Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-16 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-16 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / БЕГ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ / СТАЙЕРСКИЙ БЕГ / АЭРОБНЫЙ РЕЖИМ / АНАЭРОБНЫЙ РЕЖИМ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ 14-16 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долженко А.В., Бычков В.А., Бычкова О.И., Воронков А.В., Варламов Д.Г.

В статье дается обоснование методики развития выносливости легкоатлетов специализирующихся в беге на длинные дистанции. В основе методики лежит перераспределение нагрузок в зоне аэробного, смешанного и анаэробного режимов при увеличении объемов тренировочной работы. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики для повышения выносливости легкоатлетов-стайеров 14-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долженко А.В., Бычков В.А., Бычкова О.И., Воронков А.В., Варламов Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ENDURANCE DEVELOPMENT FOR TRACK AND FIELD ATHLETES AGED 14-16 YEARS SPECIALIZING IN LONG DISTANCE RUNNING

The article substantiates the methodology for developing the endurance of track and field athletes specializing in long-distance running. The method is based on the redistribution of loads in the zone of aerobic, mixed and anaerobic modes with an increase in the volume of training work. The conducted pedagogical experiment showed the effectiveness of the developed method for increasing the endurance of track and field stayers aged 14-15 years.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-16 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ»

УДК 796

Долженко А.В. студент

факультет физической культуры ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» Россия, г. Белгород Бычков В.А. тренер-преподаватель Бычкова О.И. студент

факультет физической культуры ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» Россия, г. Белгород Воронков А.В., кандидат педагогических наук

доцент

заведующий кафедры спортивных дисциплин

Варламов Д.Г. соавтор

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 14-16 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ

ДИСТАНЦИИ

Аннотация: В статье дается обоснование методики развития выносливости легкоатлетов специализирующихся в беге на длинные дистанции. В основе методики лежит перераспределение нагрузок в зоне аэробного, смешанного и анаэробного режимов при увеличении объемов тренировочной работы. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики для повышения выносливости легкоатлетов-стайеров 14-15 лет.

Ключевые слова: выносливость, бег на длинные дистанции, стайерский бег, аэробный режим, анаэробный режим, легкоатлеты 14-16 лет

Dolzhenko A. V. student

faculty of physical culture Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Bychkov V.A. trainer-teacher Bychkova O.I. student

faculty of physical culture Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod Voronkov A.V., Candidate of Pedagogical Sciences

associate professor head of the department of sports disciplines

Varlamov D. G. co-author

METHODS OF ENDURANCE DEVELOPMENT FOR TRACK AND FIELD ATHLETES AGED 14-16 YEARS SPECIALIZING IN LONG

DISTANCE RUNNING

Summary: The article substantiates the methodology for developing the endurance of track and field athletes specializing in long-distance running. The method is based on the redistribution of loads in the zone of aerobic, mixed and anaerobic modes with an increase in the volume of training work. The conducted pedagogical experiment showed the effectiveness of the developed method for increasing the endurance of track andfield stayers aged 14-15 years.

Keywords: endurance, long-distance running, stayer running, aerobic mode, anaerobic mode, track and field athletes 14-16 years old.

Введение. В настоящее время уровень конкуренции на соревнованиях различного уровня (региональные, всероссийские, международные) в беге на длинные дистанции постоянно возрастает. Зарубежные и русские исследователи и практики озабочены вопросом поиска новых эффективных способов достижения высоких результатов на соревнованиях и олимпиадах.

Поиск путей повышения эффективности тренировки на выносливость может способствовать достижению высоких спортивных результатов в стайерском беге (беге на дистанции свыше 3 км) [1].

Для развития специальной выносливости применяют: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой методы [2].

Для развития выносливости подбирают особые средства (упражнения). Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по формам [3].

Организация исследования. В основу нашего исследования легло предположение о том, что эффективность методики развития специальной выносливости у бегунов на длинные дистанции может быть существенно повышена за счет перераспределения нагрузок в зоне аэробного, смешанного и анаэробного режимов при увеличении объемов тренировочной работы.

В исследовании участвовали 24 спортсмена второго и третьего спортивного разряда. 12 человек составили экспериментальную группу, 12 -контрольную группу. Исследование проводилось на протяжении 52 недель и длилось с октября 2019 г. по сентябрь 2020 г.

Участники обеих групп являлись воспитанниками детско-юношеского клуба любителей бега «Стайер» и тренировались под руководством заслуженного мастера спорта России Бычкова Владимира Алексеевича.

В рамках эксперимента применялось различное соотношение нагрузок в экспериментальной и контрольной группах.

В экспериментальной группе параметры нагрузки в течение года были следующими:

- общий объём нагрузки - 2877 км;

- работа в аэробном режиме - 2550 км;

- работа в смешанном режиме - 212 км;

- работа в анаэробном режиме - 115 км;

- общая физическая подготовка - 130 ч;

- специальные беговые упражнения - 50 км;

- игры - 48,5 ч. (Рис. 1.)

ч

■ Работа в анаэробном

режиме 115км; 2% ■ Общая физическая подготовка 130ч; 2%

■ Специальные беговые

упражнения

■ №5ЙКМ81% 1%

Рис. 1. Диаграмма годовых объемов нагрузок экспериментальной группы

В контрольной группе параметры нагрузки в течение года были следующими:

Экспериментальная группа

Общий объем

нагрузки 2877км; 48% Работа в аэробном режиме 2550км; 43%

Работа в смешанном режиме 212км;

3%

- общий объём нагрузки - 2008 км;

- работа в аэробном режиме - 1761 км

- работа в смешанном режиме - 168 км;

- работа в анаэробном режиме - 79 км;

- общая физическая подготовка - 108 ч;

- специальные беговые упражнения - 40 км;

- игры - 42 ч. (Рис. 2.)

Контрольная группа

Общий объем

нагрузки 2008км; 48%

■ Работа в аэробном

режиме 1761км; 42%

■ Работа в смешанном

режиме 168км 4%

■ Работа в анаэробном режиме 79км;

2%

■ Общая физическая подготовка 108ч; 2%

1 Специальные беговые упражнения 40км; 1%

Игры 42ч; 1%

Рис. 1.2. Диаграмма годовых объемов нагрузок контрольной группы

Результаты исследования. По окончании годичного цикла тренировок испытуемые выполняли контрольный тест.

Результаты испытаний мальчиков контрольной и экспериментальной групп представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Контрольные показатели степени тренированности _(контрольная группа) мальчики_

№ 60 м 300 м 600 м 1000 м 3000 м 5000 м

1 7,7сек 39,2сек 1 мин 31 сек 2мин 49сек 9мин 52сек 17мин 15сек

2 7,8сек 39,7сек 1 мин 3 0сек 2мин 52сек 9мин 58сек 17мин 02сек

3 7,6сек 39,0сек 1мин 32сек 2мин 48сек 10мин 00сек 17мин 29сек

4 7,7сек 40,1сек 1 мин 31 сек 2мин 51сек 9мин 46сек 17мин 16сек

5 7,8сек 39,4сек 1мин 33сек 2мин 53сек 9мин 49сек 17мин 30сек

6 7,6сек 39,6сек 1мин 35сек 2мин 50сек 9мин 54сек 17мин 21сек

среднее 7,7сек 39,5сек 1мин 32сек 2мин 51сек 9мин 59сек 17мин 19сек

Таблица 2.

Контрольные показатели степени тренированности

№ 60 м 300 м 600 м 1000 м 3000 м 5000 м

1 7,6сек 38,5сек 1мин 28сек 2мин 45сек 9мин 32сек 16мин 36сек

2 7,5сек 38,5сек 1мин 29сек 2мин 44сек 9мин 36сек 16мин 48сек

3 7,6сек 38,0сек 1мин 30сек 2мин 46сек 9мин 39сек 16мин 52сек

4 7,7сек 39,0сек 1мин 29сек 2мин 46сек 9мин 40сек 16мин 41сек

5 7,6сек 38,7сек 1 мин 3 0сек 2мин 47сек 9мин 36сек 16мин 32сек

6 7,5сек 38,2сек 1мин 29сек 2мин 45сек 9мин 34сек 16мин 38сек

средне е 7,58се к 38,48сек 1мин 29сек 2мин 46сек 9мин 36сек 16мин 41сек

Результаты испытаний девочек контрольной и экспериментальной групп представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Контрольные показатели степени тренированности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 60 м 300 м 600 м 1000 м 3000 м

1 8,1сек 45,2сек 1мин 43сек 3мин 12сек 11мин 24сек

2 8,2сек 45,3сек 1мин 44сек 3мин 14сек 11мин 22сек

3 8,2сек 45,6сек 1мин 45сек 3мин 11сек 11мин 18сек

4 8,3сек 45,7сек 1мин 46сек 3мин 15сек 11мин 33сек

5 8,2сек 45,4сек 1мин 45сек 3мин 12сек 11мин 38сек

6 8,1сек 44,9сек 1 мин 41 сек 3мин 08сек 11мин 18сек

среднее 8,2сек 45,3сек 1мин 44сек 3мин 12сек 11мин 25сек

Таблица 4.

Контрольные показатели степени тренированности

(экспериментальная группа) девочки _

№ 60 м 300 м 600 м 1000 м 3000 м

1 8,0сек 44,2сек 1мин 42сек 3мин 04сек 10мин 45сек

10мин 58

2 8,1сек 45,0сек 1мин 42сек 3мин 07сек сек

11мин 02

3 8,1сек 44,0сек 1мин 43сек 3мин 06сек сек

11мин 06

4 8,2сек 44,8сек 1мин 44сек 3мин 08сек сек

10мин 52

5 8,1сек 45,2сек 1мин 40сек 3мин 03сек сек

11мин 02

6 8,2сек 44,9сек 1 мин 41 сек 3мин 04сек сек

10мин 59

среднее 8,1сек 44,6сек 1мин 42сек 3мин 05сек сек

Наибольшие отличия между группами в наблюдаемых нами показателях у мальчиков мы наблюдаем в беге на 3км и 5км, а у девочек в беге на 1км и 3км. Все отличия в пользу экспериментальной группы.

Наименьшие отличия отмечены в беге на 60 и 300 метров как у юношей, так и у девушек.

Выводы. Собранная в процессе изучения научно -методической литературы информация, а также полученные в ходе эксперимента результаты доказывают эффективность разработанной методики. Следовательно можно рекомендовать легкоатлетам-стайерам, выступающим на уровне второго и третьего спортивного разряда, повышать общий объем беговой нагрузки, сохраняя при этом соотношение нагрузок в зоне аэробного, смешанного и анаэробного режимов. Положительные результаты являются основанием для использования данной методики в образовательном процессе и для тренировки юных бегунов на длинные дистанции, а также развития специальной выносливости спортсменов из других видов спорта.

Использованные источники:

1. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряжённой мышечной деятельности // Н.И. Волков. - М., 1999. -С. 265.

2. Захарченко С.А. Воспитание силовой выносливости бегунов на длинные дистанции в годичном цикле тренировок // Физкультура и спорт. - 1995. - С. 290.

3. Климова, С.В. Развитие выносливости в беге на длинные дистанции // С.В. Климова. - СПб.: Питер, 2004. - С. 265.

4. Макаров А.Н. Бег на средние и длинные дистанции: Техника. Тактика. Тренировка // Физкультура и спорт. - 1954. - С. 156.

5. Смирнов Я.Н. Фактор оценки выносливости у бегунов на длинные дистанции // Физкультура и спорт. - 2002. - С. 178.

6. Соколов А.И. Формирование выносливости в беге на средние и длинные дистанции // Физкультура и спорт. - 2001. - С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.