Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ВРАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Петрова Татьяна Николаевна, Эриванова Светлана Алексеевна

Для обучающихся медицинского факультета была разработана методика развития координационных способностей. Исследование проводилось на базе Чувашского госуниверситета. В педагогическом эксперименте участвовали 25 человек в возрасте от 17 до 21 года. Целью исследования было разработать экспериментальную методику развития координационных способностей с использованием «координационной» лестницы у будущих врачей и экспериментально обосновать ее эффективность. Предполагалось, что использование разработанной методики позволит существенно улучшить показатели координационных способностей, способствующих более качественному решению возникающих рабочих ситуаций и профессиональных задач в будущей деятельности специалистов медицинского профиля. В работе раскрываются основы профессионально-прикладной физической подготовки будущих врачей на основе применения специальной методики развития координационных способностей, что имеет научно-практическую значимость для специалистов в области физической культуры и спорта в вузах. Полученные в ходе исследования результаты указывают на эффективность экспериментальной методики, в связи с чем она рекомендуется к внедрению в учебно-воспитательный процесс студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Петрова Татьяна Николаевна, Эриванова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

For students of the faculty of medicine, the methodology for the development of coordination abilities was developed. The study was conducted on the basis of the Chuvash State University. The pedagogical experiment involved 25 people aged 17-21 years. The aim of the study was to develop the experimental methodology for the development of coordination abilities using the "coordination" ladder in future doctors and experimentally substantiate its effectiveness. We assume that using the developed methodology would significantly improve the indicators of coordination abilities, contributing to better solution of emerging work situations and professional tasks in the future activities of medical professionals. The article reveals the basics of the professional-applied physical training of the future doctors based on the use of a special methodology for the development of coordination abilities, which is of scientific and practical significance for specialists in the field of physical culture and sports in universities. The results obtained in the course of the study indicate the effectiveness of the experimental methodology, in connection with which it is recommended for implementation in the educational process of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ент результативности благодаря средствам, которые использовались в тренировочном процессе с учетом их индивидуальных биомеханических показателей.

Такое существенное увеличение показателей коэффициента результативности говорит о том, что разработанный комплекс тренировочных средств на основе учета индивидуальных биомеханических показателей тхэквондистов совершенно оправдан и может быть использован для подготовки спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ применения в поединках сложнокоординационных технических действий высококвалифицированными спортсменами различных версий тхэквондо / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 130--135.

2. К вопросу о применении электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 155-160.

3. Павленко А.В. Кинематические характеристики двигательных действий тхэквондо в безопорном положении / А.В. Павленко, М.А. Рогожников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 110-114.

REFERENCES

1. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M. and Pavlenko, A.V. (2016), "Analysis of the use of complex coordination technical actions in duels by highly qualified athletes of various versions of taekwondo", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 130-135.

2. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, Simakov, A.M. and Chistyakov, V.A. (2013), "On the question of the use of electronic judging systems in taekwondo (VTF)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 155-160.

3. Pavlenko, A.V. and Rogozhnikov, M.A. (2014), "Kinematic characteristics of motor actions of taekwondo in an unsupported position", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 110-114.

Контактная информация: ms-xx1@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2022

УДК 796.012.212

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Надежда Николаевна Пьянзина, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Алексеевна Эри-ванова, старший преподаватель, Чувашский государственный университет имени И.Н.

Ульянова, Чебоксары

Аннотация

Для обучающихся медицинского факультета была разработана методика развития координационных способностей. Исследование проводилось на базе Чувашского госуниверситета. В педагогическом эксперименте участвовали 25 человек в возрасте от 17 до 21 года. Целью исследования было разработать экспериментальную методику развития координационных способностей с использованием «координационной» лестницы у будущих врачей и экспериментально обосновать ее эффективность. Предполагалось, что использование разработанной методики позволит существенно улучшить показатели координационных способностей, способствующих более качественному решению возникающих рабочих ситуаций и профессиональных задач в будущей деятельности специалистов медицинского профиля. В работе раскрываются основы профессионально-прикладной физической подготовки будущих врачей на основе применения специальной методики развития ко-

ординационных способностей, что имеет научно-практическую значимость для специалистов в области физической культуры и спорта в вузах. Полученные в ходе исследования результаты указывают на эффективность экспериментальной методики, в связи с чем она рекомендуется к внедрению в учебно-воспитательный процесс студентов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, координационные способности, студенты, врачи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p447-451

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Nadezhda Nikolaevna Pyanzina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatyana Niko-laevna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Ivanovna Erivanova, the senior teacher, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary

Abstract

For students of the faculty of medicine, the methodology for the development of coordination abilities was developed. The study was conducted on the basis of the Chuvash State University. The pedagogical experiment involved 25 people aged 17-21 years. The aim of the study was to develop the experimental methodology for the development of coordination abilities using the "coordination" ladder in future doctors and experimentally substantiate its effectiveness. We assume that using the developed methodology would significantly improve the indicators of coordination abilities, contributing to better solution of emerging work situations and professional tasks in the future activities of medical professionals. The article reveals the basics of the professional-applied physical training of the future doctors based on the use of a special methodology for the development of coordination abilities, which is of scientific and practical significance for specialists in the field of physical culture and sports in universities. The results obtained in the course of the study indicate the effectiveness of the experimental methodology, in connection with which it is recommended for implementation in the educational process of students.

Keywords: professional-applied physical culture, coordination abilities, students, doctors.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире любая деятельность сопряжена с находчивостью, быстротой принятия решения, пространственно-временной и динамической точностью движений и т. д. [1, 2].

Координированность и быстрота в действиях в основном зависят от проявления двигательно-координационных качеств, которые, в свою очередь, формируются в процессе профессионально-прикладной физической подготовки [3].

В сфере здравоохранения, в частности врачебной практике, имеются такие направления работы, которые связаны с особыми условиями деятельности, например, в хирургии, стоматологии, медицине катастроф. Многочисленные исследования (А.П. Дьяченко, 1997; В.П. Иващено с соавт., 2016; И.С. Миронов, 2017; Ю.В. Калабин с соавт., 2019 и др.) подтверждают, что будущие врачи, активно вовлеченные в систематические занятия физическими упражнениями, весьма успешно справляются со своими прямыми обязанностями в трудовой деятельности.

Продуктивность врача, качество и результативность его действий во многом зависят от уровня не только профессиональной, но и физической подготовленности. Во время процесса обучения студентов - будущих врачей - особое внимание уделяется их физическому воспитанию, так как хорошая подготовка координирует деятельность, быстроту реакции, выносливость, что впоследствии поможет им в работе. Профессиональная деятельность врачей является относительно малоподвижной, связана со значительными физическими нагрузками и требует максимальной выносливости и концентрации [2].

Правильно подобранные средства и методы физического воспитания влияют на снятие утомления, улучшение работоспособности, создают предпосылки для укрепления здоровья, воспитания профессионально необходимых свойств для привыкания специалиста к режиму трудовой деятельности, помогают восстановить организм после всевозможных трудовых, учебных и бытовых нагрузок [1].

Таким образом, изучение проблем формирования координационных способностей студентов медицинского профиля на занятиях физической культурой как одного из факторов повышения их физической подготовленности является актуальной.

Исходя из проблемы, мы сформулировали цель исследования - разработать экспериментальную методику развития координационных способностей с использованием «координационной» лестницы у будущих врачей и экспериментально обосновать ее эффективность.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Регулярные педагогические наблюдения за ходом занятий, в частности, за двигательной активностью студентов, выявили проблему наличия определенных сложностей у студентов при выполнении тех или иных практических заданий или двигательных действий, связанных с проявлением двигательно-координационных способностей. Воспитание физических качеств, в частности, координационных способностей, в вузе происходит в двух направлениях физкультурно-спортивной деятельности: в процессе учебно-тренировочных занятий по виду спорта и в рамках профессионально-прикладной физической подготовки на организованных занятиях по физической культуре [3, 7].

В связи с тем, что для будущих врачей двигательно-координационные качества имеют высокую практическую значимость, нами был организован педагогический эксперимент по их развитию с помощью экспериментальной методики, включающей упражнения в ходьбе, в беге и прыжковые упражнения на «координационной» лестнице.

В педагогическом эксперименте принимали участие 25 студентов стоматологического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в возрасте от 17 лет до 21 года. Испытуемые занимались по разработанной методике в течение одного учебного семестра.

Констатирующий эксперимент (пилотное тестирование) был проведен в начале первого семестра 2020-2021 уч. года. Второе тестирование после формирующего эксперимента проводилось в конце семестра.

Для определения способностей к ориентации, согласованию и равновесию нами использованы прыжковые упражнения - прыжок в длину с места спиной вперед с поворотом на 180° (см), прыжок в длину с места с поворотом на 180° (см), прыжок в длину с места спиной вперед (см) и проба Ромберга [6].

Общеизвестно, что в спортивной науке прыжки в длину обычно используют для выявления скоростно-силовых качеств. Используемые нами тестовые прыжки также являются скоростно-силовыми, но одновременно содержат в себе элемент новизны, связанный с нестандартной техникой выполнения [4, 5]. Исходя из этого, результат в прыжках прямо зависим от особенностей проявления координационных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты тестирования координационных способностей до и после педагогического эксперимента приведены в таблице.

По итогам эксперимента можно констатировать, что показатели во всех тестовых упражнениях отражают прирост. К примеру, в тесте «Проба Ромберга» результаты испытуемых улучшились на 55%. Показатели в остальных трех тестах также изменились в сторону увеличения, но их средний прирост является менее значительным: в прыжке в

длину с места спиной вперед с поворотом на 180° - на 5%, в прыжке в длину с места с поворотом на 180° - на 4%, в прыжке в длину с места спиной вперед - на 6%. При этом в двух первых тестах изменения не имеют статически значимых различий (>0,05), в третьем и четвертом тестах изменения статически значимы (<0,05).

Таблица - Уровень координационных способностей у студентов (М±т)

Тестовые испытания Средние показатели р

До эксперим. После эксперим.

Проба Ромберга (сек) 31,72±5,86 49,19±7,54 р>0,05

Прыжок в длину с места спиной вперед с поворотом на 180° (см) 122,39±3,67 129,24±4,03 р>0,05

Прыжок в длину с места с поворотом на 180° (см) 187,77±4,76 196,22±6,08 р<0,05

Прыжок в длину с места спиной вперед (см) 110,70±2,50 117,65±2,54 р<0,05

Примечание: р - критерий статистической значимости различий показателей до и после проведенного эксперимента.

ВЫВОДЫ

Таким образом, предположение о том, что использование разработанной методики позволит существенно улучшить показатели координационных способностей, подтвердилось. Хотя в двух тестах («Проба Ромберга», «Прыжок в длину с места спиной вперед с поворотом на 180°») изменения проявляются только на уровне тенденции. Можно констатировать, что разработанная методика эффективна, и ее внедрение в систему профессионально-прикладной физической подготовки будущих врачей обладает необходимой практической значимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова О.Б. Влияние различных видов двигательной активности на физиологическое состояние организма студентов вузов / О.Б. Колесникова, А.И. Орлов, С.А. Эриванова // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Казань, 21 февраля 2018 года / ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. - С. 693-695.

2. Орлов А.И. Спортизация физического воспитания в вузах / А.И. Орлов, А.Н. Урмаев // Физическая культура, спорт и здоровье студентов : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 января 2013 года / Ответственный за выпуск Д.А. Рукавишников. - Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2013. - С. 102-104.

3. Петрова Т.Н. Развитие координационных способностей студенток на основе использования "скоростных" лестниц / Т.Н. Петрова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 февраля 2019 года. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. - С. 428-431.

4. Пьянзин А.И. Соразмерность параметров взаимодействия тела с опорой при выполнении различных упражнений / А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина // Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства: проблемы и пути их решения : материалы всероссийской научно-практической конференции, Чурапча, 08 апреля 2016 года / научный редактор Гуляева С.С.. - Чурапча : Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, 2016. - С. 26-30.

5. Табаков А.И. Использование прыжковых упражнений в качестве тестов для оценки координационных способностей легкоатлетов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Наука сегодня: теория и практика : материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 24 августа 2016 года. - Вологда : Маркер, 2016. - С. 112-115.

6. Шиленко О.В. Развитие координационных способностей в фитнес-аэробике / О.В. Ши-ленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации : Материалы научно-практической конференции, Чебоксары, 25 октября 2019 го-

да. - Чебоксары : Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2020. - С. 95-100.

7. Шиленко О.В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на повышение уровня координационных способностей у женщин среднего возраста / О. . Шиленко, А.И. Пьянзин, Н.Г. Шашкин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-1. - С. 207-210.

REFERENCES

1. Kolesnikova, O.B., Orlov, A.I. and Erivanova, S.A. (2018), "The influence of various types of motor activity on the physiological state of the organism of university students", "Problems and prospects ofphysical education, sports training and adaptive physical culture" : materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, pp. 693-695.

2. Orlov, A.I. and Urmaev, A.N. (2013), "Sportization of physical education in universities", Collection of materials of the international scientific and practical conference "Physical culture, sport and health of students", Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the autonomous non-profit educational organization of Higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation "Russian University of Cooperation", Cheboksary, pp. 102-104.

3. Petrova, T.N. (2019), "Development of students' coordination abilities based on the use of "high-speed" ladders", Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference "Actual problems of physical culture and sports", I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, pp. 428-431.

4. Pyanzin, A.I. and Pyanzina, N.N. (2016), "The proportionality of the parameters of the interaction of the body with the support when performing various exercises", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Organization of physical culture and sports work at the place of residence: problems and ways to solve them", Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, pp. 26-30.

5. Tabakov, A.I. and Konovalov, V.N. (2016), " The use of jumping exercises as tests for assessing the coordination abilities of athletes", Materials of the International scientific and practical conference "Science today: theory and practice", Marker Vologda, pp. 112-115.

6. Shilenko, O. V., Pyanzina, N. N. and Petrova, T.N. (2020), "Development of coordination abilities in fitness aerobics", Materials of the scientific and practical conference "Actual problems ofphysical culture, sports and health: ways to implement them", Chuvash State University named after I.N. Ul-yanov, Cheboksary, pp. 95-100.

7. Shilenko, O.V., Pyanzin A.I. and Shashkin, N.G. (2016), "The influence of recreational aerobics classes on improving the level of coordination abilities in middle-aged women", Modern high-tech technologies, No. 3-1, pp. 207-210.

Контактная информация: npianzina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2022

УДК 797.122

МИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ГРЕБНОГО СЛАЛОМА «ВЗЯТИЕ ВОРОТ ОБРАТНОГО ХОДА» Евгений Анатольевич Рассудихин, аспирант, Анатолий Владимирович Лаптев, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Светлана Викторовна Волохова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский авиационный институт, Москва

Аннотация

Введение. В работе предпринята попытка определить активность мышечных групп, участвующие в выполнении специфического сложно координационного спортивного действия в гребном слаломе - взятие ворот обратного хода. Цель исследования заключается в определении мышечных групп, в большей степени участвующих в выполнении действия. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в феврале 2022 года в городе Аль-Аин, ОАЭ. В исследовании приняли участие 4 спортсмена высокой квалификации (2 МС, 2МСМК). Применялась многока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.