Научная статья на тему 'Методика развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани'

Методика развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТИК / РОСПИСЬ ПО ТКАНИ / МНОГОЦВЕТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильюшина Ильяна Александровна

В статье представлены результаты изучения развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани. Доказано, что применение художественной росписи ткани способствует формированию творчества обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНИ Ильюшина И.А.

Ильюшина Ильяна Александровна - бакалавр, преподаватель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тазовская детская школа искусств, Ямало-Ненецкий автономный округ п. Тазовский

Аннотация: в статье представлены результаты изучения развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной росписи ткани. Доказано, что применение художественной росписи ткани способствует формированию творчества обучающихся.

Ключевые слова: батик, роспись по ткани, многоцветная художественная роспись, творчество.

На протяжении развития человечества актуальным являлось создание эстетически ценных предметов, в которых отражаются материальные и духовные потребности. Так, произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, формируют предметно -пространственную среду, эстетически ее обогащая. Находясь с человеком ежедневно, декоративные произведения несут в себе глубокое содержание и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, эмоций.

Освоение художественной росписи ткани проходит в рамках изучения предмета «Декоративная композиция» в детской художественной школе. Занятия художественной росписи ткани помогают сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности, пополнить представления о декоративно -прикладном искусстве, его видах, задачах, знакомит с закономерностями построения композиции и колорита, приемами стилизации, закономерностями создания декоративной композиции [1].

Цель статьи - изучить холодный батик как средство развития творчества обучающихся.

Декоративные произведения на сегодняшний день не перестают быть актуальными и востребованными. Декоративно-прикладное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе эстетические, технологические качества. Кроме того, использование педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов обучающихся, способствующих их разностороннему развитию.

Понимание особенностей декоративно-прикладного искусства, специфики его видов обеспечивает успешное постижение содержания и пластически-выразительных особенностей декоративных произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладение практическими методами творческой работы.

Одним из древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись по ткани. Роспись ткани (батик) - это вид декоративно-прикладной деятельности, которая обладает специфичным художественным языком, уникальность которого состоит в многообразии содержания декоративного образа. Согласно Р. А. Гильман, она соединяет особенности и

художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража, мозаики, позволяя создавать эксклюзивные изделия [4].

Батик как вид прикладного искусства имеет очень глубокие корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи по ткани.

Роспись ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, открывает широкое поле для реализации идей по дизайну. Современные материалы (ткани, краски, резервы и пр.) позволяют использовать данный вид декоративно-прикладного искусства. Дети, как настоящие художники, пишут свои картины на ткани, предварительно выполнив эскизы. Рисование по сырому, смешение красок и создание нового оттенка привлекают ребенка своей таинственностью и новизной. Рисуя, ребенок становится не только творцом, но и исследователем [3].

Основанная и созданная на многовековом опыте техника батика дает широкие возможности для развития творческого потенциала. Техника холодного батика посредством приобщения обучающихся к созидательной деятельности вырабатывает и развивает творческие способности обучающихся. В процессе изучения техники батика, смыслового значения декоративных произведений происходит формирование духовно-нравственных качеств личности. В процессе овладения техникой батика происходит формирование мировоззрения, а также творческих навыков и умений.

Холодный, горячий батик, свободная роспись, узелковая техника, все они взаимосвязаны между собой. Например, выполняя салфетку или платье в холодной технике росписи и невзначай испортив работу, нужно не расстраиваться, а исправить ее при помощи горячего батика, в частности техники «кракле».

Для воспитания чувства прекрасного у обучающихся, педагогу необходимо знать методику обучения декоративно -прикладному искусству, в частности, художественной росписи по ткани. Данная техника на каждом этапе обучения формирует качества творческой личности, такие как: расширение кругозора, желание экспериментировать, развивать чувство композиции, воспитывать чувство ритма и колорита. При работе с техникой «батик», учащийся испытывает эстетическое наслаждение, волевое желание достичь желаемых результатов и потребность воплотить свои чувства в художественном материале.

Также роспись по ткани при правильной ее подаче учащимся, воспитывает усидчивость, аккуратность, аккуратность, терпение, любознательность и умение сосредоточить внимание на логике построения творческого действия.

В процессе обучения технике батика воспитываются такие важные черты личности, как трудолюбие, усидчивость, инициатива, организованность, способность доводить начатое до конца. Приобщение к декоративно -прикладному искусству активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся, делает ее эмоционально окрашенной. Все это способствует выработке творческой активности, желания применить свои знания и умения и навыки на практике.

Так как создание художественного произведения не отдельный акт, а поэтапный процесс, часто длительный, включающий целый ряд специфических творческих действий, эстетическое воспитание средствами искусства осуществляется и реализовывается различными стезями и путями, надлежащими природе, особенностям каждого из этих искусств, можно так же выделить общие, совместные, основные методы художественного воспитания.

Обучающиеся должны и обязаны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, знать историю и теорию техники росписи по ткани. Обучающиеся должны уметь анализировать и давать оценку

20

художественному произведению. Художественный вкус не сдвигается к способности находить удовольствие от произведений искусства хорошего качества, необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты и изящества, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.

При обучении технике батика обучающиеся должны с уверенностью применять свои творческие умения на деле производства или же в обучении других. Закон жизни коллектива, это работа в дружном коллективе, все работают вместе, все учатся друг у друга, необходима общая взаимопомощь. Каждый обучающийся понимает материал по разному, кто-то быстро схватывает на лету, кому-то же необходимо материал повторить много раз. В обучении технике холодного батика больше нужно наглядности материала для зрительной памяти обучающихся [4].

Высокий профессионализм и личностный потенциал педагога, успешно мотивирует обучающихся на творческую работу. В программе работы педагог должен понимать об основных педагогических принципах, применять единые с учреждением методы и приемы обработки изделий, соблюдать инструктаж и технику безопасности, использовать учебно -методический материал и необходимые технологии для проведения учебной работы с обучающимися.

Обучение носит практический характер, теоретический сведения так же потребны, поскольку без теории невозможны изучение основного технологического моделирования самостоятельной творческой работы обучающихся при создании изделий, а так же знания истории происхождения какого-либо прикладного искусства.

Техника батика активно воздействует на формирование ценностных установок личности и развитие творческих способностей. Для того чтобы техника батика могла способствовать развитию творческих способностей, необход има подготовка, которая дает возможность полноценно постигать, воспринимать и в последующем самостоятельно создавать художественный образ.

По мнению Н.Н. Ростовцева, практические занятия декоративным искусством служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности обучающихся, развития художественного вкуса, эстетических чувств, привлечения их к общественно полезной работе. Автор подчеркивает о необходимости учета в процессе обучения декоративному искусству взаимосвязи с другими видами художественной деятельности, а также возрастных особенностей обучающихся [5].

Художественная роспись по ткани является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательный подбор форм и содержания орнаментальной композиции заставляет нас постоянно искать и находить в декоративном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности обучающихся.

Обобщая вышеизложенное, следует заметить, что изучение искусства батика, различных технологических приемов росписи по ткани способствует расширению кругозора. Разнообразные приемы и способы росписи по ткани могут служить импульсом для создания творческих композиций.

Список литературы

1. Антипова Ю.А. Развитие художественно-практических умений детей на занятиях дополнительного образования при выполнении изделий в технике «батик». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://educontest.net/STORAGE_1/FILES/article/17490/konkurs%20-%2089.doc. Загл. с экрана/ (дата обращения: 05.06.2018).

2. Баева Л.В. Мастер-класс «Роспись по ткани (холодный батик)» // Технолого-экономическое образование. 2016. № 6. С. 62-68.

3. Велтистов М.Е. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2007. 20 с.

4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.: ВЛАДОС, 2008. 159 с.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.