Научная статья на тему 'Методика разработки нормативов платы за пресные подземные воды Украины'

Методика разработки нормативов платы за пресные подземные воды Украины Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика разработки нормативов платы за пресные подземные воды Украины»

© П.М. Моссур, А.Л. Булгаков, 2003

"ЛК 338.4

П.М. Моссур, А.Л. Булгаков

МЕТОЛ»КА РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА ПРЕСНЫЕ ПОЛЗЕМНЫЕ ВОЛЫ YКРАИНЫ

Экономический механизм рационального природопользования направлен на повышение уровня комплексного использования водных ресурсов; внедрение оптимальных норм расхода воды во всех сферах производства и коммунальнобытовом хозяйстве; внедрение маловодных и безводных технологических процессов производства и систем оборотного водоснабжения; прогрессивных технологий очистки сточных вод; воспроизводство запасов пресных подземных вод и решение других вопросов эффективного использования водных ресурсов.

За последние годы на Украине проведена определенная работа по усилению воздействия экономических рычагов и стимулов повышения эффективности использования минеральных ресурсов в народном хозяйстве. В области ценообразования осуществлены меры, позволяющие более точно учитывать общественно необходимые затраты в минерально-сырьевом комплексе.

Цены здесь выполняют планово-учетную, стимулирующую, распределительную и нормативную функции. В новых ценах учтены затраты на геологоразведочные работы практически по всем видам добываемых полезных ископаемых.

Возмещение затрат на геологоразведочные работы позволило создать целевой фонд финансирования этих работ для воспроизводства разведанных запасов полезных ископаемых. Проблемным вопросом является более экономное и рациональное использование водных ресурсов, которое достигается введением нормативов платы (тарифов) за специальное использование водных ресурсов. Размер платы за забор воды определяется на основании нормативов платы, фактических объемов забора и установленных нормативов забора воды. При потреблении воды в пределах лимита забора плата взимается по тарифу установленному для данной водохозяй-

ственной системы. За сверхнормативное использование пресных вод плата взимается в пятикратном размере.

Нормативы платы за специальное использование пресных подземных вод (ППВ) разработаны за 1 м3 по административным областям Украины и изменяются в широких пределах. Ценность любого природного ресурса определяется величиной прибыли, которую он приносит в результате его использования. Ресурсы подземных вод должны обеспечивать потребность всего общества и населения без ограничения во времени и при сохранении условий воспроизводства. Поэтому любой возобновляемый запас пресных подземных вод имеет бесконечную ценность, т.е. является бесценным. Это обстоятельство по существу правильно отражает специфику действия двух факторов подземного водопользования - социально -экологическую и экономическую, обусловленную отсутствием замены пресным подземным водам как экологического резерва государства.

Таблица 1

РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕСНЫХ ПОАЗЕМНЫХ ВОА ПО ААМИНИСТРАТИВНЫМ ОБЛАСТЯМ УКРАИНЫ

№ Администра- Тпп, коп/м Тво, коп/м3 Тобщ,

п/п тивные области Ззам Кн Тпп Ксв Тво" Ксвх, Тво" коп/м3

1 Винницкая 8,563 1,00 8,56 0,65 5,54 3,60 12,16

2 Волынская 0,89 7,62 1,00 5,04 5,04 13,02

3 Днепропет- ровская 0,45 3,85 0,86 4,79 4,12 7,97

4 Донецкая 0,52 4,45 0,45 9,83 4,20 8,87

5 Житомирская 1,00 8,56 0,50 4,92 2,46 11,02

6 Закарпатская 0,60 5,14 1,00 2,27 2,27 7,41

7 Запорожская 0,95 8,13 0,17 4,79 0,81 8,94

8 Ивано- Франковская 0,73 6,25 1,00 3,02 3,02 9,27

9 Киевская 0,30 2,57 0,85 4,92 4,18 6,75

10 Кировоград -ская 0,72 6,17 0,27 5,54 1,50 7,67

11 Луганская 0,76 6,51 0,45 9,83 4,42 10,93

12 Львовская 0,71 6,08 1,00 3,02 3,02 9,10

13 Николаевская 1,00 8,56 1,00 5,54 5,54 14,10

14 Одесская 1,00 8,56 0,80 2,52 2,02 10,58

15 Полтавская 0,58 4,97 0,36 4,79 1,72 6,69

16 Ровенская 0,63 5,39 1,00 5,04 5,04 10,43

17 Сумская 0,59 5,05 0,46 5,04 2,32 7,37

18 Тернополь- ская 1,00 8,56 1,00 3,02 3,02 11,58

19 Харьковская 0,43 3,68 0,43 9,83 4,23 7,91

20 Херсонская 1,00 8,56 0,53 4,79 2,54 11,10

21 Хмельницкая 0,79 6,76 0,90 5,54 4,99 11,75

22 Черкасская 0,95 8,13 0,67 4,79 3,21 11,34

23 Черниговская 0,64 5,48 0,47 5,04 2,37 7,85

24 Черновицкая 0,61 5,22 1,00 3,02 3,02 8,24

25 Р-ка Крым 0,66 5,65 1,00 10,0 8 5,30 10,08 15,73

Итог о по Украине 0,74 6,34 0,71 3,76 10,10

Таблица 2

РАСЧЕТ НОРМАТИВА ПЛАТЫ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕСНЫХ ПОАЗЕМНЫХ ВОЛ С УЧЕТОМ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕАОЧНЫЕ работы

№ п/п Административные области Тсбщ Норматив платы без затрат на ГРР Норматив возмещения затрат за ГРР на ППВ Норматив платы с учетом затрат на ГРР за ППВ

1 Винницкая 12,16 1,68 13,84

2 Волынская 13,02 14,70

3 Днепропетровская 7,97 9,65

4 Донецкая 8,87 10,55

5 Житомирская 11,02 12,70

6 Закарпатская 7,41 9,09

7 Запорожская 8,94 10,62

8 Ивано- Франковская 9,27 10,95

9 Киевская 6,75 8,43

10 Кировоградская 7,67 9,35

11 Луганская 10,93 12,61

12 Львовская 9,10 10,78

13 Николаевская 14,10 15,78

14 Одесская 10,58 12,26

15 Полтавская 6,69 8,37

16 Ровенская 10,43 12,11

17 Сумская 7,37 9,05

18 Т ернопольская 11,58 13,26

19 Харьковская 7,91 9,59

20 Херсонская 11,10 12,78

21 Хмельницкая 11,75 13,43

22 Черкасская 11,34 13,02

23 Черниговская 7,85 9,53

24 Черновицкая 8,24 9,92

25 Р-ка Крым 15,73 17,41

Итого по Украине 10,10 11,78

Однако в экономике, в настоящее время, такие источники постоянного дохода оцениваются капитализацией прибыли, как и любом другом направлении коммерческой деятельности. В соответствии с разработанной нами Методикой определения платы за использование природных ресурсов структура платы (тариф) слагается из двух показателей:

1. Плата за право пользования ресурсами (Тпп).

2. Плата за воспроизводство и охрану ресурсов (Тво).

Плата за право пользования ресурсами представляет собой ренту, определяемую как разность нормативных замыкающих и индивидуальных затрат. Плата за воспроизводство и охрану пресных подземных вод является компенсационной по текущим затратам. Пресные подземные воды по характеру своего формирования включают и привлекаемый речной сток, объем которого определяется не только гидрогеологическими условиями взаимосвязи с подземными водами, но и объемом доступных к использованию поверхностных водных ресурсов в зоне влияния водозабора подземных вод, то есть зарегулированным речным стоком.

Норматив платы за право пользования (забора) пресных подземных вод (Тпп) определяется, как и

для поверхностных водных ресурсов, по значению замыкающих затрат в данном водном бассейне (Ззам) с учетом понижающего коэффициента на неполноту использования водных ресурсов (Кн) - эксплуатационных запасов пресных подземных вод.

Тпп = Ззам * Кн

Коэффициент неполноты использования доступных к использованию водных ресурсов определяется расчетом по формуле:

Кн = О исп : О ут где О исп - объем используемых утвержденных ресурсов ППВ; О ут - объем утвержденных эксплуатационных запасов ППВ;

Общий тариф платы за воспроизводство и охрану ППВ (Тво общ) включает следующие показатели:

Тво общ = Тво * Ксв + Ст где Тво - норматив платы за воспроизводство и охрану поверхностных водных ресурсов, коп/м3; Ксв - коэффициент гидравлической связи поверхностных и подземных водных ресурсов; С т - норматив платы за поиск, разведку и оценку запасов ППВ (ставка возмещения затрат за геологоразведочные работы).

При расчете тарифных ставок за использование ППВ замыкающие затраты (Ззам) на современном уровне дифференцированы только по бассейнам крупных рек, допуская, что внутри бассейна этот показатель одинаков. Это положение справедливо исходя из результатов водохозяйственных расчетов, которые определяют уровень зарегулированности речного стока и зону влияния бассейна реки.

Коэффициент гидравлической связи (Ксв) дифференцирован по регионам Украины в соответствии с гидрогеологическими условиями территории. Анализ абсолютных значений коэффициента гидравлических связей показывает, что в пределах одного и того же административного района коэффициенты (ксв) могут изменяться в широких пределах - от «0,2» до «более 0,8». Административные районы Украины с относительно однородными гидрогеологическими условиями достаточно редки. Удельные показатели себестоимости доступных к использованию поверхностных вод определены, как замыкающие затраты, по бассейнам крупных рек, исходя из тех же водохозяйственных условий. Удельные затраты на поиск, разведку и изучение ППВ определяются ассигнованиями, выделяемыми на проведение указанных робот геологическим предприятиям Украины, зона

деятельности которых охватывает несколько административных областей.

Так, зона деятельности ГГП «Севукргеология» охватывает 9 административных областей, расположенных в пределах двух крупных гидрогеологических структур - Днепровско-Донецкий артезианский бассейн и гидрогеологическая область Украинского щита.

Зоной деятельности ГГП «Донбассгеология» и «Лу-ганскгеология» является территория Донецкой и Луганской областей, расположенная в пределах четырех гидрогеологических структур - Донецкий, Донецко -Донской и Азово - Кубанский артезианские бассейны и Донецкая гидрогеологическая область и т. д.

Учитывая все ниже изложенное, на данном уровне выполняемых исследований, в качестве территориальной единицы для установления норматива платы (тарифа) нами принята административная область, в пределах которой определяются ассигнования на геологоразведочные роботы и коэффициенты гидравлической связи. Причем большинство административных областей Украины (за исключением 8-ми областей) однородны по принадлежности к гидрогеологическим структурам.

Нормативы платы за специальное использование ППВ (Тобщ) нами рассчитаны по двум вариантам:

1. Без учета ставок возмещения затрат за геологоразведочные работы. Расчеты выполняются по формуле

Т — З * К + т н * К

А общ _ “'зам г'н 1 во г'св

2. С учетом ставок возмещения затрат за геологоразведочные работы. Расчеты сделаны по формуле.

Т = (З *К + Тн *К ) + С

^ общ “ ч^зам г'н + 1 во Г'св/ +

Исходные данные и полученные результаты выполненных нами расчетов нормативов платы (тарифов) за специальное использование ППВ по указанным выше вариантам в пределах административных областей Украины представлены в табл. 1 и 2.

Показатели нормативов платы за воспроизводство и охрану поверхностных водных ресурсов по бассейнам рек Украины нами взяты из приложения №1 постановлению Кабинета Министров Украины от 18 мая 1999 г. №836.

Расчетный норматив платы за специальное использование ППВ по административным областям Украины изменяется в широких пределах, составляя в среднем 10,1 коп/м3. Этот показатель зависит от коэффициента использования водных ресурсов, коэффициента гидравлической связи поверхностных и подземных вод, и установленных нормативов платы за воспроизводство и охрану водных ресурсов.

Предлагаемые нормативы платы обеспечивают рентабельную работу практически всех водохозяйственных организаций Украины и способствуют более рентабельному использованию пресных подземных вод.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------------

Моссур Петр Митрофанович - профессор, Национальная горная академия Украины. Булгаков Алексей Дмитриевич - доцент, Национальная горная академия Украины.

© В.В. Ралченко, 2003

"ЛК 338.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.В. Ралченко

РОЛЬ YГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ "КРАИНЫ, НЕОБХОЛИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОЗЛОРОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ

Анализ тенденций развития мировой энергетики позволяет сделать вывод о том, что в будущем роль угля в топливно-энергетическом комплексе будет непрерывно повышаться. Этот вывод особенно актуален для Украины, которая, имея огромные запасы угля различного назначения, достаточные почти на 400 лет, обеспечивает свою потребность в нефти и газе собственными ресурсами

лишь на 15% и имеет ряд нерешенных проблем в атомной энергетике. Последние особенно проявлялись после Чернобыльской катастрофы.

Об огромном значении угля в народном хозяйстве и экономике страны свидетельствует то, что в структуре запасов органического сырья в Украине уголь составляет 95,4%. Учитывая тенденцию ежегодного прироста объемов мировой добычи более чем на 3% (в структуре мировых запасов в органическом топливе уголь составляет 67%), в Национальной энергетической программе Украины до 2010 года (Постановление Верховного Совета от 15.06.1996 г. №191/196-130) предусмотрено увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны до 50%. Однако из-за недостаточного финансирования и ряда других объективных и субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.