Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ / МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубрак Наталья Владимировна

В статье описана методика развития медиа-информационной грамотности (МИГ) педагога-библиотекаря с использованием дистанционных образовательных технологий и результаты ее апробации. Методика апробирована в рамках реализации программы повышения квалификации для педагогов-библиотекарей. В итоге результаты апробации подтвердили, что использование методики и соблюдение условий ее реализации при обучении позволяет результативно развивать уровень МИГ. Методика может быть применима в других областях, так как МИГ является универсальной компетенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING MEDIA AND INFORMATION LITERACY OF A TEACHER-LIBRARIAN WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article presents a model of the methodology for developing media and information literacy (MIL) of a teacher-librarian with the use of distance educational technologies and the results of its approbation. The methodology was tested within the framework of the professional development program for teachers-librarians. As a result, the results of the approbation confirmed that the use of the methodology and compliance with the conditions for its implementation during training allows us to develop the level of MIL effectively. The technique can be applied in other areas, since MIL is a universal competence.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.046.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-256-270

ББК 74.48

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИА-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

METHODOLOGY FOR DEVELOPING MEDIA AND INFORMATION LITERACY OF A TEACHER-LIBRARIAN WITH THE USE OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Кубрак Наталья Владимировна

Заведующая библиотекой ГБОУ «Школа 1540» (Москва), магистр педагогического образования, аспирант, Московский педагогический государственный университет E -mail: [email protected]

Kubrak Natalya V.

Head of the Library of "School 1540", MA in Education; PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University (MPGU)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье описана методика развития медиа-информационной грамотности (МИГ) педагога-библиотекаря с использованием дистанционных образовательных технологий и результаты ее апробации. Методика апробирована в рамках реализации программы повышения квалификации для педагогов-библиотекарей. В итоге результаты апробации подтвердили, что использование методики и соблюдение условий ее реализации при обучении позволяет результативно развивать уровень МИГ. Методика может быть применима в других областях, так как МИГ является универсальной компетенцией.

Abstract. The article presents a model of the methodology for developing media and information literacy (MIL) of a teacher-librarian with the use of distance educational technologies and the results of its approbation. The methodology was tested within the framework of the professional development program for teachers-librarians. As a result, the results of the approbation confirmed that the use of the methodology and compliance with the conditions for its implementation during training allows us to develop the level of MIL effectively. The

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Кубрак Н. В., 2022

technique can be applied in other areas, since MIL is a universal competence.

Ключевые слова: цифровая среда, педагог-библиотекарь, медиа-информационная грамотность, дистанционное обучение, методика.

Для цитирования: Кубрак Н. В. Методика развития медиа-информационной грамотности педагога-библиотекаря с использованием дистанционных образовательных технологий // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 256-270. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-256270.

Keywords: a digital environment, a teacher-Librarian, media and information literacy, distance learning, methodology.

Cite as: Kubrak N. V. Methodology for developing media and information literacy of a teacher-librarian with the use of distance educational technologies. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 256-270. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-256-270.

Введение. Цифровая трансформация образования привела к необходимости пересмотра сущности и форм деятельности библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения, ориентированной на повышение качества образовательных результатов, самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся [1, с. 182].

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ, 2016) в числе прочего предполагает внесение изменений во ФГОС ОО требования к формированию цифровых компетенций с использованием возможностей ШИБЦ [2].

При этом выявляются противоречия между:

• требованиями общества к системе непрерывного образования и неготовностью библиотекаря постоянно самосовершенствоваться [3, с. 83].

• требованиями к качеству содержания библиотечной деятельности в школе в условиях цифровизации и существующим уровнем профессиональной компетентности библиотекаря [4].

• осмыслением необходимости поиска актуальных подходов к развитию МИГ библиотекарей с применением электронных образовательных технологий и недостаточной изученностью этих вопросов [5].

Одним из решений проблемы может стать разработка методики обучения педагогов-библиотекарей в области медиа-информационной грамотности (далее - МИГ) с применением электронного обучения (далее - ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) [6, с. 17].

Медиа-информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека [7].

Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [8].

Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном на расстоянии или неполностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [8].

Методология. Существуют различные подходы к определению понятий методической системы. На основании анализа разнообразных подходов, предложенного Т С. Фещенко, можно выделить личностно-ориентированный подход, согласно которому, по Г. И. Саранцеву, в центре внимания - ученик, его саморазвитие, поэтому к исходным положениям, определяющим специфику методической системы обучения, добавляются результаты обучения и индивидуальность учащегося [9].

В основе методики обучения педагогов-библиотекарей в МИГ с использованием ЭО и ДОТ лежит методика дистанционного обучения (далее - ДО), предложенная М. Е. Вайндорф-Сысоевой. Методика ДО, как и традиционного обучения, включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, таких как цели, задачи, содержание, принципы, средства, технологии [10, с. 29].

Нашей задачей стало определение специфических черт обучения педагогов-библиотекарей в структуре этой методики с опорой на личностно-ориентированный подход.

Цели обучения педагогов-библиотекарей в области развития МИГ:

• образовательная: формирование теоретических и практических навыков в применении электронных ресурсов и цифровых инструментов в различных направлениях деятельности школьного библиотекаря;

• развивающая: развитие базовых качеств личности специалиста (критическое мышление, коммуникативность, креативность, рефлексивные способности; усиление учебной мотивации, развития навыков обучения и самообучения;

• воспитательная: формирование, развитие и сохранение профессиональной направленности личности на ценностное отношение к непрерывному образованию, развитие профессиональной мобильности как интегративного качества личности библиотекаря.

В ДО важным является целеполагание и синхронизация целей педагога и ученика. Педагогу и обучающемуся должно быть понятно, каким образом обучение позволит в дальнейшем изменить модель деятельности библиотеки. Ученик должен понимать осмысленность и целесообразность обучения именно в цифровой среде, а также понимать, к какому результату он придет, и как этот результат отразится на качестве его работы и развитии профессиональных и личностных качеств. При обучении в дистанционной среде целеполагание имеет более значимую роль, нежели при очной форме, так как обучение в цифровой среде более тесно связано с мотивацией и активностью слушателя.

Требования к отбору содержания учебного материала в дистанционном обучении в области МИГ:

• блочно-модульная последовательность;

• дискретность учебного материала;

• постоянная актуализация учебного материала;

• практикоориентированность материалов, связанных с формированием навыков МИГ и применением их в профессиональной деятельности;

• учет удаленности слушателя;

• учет ограниченных временных и / или физиологических возможностей слушателей.

Среди принципов обучения ДО М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева выделяют ведущие (общие и специфические) принципы, а также специальные, относящиеся к предметной области [11, с. 33-36].

Среди общих принципов применительно к обучению библиотекарей необходимо обратить внимание на принципы наглядности и совместной деятельности.

Принцип наглядности при обучении библиотекарей имеет специфичное значение, так как визуальная грамотность тесно связана с МИГ. В обоих случаях в основе этих грамотностей - навыки работы с информацией [12]. С одной стороны, визуальный контент в ДО облегчает понимание учебного материала, с другой стороны - созда -вая визуализацию самостоятельно, библиотекарь использует методы аналитико-син-тетической переработки информации (далее - АСПИ), развивая профессиональные компетенции [13, с. 306].

Принцип совместной деятельности. При групповом обучении библиотекари, работая совместно, прорабатывают большой массив информации. Проявляется синер-гетический эффект, когда небольшой вклад каждого участника в совместную работу позволяет получить более значимый результат как для каждого слушателя, так и для коллектива в целом.

Среди специфических принципов, отображающих особенности обучения в цифровой среде, выделим:

• принцип интерактивности. На протяжении обучения слушатель взаимодействует с педагогом или обучающей средой, при этом чувствует присутствие педагога, получает обратную связь и ответ обучающей среды на свои действия.

• принцип приоритета самостоятельного обучения. У педагога изменяются роль, обязанности и модель педагогического поведения. Педагог проектирует обучение, прорабатывает содержание, приемы обучения, формулирует задания таким образом, чтобы направить учебную траекторию в заданном русле. При непосредственном обучении он уже выступает в роли куратора обучения. Слушатель, опираясь на рекомендации и обратную связь от педагога, проходит эту траекторию преимущественно самостоятельно.

• принцип регламентированности. Необходимо соблюдение графика обучения, четкое обозначение сроков выполнения заданий, условий успешного прохождения обучения.

К специальным принципам цифрового обучения, соотносимых с предметной областью, выделяют:

• принцип глобализации предполагает, что содержание обучения отражает развитие библиотечной науки в современном мире.

• принцип запросно-ориентированного обучения, в основе которого лежит запрос на обучение в области МИГ, на обращение обучающегося к собственному опыту, целям, профессиональным задачам и получаемому результату.

• принцип футуральной ориентации основан на ориентации не только на сегодняшние потребности в обучении, но и на будущие. Необходимо понимать перспективы и синтезировать актуальные сегодня компетенции с вызовами будущего и трансформацией библиотечной деятельности в условиях цифровизации.

Наиболее продуктивными при организации ДО для библиотекарей являются интерактивные методы (индивидуальная, парная, групповая работа, проектная деятельность). Важным является использование цифровых инструментов, предполагающих возможность синхронной и асинхронной совместной работы.

При обучении в цифровой среде выбор приемов обусловлен такой практической задачей, которую должен решить слушатель в процессе развития навыков МИГ, а также технологическими возможностями цифровых инструментов, которые позволяют реализовать прием (табл. 1).

Средства обучения, предлагаемые в рамках ДО библиотекарей, универсальны: это электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, электронные учебники, электронные библиотеки, источники научной информации в разных средах. Вместе с тем эти средства - профессиональный инструментарий библиотекаря. Работая с ними, библиотекарь знакомится с новыми формами представления и организации учебной информации, чтобы в дальнейшем внедрять в практику. Информационные массивы в интернет-среде, выступающие средством обучения, требуют развития навыков поиска, сбора, оценки и анализа, организации контента и его переработки.

Самыми распространенными формами обучения являются лекция, семинар, консультация, видеоконференция, практическое задание, экзамен в форме тестирования, защиты проекта, собеседования.

В контексте нашей проблематики педагогу важно акцентировать внимание на организации самостоятельной работы. Эта форма требует от слушателя повышенной мотивации, а от педагога - постоянной координации.

Виды самостоятельной работы: самостоятельное изучение теоретического материала, подготовка к лекциям и семинарам, подготовка ответов на задание, подготовка к экзамену.

Среди видов изучения теоретического материала выделяют: библиографическое описание литературы, чтение учебного материала, составление плана, рефератов, конспектов, использование электронных информационных ресурсов.

При разработке заданий для библиотекаря важно предлагать такие форматы работы, так как они напрямую связаны с развитием навыков АСПИ, непосредственных

Таблица 1

Примеры приемов в обучении МИГ

Тема Прием Способ технической реализации

1 Основы безопасной работы в Интернете Тренажер по кибербез-опасности (кейсы) Тест в СДО, множественный вариант ответов

2 Цифровые технологии и сервисы Создание google-акка-унта Просмотр видеоинструкции. Работа в Gmail

3 Внедрение ЭБС и продвижение чтения в электронной среде Отработка сценария работы библиотекаря и ученика Регистрация в ЭБС. Отработка набора стандартных операций библиотекаря.

4 Электронные каталоги Заимствование библиографических записей из «облачного» сводного каталога Регистрация в АБИС. Отработка набора стандартных операций библиотекаря

5 Мониторинг и отчетность Создание коллективного план работы библиотеки Просмотр видеоинструкции. Создание коллективного документа

6 Специфика цифрового обучения Создание коллективной коллекции источников на тему «Цифровое обучение» Поиск информации в Интернете. Создание библиографического списка. Онлайн-доска с коллективным доступом

7 Консультирование по работе с цифровыми инструментами Создание коллективной коллекции инструкций по работе с веб-сервисами. Просмотр видеоинструкции. Работа с сервисом для записи скринкаста. Онлайн-доска с коллективным доступом

8 Курирование контента Создание подборки в сервисе для чтения RSS Просмотр видеоинструкции. Поиск информации в Интернете. Создание RSS-подборки

9 Основы визуализации данных Создание коллекции визуального контента Просмотр видеоинструкции. Создание визуализации. Онлайн-доска с коллективным доступом

10 Интерактивное пространство библиотеки Создание коллекции интерактивных плакатов с QR-кодами Выбор книги для рекламы. Создание плаката в сервисе. Создание QR-кода для скачивания. Онлайн-доска с коллективным доступом

11 Сетевые акции и проекты Создание читательского отзыва с помощью веб-сервисов в электронном читательском дневнике Работа от лица школьника. Просмотр видеоинструкции. Выбор книги. Создание отзыва в сервисе. Онлайн-доска с коллективным доступом

12 Итоговый проект Создание виртуального представительства библиотеки Создание сайта библиотеки. Размещение на сайте созданных информационных продуктов. Устное представление результатов своей работы

профессиональных компетенций. АСПИ включает в себя: библиографическое описание, систематизацию, предметизацию, индексирование, аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров [14].

На основании педагогического наблюдения можно выделить следующие специфические цифровые технологии, обладающие высокой результативностью и способствующие достижению учебных целей:

• Технология «Переплетенное задание»;

• Технология «Конспект дня»;

• Технология «Цифровой воркшоп»;

• Технология «Научно-цифровой след»;

• Технология «Закрытая группа» [11, с. 82].

Важным в работе является контроль обучения - наблюдение и проверка уровня усвоения материала. Виды контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль. В начале обучения необходимым условием является входная диагностика, позволяющая слушателю определить образовательные пробелы, преподавателю - оценить уровень знаний и компетенций в начале обучения, а также внести корректировки в содержание курса. В конце обучения слушатель проходит итоговую диагностику, позволяющую выявить динамику развития компетенций. Для слушателя это самоанализ и рефлексия, для педагога - способ оценить результативность обучения и эффективность использования выбранных технологий обучения.

Текущий контроль (тесты, практические задания) позволяет преподавателю и студенту оценить глубину усвоения материала, наметить индивидуальный учебный маршрут, педагогу - корректировать учебный процесс. При обучении в цифровой среде важно подробно формулировать задания, предлагая алгоритм работы и снабжая подробной пошаговой инструкцией.

Итоговый контроль выявляет результаты обучения. В условиях ДО в области МИГ итоговую оценку уровня теоретических знаний целесообразно проводить с помощью тестирования, решения кейсов, эссе, исследовательского проекта. Для проверки уровня сформированности практических навыков - задания на освоение цифровых сервисов, проектные работы, направленные на изменение модели деятельности школьной библиотеки. Должны быть сформулированы критерии качества выполнения задания, понятные слушателю.

На этапе организации обучения, перед сборкой курса в СДО особое внимание уделяется работе с преподавателями. Необходимо разработать технологическую карту, где отражается цель, ход работы, требования к формату материалов (видео, презентации, гиперссылки), характер основных и дополнительных материалов для самостоятельного изучения, тестовых и практических заданий.

Дополнительно проводятся технические консультации преподавателей, согласовывается целесообразный формат лекций. В рамках вебинара преподавателю рекомендуется использовать интерактивные методы, вовлекая слушателей в совместное обучение. Длительность записанной видеолекции должна отвечать учебной задаче и способствовать усвоению знаний и навыков. Объем учебных материалов необходимо соотносить

со спецификой занятия и их ролью в формировании умений и навыков, значимых для профессиональной деятельности.

Материалы для самостоятельного изучения должны быть проаннотированы для того, чтобы учащиеся самостоятельно могли оценить необходимость работы с ними. Преимущество отдается веб-источникам, доступным в полнотекстовом режиме. Размещенная библиографическая запись без ссылки на источник в электронном формате не отвечает условию доступности и открытости материала.

Преподавателю необходимо оценить, насколько трудозатратным будет задание в рамках текущего оценивания. Его объем должен соотноситься со временем обучения в модуле с учетом требования последовательного открытия модулей в курсе. Если используется технология «переплетенного задания», то практические задания должны быть не только сформулированы исходя из целей и задач одного занятия, но и включены в общую схему практикумов курса, так как они могут использоваться слушателем при выполнении итоговой работы.

В основу методики оценки результативности обучения библиотекарей в цифровой среде положена интерпретация методики, предложенной Н. Г. Иванцивской, с помощью которой мы можем оценивать уровень МИГ по следующим направлениям [15]:

1. Личностно-смысловое отношение к собственной деятельности, связанной с МИГ (разработанная входная диагностика, педагогическое наблюдение). Разрабатывается входная анкета, ответы на вопросы которой вкупе с ответами на вопросы итоговой анкеты позволяют определить уровень результативности обучения.

2. Владение знаниями и умениями - оценка с помощью тестирования и проверки информационных продуктов, созданных обучающимися по заранее разработанным критериям.

3. Сформированность уровня рефлексии оценивается с помощью рефлексивного блока итогового опроса. Также анализ самооценки обучающихся может проводиться по методу группового обмена впечатлениями, в том числе по методу Эдварда де Боно (метод «6 шляп мышления»).

Результаты. Эта концепция прошла апробацию в рамках дистанционного курса повышения квалификации, направленного на развитие навыков МИГ и новых подходов к библиотечной деятельности в цифровой среде. Совместно с Библиотекой им. К. Д. Ушинского разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цифровая трансформация деятельности школьной библиотеки» (144 ч., авторы Н. В. Кубрак и Д. А. Иванченко).

Обучение организовано при поддержке Корпоративного университета Ленинки (РГБ) и было проведено в октябре - декабре 2020 г. Среди соведущих курса представители школьных и публичных библиотек, педагоги, эксперты по цифровому обучению, специалисты из 1Т-отрасли.

Задачи освоения Программы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предоставить слушателям актуальные знания в области МИГ, в том числе познакомить с методами поиска, анализа, обработки и создания информационных объектов в цифровой среде;

• привить навыки работы с цифровыми инструментами, умения анализировать и осуществлять выбор средств и методов для решения профессиональных задач;

• изучить влияние цифровой трансформации на информационную, образовательную и культурно-просветительскую деятельность школьной библиотеки;

• развить коммуникативные навыки посредством организации коллективных форм взаимодействия в цифровой среде.

Обучение проходило в СДО Ispring Learn. Каждая тема в модуле сопровождалась ве-бинаром с размещением записи. В начале лекции разбирались оргмоменты и сложности при выполнении практического задания.

Слушатели задавали вопросы преподавателям в СДО, почте, в групповом чате мес-сенджера.

В каждом модуле слушатель выполнял задания, продукты этой работы библиотекарь сразу может использовать в повседневной практике. Участники размещали свои работы на коллективных онлайн-досках - так формировался творческий банк работ и происходил профессиональный обмен опытом. Тематика банков работ: «Безопасный интернет», «Инструкции по работе с сервисами», «Агрегаторы контента», «Визуализация контента», «Интерактивные игры», «Виртуальные выставки» и др.

В качестве проекта к итоговой аттестации - создание сайта библиотеки, где слушатель размещает продукты работы в модулях (афиши, викторины и др.).

В курсе приняли участие 27 слушателей, 22 (81%) из них окончили успешно. В результате работы в курсе:

• пройдено 11 модулей;

• проведены 21 лекция с 10 спикерами;

• выполнено 32 практических задания;

• освоено более 15 веб-сервисов;

• создано порядка 20 цифровых продуктов;

• созданы 14 коллективных творческих банков;

• подключены электронная библиотека и электронный каталог.

Ниже представлена структура курса.

1. Современная цифровая среда

1.1. Основы безопасной работы в Интернете

1.2. Цифровые технологии и сервисы

1.3. Этика и авторское право в Интернете

2. МИГ как профессиональная компетенция

2.1. Требования к профессиональным компетенциям библиотекаря на современном этапе

2.2. Условия формирования МИГ

3. Электронно-библиотечные системы

3.1. ЭБС как сервис доставки контента

3.2. Внедрение ЭБС и продвижение чтения в электронной среде

3.3. Особенности учета основных показателей работы библиотеки

4. Электронная каталогизация в школьной библиотеке

4.1. Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС)

4.2. Электронный каталог и автоматизированная книговыдача

5. Электронный документооборот школьной библиотеки

5.1. Мониторинг и отчетность

5.2. Цифровые инструменты для решения профессиональных задач

6. Библиотекарь как цифровой консультант

6.1. Специфика цифрового обучения

6.2. Консультирование педагогов и библиотекарей по работе с цифровыми инструментами

6.3. Развитие МИГ школьников

7. Справочно-библиографическое обслуживание в цифровой среде

7.1. Курирование контента

7.2. Электронные библиографические продукты

8. Визуализация данных и представление информации

8.2. Основы визуализации данных

8.1. Презентации в профессиональной деятельности библиотекаря

9. Культурно-просветительская деятельность: новые форматы и инструменты

9.1. Культурно-просветительские мероприятия в цифровой среде

9.2. Инструменты коммуникации с читателями

10. Интерактивное взаимодействие с читателем в цифровой среде

10.1. Принципы разработки конкурсных дистанционных заданий

10.2. Конкурсы и викторины в цифровой среде

11. Продвижение чтения и услуг библиотеки в цифровой среде

11.1. Интерактивное пространство библиотеки

11.2. Технологии вовлечения школьников в читательскую деятельность.

11.3. Выставочная деятельность в цифровой среде

11.4. Сетевые акции и проекты

Прогресс участники отслеживали в СДО, а также с помощью коллективной таблицы продвижения (педагог отслеживает и отмечает выполнение заданий).

Педагогическое наблюдение выявило определенный паттерн на протяжении обучения у нескольких участников, которые ориентировались в прохождении курса на последовательное открытие материалов для получения автоматической отметки о выполнении задания. Но данные учебной аналитики свидетельствовали о том, что временные затраты на изучение материала были минимальными.

Практические задания при этом не выполнялись. Это может быть связано с тем, что в определенном количестве среди программ повышения наблюдается формальный подход как у педагогов, так и у учеников, если обучение носит сугубо теоретический характер, а главной целью становится получение сертификата или свидетельства об обучении. Решением в такой ситуации является актуализация условий обучения во время очных встреч и индивидуальное консультирование слушателя.

Результаты входной диагностики позволили оценить начальный уровень МИГ. Разделы анкеты соответствовали тематике каждого модуля курса. Каждый индикатор оценивался по шкале «Не знаю»/ «Знаю, но не применяю», «Знаю и применяю».

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы: несмотря на то, что библиотекарь использует Интернет для профессиональных задач ежедневно, он использует возможности Сети лишь для решения простых задач, например поиска информации. Большинство не знакомы с современными форматами, методами, инструментами либо знакомы, но в практику не внедряют, то есть нет понимания целесообразности.

На вопрос «Каковы ваши ожидания от курса?» были получены следующие ответы:

• Хотелось бы узнать и научиться грамотному, современному взаимодействию в цепи: цифровая среда - деятельность моей библиотеки - повышение авторитета школьной библиотеки у учащихся.

• Получить практические навыки работы с онлайн-ресурсами для создания цифрового образовательного контента, изучить современные технологии вовлечения школьников в читательскую деятельность, изучить опыт коллег.

• Научиться применять современные технологии в библиотечной работе, создавать электронную продукцию для учеников.

В конце обучения слушатели (26 чел.) заполнили итоговую анкету, которая содержала в себе те же вопросы, что и входная анкета.

Как использовать онлайн-сервисы в библиотечной работе? Количество тех, кто знает и применяет их, выросло с 41 до 77%.

Количество тех, кто уже имеет электронную библиотеку в школе, выросло с 29,6 до 53,8%. Количество тех, кто практически освоил подключение к ЭБС, выросло с 26% до 62%. На вопрос «Как рекламировать электронную библиотеку» ответили «Знаю и применяю» 70% при 15% в самом начале обучения. А количество тех, кто не знает, как это реализовать, снизилось с 67% до 4%.

Количество тех, кто не знает о сервисах для коллективной работы, снизилось с 48% до 8%. В начале курса 44% слушателей не знали о гугл-документах, в конце - все слушатели узнали, резко увеличилось количество тех, кто применяет эти сервисы (с 22 до 85%).

К концу обучения количество тех, кто имеет опыт обучения учеников/педагогов в дистанционной форме, выросло с 37,0 до 69,2%. Количество тех, кто умеет создавать инструкции к сервисам для учеников и педагогов, выросло с 18,5% до 73,1%.

В начале курса на вопрос «Проводили ли вы ранее уроки/проекты по цифровой грамотности для учеников/педагогов?» 33,3% ответили отрицательно. К концу обучения так не высказался никто и увеличилось число тех, кто теперь планирует проводить такое обучение, с 44,4% до 69,2%.

В области справочно-библиографического обслуживания с 63% до 4% снизилось количество тех, кто не знаком с агрегаторами сайтов и закладочными сервисами (снижение с 70% до 12%). Тех, кто не знает, как создавать электронные дайджесты, также стало меньше (с 82% до 12%).

В области визуализации количество тех, кто научился создавать облака слов, увеличилось с 8% до 67%, ленту времени - с 8 до 63% от общего числа, инфографику с 12 до 48% , интерактивную карту с 4 до 52%, лонгрид с 12 до 78%, интерактивный плакат с 4 до 59%.

Число тех, кто стал знаком с программами для создания видео, выросло с 4 до 48%, графическими редакторами - с 4 до 52%, инструментами для видеосвязи - с 4 до 41%, мессенджерами - с 4 до 44%, видеохостингом - с 5 до 56%.

В области проектирования игр и конкурсов увеличилось число тех, кто узнал, как разрабатывать задания в соответствии с универсальными учебными действиями (с 12 до 74%), таксономии Блума (с 15 до 93%), чтобы ответы не «гуглились» (с 30,8 до 85,2%). Все больше слушателей узнали о сервисах для создания игр (с 8 до 74%), мобильных приложениях для коллективных игр (с 12 до 89%).

В области продвижения услуг библиотеки увеличилось число тех, кто познакомился с использованием OR-кодов (с 0 до 48% от общего числа слушателей), принципами сторителлинга (с 4 до 70%), основами геймификации (с 15 до 82%). Увеличилось количество тех, кто освоил ментальные карты (с 4 до 78%), коллективные доски (с 4 до 82%), сервисы для создания визуальных коллекций (с 4 до 85%).

Можно сделать вывод, что участники в большинстве освоили цифровые инструменты, которые позволяют изменить подход к своей деятельности. Эти инструменты они уже либо используют в различных направлениях библиотечной практики, либо понимают методику их использования.

В конце анкетирования участники дали ответ «Оправдались ли ваши ожидания от обучения в курсе?».

Из рефлексии участников:

• Не ожидала, насколько курсы будут интересными и полезными. С цифровыми технологиями никогда не работала. Было трудно, не всегда легко выполняла задания. Но учебный материал, доступный и понятный, а также консультация специалистов помогали преодолевать трудности. Теперь все знания буду внедрять в работу. Главное - изменилось отношение к цифровым технологиям.

• Понравилась структура курса, практико-ориентированные лекции и ресурсы, интересные спикеры, возможность просматривать работы друг друга и вдохновляться идеями. Все, что мы изучаем, жизненно необходимо в работе. Новое связано с освоением разных сервисов, продвижением библиотеки, умением работать в дистанционном формате.

• Это, пожалуй, лучший на моей практике курс, а именно: по структуре курса (живое общение, качественные презентации, отсылки на «живые» ресурсы, приглашенные на курс профессионалы по своим областям), по высокой релевантности каждой темы, наличием идей и способов транслировать полученные знания коллегам.

Рефлексия участников показала, что описанные в начале курса ожидания участников оправдались, а также цели, поставленные преподавателями, достигнуты. Соблюдение условий реализации методики обучения МИГ, перечисленных выше, позволили

получить высокие результаты в обучении педагогов-библиотекарей. Самое важное, что в дальнейшем участники внедряли полученные знания в повседневную профессиональную деятельность, изменяя содержание деятельности библиотеки.

Итоги. Описанные результаты работы подтверждают, что развитие МИГ более результативно, если оно проходит в цифровой среде с соблюдением специфических требований к организации обучения. Медиа-информационная грамотность, с одной стороны, являясь универсальным, «гибким» навыком, становится в условиях цифровой трансформации образования ключевой профессиональной компетенцией педагога-библиотекаря. Понимание методики развития компетенций в области МИГ позволит готовить библиотечных специалистов с компетенциями, соответствующими требованиям общества к цифровизации образования.

Список литературы

1. Уваров А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 343 с.

2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15.06.2016 № 715. URL: https://bit. ly/3jNxOPq (дата обращения: 23.10.2021).

3. Кудрина Е. Л. Научно-образовательные услуги РГБ в формировании цифрового пространства в сфере культуры // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. СПб.: Изд-во СПБГЭУ, 2019. С. 83-90. URL: https://qrgo.page.link/pi2nr (дата обращения: 23.10.2021).

4. Иванченко Д. А. Школьная библиотека в условиях цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 129-143. URL: http:// pmedu.ru/images/2021-1/129143.pdf (дата обращения: 24.10.2021).

5. Кубрак Н. В. Модернизация школьных библиотек в условиях цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 199-205. URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/199205.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

6. Кубрак Н. В. Цифровая трансформация школьных библиотек: проблемы повышения квалификации // Современная библиотека. 2020. № 7. С. 12-17.

7. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». М.: IFLA, 2012. URL: https:// qrgo.page.link/Bjkup (дата обращения: 23.10.2021).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://qrgo.page.link/AY20M (дата обращения: 23.10.2021)

9. Фещенко Т. С. Модель методической системы подготовки учителя физики в постдипломный период // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 24. C. 114-135.

10. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения. М.: Юрайт, 2018. 194 с.

11. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: моногр. М.: Диона, 2020. 244 с.

12. Симакова С. И. Визуальная грамотность - новый навык медиаграмотности // MEDIA-Образование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV Между-нар. Науч. конф. Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2019. С. 158-162.

13. Кубрак Н. В. Визуализация как часть медиа-информационной грамотности библиотечных специалистов // Молодые ученые - столичному образованию: материалы XIV Городской науч.-практ. конф. Т. 3. М., 2016. С. 305-306.

14. Меркулова А. Ш., Сакова О. Я. Учебная дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» в контексте компетентностного подхода // Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 27. С. 203-211.

15. Иванцивская Н. Г., Кальницкая Н. И. Визуальная грамотность старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 195-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Uvarov A. Yu. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Ed. by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Moscow: Izd. dom VShE, 2019. 343 p.

2. Prikaz Minobrnauki Rossii "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya shkolnykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov" ot 15.06.2016 No. 715. Available at: https://bit. ly/3jNxOPq (accessed: 23.10.2021).

3. Kudrina E. L. Nauchno-obrazovatelnye uslugi RGB v formirovanii tsifrovogo prostranstva v sfere kultury. In: Obrazovanie cherez vsyu zhizn: nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya. St. Petersburg: Izd-vo SPBGEU, 2019. Pp. 83-90. Available at: https://qrgo.page.link/pi2nr (accessed: 23.10.2021).

4. Ivanchenko D. A. Shkolnaya biblioteka v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 1, pp. 129-143. Available at: http://pmedu. ru/images/2021-1/129143.pdf (accessed: 24.10.2021).

5. Kubrak N. V. Modernizatsiya shkolnykh bibliotek v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020, No. 6, pp. 199-215. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/199205.pdf (accessed: 23.10.2021).

6. Kubrak N. V. Tsifrovaya transformatsiya shkolnykh bibliotek: problemy povysheniya kvalifikatsii. Sovremennaya biblioteka. 2020, No. 7, pp. 12-17.

7. Moskovskaya deklaratsiya o media- i informatsionnoy gramotnosti. In: Rossiyskiy komitet Programmy YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh". Moscow: IFLA, 2012. Available at: https:// qrgo.page.link/Bjkup (accessed: 23.10.2021).

8. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://qrgo.page.link/AY20M (accessed: 23.10.2021)

9. Feshchenko T. S. Model metodicheskoy sistemy podgotovki uchitelya fiziki v postdiplomnyy period. Aktualnye voprosy sovremennoy nauki. 2012, No. 24, pp. 114-135.

10. Vayndorf-Sysoeva M. E., Gryaznova T. S., Shitova V. A. Metodika distantsionnogo obucheniya. Moscow: Yurayt, 2018. 194 p.

11. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Tsifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya: monogr. Moscow: Diona, 2020. 244 p.

12. SimakovaS.I. Vizualnayagramotnost-novyynavykmediagramotnosti.In:MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoe prostranstvo. Proceedings of the IV International scientific conference. Chelyabinsk: Izd-vo ChGU, 2019. Pp. 158-162.

13. Kubrak N. V. Vizualizatsiya kak chast media-informatsionnoy gramotnosti bibliotechnykh spetsialistov. In: Molodye uchenye - stolichnomu obrazovaniyu. Proceedings of the XIV Urban scientific-practical conference. Vol. 3. Moscow, 2016. Pp. 305-306.

14. Merkulova A. Sh., Sakova O. Ya. Uchebnaya distsiplina "Analitiko-sinteticheskaya pererabotka informatsii" v kontekste kompetentnostnogo podkhoda. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta kultury i iskusstv. 2014, No. 27, pp. 203-211.

15. Ivantsivskaya N. G., Kalnitskaya N. I. Vizualnaya gramotnost starsheklassnikov. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009, No. 12, pp. 195-205.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 25.01.2022 The article was received on 25.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.