МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ЮНОШЕЙ В ТХЭКВОНДО
А.С. Мавлеткулова
Башкирский институт физической культуры (филиал ФГОУ ВПО), г. Уфа
Показана актуальность развития специальных физических качеств тхэквондистов. Даны критериальные обоснования к разработке методики развития специальных физических качеств, представлены ее характеристика и экспериментальное обоснование ее реализации.
Тхэквондо - один из самых молодых и перспективных видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр. Необходимость разработок средств и методов спортивной тренировки тхэквондистов основана на противоречии между возрастающей конкуренцией в данном виде спорта и недостаточной разработанностью организации, средств и методов всех разделов подготовки в тхэквондо. Среди всех видов подготовки спортсмена необходимо выделить физическую, которая является основополагающей в построении тренировочного процесса, так как от уровня физической подготовленности во многом зависит успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний [2, 3, 6, 7]. При этом остро встает вопрос о специальной физической подготовке и развитии таких специальных физических качеств тхэквондистов, проявление которых, дало бы наибольший результат в соревновательных поединках и, в конечном счете, определяло успех соревновательной деятельности в целом. Теоретические изыскания, а также практика тхэквондо свидетельствуют о недостаточности освещения вопроса о специальной физической подготовке в этом виде спорта. Тем самым возникает целесообразность разработок новых форм организации, содержания и средств развития специальных физических качеств тхэквондистов.
На основе вышеизложенного была сформулирована цель исследования: определить, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить организационно-методические условия развития специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет, позволяющие повысить эффективность учебно-тренировочного и соревновательного процессов.
Для реализации целей и задач исследования применялся комплекс педагогических и психологических методов и методик исследования, включающих в себя анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование для определения уровня специальной подготовленности и индивидуально-психологических особенностей тхэквондистов 11-13 лет, педагогический эксперимент, методы математической статистики, разработка практических рекомендаций.
Анализ научно-методической литературы по-
казал, что конкретных теоретических и практических рекомендаций о построении специальной физической подготовки и развитии специальных физических качеств в тхэквондо не обнаружено.
В процессе исследования (2003-2004) был проведен анализ соревновательных поединков тхэквондистов учебно-тренировочной группы второго года обучения. Изучались взаимосвязи между специальными физическими качествами и инди-видуально-психологическими особенностями тхэ-квондистов-юношей. Построена математическая модель специальной физической подготовленности тхэквондистов-юношей. На основе анализа научно-методической литературы и соревновательных поединков определены физические качества, которые являются специальными в тхэквондо и предопределяют успех в соревновательных спаррингах тхэквондистов. К ним относятся: быстрота движений, скоростная выносливость, «взрывная» сила, активная гибкость и координационные способности. В исследовании приняли участие 58 спортсменов 11-13 лет.
На основе анализа научно-методической литературы, результатов исследований взаимосвязей между специальными физическими качествами тхэквондистов и индивидуально-психологическими особенностями, а также анализа соревновательных поединков была разработана методика развития специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет, в которую включены:
- круговая тренировка, содержание которой обосновано выявленными в результате анализа соревновательных поединков особенностями: упражнения, включенные в содержание разработанной методики адекватны особенностям специфики и результативности соревновательного упражнения тхэквондистов данного возраста; время работы на каждой станции и интервалы отдыха между ними предопределены временем активных и подготовительных технических действий в поединках; интервал отдыха между подходами - минимальным промежутком времени между поединками, предусмотренный правилами тхэквондо ВТФ;
- педагогическое внушение, осуществляемое до и во время выполнения физических упражнений, направленных на развитие конкретного физического качества [1, 4]. Анализ научно-методической литературы и результаты проведенного
Мавлеткулова А.С.
Методика развития специальных физических качеств юношей в тхэквондо
корреляционного анализа между специальными физическими качествами и индивидуально-психо-логическими особенностями тхэквондистов 11-13 лет предопределили использование педагогического внушения в направленном развитии специального физического качества;
- специальные задания - «степы» для развития индивидуально-психологических особенностей тхэквондистов-юношей. Выбор и необходимость таких заданий обоснованны проведенным анализом соревновательных поединков и взаимосвязей между специальными физическими качествами и индивидуально-психологическими особенностями тхэквондистов 11-13 лет. Задания направлены на развитие оперативного мышления, простой и антиципирующей реакций.
Для определения эффективности разработанной методики развития специальных физических качеств в структуре тренировочного занятия был проведен формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2003 - февраль 2004). В нем приняли участие тхэквондисты 11-13 лет учебнотренировочной группы второго года обучения (п = 44). Были сформированы одна контрольная и одна экспериментальная группы, по 22 спортсмена в каждой. В экспериментальной группе использовалась разработанная методика развития специальных физических качеств тхэквондистов-юношей, в контрольной группе применялась только круговая тренировка, универсальные тексты педагогического внушения [1] и задания для развития индивидуально-психологических особенностей не применялись.
Измерение показателей специальных физических качеств проводилось в следующих тестовых упражнениях: удар «пит-чаги» за две минуты, удар «пит-чаги» за 10 с, челночный бег, упражнение «пистолет» за 10 с, шпагат поперечный [5].
Для экспериментальной проверки эффективности разработанной методики развития специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет был проведен формирующий педагогический эксперимент. В связи с чем, доказательной основой эффективности разработанной методики явились: анализ динамики показателей специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет в процессе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах; определение степени влияния разработанной методики на развитие специальных физических качеств тхэквондистов экспериментальной группы; сравнительный анализ коэффициентов специальных физических качеств в соревновательных поединках в обеих группах до и после педагогического эксперимента.
В ходе анализа динамики показателей специальных физических качеств в экспериментальной группе, где применялась разработанная методика, обнаружены достоверные изменения в специальном физическом качестве: быстрота движений
после первого месяца тренировок (р<0,05), в скоростной выносливости, быстроте движений, активной гибкости и «взрывной» силе после второго и третьего месяцев педагогического эксперимента (р<0,01). Значимые различия по сравнению с фоновыми показателями в координационных способностях произошли только после третьего месяца педагогического эксперимента (р<0,05). В контрольной группе, где применялась только круговая тренировка, прослеживается положительная тенденция в показателях всех специальных физических качеств, но значимые различия обнаружены лишь после третьего месяца педагогического эксперимента в специальных физических качествах скоростная выносливость, «взрывная» сила, активная гибкость на значимом уровне - р<0,05.
В результате межгруппового анализа динамики показателей специальных физических качеств в процессе педагогического эксперимента определено, что в экспериментальной группе значимых изменений в сравнении с контрольной группой до проведения педагогического эксперимента не обнаружено ни в одном из тестовых упражнений (р>0,05). Полученные данные говорят об одинаковом уровне специальной физической подготовленности обеих групп до эксперимента. После первого месяца педагогического эксперимента обнаружены значимые различия между контрольной и экспериментальной группами в скоростной выносливости и активной гибкости (р<0,05), в показателях быстроты движений, «взрывной» силы и координационных способностях значимых различий не обнаружено (р>0,05).
При анализе результатов второго месяца педагогического эксперимента значимые различия обнаружены во всех тестовых упражнениях («пит-чаги» за две минуты, «пит-чаги» за 10 с, приседание «пистолет» и поперечный шпагат), кроме челночного бега. Положительные изменения в специальных физических качествах после третьего месяца тренировочных занятий в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой наблюдаются в тестовых упражнениях: «пит-чаги» за две минуты (р<0,01), «пит-чаги» за 10 с, приседание «пистолет» и поперечный шпагат (р<0,05). Значимых изменений не обнаружено лишь в тестовом упражнении челночный бег.
Таким образом, разработанная методика оказывает положительное влияние на показатели специальных физических качеств тхэквондистов-юношей учебно-тренировочной группы второго года обучения уже после второго месяца педагогического эксперимента, а после третьего месяца произошли более значимые изменения во всех тестовых упражнениях, кроме упражнения «челночный бег».
С целью определения степени влияния разработанной методики на показатели специальных физических качеств тхэквондистов экспериментальной группы был проведен однофакторный
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2
51
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
дисперсионный анализ. Однофакторный дисперсионный анализ высчитывался только для тех специальных физических качеств, где были определены достоверные различия в приросте показателей.
Количественную выраженность педагогического влияния разработанной методики на развитие конкретных специальных физических качеств представлена в таблице.
Как видно из таблицы, разработанная методика развития специальных физических качеств оказала влияние на развитие скоростной выносливости тхэквондистов после второго и третьего месяцев педагогического эксперимента; «взрывной» силы и быстроты движений после третьего месяца тренировок и активной гибкости после второго и третьего месяцев тренировочных занятий. Полученный результат дает основание говорить о том, что разработанная методика оказывает наибольшее влияние на развитие скоростной выносливости, «взрывной» силы и активной гибкости. Меньшее влияние методики определено на развитие быстроты движений и координационные способности.
Эффективности разработанной методики подтверждена реализацией специальных физических качеств в соревновательных поединках. С этой целью был проведен сравнительный анализ показателей специальных физических качеств в соревновательных поединках тхэквондистов - юношей контрольной и экспериментальной групп на первенстве города Уфы и контрольных занятиях до и после педагогического эксперимента. Спортсмены обеих групп находились в одинаковых соревновательных условиях. Анализ показателей специальных физических качеств: «взрывная» сила, скоростная выносливость, координационные способности и активная гибкость в соревновательных поединках - был осуществлен путем расчета коэффициентов специальных физических качеств, предложенного С.В. Павловым [5]. В результате анализа выявлено, что значимых различий во всех коэффициентах специальных физических качеств до педагогического эксперимента между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено (р>0,05). После педагогического эксперимента выявлены достоверные различия между обеими группами в коэффициентах «взрывной» силы, скоростной выносливости, активной гибко-
сти и быстроты движений (р<0,05). Достоверных различий в коэффициенте координационных способностей не обнаружено (р>0,05).
Таким образом, разработанная методика развития специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет, в содержание которой включены форма круговой тренировки, педагогическое внушение и специальные задания для развития инди-
видуально-психологических особенностей тхэк-вондистов-юношей, показала свою эффективность. Реализация разработанной методики обеспечила более интенсивный прирост в показателях специальных физических качеств тхэквондистов экспериментальной группы, по сравнению с показателями контрольной группы. Использование разработанной методики развития специальных физических качеств тхэквондистов 11-13 лет учебнотренировочной группы дает возможность тренерам усовершенствовать процесс специальной физической подготовки тхэквондистов-юношей.
Литература
1. Бондарчук Т.В. Феномен педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе: Дис. ... док. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 327 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического развития; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: Учебник / Л.Г1. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
3. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова и др. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
4. Павлов С.В. Развитие физических качеств дзюдоистов с использованием прямого преднамеренного внушения: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. -166 с.
5. Павлов С.В. Спортивное тхэквондо / С.В. Павлов. - Челябинск: УГАФК, 2003. —94 с.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Фомин Н.А. Возрастные основы физического развития / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 173 с.
Степень влияния разработанной методики в процессе специальных физических качеств тхэквондистов-юношей (%)
Специальное физическое качество 1 месяц 2 месяц 3 месяц
Скоростная выносливость - 42,5 37,3
Быстрота движений 8,2 9,6 18,7
Координационные способности - - 7,4
«Взрывная» сила - 8,2 28,3
Активная гибкость - 33,6 34,9