Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для неспортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).
Следует отметить, что только систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Список литературы:
1. Замаренов, Б. К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов / Б.К. Замаренов // Теория и практика физ. культуры. - 1972. -№ 2. - С. 46-52.
2. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецова. - М.: Академия, 2003. - С. 271-272.
3. Физическая культура студента: учеб. для вузов./ под. ред. В.И Иль-инич. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
© Дегтярев A.B.*
Уральский государственный университет физической культуры,
г. Челябинск
Развитие скоростно-силовых качеств для юных хоккеистов в течении всего учебно-тренировочного процесса обучения в хоккейных школах постепенно выходит на первое место, чем старше они становятся. Вследствие чего правильная методика дает шанс хоккеистам в дальнейшем на успешное попадание и закрепление в составе команде мастеров.
Подготовка в СДЮСШОР значительно отличается от подготовки во взрослых командах, но не редко бывает когда хоккеисты, закончившие свою карьеру в большом спорте, переносят методику подготовки взрослого хоккея в детский спорт.
Скоростно-силовая подготовка является одной из самых важных моментов в подготовки юных хоккеистов. Начиная с набора (5-6 лет) и заканчивая выпуском из хоккейной школы необходимо постоянно заниматься над развитием этого вида подготовки. Вся игровая деятельность хоккеистов состоит из скоростно-силовых действий, вследствие чего нужно в течение всего сезона развивать и поддерживать это качество.
Скоростно-силовая подготовка - программа различных прыжковых упражнений используется для преодоления разрыва между силой и мощностью что, является прекрасным методом развития, как силы, так и мощности в мышцах, участвующих в спринте.
* Старший преподаватель кафедры Теории и методики хоккея и футбола.
Лучшим способом достижения максимальной мощности для определенной мышечной группы является предварительное растягивания мышцы (удлинение) перед взрывным ее сокращением. Другими словами, можно увеличить мощность в любой группа мышц, начиная движение в противоположном направлении. Скоростно-силовая подготовка построена на таком же принципе: сначала плавное движение ног в противоположном направлении (сгибание), затем резкая остановка движения и взрывное действие в вида прыжка. Мышцы сопротивляются растягиванию, стимулируя соответствующие рецепторы в мышечных веретенах, в результате чего возникают нервные импульсы, идущие к позвоночнику и возвращающиеся к той же самой мышце. Возникающее в результате мощное сокращение мышцы направлено на то, чтобы не допустить чрезмерного растягивания. Во время взрывной фазы (концентрическое сокращение) можно развить в мышце в два раза большее напряжение, если до этого она былапредварительно растянута (концентрическое сокращение) [1, с. 3].
Использование принципа предварительного растягивания помогает развить дополнительные силу и мощность в наиболее важных для спринтера мышечных группах.
При составлении программы тренировки на развитие скорости следует пользоваться следующими рекомендациями:
- степень растягивания мышцы гораздо более важна, чем расстояние, на которое она растягивается;
- чем быстрее растягивается мышца, тем больше она напрягается;
- чем ближе растягивание мышцы к ее сокращению, тем сильнее степень сокращения;
- для того, чтобы обеспечить прирост соотношения сила/мощность, следует использовать принцип перегрузки; работа должна быть выполнена с нагрузкой большей интенсивности, чем та, к которой привык спортсмен;
- в течение первых нескольких недель в целях адаптации к скоро-стно-силовым упражнениям следует использовать прыжковые упражнения на дистанции 10-30 метров, в последующие недели можно увеличить дистанцию до 90 метров (общий метраж одного упражнения за несколько серий);
- необходимо использовать специальные средства для профилактики травматизма стоп; упражнения следует выполнять на мягкой поверхности (травяной газон, деревянный пол или маты).
Специальные прыжковыеупражнения
В тренировке используются 2 типа упражнений на развитие скорости: прыжки на мощность и на скорость. В каждой из этих категорий существует ряд вариаций. Необходимо помнить о том, что прыжковые упражнения очень утомительны, поэтому их могут использовать только очень хорошо
подготовленные спортсмены. Вследствие чего начинать обучение прыжкам уже в подготовительных группах СДЮСШОР и ДЮСШ по хоккею.
Прыжковые упражнения на мощность
В целях профилактики травм спортсмены должны выполнить обширную разминочную программу, прежде чем приступить к указанным упражнениям. Она состоит из 0.Р.У.(15-20 мин.), легкой пробежки (10-15 мин.) и растяжки (10-15 мин.) [2, с. 77].
Нижние конечности
1. Прыжки через линию - двумя ногами лицом, спиной левым и правым боком, с разворотами. 2-3 серии по 10-15 прыжков.
2. Прыжки через гимнастическую скамейку - стоп сбоку от скамьи, спортсмен ближнюю к ней ногу ставит на нее, затем выбрасывает свое тело вверх-вбок, чтобы перепрыгнуть через скамью, при этом опирается на нее дальней ногой, а ближней ногой приземляется на другую сторону скамьи. В одной серии следует выполнить 10-20 таких прыжков.
3. Прыжки в подъем - спортсмены выполняют прыжки на двух ногах в подъем.
4. Прыжки на мощность - подскоки на одной ноге на месте. При подскоке атлет стремится подошвой кроссовки коснуться ягодиц. Подскоков в одной серии должно быть не менее 10, но не более 20. После того как это упражнение будет освоено в стационарном положении, необходимо выполнять его в движении вперед. Указанные подскоки следует выполнять на дистанции не менее 20 метров.
5. Прыжки на мощность - подскоки на двух ногах выполняются аналогично предыдущему упражнению. Подошвы ступней спортсменов должны касаться ягодиц.
6. Доставание отметки на стене.
Все упражнения выполняются 10-20 раз по 2-3 серии в зависимости от этапа и степени подготовки юных хоккеистов.
7. Прыжки в квадрате - на земле наносятся контуры квадрата, сторона которого равна 1,6-1,8 м.. Начинается упражнение на середине одной из его сторон, спортсмен находится в этой точке спиной к центру квадрата. В ходе выполнения упражнения он всегда находится в этом положении. Он выполняет прыжок с поворотом налево, затем направо, вновь направо и, наконец, налево. Можно выполнять упражнение и в обратной последовательности.
Верхние конечности
- Ловля медицинбола - бросание и ловля медицинбола руками броски из-за головы, в стороны, а также броски мяча снизу .
- «Газонокосилка» - махи гантелями вверх-вниз.
- Отжимание - на скорость, с хлопками.
Все упражнения выполняются 10-20 раз по 2-3 серии в зависимости от этапа и степени подготовки юных хоккеистов.
Верхняя часть туловища
1. Медицинбол - бросание мяча с поворотом туловища, мяч ловит партнер.
2. Броски мяча ногами из положения виса на перекладине.
3. Повороты туловища из стороны в сторону с максимальной скоростью^ утяжелением). Упражнение выполняется на время, количество поворотов фиксируется.
Примечание. Все вышеперечисленные упражнения можно выполнять с отягощениями. Необходимо сначала освоить их без использования дополнительного веса. Это позволит избежать травм при переходе к работе с отягощениями.
Частые прыжки
Нагрузка: 6 повторений, дистанция 35-40 м; каждые две недели занятий увеличивается на I повторение. Упражнение:
1. короткие, мощные прыжки на двух или одной ноге;
2. касания ягодиц подошвами ступней - низкая траектория;
3. синхронная работа рук - цель: скорость.
Прыжки в длину с тумбы
Нагрузка: 2 серии по 8 повторений, высота тумбы 75 см; каждые 3 недели нагрузка увеличивается на I повторение, максимальное число повторений - 12. Упражнение:
- прыжки выполняются с края тумбы, приземление на носки. Ноги не сгибать более чем на 90 град при приземлении и доскоке. Следует стремиться к максимальной мощности отталкивания и высоте прыжка.
Прыжковый бег
Нагрузка: 6 повторений, дистанция до 30 метров; каждые 3 недели нагрузка увеличивается на I повторение.
Прыжки с тумбы на тумбу
Нагрузка: 2 серии по 8 прыжков, высота тумб 75 см; нагрузка увеличивается каждую наделю на I прыжок.
Упражнение:
1. прыжок с тумбы на землю, затем сразу на другую тумбу;
2. тумбы 75 см: совершенствуется нервно-мышечные реакции и стартовая скорость;
3. тумбы 60 см: увеличивается спринтерская и абсолютная скорость бега.
Прыжки - тумба - барьеры Нагрузка: 2 серии по 8 прыжков, высота тумб 75см Упражнение:
1. прыжок с тумбы на землю, затем прыжки через серию барьеров. Толчок выполняется двумя ногами;
2. для совершенствования стартовой скорости ноги сдвинуть вместе -взрывное отталкивание.
Основными стимуляторами мышечного напряжения являются:
- волевое усилие, проявляемое главным образом в изометрических упражнениях;
- внешнее сопротивление выполняемому движению (упражнения, выполняемые с отягощением штангой, эспандером и др.);
- кинетическая энергия собственного тела или движегося снаряда («ударное» стимулирование) [3, с. 136].
Выводы
Скоростно-силовая тренировка направлена на преодоление разрыва между силой и мощностью. Доказано, что она способствует при использовании ее в сочетании с другими видами тренировочных программ совершенствованию спринтерской скорости. Скоростно-силовые упражнения следует использовать дважды в неделю в качестве завершающей части тренировочного занятия. Однако выполнять их могут лишь отлично подготовленные физически спортсмены. Нельзя в одном тренировочном занятии совмещать скоростно-силовые упражнения и силовую тренировку.
Список литературы
1. О. Ши Долан Дж. Программа скоростно-силовой подготовки / О. Ши Долан Дж., Лайос Д., 1998.
2. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов / Ю.В. Никонов. -Минск: Асар, 2008.
3. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Савин. - М.: «Академия», 2003.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ШКОЛЬНЫМИ КОЛЛЕГАМИ
И УЧАЩИМИСЯ
© Егоров В.В.*
Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением экономики № 506, г. Москва
Тезисы посвящены вопросам взаимодействия учителя физической культуры с другими учителями-предметниками и учащимися в целях продвижения здорового образа жизни и положительного отношения к спортивной подготовке.
* Учитель физического воспитания.