МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
И.С. Багина, старший преподаватель И.В. Кочанова, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-2-17-20
Аннотация. Данная статья посвящена описанию содержания экспериментальной методики развития гибкости у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В статье освещено значение гибкости как важного физического качества, а также необходимость развития гибкости в детском возрасте, поскольку с возрастом её развитие становится намного труднее. В статье представлена разработанная и апробированная методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, умственная отсталость, гибкость, развитие, упражнения.
За последнее десятилетие количество умственно отсталых детей увеличилось в два раза, насчитывают более 300 миллионов человек с данным видом отклонения [1]. В детском возрасте развитие гибкости наиболее актуально, так как со временем в кости происходят возрастные изменения, которые и приводят к ухудшению гибкости.
Упражнения на гибкость рассматриваются как одно из важнейших средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития [2]. Присущая детям с умственной отсталостью неспособность точно координировать свои движения не редко способствует повышенному детскому травматизму [3]. Хорошая подвижность суставов и
Таблица 1._
эластичность связок помогает предотвратить травмы мышц благодаря их способности растягиваться. Так же гибкость важна при занятиях избранным видом спорта [4].
Объект: процесс адаптивного физического воспитания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
В таблице 1 представлены результаты начального тестирования детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в ходе констатирующего педагогического эксперимента (п=10).
Оцениваемые параметры Контрольная груп-па(п=10) МКпнтР±т Экспериментальная груп-па(п=10) M4Km±m T(t табл, 2,10) P
Наклон из положения сидя (см) -9,3±2,81 -7.8±1,95 0,43 P>0,05
Наклон из положения стоя (см) -5,9±2,05 -2,5±2,27 1,11 P>0,05
Выкрут с палкой (см) 83±3,8 78,9±4,87 0,66 P>0,05
Бабочка (см) 11,6±2,05 9,5±1,94 0,82 P>0,05
Результаты выполненных тестов свидетельствуют о низком уровне развития гибкости на начало педагогического экспери-
мента. Чтобы повысить уровень развития гибкости, необходимо разработать экспериментальную методику развития гибко-
сти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
На основании изученных литературных источников, была разработана методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель экспериментальной методики: повысить уровень гибкости детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Исходя из цели нашей методики, в процессе научного исследования решались такие задачи, как:
1. Сформировать у ребёнка общее представление о развитии гибкости и замоти-вировать на дальнейший результат.
2. Овладеть техникой двигательных действий, предусмотренных в методике.
3. В процессе занятий повысить уровень развития гибкости.
В нашей методике развития гибкости при работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста были использованы методы: наглядный метод, словесный метод, метод целостного разучивания [5]. Структура и проведение занятий с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью, базировалась общеметодологических и специально-методических принципах:
1. Принцип систематичности и последовательности обучения [6];
2. Принцип дифференциации и индивидуализации [7];
3. Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием [8];
4. Принцип доступности и наглядности.
Рекомендации, которых мы придерживались в нашем исследовании: продолжительность занятий 45 мин ( разработанный нами комплекс занимает 7 мин), 3 раза в
неделю. Форма занятия - урок физической культуры. Было разработано 4 комплекса, состоящих из 8 упражнений. Рассмотрим один из них:
Упражнение «поднимание палки вверх»: и. п.- о. с. В руках палка. Выполнить шаг правой ногой, одновременно поднимая руки вверх, удерживая палку. Прогнуться в спине.
Упражнение «наклоны»: и. п. стоя. Ноги врозь. Выполнить наклон вперед, к левой и правой ноге, с задержкой.
Упражнение «Корзинка»: лежа на животе, взять руками себя за лодыжки ног и
тянуться как можно выше, образуя корзину.
Упражнение «растяжка ног лёжа»: лёжа на спине, ноги лежат прямо. Поднять одну ногу вверх и обхватить лодыжку рукой. Повторить то же с другой ногой.
Упражнение «Лодочка с замком»: лёжа на животе, обе руки заводят за спину и сцепляют в замок. Выполнить плавные небольшие наклоны вперед-назад, прогибаясь в грудном отделе.
Упражнение «Собака мордой вниз с опорой»: из положения стоя напротив опоры (стены), расположив на ней ладони, плавно наклонятся. Прогибаться в грудном отделе.
Упражнение «Бабочка»: сидя на коврике, развести колени в стороны, сомкнув стопы. Корпус наклонен вперед, спина ровная.
Подвижная игра «Жираф». Ведущий раскладывает перед игроком камушки. Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача -собрать все лежащие перед ним камушки. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская.
Таблица 2. Уровень развития гибкости у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента___
Оцениваемые параметры Контрольная груп-na(n=10) MKornr±m Экспериментальная rpynna(n=10) Mэкcп±m T(t табл, 2,10) P
Наклон из положения сидя (см) -9,1±3,03 -5,6±2,05 1,25 P>0,0 5
Наклон из положения стоя (см) -5,4±2,27 0,1±1,95 2,15 P<0,0 5
Выкрут с палкой (см) 81,1±3,67 74,1±4,77 2,13 P<0,0 5
Бабочка (см) 11,8±2,05 6,8±1,83 2,17 P<0,0 5
В ходе педагогического эксперимента, периментальной группе показатели гибко-проведённого на базе КОГОБУ ШОВЗ№44 сти улучшилась с -2,5 см до 0,1 см, по тег. Кирова, были получены следующие ре- сту «Выкрут с палкой» в эксперименталь-зультаты в контрольной группе: по тесту ной группе показатели гибкости улучши-«Наклон из положения сидя» результаты лась с 78,9 см до 74,1 см. По тесту «Бабоч-улучшились незначительно, с -9,3 см до - ка» в экспериментальной группе показате-9,1 см. По тесту «Наклон из положения ли гибкости улучшилась с 9,5 см до 6,8 см. стоя» также отмечено незначительное Основываясь на результатах педагогиче-улучшение показателей гибкости, с -5,9 см ского эксперимента, сравнения начального до -5,4 см. По тесту «Выкрут с палкой» в и итогового тестирования, а также сравне-контрольной группе улучшения незначи- ния различий в динамике контрольной и тельные, с 83 см до 81,1 см. По тесту «Ба- экспериментальной групп, можно сделать бочка» в контрольной группе улучшений вывод, что наша методика способствует не отмечено. Результаты, полученные в повышению уровня гибкости у детей экспериментальной группе, следующие: по младшего школьного возраста с умствен-тесту «Наклон из положения сидя» в экс- ной отсталостью и может рекомендоваться периментальной группе показатели гибко- для применения на уроках физической сти улучшились с -7,8 см до - 5,6 см, по культуры. тесту «Наклон из положения стоя» в экс-
Библиографический список
1. Абрамова М.А., Сунгурова А.В. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями в сенсорном и интеллектуальном развитии: учеб.-метод. пособие. - Архангельск: САФУ, 2017. - С. 120-123.
2. Автенюк А.С., Макаров И.В. Атоническая форма умственной отсталости: научн. статья // Российский психологический журнал. - 2017. - №2. - С. 37-46.
3. Бумарскова, Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости: учебное пособие / Н.Н. Бумарскова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. - М.: МГСУ, 2015. - 126 с.
4. Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н. Формирование двигательной и познавательной деятельности детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий: науч. статья // Адаптивная физическая культура. - 2001. - С. 22-23.
5. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш, Н.В. Третьякова, К.Н. Бараковских. - М: Екатеринбург РГППУ, 2019. - 108 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учеб. пособие для студ., аспирантов и преподавателей институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 103 с.
7. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н Теория и методики физического воспитания. Учебник для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., Просвещение, 1990. - С. 100-120.
8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник. - М., Академия, 2014. - С. 70-80.
METHODS OF FLEXIBILITY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
WITH MENTAL RETARDATION
I.S. Bagina, Senior Lecturer I.V. Kochanova, Student Vyatka State University (Russia, Kirov)
Abstract. This article describes the content of an experimental technique for developing flexibility in primary school children with mental retardation. The article highlights the importance of flexibility as an important physical quality, as well as the need to develop flexibility in childhood, since its development becomes much more difficult with age. The article presents a developed and tested method of developing flexibility in primary school children with mental retardation.
Keywords: primary school children, mental retardation, flexibility, development.