Научная статья на тему 'Методика развития силовых способностей у футболисток 15-16 лет на основе памп-тренинга'

Методика развития силовых способностей у футболисток 15-16 лет на основе памп-тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / МЕТОДИКА / ПАМП-ТРЕНИНГ / ДЕВУШКИ 15-16 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чередина Татьяна Валерьевна, Романенко Наталия Ивановна

В статье рассматривается внедрение популярной силовой фитнес-программы в физическую подготовку футболисток 15-16 лет. Предложенные дополнительные силовые упражнения в стиле памп-тренинга с мини штангой, выполняемые в динамическом и статодинамическом режимах мышечного сокращения, а также скоростно-силовые, способствовали достоверному увеличению локальной силы и мышечной выносливости, что позволило повысить уровень физической подготовленности футболисток 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чередина Татьяна Валерьевна, Романенко Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of development of strength abilities in preparatory period of female players aged 15-16 years old based on pump-training

The article discusses the introduction of the popular strength fitness program in the physical training of players aged 15-16 years. The proposed additional strength exercises in the style of pump training with a mini bar, performed in dynamic and statodynamic modes of muscle contraction, as well as speed-strength, contributed to the significant increase in local strength and muscle endurance, which allowed increasing the level of physical fitness of players aged 15-16 years.

Текст научной работы на тему «Методика развития силовых способностей у футболисток 15-16 лет на основе памп-тренинга»

конференции. - М., 2016, - С. 504-509.

6. Полишкене, Й. Кроссфит как способ физической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» / Й. Полишкене // Альманах мировой науки. - 2016. - № 4-3 (7). - С. 130-132.

7. Физическая культура. Фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Ве-зеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев ; Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - М. : [б.и.], 2017. - 132 с.

8. Crossfit : руководство к тренировкам / Г. Глассман ; пер. с англ. Е. Богачев, И. Карягин. - М. : www.cfft.ru, 2009. - 109 с.

REFERENCES

1. Barkovsky, E.S., Zapparov, R.I. and Fisenko Yu.A. (2018), "Social advertising as a factor in the formation of ideas about healthy lifestyle of students of higher education", Yaroslavl pedagogical Bulletin,, No. 4, pp. 131-134.

2. Volkov, V.V. Eremin, S.A. and Seluyanov, V.N. (2014), "CrossFit Technology: the basis of application and conditions for reducing the extremity of high-intensity sports training", Extreme human activity, No. 1 (30), pp. 33-35.

3. Vezenitcyn, O.V., Shutova, T.N., Kruglova, Y.V. and Mavrina S.B. (2018), "Development of endurance among the students in the educational process on physical culture", Messenger of the Tula state University, No. 3, pp. 40-48.

4. Kokorev, D.A. Shutova, T.N. and Veprikov, D.V. (2017), "Innovative methodology of CrossFit to improve physical fitness of students of economic University", Liberal education in the Economic University. Materials of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 225-233.

5. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a term of development of physical culture for students of economic high school", Liberal education in the Economic University. Materials IV international scientific and practical conference, Moscow, pp. 504-509.

6. Polishkene, I. (2016), "CrossFit as a method of physical training of students on discipline "physical culture"", Almanac of world science, No 4-3 (7). pp. 130-132. Shutova, T.N., Veprikov, D.V., Vezenitcyn, O.V., Bodrov, I. M., Krylova, G.S., Kokorev, D.A., Burov, A.G., Mamonova, O.V. and Gadjiev D.M. (2017), Physical culture. Fitness: study guide, Moscow.

7. CrossFit: guide to practice (2009), www.cfft.ru, Moscow.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2018

УДК 796.015:796.332

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПАМП-ТРЕНИНГА

Татьяна Валерьевна Чередина, магистр, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье рассматривается внедрение популярной силовой фитнес-программы в физическую подготовку футболисток 15-16 лет. Предложенные дополнительные силовые упражнения в стиле памп-тренинга с мини штангой, выполняемые в динамическом и статодинамическом режимах мышечного сокращения, а также скоростно-силовые, способствовали достоверному увеличению локальной силы и мышечной выносливости, что позволило повысить уровень физической подготовленности футболисток 15-16 лет.

Ключевые слова: футбол, методика, памп-тренинг, девушки 15-16 лет, физическое развитие, физическая подготовленность.

TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES IN PREPARATORY PERIOD OF FEMALE PLAYERS AGED 15-16 YEARS OLD BASED ON PUMPTRAINING

Tatiana Valeryevna Cheredina, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state University of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Annotation

The article discusses the introduction of the popular strength fitness program in the physical training of players aged 15-16 years. The proposed additional strength exercises in the style of pump training with a mini bar, performed in dynamic and statodynamic modes of muscle contraction, as well as speed-strength, contributed to the significant increase in local strength and muscle endurance, which allowed increasing the level of physical fitness of players aged 15-16 years.

Keywords: football, methodology, pump-training, girls 15-16 years old, physical development, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Футбол как вид спорта завоевал большую популярность среди детей, подростков и, поскольку это не только игровой метод физического воспитания, но и успешный способ приобщения людей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Игра в футбол вплотную связана с гармоничным разносторонним физическим развитием занимающихся [1, с. 77; 2, с. 23]. Наиболее благоприятные предпосылки для развития силы, ско-ростно-силовых качеств, по мнению специалистов, закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этом сенситивном периоде происходит увеличение силовых способностей. Связано это с повышением мышечной массы подростков, с увеличением скорости сокращения мышц, временем удержания статического напряжения и т.д.

Поскольку результативность матча, во многом связана с точностью и силой ударов по мячу, проблема рационального построения скоростно-силовых нагрузок, обеспечивающих эффективность ударных действий, является актуальной как для мужского, так и для женского футбола.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - разработать методику физической подготовки футболисток 15-16 лет на основе памп-тренинга.

Педагогический эксперимент проводился на базе футбольного клуба «Енисей» г. Красноярска с января по май 2018 года. В эксперименте приняла участие женская футбольная команда в количестве 20 человек в возрасте 15-16 лет, которых разделили на две подгруппы контрольную и экспериментальную по 10 девушек в каждой. По амплуа футболисток распределили почти одинаково. Все группы выполняли программу СШОР и занимались 3 раза в неделю силовыми тренировками. Контрольная группа выполняла комплексы силовых упражнений по общепринятой методике, а экспериментальная занималась памп-тренингом, заимствованным из системы фитнес и разработанным группой специалистов команды LesMills. Девушки один раз в неделю занимались классическим памп-тре-нингом, где выполняли силовые упражнения в статодинамическом режиме мышечного сокращения с мини штангой серийно-поточным способом под музыкальное сопровождение (50-60% от повторного максимума) направленным на развитие основных мышечных групп (бедер, ягодиц, спины, груди, брюшных мышц, мышц рук). Один раз в неделю памп-тренингом в виде круговой тренировки в статодинамическом режиме (60-70% от повторного максимума) и один раз в неделю скоростно-силовые упражнения (30-40% от повторного максимума) в динамическом режиме. В основу экспериментальной методики были положены исследования [1, 2, 3 и др.]. Хорошо известно, что повышению уровня физической подготовленности способствуют упражнения силового, скоростно-силового и

аэробного характера. Однако девушкам сложно выполнять силовые упражнения в динамическом режиме мышечного сокращения в виду натуживания и задержки дыхания, поэтому мы заменили их на статодинамические и для повышения мотивации к выполнению монотонных силовых упражнений добавили музыкальное сопровождение, применяемое в памп-тренинге имеющей «агрессивный», ударный характер.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На начало эксперимента достоверных различий между показателями физического развития и физической подготовленности не выявлено, что подтверждает однородный характер сравниваемых групп.

Уровень физического развития оценивался по антропометрическим показателям и компонентному составу тела. У девушек длина тела составила 167,9-168,5 см, масса тела 56,7-57,3 кг, что соответствует международным нормам. Масса жира находится в пределах 22,9-23,6%, что превышает значения нормы (16-20%), мышцы составляют 22,4-23%, что является ниже нормы. ЧСС покоя находился в пределах 72-74 уд/мин, а МПК 44,645,8 мл/мин/кг, что несколько ниже показателей западных футболисток такого же возраста. Значения уровня физической подготовленности можно признать, как средние.

После внедрения экспериментальной методики у девушек ЭГ выявлено достоверное снижение жирового компонента на 4,3% и увеличение мышечного на 4,9% (рисунок 1).

%

.10

4,9

2

-0,7

Рисунок 1

-4,3 ЭГ КГ

□ % жира □ % мышц - Темпы прироста показателей физического развития футболисток 16-17 лет

Дополнительные силовые упражнения с отягощением, выполняемые в динамическом и статодинамических режимах, способствовали достоверному увеличению показателей силы мышц ног в контрольных упражнениях: прыжок в длину с места, прыжок вверх и в пятикратном прыжке. Темпы прироста составили 3,7, 3,9 и 4,8%. Увеличились показатели становой силы. Темпы прироста 15,6% (рисунок 2). 20 -|

%

15 -10 -5 0

15,6

3,7 3,9 4,8

1,1

п_

0,5

1,4

9,9

2,7

3,4

1,1

2,1

1 2 3 4 5 6

тесты

□ ЭГ ПКГ

Рисунок 2 - Темпы прироста показателей физической подготовленности футболисток 16-17 лет Примечание: 1 - прыжок в длину с места, 2 - прыжок в высоту, 3 -пятикратный прыжок, 4 - становая сила, 5 -челночный бег 7x50 м, 6 - 12 беговой тест Купера.

Выполнение скоростно-силовых упражнений содействовали достоверному улучшению результатов челночного бега 7x50 м. Темпы прироста составили 3,4%. Улучшились показатели бегового 12 минутного теста Купера. Темпы прироста составили 9,9%.

5

0

Улучшилось и функциональное состояние футболисток. Достоверные изменения обнаружены в МПК и ЧСС покоя. Темпы прироста составили 5,6 и 2,7% соответственно.

ВЫВОДЫ

Поскольку специальная физическая подготовка в виде стартов с места, прыжков, силовой борьбы с соперниками во время игры в футбол связана с максимальной активностью мышц ног, частности разгибателей тазобедренных и коленных суставов, то в подготовительном периоде кроме специальных тренировок необходимо включать дополнительные силовые упражнения в стиле памп-тренинга с мини штангой выполняемых в динамическом и статодинамическом режимах мышечного сокращения, а также скоростно-сило-вых, способствующих росту локальной силы и мышечной выносливости. Результаты педагогического эксперимента наглядно продемонстрировали эффективность предложенной методики, что выразилось в достоверном улучшении уровня физической подготовленности футболисток 15-16 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лю Ци. Особенности соревновательной деятельности футболисток высшей квалификации / Лю Ци, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 8. - С. 77-78.

2. Селуянов, В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - М. : ТВТ Дивизион, 2011. - 180 с.

3. Селуянов, В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки / В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова. - Долгопрудный : Интеллектик, 2012. - 160 с.

REFERENCES

1. Liu Qi and Seluyanov, V.N. (2014), "Features of competitive activity of football players of the top skills", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 77-78.

2. Seluyanov, V.N., Sarsania, S.K. and Sarsania, K.S. (2011), Physical training of football players, TVT Division, Moscow.

3. Seluyanov, V.N., Sarsania, S.K. and Zaborova, V.A. (2012), Football: problems of physical and technical training, Intellektik, Dolgoprudny.

Контактная информация: romanenko_ni@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2018

УДК 796.015.52

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ЮНИОРОК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ СПОРТЕ

Василий Дмитриевич Шалагинов, капитан внутренней службы, мастер спорта, Академия ГПС МЧС России, Московский городской педагогический университет, Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, г. Москва

Аннотация

Для разработки эффективных тренировочных программ подготовки юниорок спортсменок по пожарно-спасательному спорту, начинающих свою спортивную специализацию в вузовских группах обучения, очень важно знание исходных характеристик скоростно-силовой подготовленности обучающихся, которые в нашем исследовании анализируются по результатам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.