокаивающее воздействие (средний по группе индекс — «4,65; 1,74»). Фоновое чувство удовлетворения при этом практически оставалось неизменным. Сравнительно небольшой релаксирующий эффект мог быть связан с тем, что использованный клип включал лишь начальный фрагмент (первые 4 минуты) более продолжительной программы релаксвидео. Полное время просмотра этой программы составляло 17 минут. Включение в клип только фрагмента этой программы диктовалось необходимостью сохранить единый формат времени для всех применявшихся в исследовании клипов. хотя и было связано с неизбежным снижением достигаемого эффекта.

Просмотр видеоюморески также дал прогнозируемый результат. Эмоциональный тон полученного впечатления испытуемые характеризовали как удовольствие, а свою активность — как нейтральную между возбуждением и спокойствием. При этом усредненный индекс их состояния составил «5,53; 3,36», превысив по обеим шкалам фоновые значения почти на 1 пункт размерности шкалы.

Просмотр фрагмента фильма ужасов также оправдал исходное предположение о его влиянии на состояние испытуемых. Эмоциональный тон полученного впечатления и активность оценивались как скорее неудовольствие и возбуждение (усредненный индекс состояния составил «3,01; 4,07»).

Наконец, просмотр кинохроники реальных преступлений, совершенных нацистским режимом в годы Второй мировой войны, прогнозируемо вызвал самые яркие негативные эмоции (усредненный индекс состояния испытуемых составил «1,65; 4,14»). Свое состояние после просмотра испытуемые оценивали как возбуждение и явное неудовольствие.

Таким образом, результаты проведенного исследования полностью соответствовали ожиданиям, что является важным аргументом, подтверждающим внутреннюю валидность методики СЭТА.

Для проверки надежности методики СЭТА полученные результаты были подвергнуты

Рис. 4. Усредненные результаты самооценки состояния испытуемых по методике СЭТА в фоновом режиме и после просмотра видеоклипов

дополнительному анализу. Общая группа испытуемых была в случайном порядке разбита на две равные выборки по 31 человеку в каждой. Для этих выборок по каждой из двух шкал методики («Удовольствие», «Возбуждение») по всем полученным в исследовании данным были рассчитаны среднее значение и среднеквадратическое отклонение индивидуальной суммы полученных индексов. Сравнение данных обеих выборок по каждой шкале выявило их высокую корреляцию: коэффициент Пирсона для шкалы «Удовольствие» составил гудол = 0,971; а для шкалы «Возбуждение» Гвазб = 0,962. Выявленная таким образом устойчивость полученных результатов свидетельствует о надежности методики СЭТА.

Заключительная часть исследования была посвящена сравнительному анализу данных методик СЭТА и САН, полученных после просмотра видеоклипов. При этом рассматривались пары шкал:

- методика СЭТА, шкала «Удовольствие» — методика САН, шкала «Самочувствие»;

- методика СЭТА, шкала «Возбуждение» — методика САН, шкала «Активность».

Проведенный корреляционный анализ показал, что между шкалами «Удовольствие» СЭТА и «Самочувствие» САН наблюдается умеренная корреляция (г = 0,417), а между шкалами «Возбуждение» СЭТА и «Активность» САН — существенная корреляция (г = 0,527). С учетом объема выборки полученные коэффициенты корреляции являются статистически значимыми при р < 0,01 (критерий Стъюдента), указывая на наличие тесной статистической взаимосвязи между сравниваемыми показателями. Тем самым результаты проведенного анализа свидетельствуют о внешней валидности методики СЭТА.

Заключение

В настоящей работе предложена методика СЭТА, предназначенная для оценки важных компонент эмоционального состояния — эмоционального тона и сопровождающей его психической активации. Восходящая в методологическом плане к теории чувств В. Вунд-та, методика СЭТА может использоваться

как в бланковом варианте, так и в виде современной прикладной компьютерной программы-приложения, предназначенной для загрузки на смартфон, планшет или компьютер.

Пилотажное исследование эффективности методики СЭТА при использовании специально подобранных видеосюжетов выявило ее высокую надежность, а также внутреннюю и внешнюю валидность.

Простота и удобность методики СЭТА как для испытуемого, так и для интерпретатора, а также возможность ее многократного использования и предельно малое время

тестирования позволяют рекомендовать методику для экспресс-диагностики эмоционального состояния человека и его эмоциональных реакций при воздействии различных эмоцио-генных стимулов. Методика СЭТА может найти применение в деятельности психологических служб в сфере образования и социальной защиты, а также в эргономических исследованиях, связанных с оценкой перспективных человеко-машинных систем, и маркетинговых исследованиях при определении реакции пользователей на новые виды предлагаемых продуктов и услуг.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Барканова О. В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

2. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. М.: Эксмо, 2006. 416 с.

3. Вундт В. Очерк психологии. М.: Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1897. 385 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

5. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксаку-сто. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 375 с.

6. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996. 342 с.

7. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

8. Пертренко В. Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник МГУ Серия 14. Психология. 1987. № 3. С. 70-83.

9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.

10. Рыжов Б. Н. Системная психометрика напряженности // Системная психология и социология. 2013. № 7. C. 5-25.

11. Nikonovs I. Evaluation of emotional state, heart rate frequency and skiing technique in ski hiking // Pol. J. Sport Tourism. 2015. № 22. P. 41-45.

12. Ekman P., W. V. Friesen, Ph. Ellsworth Emotion in the human face: guidelines for research and an integration of findings / ed. by A. P. Goldstein, L. Krasner. N. Y.: Pergamon Press Inc., 2013. 191 p.

THE TECHNIQUE FOR SELF-APPRAISAL OF EMOTIONAL TONE AND ACTIVITY SETA

B. N. Ryzhov, L. B. Smolovskaya, MCU, Moscow

The article is devoted to the description of a new psychodiagnostic technique SETA (Self-apprasal of emotional tone and activity), designed to assess the important components of the emotional state — an emotional tone and its accompanying activity. To represent these indicators, the form of two orthogonal axes (with two scales — «Pleasure» and «Excitement») was chosen. It allows to visualize a set of possible emotional states as a two-dimensional array of data or a matrix of states (the dimension is 8 x 8), each element of which corresponds to a certain point of qualitative orientation and intensity of the emotion experienced.

The test procedure is as follows: a person should fix his current appropriate state and fill it in the relevant cell of the test area.

In accordance with the methodological terms of V. Wundt's emotions theory, the SETA technique can be used both in a blank version or in a modern computer application program version — it can be downloaded to a smartphone or computer.

To assess the effectiveness of the use of the SETA method in 2018, a pilot study was conducted, and 62 people participated in it — 30 men and 32 women, aged 18-28 years. They were asked to watch four video episodes, supposed to provoke different emotional states. After watching each video episodes, the subjects were asked to assess their emotional state according to SETA technique and SAN technique.

The results of the study have been fully confirmed by the internal validity and reliability of the SETA technique. A comparative analysis of SETA and SAN methodologies showed that there is a correlation between the «Fun» and «well-being» scales (r = 0,417), and between the «Excitation» and «Activity» scales (r = 0,527), indicating external validity of the technique SETA.

The simplicity and convenience of the SETA technique in use for both the subject and the interpreter as well as the possibility of its repeated use together with a short testing time allows us to recommend a technique for a rapid diagnostics of the emotional state of a person and his emotional reactions under the influence of various emotional stimuli. The SETA technique can be applied in the field of education and social protection as well as in ergonomic and marketing researches.

Keywords: emotional tone; emotional state; activity, excitement; calm; pleasure; displeasure; self-diagnosis.

For citation: Ryzhov B. N., Smolovskaya L. B. The technique for self-appraisal of emotional tone and activity SETA // Systems psychology and sociology. 2018. № 3 (27). P. 5-13.

References

1. Barkanova O. V. Methods of diagnosis of the emotional sphere. Issue. 2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2009. 237 p.

2. Great encyclopedia of psychological tests / ed. by A. Karelin. M.: Eksmo, 2006. 416 p.

3. Wundt V. Essay of psychology. M.: Typo-lithography of the Partnership I. N. Kushnerev and Ko, 1897. p. 385.

4. Ilyin E. P. Emotions and feelings. St. Petersburg: Peter, 2001. 752 p.

5. Istratova O. N. Psychodiagnostics. Collection of best tests / om. Istratov, T. V., Excuse. Rostov n/D: Phoenix, 2006. 375 p.

6. Lange N. N. Selected psychological works. M.; Voronezh, 1996. 342 p.

7. Leonova A. B. Psychodiagnostics of human functional States. M.: Moskow state university, 1984. 200 p.

8. Petrenko V. F., Kucherenko V. V. The relationship of emotions and color // Vestnik MGU. Episode 14. Psychology. 1987. № 3. P. 70-83.

9. Practical psychodiagnosis. Methods and tests / ed. by D. J. Raygorodskogo. Samara: BAKHRAKH-M, 2001. 672 p.

10. Ryzhov B. N. System psychometrics of tension // Systems psychology and sociology. 2013. № 7. P. 5-25.

11. Nikonovs I. Evaluation of emotional state, heart rate frequency and skiing technique in ski hiking // Polish Journal of Sport Tourism. 2015. № 22. P. 41-45.

12. Ekman P., W. V. Friesen, Ph. Ellsworth Emotion in the human face: guidelines for research and an integration of findings / ed. by A. P. Goldstein, L. Krasner. N. Y.: Pergamon Press Inc., 2013. 191 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.