Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ПЕРЕРАБОТКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ПЕРЕРАБОТКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / ПЕРЕРАБОТКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭФФЕКТ КОНГРУЭНТНОСТИ / МЕТОДИКА "ПРОБА С ТОЧКОЙ" / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / EMOTIONS / EMOTIONAL PROCESSING INFORMATION / EMOTIONAL ATTENTION / EFFECT OF CONGRUENCY / TASK DOT PROBE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряхина Т.В., Мишина Г.А.

Введение. В психологии еще с середины прошлого века начал изучаться вопрос влияния эмоций на работу познавательных процессов. Можно выделить ряд исследований, которые изучают именно особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов. Отдельно проводятся исследования непосредственно по изучению влияния эмоций на внимание, категоризацию, на творческое мышление. Представленное исследование проводилось с целью проверки гипотезы конгруэнтности (переработка эмоциональной информации может быть опосредована текущим эмоциональным состоянием человека), а именно влияния грустного или радостного эмоционального состояния на переработку соответствующей информации. Актуальность таких исследований заключается в том, что эта гипотеза частично подтверждается. Например, у людей с депрессией наблюдается смещение внимания в сторону тревожных стимулов в сравнении со здоровыми людьми. Однако касательно здоровых людей результаты не такие однозначные. Методология. В представленном исследовании проверяется гипотеза влияния текущего эмоционального состояния (радостного или грустного) на переработку эмоциональной информации (на материале методики «Проба с точкой»). Она заключалась в том, что если испытуемый будет находиться в радостном или грустном настроении, то смещение внимания будет в сторону соответствующих стимулов (при радостном - к радостным, при грустном - к грустным). Во время эксперимента испытуемых разделили на две группы: у каждой группы индуцировали определенное эмоциональное состояние с помощью автобиографического метода (испытуемый по просьбе экспериментатора описывает радостный или грустный жизненный эпизод), затем испытуемого просили выполнить задание по когнитивной методике «Проба с точкой». Для оценки эмоционального состояния использовался самоотчет после прохождения всех заданий. Результаты. С помощью статистического анализа, который включал в себя однофакторный дисперсионный анализ, были получены различия между группами, однако эти различия не являются статистически значимыми. Соответственно, ни одна из гипотез не подтвердилась. Заключение. Оценивая результаты проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что автобиографический способ индуцирования необходимого эмоционального состояния является эффективным. Благодаря такой процедуре достигается радостное или грустное эмоциональное состояние испытуемого, которое является независимой переменной в таком типе исследований. Данный способ можно использовать в дальнейших исследованиях: процедура проведения достаточно проста как для испытуемого, так и для экспериментатора. Использование методики «Проба с точкой» позволило разработать компьютерную версию данной парадигмы, что позволяет в дальнейшем применять ее. Очевидно, что разработка таких экспериментальных методик необходима, поскольку позволяет изучить роль эмоций в познании.Introduction. Since the middle of the last century, the issue of the influence of emotions on the work of cognitive processes studied in psychology. There are two types of studies: the processing of emotionally stimuli and other research is the influence of emotions on attention, categorization, or creative thinking. As a result, there is the idea that processes such as processing emotional information can be mediated by the current emotional state of a person. This hypothesis confirmed, for example, in people with depression there is a shift in attention toward anxious stimuli in comparison with healthy people. Psychologists use various methods to assess the processing of emotional information (the paradigm of «rapid visual sequential presentation», «dot-probe task», etc.). Methodology. In our study, the hypothesis of the influence of the current emotional state (happy or sad) on the processing of emotional information (dot-probe task) is tested. During the experiment, the participants divided into two groups: each group was induced a certain emotional state with the help of an autobiographical method (people were asked to recall the «joyful» or «sad» event from his life), then it was suggested to pass the «sample with a dot» technique, emotional state was given a self-report. Results. With the help of statistical analysis, the differences between groups were calculated; however, none of the hypotheses was confirmed. However, the results obtained may be because the significance of this effect is weak and static power is not high. Conclusion. The autobiographical method of inducing the necessary emotional state is effective. This method may be used in further studies. It is worth noting that the procedure is simple for the experimenter. The use of dot probe procedure allowed us to develop a computer version of this paradigm, which makes it possible to further apply it. Obviously, the development of such experimental techniques is necessary because it allows us to study the role of emotions in cognition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ПЕРЕРАБОТКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ПЕРЕРАБОТКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Т. В. Пряхина, РАНХиГС, Москва Г. А. Мишина, РГГУ, Москва

Введение. В психологии еще с середины прошлого века начал изучаться вопрос влияния эмоций на работу познавательных процессов. Можно выделить ряд исследований, которые изучают именно особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов. Отдельно проводятся исследования непосредственно по изучению влияния эмоций на внимание, категоризацию, на творческое мышление. Представленное исследование проводилось с целью проверки гипотезы конгруэнтности (переработка эмоциональной информации может быть опосредована текущим эмоциональным состоянием человека), а именно влияния грустного или радостного эмоционального состояния на переработку соответствующей информации. Актуальность таких исследований заключается в том, что эта гипотеза частично подтверждается. Например, у людей с депрессией наблюдается смещение внимания в сторону тревожных стимулов в сравнении со здоровыми людьми. Однако касательно здоровых людей результаты не такие однозначные.

Методология. В представленном исследовании проверяется гипотеза влияния текущего эмоционального состояния (радостного или грустного) на переработку эмоциональной информации (на материале методики «Проба с точкой»). Она заключалась в том, что если испытуемый будет находиться в радостном или грустном настроении, то смещение внимания будет в сторону соответствующих стимулов (при радостном — к радостным, при грустном — к грустным). Во время эксперимента испытуемых разделили на две группы: у каждой группы индуцировали определенное эмоциональное состояние с помощью автобиографического метода (испытуемый по просьбе экспериментатора описывает радостный или грустный жизненный эпизод), затем испытуемого просили выполнить задание по когнитивной методике «Проба с точкой». Для оценки эмоционального состояния использовался самоотчет после прохождения всех заданий.

Результаты. С помощью статистического анализа, который включал в себя однофакторный дисперсионный анализ, были получены различия между группами, однако эти различия не являются статистически значимыми. Соответственно, ни одна из гипотез не подтвердилась.

Заключение. Оценивая результаты проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что автобиографический способ индуцирования необходимого эмоционального состояния является эффективным. Благодаря такой процедуре достигается радостное или грустное эмоциональное состояние испытуемого, которое является независимой переменной в таком типе исследований. Данный способ можно использовать в дальнейших исследованиях: процедура проведения достаточно проста как для испытуемого, так и для экспериментатора.

Использование методики «Проба с точкой» позволило разработать компьютерную версию данной парадигмы, что позволяет в дальнейшем применять ее. Очевидно, что разработка таких экспериментальных методик необходима, поскольку позволяет изучить роль эмоций в познании.

Ключевые слова: психология эмоций; переработка эмоциональной информации; эффект конгруэнтности; методика «Проба с точкой»; эмоциональное внимание.

Для цитаты: Пряхина Т. В., Мишина Г. А. Исследование влияния эмоционального состояния на переработку эмоциональной информации // Системная психология и социология. 2018. № 4 (28). С. 55-63.

© Пряхина Т. В., Мишина Г. А., 2018

Введение

Представленное исследование проводилось с целью изучения влияния эмоционального состояния на переработку эмоциональной информации. Актуальность данного типа исследований обусловлена тем, что существуют различные представления о том, каким образом эмоциональное состояние человека может повлиять на работу когнитивных процессов (например, на мышление, внимание, переработку информации). Существует идея (гипотеза конгруэтности) о том, что эмоциональное состояние позволяет перерабатывать информацию гораздо лучше (быстрее, эффективнее), если они совпадают по эмоциональной окраске с текущей информацией. Однако существуют противоречия в этом вопросе. Данная гипотеза подтверждается чаще всего в исследованиях, в которых принимает участие контрольная группа.

Роль эмоций в познании

На данный момент существуют ряд «классических» исследований, которые показали влияние эмоций на внимание1, на категоризацию2 или на творческое мышление3.

Психическая деятельность делится на различные когнитивные функции, и в психологии

1 Derryberry D., Tucker D. M. Motivating the focus of attention // In P. M. Niedenthal & S. Kitaya-ma (Eds.) The heart's eye: Emotional influences in perception and attention. San Diego, CA: Academic Press, 1994. P. 167-196; Easterbrook J. A. The effect of emotion on cue utilization and the organization of behavior // Psychological Review, 1959 (66), P. 183-201.

2 Isen A. M., Daubman K. A. The influence of affect on categorization // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. № 47. P. 1206-1217.

3 Люсин Д. В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 372-389; Isen A. M., Daubman K. A., Nowicki G. P. Positive affect facilitates creative problem solving // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52 (6), P. 1122-1131; Kaufmann G, Vosburg S. K. (1997). «Paradoxical» mood effects on creative problem-solving // Cognition and Emotion.

1997. № 11. P. 151-170.

эмоций возникают вопросы относительно возможностей их работы с различной информацией, например эмоциональной. Результатами таких исследований стали: эффект Струпа для эмоциональной задачи, «эффекта выскакивания» при зрительном поиске [8; 9; 12].

Первым исследователем, который выдвинул теоретическую идею о влиянии эмоций на внимание, был Дж. Истербрук. Его теория использования признаков говорит о том, что отрицательные эмоции с высоким уровнем возбуждения, такие как страх, тревога, должны сужать круг перерабатываемых признаков. В зависимости от характера задачи внимание будет ухудшаться или улучшаться. Кроме того, предполагается, что, поскольку использование не важных для задачи стимулов в какой-то степени мешает использованию важных, то для оптимального выполнения необходим средний уровень мотивации — в соответствии с законом Йерк-са - Додсона. Например, при игнорировании периферических стимулов избирательность внимания будет улучшаться.

Изначально под широтой/узостью перцептивного внимания понимается относительное распределение внимания между центральными, глобальными деталями изображения и периферическими, частными деталями, что, надо заметить, несколько меняет оригинальную формулировку и не совсем согласуется с поздними результатами. Под понятийным вниманием подразумевается внутреннее внимание, направленное на ментальные репрезентации в противопоставлении внешнему вниманию, направленному на стимулы среды [1].

Одним из первых подтверждений в данной области стал факт того, что положительные эмоции могут расширять поле внимание испытуемых. Существует ряд экспериментов, проведенных под руководством Э. Айзен. Полученные данные подтверждают, что положительные эмоции вызывают расширение категорий у испытуемых4, приводят к порождению более низкочастотных ассоциаций, повышают креативность. Значительное исследование Дж. Фостер, Р. Фридман, А. Озелсел,

4 Isen A. M., Daubman K. A. The influence of affect...

М. Дензлер5, в котором использовалось две методики, отражающих приближение к объекту либо отдаление от него. Первая методика представляла собой поиск выхода из лабиринта. В одном случае испытуемым необходимо было помочь нарисованной мышке пробраться из центра лабиринта к сыру на выходе, в другом — помочь ей убежать от совы. Вторая методика заключалась в сгибании либо разгибании руки, имитирующем приближение к себе либо отдаление от себя некого объекта. Три проведенных эксперимента показали, что испытуемые в группе «приближения к объекту» быстрее воспринимают глобальные, а не локальные детали, для них меньше выражен эффект торможения воспроизведения целого при предъявлении части, и они медленнее справляются с задачей лексического решения для связанных с праймом слов, и быстрее для слов с ним не связанных, чем испытуемые в группе «отдаления от объекта».

Таким образом, это направление исследований предполагает расширение фокуса внимания в случае эмоций, связанных с приближением к объекту (или самого приближения к объекту), и сужение его в случае эмоций, связанных с отдалением от объекта. Однако необходимо учитывать, что под сужением фокуса перцептивного внимания здесь понимается не просто выравнивание внимания при взгляде на глобальные и локальные детали объекта, а именно обращение большего внимания на локальные детали, чем на глобальные, а подобный эффект не был обнаружен.

Тем не менее все вышеуказанные исследования проводились совместно с изучением влияния эмоций на большинство когнитивных процессов, а не частного изучения внимания. В связи с этим в последнее десятилетие появились отдельные работы, посвященные только изучению влияния эмоций на внимание.

К сожалению, противоречивость данных не дает возможности четкого понимания, каким образом влияют те или иные эмоции

5 Forster J., Friedman R. S., Ozelsel A., Denz-ler, M. Enactment of approach and avoidance behavior influences the scope of perceptual and conceptual attention // Journal of Experimental Social Psychology. 2006. № 42. P. 133-146.

на внимание. Здесь следует отметить, что зачастую исследователи понимают внимание по-разному, рассматривают различные свойства внимания и его функции, что не дает возможности суммировать данные. На данный момент отсутствуют теоретическая база и модели, объясняющие влияние эмоций на когни-ции, в том числе и на внимание.

Исследования, изучающие влияние эмоций на внимание, имеют свои особенности. Во-первых, поскольку зависимой переменной выступают показатели внимания, то перед исследователями ставится вопрос о способах измерения свойств внимания, а также задача отбора требуемых его свойств.

Благодаря развитию данного направления возникло отдельное понятие «эмоциональное внимание (emotional attention)», которое характеризуется особенностями внимания при переработки аффективной информации. Под свойствами подразумевается как объем, так и фокус внимания в зависимости от парадигмы, которую используют исследователи [4].

В исследованиях по изучению переработки эмоциональной информации используются разные парадигмы (проба с точкой, быстрое последовательное предъявление, обнаружение пространственного сигнала (spatial cuing), осуществление зрительного поиска и т. д.), при этом достаточно большое количество исследований посвящено смещению внимания (attentional bias) в сторону позитивных стимулов. Возникает ряд методических вопросов касательно использования таких парадигм. Тем не менее недавно был проведен метаанализ серии исследований[15]: было отобрано около 250 исследований, в которых проводилось сравнение смещения внимания к позитивным и нейтральным стимулам. Исследования отбирались по нескольким критериям, но наиболее важными стали исследования, в которых принимали участие здоровые люди либо существовала контрольная группа; исследования, использовавшие непосредственно парадигмы, которые измеряют направленное сосредоточение внимания. Результатом такого анализа стала констатация того факта, что внимание смещается в сторону положительных стимулов в сравнении с нейтральными. Такой эффект наблюдается чаще при ранней

переработке информации (менее 400 мс на предъявление стимула), чем поздней. Это подтверждает гипотезу о том, что эмоциональные стимулы перерабатываются быстро и независимо от вспомогательных процессов.

Во-вторых, независимой переменной являются сами эмоции и эмоциональные состояния. Под эмоциональными состояниями подразумеваются разного рода состояния настроения, которые длятся продолжительное время с невысокой интенсивностью, образуя эмоциональный фон для текущих психических процессов. В таких исследованиях часто сама эмоция выступает независимой переменной, которая характеризуется меньшей длительностью. В литературе последних десятилетий показано, что различные состояния настроений человека можно охарактеризовать по нескольким независимым друг от друга измерениям, среди которых чаще всего называют валентность и активацию6, но нередко упоминают и другие параметры, например уровень напряжения7. При этом, согласно представлениям многих авторов, валентность не является биполярным конструктом; положительные и отрицательные эмоции трактуются как относительно независимые измерения.

В-третьих, для определения эффективности индукции эмоций даются самоотчеты о своем состоянии. Индуцировать эмоции могут различными способами — от прослушивания музыки, просмотра фильма до получения приятного подарка от экспериментатора. При этом следует критически оценивать результаты самоотчетов испытуемых, в частности обращать пристальное внимание на оценку достоверности полученных данных и их соответствие изначально заданной зависимой переменной. Но интенсивность эмоционального переживания может меняться и тем самым воздействовать иначе.

Проблема предъявления самоотчетов испытуемым заключается в том, что эмоциональное состояние может быстро пройти,

6 Russell J. A., & Carroll J. M. On the bipo-larity of positive and negative affect // Psychological Bulletin. 1999 (125). P. 3-30.

7 Schimmack U., & Grob A. Dimensional models of core affect: A quantitative comparison by means of structural equation modeling // European Journal of Psychology. 2000 (14). P. 325-345.

произойдет его изменение в противоположную сторону, поэтому часто дается сразу же когнитивное задание после индуцирования эмоционального состояния. В то же время есть высокая вероятность того, что после когнитивного задания эмоциональное состояние испытуемого изменится. Если же после проведенного исследования задавать вопросы испытуемому о его эмоциональном состоянии в момент оказания на него воздействия в ходе эксперимента, то, скорее всего, оно будет искаженным. Респондент будет говорить не о своем конкретном состоянии в тот момент, а об оценке эмоциогенного воздействия. Если когнитивная задача длится долго, то эмоциональное состояние испытуемого нередко поддерживают дополнительными воздействиями: например, между решением когнитивных задач он может слушать музыку [10; 11].

Как ранее говорилось, одним из важных методологических вопросов является процедура индуцирования эмоционального состояния. Одним из таких методов является автобиографический.

Исследователи отмечают, что для припоминаний прошедших событий большое значение обретает учет эмоционального состояния человека в тот момент [13]. В эксперименте испытуемых просили вспомнить эмоциональную (радостную или грустную) личную историю для индукции соответствующего эмоционального состояния. Одна половина участников вспоминала по стандартной процедуре (включали соответствующую музыку), другую часть испытуемых просили припомнить конкретные детали истории. В исследовании удалось воспроизвести эффект конгруэнтности между настоящим настроением человека и настроением автобиографического воспоминания, но только при стандартной процедуре индуцирования настроения. Таким образом, автобиографический способ для индукции можно использовать, но более предпочтительным является классический способ, т. е. использование музыки или видео [7].

Изначальным толчком к изучению переработки эмоциональной информации стали исследования в области клинической психологии, поэтому эффект конгруэнтности подтверждается для людей с различными психическими

заболеваниями (депрессия, различные фобии, невротические расстройства).

В связи с этим появляются идеи о том, что необходимо иначе проверять полученные данные, использовать другие методы статического анализа. К примеру, ряд исследователей предполагают, что существует смещение внимания и дисрегуляция при переработке эмоциональной информации при такой болезни, как глубокая депрессия. Однако из-за того, что эмпирические результаты ограничены и не дают однозначных ответов, авторы статьи решили проанализировать полученные данные другим способом — для депрессивных пациентов и для здоровых людей, не страдающих депрессией. Полученные результаты исследования говорят о том, что ключом к «уязвимости» депрессии может стать дисрегуляция переработки эмоциональной информации [19; 20]. Исследования под руководством А. Звиелли также позволили изменить вариативность подсчетов показателей смещения внимания.

Другим «ограничением» исследований в этой области является существование тендерных различий. В одном из исследований изучали особенности избирательного внимания на примере эмоциональных картинок, которые могут быть фактором риска развития депрессивного расстройства у женщин. Использовалось несколько показателей внимания в парадигме «Проба с точкой» (время реакции, а также отслеживание движения глаз). Выяснилось, что женщин, которые находятся в стадии ремиссии депрессивного расстройства, привлекают больше эмоциональные лица: «сердитые» и «печальные» по времени реакции и показателям движения глаз в сравнении с контрольной группой женщин [14; 17; 18].

Необходимо отметить, что теории внимания предполагают, что смещение внимания происходит в первую очередь, если информация носит угрожающий характер. Результаты экспериментов показали, что внимание играет ключевую роль в реагировании на угрозу, учитывая, что предупреждающие сигналы настраивают нас на появление угрозы. Значит, внимание одновременно смещается и к угрозе, и к предупреждающим сигналам. Эти результаты подтверждают мотивационные модели эмоционального внимания. Авторы

отмечают, что внимание в таком случае становится как средством борьбы, так и способом избегания угрозы [6; 16].

Представленное исследование проводилось с целью изучения влияния эмоционального состояния на переработку эмоциональной информации. Для проверки гипотез применялась парадигма «Проба с точкой»8.

Парадигма представляет собой следующее: на экране появляется пара слов: эмоциональное и нейтральное. Затем (менее 2000 мс) следует появление целевого стимула (точки). Обычно точкой называется квадрат, который предъявляется взамен слов, и задача испытуемого заключается в нажатии соответствующей кнопки (определить, с какой стороны находился стимул: слева или справа). Пробы методики можно разделить на два типа: конгруэнтные — совпадение расположения эмоционального стимула и целевого стимула; неконгруэнтные — совпадение расположения нейтрального стимула и целевого стимула. Методика позволяет обнаружить эффект смещения внимания (attentional bias), который показывает связь между когнитивными процессами [3; 4].

Выдвигаются следующие гипотезы:

1. Если испытуемый будет находиться в радостном настроении, то смещение внимания будет в сторону радостных стимулов (показатель BS будет положительным для радостных слов).

2. Если испытуемый будет находиться в грустном настроении, то смещение внимания будет в сторону грустных стимулов (показатель BS будет положительным для грустных слов).

Организация и методы исследования

Испытуемые. В эксперименте участвовали 46 добровольцев в возрасте от 18 до 30 лет. В выборку попали люди, имеющие высшее образование, либо получающие его в данный момент. Участники эксперимента набирались по объявлению. Для реализации проверки

8 MacLeod C., Mathews A., Tata P. Attentional bias in emotional disorders // Journal of Abnormal Psychology. 1986. Vol. 95. October. P. 15-20.

гипотез мы разделили испытуемых на две группы, в каждую из них попало по 23 человека.

Материал. Основным материалом стали: нейтральные слова, которые оценивались как «радостные» и «грустные» по шкалам базы ENRuN [2]. Соответственно, слова уравнены по длине, а также по пяти шкалам базы слов («Радость», «Грусть», «Злость», «Страх», «Отвращение»). В исследовании предъявлялись слова, соответствующие 10 «радостным» и «грустным» значениям, а также 23 слова с нейтральным значением.

Дизайн эксперимента. Независимой переменной является эмоциональное состояние испытуемых (радостное или грустное). Как и в предыдущих исследованиях, зависимая переменная — показатель смещения внимания (BS). Высчитать этот показатель можно вычитанием времени реакции (ВР) конгруэнтных проб из времени реакции (ВР) неконгруэнтных проб. Положительное значение показателя свидетельствует о том, что эмоциональные слова привлекают внимание, в то время как отрицательное значение приводит к смещению внимания испытуемого [2].

Процедура. На экране появляется фиксационный крест, на который необходимо смотреть, затем появляются предварительные стимулы — пара слов (нейтральное и эмоциональное либо оба нейтральных). После короткой экспозиции слова исчезают, слева или справа от центра экрана появляется точка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы как можно скорее определить положение точки и нажать на соответствующую клавишу, когда он увидит точку. Расстояние от слов до фиксационного креста составило 7 угловых градусов. Расстояние от экрана до глаз испытуемого — 60 см.

Исследование проводилось индивидуально для каждого участника на компьютере с использованием программы PsychoPy2 (у. 1.81.00). Испытуемый выполнял сначала тренировочное задание; если задание было выполнено правильно, запускалась основная серия эксперимента. По завершении процедуры испытуемому сообщалась настоящая цель эксперимента и выражалась благодарность [3].

Испытуемых разделили на две группы. У одной группы индуцировали грусть с помощью автобиографического метода (просили вспомнить грустное событие из их жизни и записать его на бумаге). Во второй группе индуцировали радость (просили вспомнить радостное событие) [3].

После окончания процедуры индуцирования участник эксперимента выполнял когнитивное задание. После окончания процедуры «Проба с точкой» испытуемый заполнял опросник ЭмоС-18 для оценки эмоционального состояния во время индуцирования.

Результаты исследования и их обсуждение

При первичной обработке результатов для каждого испытуемого проверялась правильность ответов. Если испытуемый совершал ошибку (неверно определял, где находилась точка), то такие пробы удалялись из дальнейшего анализа. В результате подсчитывалось среднее значение времени реакции только для проб, которые считались верными. Затем подсчитывался показатель смещения внимания (bias score — BS).

В дальнейшем был проведен однофактор-ный дисперсионный анализ для фактора эмоционального состояния. Статически значимых различий для этого фактора не было получено. Также не было обнаружено статистически значимых различий между «радостными» и «грустными» пробами для обеих групп.

Одновременно был проведен корреляционный анализ для опросника ЭмоС-18 с целью описания эмоционального состояния испытуемых. Шкалы положительного и отрицательного аффекта между собой коррелируют, а вот напряжение связано со шкалой «отрицательный аффект». Также для оценки процедуры индуцирования сравнились значения, полученные по опроснику ЭмоС-18 для двух групп. В результате были получены статистические различия между группами. Группа, у которой индуцировалась «радость», оценивала свое эмоциональное состояние выше по шкале «положительный аффект» (r = 0,728 при p = 0,01), чем испытуемые, которые попали в группу, где индуцировалась «грусть» (r = 0,466 при p = 0,05 для шкалы «отрицательный аффект»).

Проведенный эксперимент не подтвердил ни одну из предложенных гипотез. Вместе с тем осмысление полученных результатов не дает оснований утверждать, что не существует эффекта влияния эмоционального состояния на такой тип переработки, поскольку в предыдущих исследованиях статистическая значимость эффекта обычно была мала, а статистическая мощность невысокой.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что процедуру индуцирования эмоционального состояния автобиографическим способом можно использовать в дальнейших исследованиях. Для получения эффекта необходимо большее количество участников эксперимента и сбалансированное распределение выборки по полу, возрасту.

Заключение

Оценивая результаты проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что автобиографический способ индуцирования необходимого эмоционального состояния является эффективным. Благодаря такой процедуре достигается радостное или грустное эмоциональное состояние испытуемого, которое является независимой переменной в таком типе исследований. Данный способ можно использовать в дальнейших исследованиях, так как процедура проведения достаточно проста и для испытуемого, и для экспериментатора.

Использование методики «Проба с точкой» позволило разработать компьютерную версию данной парадигмы для дальнейшего ее применения. Очевидно, что разработка таких экспериментальных методик необходима, поскольку позволяет изучить роль эмоций в познании.

Литература

1. Люсин Д. В. Влияние эмоций на внимание: анализ современных исследований // Когнитивная психология: феномены и проблемы / сост. В. Ф. Спиридонов. М.: Ленанд, 2013. С. 146-160.

2. Люсин Д. В., Сысоева Т. А. Эмоциональная окраска имен существительных: база данных ENRUN // Психологический журнал. 2017. T. 38. № 2. С. 122-131.

3. Пряхина Т. В. Использование парадигмы «Проба с точкой» в Изучении смещения внимания в сторону табуированных слов // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конференции (15 июня 2017 г.) / под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман: М.: Буки Веди, ИППиП, 2017. С. 295-299.

4. Пряхина Т. В. Особенности смещения внимания при восприятии табуированных слов // ШАГИ (Журнал Школы актуальных гуманитарных исследований). 2017. Т. 3. № 1. С. 81-86.

5. Arnell K. M., MacLean M. H. Individual difference in electrophysiological responses to performance feedback predict attentional blink magnitude // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 2013. Vol. 13. P. 270-283.

6. Bobak A. K., Langton S. R. H. Working memory load disrupts gaze-cued orienting of attention // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. August. P. 1-11.

7. Drace S. Evidence for the role of affect in mood congruent recall of autobiographic memories // Motivation and emotion. 2013. Vol. 37. № 3. P. 623-628.

8. Clark-Elford R. Effects of Oxytocin on attention to emotional faces in healthy volunteers and highly socially anxious males // International Journal of Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 18. № 2. P. 1-7.

9. Cromheeke S., Mueller S. C. The power of a smile: Stronger working memory effects for happy faces in adolescents compared to adults // Cognition and emotion. 2016. Vol. 30. № 2. P. 288-301.

10. Grafton B., MacLeod C. Engaging With the Wrong People: The Basis of Selective Attention to Negative Faces in Social Anxiety // Clinical Psychological Science. 2016. № 9. P. 783-804.

11. Krusemark E. A., Lee C., Newman J. P. NIH Public Access.2. Pelley M.E. Le, Vadillo M., Luque D. Learned predictiveness influences rapid attentional capture: evidence from the dot probe task // Journal of Experimental Psychology: Learning. Memory and Cognition. 2013. Vol. 39. № 6. P. 1888-900.

12. Pe M. L., Koval P., Kuppens P. Executive well-being: Updating of positive stimuli in working memory is associated with subjective well-being // Cognition. 2013. Vol. 126. № 2. P. 335-340.

13. Pe M. L., Raes F., Kuppens P. The Cognitive Building Blocks of Emotion Regulation: Ability to Update Working Memory Moderates the Efficacy of Rumination and Reappraisal on Emotion // PLoS One. 2013. Vol. 8. № 7. P. 1-12.

14. Pelley M. E. Le, Vadillo M., Luque D. Learned predictiveness influences rapid attentional capture: evidence from the dot probe task // Journal of Experimental Psychology: Learning. Memory and Cognition. 2013. Vol. 39. № 6. P. 1888-900.

15. Pool E., Brosch T., Delplanque S., Sander D. Attentional Bias for Positive Emotional Stimuli: A Meta-Analytic Investigation Attentional Bias for Positive Emotional Stimuli: A Meta-Analytic Investigation // Psychological Bulletin. 2015. Vol. 142. № 1. P. 79-106.

16. Vogt J., Koster E. H. W., De Houwer J. Safety First: Instrumentality for Reaching Safety Determines Attention Allocation Under Threat // Emotion. 2017. Vol. 17 (3). April. P. 528-537.

17. Werthmann J. Attention bias for food is independent of restraint in healthy weight individuals-An eye tracking study // Eating Behaviors. 2013. Vol. 14. № 3. P. 397-400.

18. Woody M. L., Owens M., Burkhouse K. L., Brandon E. G. Selective Attention Toward Angry Faces and Risk for Major Depressive Disorder in Women: Converging Evidence From Retrospective and Prospective Analyses // Clinical Psychological Science. 2016. Vol. 4 (2). P. 206-215.

19. Zvielli A., Bernstein A., Koster E. H. W. Temporal dynamics of attentional bias // Clinical Psychological Science. 2015. P. 772-788.

20. Zvielli A., Vrijsen J. N., Koster E. H. W. Attentional Bias Temporal Dynamics in Remitted Depression // Journal of Abnormal Psychology. 2016. Vol. 125. № 6. P. 768-776.

THE INFLUENCE OF THE EMOTIONAL STATE ON THE PROCESSING OF EMOTIONAL INFORMATION

T. V. Pryakhina, RANEPA, Moscow, G. A. Mishina, RSUH, Moscow,

Introduction. Since the middle of the last century, the issue of the influence of emotions on the work of cognitive processes studied in psychology. There are two types of studies: the processing of emotionally stimuli and other research is the influence of emotions on attention, categorization, or creative thinking. As a result, there is the idea that processes such as processing emotional information can be mediated by the current emotional state of a person. This hypothesis confirmed, for example, in people with depression there is a shift in attention toward anxious stimuli in comparison with healthy people. Psychologists use various methods to assess the processing of emotional information (the paradigm of «rapid visual sequential presentation», «dot-probe task», etc.).

Methodology. In our study, the hypothesis of the influence of the current emotional state (happy or sad) on the processing of emotional information (dot-probe task) is tested. During the experiment, the participants divided into two groups: each group was induced a certain emotional state with the help of an autobiographical method (people were asked to recall the «joyful» or «sad» event from his life), then it was suggested to pass the «sample with a dot» technique, emotional state was given a self-report.

Results. With the help of statistical analysis, the differences between groups were calculated; however, none of the hypotheses was confirmed. However, the results obtained may be because the significance of this effect is weak and static power is not high.

Conclusion. The autobiographical method of inducing the necessary emotional state is effective. This method may be used in further studies. It is worth noting that the procedure is simple for the experimenter. The use of dot probe procedure allowed us to develop a computer version of this paradigm, which makes it possible to further apply it. Obviously, the development of such experimental techniques is necessary because it allows us to study the role of emotions in cognition.

Keywords: emotions; emotional processing information; emotional attention; effect of congruency; task dot probe.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Pryakhina T. V., Mishina G. A. Tthe influence of the emotional state on the processing of emotional information // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 4 (28). P. 55-63.

References

1. Lyusin D. V. The influence of emotions on attention: analysis of modern research // Cognitive psychology: phenomena and problems / V. V. Spiridonov. M.: Lenand, 2013. P. 146-160.

2. Lyusin D. V., Sysoeva T. A. Emotional coloring of nouns: ENRUN database // Psychological journal. 2017. Vol. 38. № 2. P. 122-131.

3. Pryakhina T. V. The use of the paradigm «test with a point» in the Study of attention shift towards taboo words // The proceedings: cognitive science in Moscow: new research. 15 June 2017 / ed. by E. V. Pecin-kova, M. V. Falikman M.: Buki Vedi, Additions, 2017. P. 295-299.

4. Pryakhina T. V. Peculiarities of attention shift in the perception of taboo words / STEPS (Journal of the school of actual humanitarian studies). 2017. Vol. 3. № 1. P. 81-86.

5. Arnell K. M., MacLean M. H. Individual difference in electrophysiological responses to performance feedback predict attentional blink magnitude // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 2013. Vol. 13. P. 270-283.

6. Bobak A. K., Langton S. R. H. Working memory load disrupts gaze-cued orienting of attention // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. August. P. 1-11.

7. Drace S. Evidence for the role of affect in mood congruent recall of autobiographic memories // Motivation and emotion. 2013. Vol. 37. № 3. P. 623-628.

8. Clark-Elford R. Effects of Oxytocin on attention to emotional faces in healthy volunteers and highly socially anxious males // International Journal of Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 18. № 2. P. 1-7.

9. Cromheeke S., Mueller S. C. The power of a smile: Stronger working memory effects for happy faces in adolescents compared to adults // Cognition and emotion. 2016. Vol. 30. № 2. P. 288-301.

10. Grafton B., MacLeod C. Engaging With the Wrong People: The Basis of Selective Attention to Negative Faces in Social Anxiety // Clinical Psychological Science. 2016. № 9. P. 783-804.

11. Krusemark E. A., Lee C., Newman J. P. NIH Public Access.2. Pelley M.E. Le, Vadillo M., Luque D. Learned predictiveness influences rapid attentional capture: evidence from the dot probe task // Journal of Experimental Psychology: Learning. Memory and Cognition. 2013. Vol. 39. № 6. P. 1888-900.

12. Pe M. L., Koval P., Kuppens P. Executive well-being: Updating of positive stimuli in working memory is associated with subjective well-being // Cognition. 2013. Vol. 126. № 2. P. 335-340.

13. Pe M. L., Raes F., Kuppens P. The Cognitive Building Blocks of Emotion Regulation: Ability to Update Working Memory Moderates the Efficacy of Rumination and Reappraisal on Emotion // PLoS One. 2013. Vol. 8. № 7. P. 1-12.

14. Pelley M. E. Le, Vadillo M., Luque D. Learned predictiveness influences rapid attentional capture: evidence from the dot probe task // Journal of Experimental Psychology: Learning. Memory and Cognition. 2013. Vol. 39. № 6. P. 1888-900.

15. Pool E., Brosch T., Delplanque S., Sander D. Attentional Bias for Positive Emotional Stimuli: A Meta-Analytic Investigation Attentional Bias for Positive Emotional Stimuli: A Meta-Analytic Investigation // Psychological Bulletin. 2015. Vol. 142. № 1. P. 79-106.

16. Vogt J., Koster E. H. W., De Houwer J. Safety First: Instrumentality for Reaching Safety Determines Attention Allocation Under Threat // Emotion. 2017. Vol. 17 (3). April. P. 528-537.

17. Werthmann J. Attention bias for food is independent of restraint in healthy weight individuals-An eye tracking study // Eating Behaviors. 2013. Vol. 14. № 3. P. 397-400.

18. Woody M. L., Owens M., Burkhouse K. L., Brandon E. G. Selective Attention Toward Angry Faces and Risk for Major Depressive Disorder in Women: Converging Evidence From Retrospective and Prospective Analyses // Clinical Psychological Science. 2016. Vol. 4 (2). P. 206-215.

19. Zvielli A., Bernstein A., Koster E. H. W. Temporal dynamics of attentional bias // Clinical Psychological Science. 2015. P. 772-788.

20. Zvielli A., Vrijsen J. N., Koster E. H. W. Attentional Bias Temporal Dynamics in Remitted Depression // Journal of Abnormal Psychology. 2016. Vol. 125. № 6. P. 768-776.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.