Научная статья на тему 'Методика реализации межпредметных связей при изучении дисциплины «Информационные технологии» с применением метода проектов'

Методика реализации межпредметных связей при изучении дисциплины «Информационные технологии» с применением метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / межпредметные связи / метод проектов / обучение в сотрудничестве / информационные технологии / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / technique / intersubject communications / method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information method of projects / cooperative learning / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкова Наталья Сергеевна

Педагоги обращаются к методу проектов в целях решения различных дидактических задач. В основу метода проектов положено понятие «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. Результат проектной деятельности должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, применить на практике. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников или студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели межпредметные знания, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ‒ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF REALISATION OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT STUDYING OF DISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGIES» USING THE METHOD OF PROJECTS

Teachers turn to design the method to solve different didactic problems. The method projects the expected notion of "project", its focus on results, which can be obtained by the solution of this or that practically or theoretically significant problem. The result of the project activity should be such that it could be seen, comprehended, applied in practice. To achieve this result, it is necessary to teach pupils or students to think independently, to find and solve problems, involving for this purpose of interdisciplinary knowledge, ability to predict results and possible consequences of different solutions, the ability to establish a causal link. Method of projects is always fo-cused on independent activity of students individual, pair, group, which students will complete within a certain period of time. This method is organically com-bined with group (collaborative or cooperative learning) methods. The teacher can suggest sources of information, and can simply send a thought of the disciples in the right direction for independent research. But students must independently and in a collaborative effort to solve the problem by applying the necessary knowledge, sometimes from different areas, get real and tangible results. All work on the problem, thus, becomes the footprints of project activities.

Текст научной работы на тему «Методика реализации межпредметных связей при изучении дисциплины «Информационные технологии» с применением метода проектов»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

УДК 004.4.04

МАЙКОВА Наталья Сергеевна,

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Санкт-Петербург, Россия n.s.mavkova@vandex.ru

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Педагоги обращаются к методу проектов в целях решения различных дидактических задач. В основу метода проектов положено понятие «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. Результат проектной деятельности должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, применить на практике. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников или студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели межпредметные знания, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Ключевые слова: методика, межпредметные связи, метод проектов, обучение в сотрудничестве, информационные технологии.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-283-285

MAYKOVA Natalia S.,

Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg,

Russia

nsmaykova@yandex.ru

THE TECHNIQUE OF REALISATION OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT STUDYING OF DISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGIES» USING THE METHOD OF

PROJECTS

Teachers turn to design the method to solve different didactic problems. The method projects the expected notion of "project", its focus on results, which can be obtained by the solution of this or that practically or theoretically significant problem. The result of the project activity should be such that it could be seen, comprehended, applied in practice. To achieve this result, it is necessary to teach pupils or students to think independently, to find and solve problems, involving for this purpose of interdisciplinary knowledge, ability to predict results and possible consequences of different solutions, the ability to establish a causal link. Method of projects is always focused on independent activity of students - individual, pair, group, which students will complete within a certain period of time. This method is organically combined with group (collaborative or cooperative learning) methods. The teacher can suggest sources of information, and can simply send a thought of the disciples in the right direction for independent research. But students must independently and in a collaborative effort to solve the problem by applying the necessary knowledge, sometimes from different areas, get real and tangible results. All work on the problem, thus, becomes the footprints of project activities.

Keywords: technique, intersubject communications, method of projects, cooperative learning, information technology.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в статье «Метод проектов» [1].

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Рассмотрим методику реализации межпредметных связей при изучении дисциплины «Информационные технологии» с применением метода проектов. Выбор тем проектов, как правило, предоставляется учащимся. Но при выборе темы возможна реализация межпредметных связей. Например, список тем для рефератов составляет учитель русского языка и литературы. В начале четверти, когда учащиеся начинают изучать текстовый процессор, они также выбирают тему. В конце четверти реферат должен быть уже оформлен в текстовом процессоре.

Таким образом, на уроке по предмету «Информационные технологии» проходит защита по оформлению реферата в текстовом процессоре. На уроке по предмету «Литература» проходит защита реферата, на которой особое внимание уделяется его содержанию.

Аналогично может быть реализовано изучение темы, связанной с созданием презентаций и с изучением темы, например, по предмету «История». В начале четверти, когда учащиеся

- 283 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

начинают осваивать создание презентаций, они также выбирают тему по предмету «История». В конце четверти презентация должна быть уже создана.

Таким образом, на уроке по предмету «Информационные технологии» проходит защита презентации в соответствии с требованиями по оформлению. На уроке по предмету «История» проходит защита презентации, на которой особое внимание уделяется ее содержанию. Совместная работа учащихся контролируется преподавателями: с одной стороны - по предмету «Информационные технологии», а с другой стороны - по тому предмету, с которым осуществляется межпредметная связь.

Работа может проводиться в малых группах, не более трех человек. Такой вид деятельности является целесообразным для учащихся старших классов при работе над созданием проектов по темам: «Компьютерная графика и верстка», «Базы данных», «Создание сайтов». В старших классах учащиеся, как правило, в состоянии распределить свои обязанности при работе над проектом и работа в группе для них может стать стимулом для проявления творческих способностей. Кроме того, к моменту изучения тем в старших классах учащиеся уже достаточно хорошо осваивают и оформление отчетов в текстовом редакторе, и создание презентации для выступления.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии -создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения.

Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по три-четыре человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Это общая идея обучения в сотрудничестве [2].

Работа может проводиться индивидуально. Такая деятельность целесообразна для учащихся младших классов при работе над созданием проектов по темам: «Оформление реферата», «Создание презентации». Так как эти две темы постоянно фигурируют во всех последующих отчетах, то их изучение целесообразно проконтролировать у каждого отдельно.

Во время защиты проектов все учащиеся работают в группе. На защите проектов формируются умения: слушать доклад в течение пяти-семи минут, задавать вопросы, выслушивать ответы. У учащихся появляется возможность самостоятельно установить очередность выступлений и задаваемых вопросов. Как правило, с такой задачей самостоятельно справляются старшеклассники. Для младших классов очередность может задавать учитель.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] Available at: Ьйр:/Л^1а^еасЬ.ги^таде8/4/4е/Полат_Е.С._-_Метод_проектов.р<^ (дата обращения: 10.11.15).

2. Полат Е.С. О технологии обучения в сотрудничестве [Электронный ресурс] Available at: http://fralla.nethouse.ru/articles/20150 (дата обращения: 10.11.15).

REFERENCES

1. Polat E.S. Project Method [Metod proektov] Available at: http://wiki.iteach.EN/images/4/4e/Palate.With._-Metaco.pdf (date accessed: 10.11.15).

2. Polat E.S. About the methodology of collaborative learning [O tekhnologii obucheniya v sotrudnichestve]. Available at: http://fralla.nethouse.ru/articles/20150 (accessed: 10.11.15).

Информация об авторе

Майкова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»,

Санкт-Петербург, Россия n.s.mavkova@vandex.ru

Information about the author

Maykova Natalia S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Computer Science and Computational Mathematics Department, Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russia nsmavkova@.vandex.ru

Received: 16.11.2015

284 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

Получена: 16.11.2015

Для цитирования статьи:Майкова Н. С., Методика реализации межпредметных связей при изучении дисциплины «информационные технологии» с применением метода проектов. Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

For article citation:Maykova N. S., The technique of realisation of intersubject communications at studying of discipline «information technologies» using the method of projects. [Metodika reali-zatsii mezhpredmetnykh svyazey pri izuchenii distsipliny «informatsionnyye tekhnologii» s primeneniyem metoda proyektov]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

- 285 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.