ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
УДК 615.82 + 616.83-007-053.36 £ В. ТИХОНОВ
И. Н. КАЛИНИНА А. В ПОЛУСТРУЕВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г Омск
Центр восстановительной медицины и реабилитации, г Омск
МЕТОДИКА РУЧНОГО МАССАЖА РЕЛАКСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлена методика ручного массажа детей первого года жизни, оптимизирующая функциональное состояние нервной системы Методика построена на основании проведенных автором исследований отражающих особенности психомоторного развития и вегетативного обеспечения формирования основных движений у детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы.
Ключевые слова ранний возраст возрастная физиология физическая реабилитация, массаж
Введение. Физические факторы в лечении различных заболеваний, как возможный и важный резерв повышения эффективности терапевтического воздействия, давно привлекают внимание клиницистов различного профиля, включая педиатров и неонатологов [1, 2]. Это связано с тем, что борьба с гипоксически-ишемическими поражениями ЦНС, которые наблюдаются у 80 — 90 % новорожденных детей и могут приводить к стойким нарушениям в состоянии здоровья, является одной из главных проблем современного здравоохранения [3]. Эффективность массажа при перинатальном поражении ЦНС признается не всеми врачами, и его практическое применение остается до сих пор недостаточным. Причин такого положения в педиатрии несколько.
Во-первых, в современной медицине существует устойчивая тенденция противопоставления физических факторов фармакологическим, как более эффективным [4]. Вместе с тем следует отметить, что правильно выполненный массаж не дает побочных эффектов, не вызывает аллергических реакций и лекарственной болезни.
Во-вторых, исследования, посвященные изучению физиологических механизмов действия массажа, традиционно отстают от его практического применения, которое, несмотря на рост числа методических рекомендаций, в значительной мере остается эмпирическим. В имеющихся публикациях весьма скромно представлен анализ биофизических и физиологических закономерностей воздействия массажа на центральную нервную систему и организм в целом [5, 6, 7, 8].
Наконец, в-третьих, внедрение массажа в педиатрическую клинику затруднено вследствие плохой осведомленности врачей и специалистов по реабилитации об особенностях его действия, отсутствия стратегии и критериев грамотного подхода к лече-
нию. Следствием такого положения является шаблон и потеря индивидуальности назначений массажа, а в некоторых случаях выбирается случайная, необоснованная и влекущая за собой негативные последствия методика массажа.
В настоящее время доказано, что кислородная недостаточность приводит к метаболическим нарушениям и, как следствие, — к гибели нейронов. Г оловной мозг новорожденных принципиально отличается от мозга взрослых как по активности реакции на гипоксию, так и по потенциалу компенсаторных возможностей [9]. Это связано с незрелостью его структур. Согласно экспериментальным исследованиям, мозг новорожденных в ответ на повреждение способен образовывать новые нейроны и восстанавливать нервные связи. Поэтому чем раньше начато лечение, тем лучше восстанавливается нервная ткань. Исход заболевания зависит не только от локализации и тяжести патологического процесса, но и от индивидуальных особенностей ЦНС, а также от сроков начала реабилитационных мероприятий. Использование лечебных средств во время фазы обратимых нарушений позволяет сохранить возможно большее количество функционирующих нервных клеток. Поэтому с первых дней жизни терапия должна быть направлена на улучшение кровообращения головного и спинного мозга с целью коррекции метаболических процессов при гипоксически-ишемической энцефалопатии. В этом аспекте применение массажа, как эффективного корригирующего средства, а при грамотном использовании не имеющего побочных эффектов, представляется нам не только целесообразным, но и необходимым элементом в лечении и реабилитации детей с данной патологией.
Материалы и методы исследования. Нами предложена методика ручного массажа релаксирующей
Последовательность, направленность и основные приемы массажа
Порядок воздействия Направленность массажа Релаксирующая
Основные массажные приемы Разминание (преимущественно в области соединительнотканных структур) Поглаживание, выжимание, вибрация
Рабочие сегменты Время воздействия, мин
1 Шейный отдел позвоночника 4 1
2 Область головы 4 1
3 Со стороны груди 2 1
4 Грудной отдел позвоночника 3 1
5 Пояснично-крестцовый отдел позвоночника 3 1
Общее время массажа 21 мин
направленности. Этот выбор основан на том, что нашими исследованиями установлено нормализующее действие ручного массажа релаксирующей направленности проводимого в области соедини-тельно-тканных структур на проявления гипоксии головного мозга, функциональное состояние регуляторных систем в организме и на показатели комплексной оценки детей первого года жизни, предложенные Т. М. Журба и Е. М. Мастюковой [10]. Предлагаемую методику целесообразно использовать для коррекции последствий перинатального поражения центральной нервной системы у детей.
В течение пяти лет работы в БУЗОО «Центр восстановительной медицины и реабилитации» г. Омска мы применяли методику ручного массажа в реабилитации более чем 1000 детей первого года жизни, перенесших острую гипоксию. Массаж выполнялся начиная с 3 — 4 недели жизни ребенка. Курс состоял из 15 — 20 процедур по 20 — 25 минут каждая, пять раз в неделю. Все дети хорошо переносили массаж. Объективно у них появлялась адекватная реакция на окружающую среду, отмечалась положительная динамика в неврологической симптоматике, значительно снижались проявления гипоксии головного мозга, снижался индекс напряжения систем адаптации, нормализовалось взаимоотношение сон — бодрствование, отмечалась прибавка в весе. Эти результаты позволили нам разработать методику ручного массажа релаксирующей направленности, проводимого в области соединительно-тканных структур для детей первого года жизни в условиях восстановительного центра.
Методика ручного массажа релаксирующей направленности, проводимого в области соединительнотканных структур отличается тем, что основное внимание уделяется разминанию соединительнотканных структур верхнего плечевого пояса, шеи, головы. Особое внимание уделяется местам крепления мышц шеи к подзатылочной области. Используются основные приемы массажа (поглаживание, выжимание, вибрация) 1,5 — 2 минуты и разминание 3 — 4 минуты на один рабочий сегмент. Прием разминание проводится финским стилем (массируемая ткань «придавливается» к костному ложу). При массаже головы особое внимание уделяется массажу затылочной области.
Результаты исследования. Выбор рабочих сегментов при проведении массажа в первую очередь обусловлен локализацией патологии и концентрацией
рефлекторных изменений со стороны поверхностных тканей. Характеристика мест обработки в целом не отличается от общепринятых методик. Но при посегментном дифференцировании приложения массажа учитывались разработки А. В. Полуструева, С. Н. Якименко, Е. П. Артеменко [11, 12], которые полагают, что массажные рабочие сегменты должны иметь четкие анатомические ориентиры. При выполнении сеанса массажа у пациентов с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы необходимо придерживаться определенной последовательности работы на сегментах (табл. 1).
Технология массажа
Прием разминание в области соединительно-ткан-ных структур проводился финским стилем, максимальное давление, при спиралевидном характере движения, осуществлялось на костное образование. Общее время массажа — от 11 до 21 минуты. Первые несколько процедур проводятся по минимальному времени, затем время воздействия постепенно доводится до максимального, последние процедуры проводятся по средней продолжительности. Данная схема проведения курса рекомендуется для мягкой адаптации к мощному влиянию массажа, достижению максимального эффекта и плавного выхода из курса лечения с прочным закреплением достигнутого эффекта.
Особенности техники проведения процедуры массажа
Массаж начинают с поглаживания, выжимания и вибрации (общий пасс) по оттоку венозной крови и лимфы (к ближайшим крупным лимфоузлам), захватывая мышечные группы и область соедини-тельно-тканных структур. После общего пасса проводится разминание подушечками пальцев преимущественно в зоне соединительно-тканных структур (места крепления мышц, места перехода мышц в сухожилия).
Разминание проводится финским стилем, придав-ливание подлежащих тканей к костным образованиям. Последовательно обрабатываются шейный, грудной отделы позвоночника, область головы, со стороны груди (над и подключичные области, места крепления ребер к грудине), пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Прием разминание проводится
*
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
спиралевидным характером движения, на уровне порога болевой чувствительности (с такой силой, чтобы ребёнок не напрягался). Длительность процедуры от 10 минут (первые 2 — 3 сеанса) до 20 минут ежедневно. Курс 15 — 20 процедур.
Восстановительное лечение ручным массажем в релаксирующей направленности (с акцентом на соединительно-тканные структуры) проводится под контролем методов функциональной диагностики (компьютерная термография, оценка вариабельности ритма сердца). Рекомендуется повторение курса лечения через 2 месяца.
Методические указания
Наиболее удобное исходное положение ребенка, при обработке шейного отдела позвоночника, области головы и со стороны груди (над- и подключичные области, места крепления ребер к грудине) лежа на спине. Время проведения приема разминание на одном рабочем сегменте от 2 до 4 минут.
При массаже грудного и пояснично-крестцового отдела позвоночника ребенка укладываем на живот либо на бок.
Особенностью проведения приема разминание в зоне соединительно-тканных образований является спиралевидный характер движения, с максимальным давлением на костное образование, при этом происходит акцентированное воздействие на область со-единительно-тканных структур.
При массаже шейного отдела позвоночника делают акцент на места прикрепления мышц шеи к затылочной кости. При массаже области головы делается акцент на затылочную область, лоб, надбровные дуги, носогубный треугольник.
Заключение. Разработанная методика ручного массажа релаксирующей направленности с акцентом на соединительно-тканные структуры показала высокую эффективность при отсутствии побочных эффектов (ухудшение кровоснабжения головного мозга) и может быть воспроизведена в условиях восстановительного центра, кабинета здорового ребенка, отделения восстановительного лечения. Учитывая особую значимость раннего начала реабилитационных мероприятий у детей первого года жизни преимущественно немедикаментозными средствами, данная технология массажа внедрена приказом МЗОО №15 от 16.04.2007 г. на территории Омской области.
Библиографический список
1. Барашнев, Ю. Ш. Компенсация нарушенных функций ЦНС и значение стимулирующей терапии при перинатальных
Книжная полка
поражениях головного мозга / Ю. Ш. Барашнев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — М. : Перинатология, 1997. - С. 32-35
2. Пальчик, А. Б. Современные представления о ППЦНС / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов, А. П. Шумилина // Санкт-Питер. росс. педиатр. журнал. — 2001. — № 2. — С. 25-27
3. Ратнер, А. Ю. Неврология новорожденных / А. Ю. Рат-нер. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 368 с.
4. Ефимова, А. А. К вопросу о диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы и связанных с ними лекарственных нагрузках / А. А. Ефимова, В. М. Студеникин, М. Д. Бакрадзе // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — № 1. — С. 9—12.
5. Вербов, А. Ф. Лечебный массаж / А. Ф. Вербов. — М. : Селена, Яуза, 1993. — 288 с.
6. Белая, Н. А. Руководство по лечебному массажу / Н. А. Бе-
лая. — М. : Медицина, 1983. — 288 с.
7. Бирюков, А. А. Массаж / А. А. Бирюков. — М. : Физиче-
ская культура и спорт, 1988. — 252 с.
8. Дубровский, В. И. Все виды массажа / В. И. Дубровский. — М. : Молодая гвардия, 1992. — 428 с.
9. Скворцов, И. А. Неврология развития / И. А. Скворцов. — М. : Литтерра, 2008. — 544 с.
10. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. — М. : Медицина, 1981. — 268 с.
11. Полуструев, А. В. Теоретико-методические основы восстановления физической работоспособности в посттравма-тическом и постоперационном периодах реабилитации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Полуструев. — Омск, 2001. — 51 с.
12. Полуструев, А. В. Теоретические и методические основы восстановления физической работоспособности травматологических больных с переломами длинных и трубчатых костей верхних и нижних конечностей / А. В. Полуструев, Е. П. Ар-теменко, С. Н. Якименко. — Омск : СибГАФК, 1999. — 152 с.
ТИХОНОВ Сергей Владимирович, аспирант кафедры медико-биологических основ ФКиС Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК).
КАЛИНИНА Ирина Николаевна, доктор биологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ ФКиС СибГУФК. ПОЛУСТРУЕВ Алексей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заслуженный работник здравоохранения РФ, директор Центра восстановительной медицины и реабилитации. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2011 г.
© С. В. Тихонов, И. Н. Калинина, А. В. Полуструев
Гогунов, Е. Н. Психология физической культуры и спорта : учебник для студентов вузов / Е. Н. Гогунов, Г. Д. Горбунов. - М. : Academia, 2009. - 256 с. - Гриф УМО вузов России. - ISBN 9785-7695-5736-1.
В учебнике представлены данные о влиянии физических нагрузок на психическую сферу человека. Рассмотрены общие вопросы психологии физической культуры в школе и массового спорта. Особое внимание уделено психологии спорта высших достижений. Приведены многочисленные рекомендации к учебному процессу, тренировкам и соревнованиям. Описаны способы саморегуляции психических состояний в спорте и пути воспитания спортивного характера. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен преподавателям высших и средних учебных заведений, учителям физической культуры, тренерам.