Научная статья на тему 'Методика разработки концепции проекта в графическом дизайне на основе полиграфической продукции'

Методика разработки концепции проекта в графическом дизайне на основе полиграфической продукции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1064
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОЛИГРАФИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ГРАФИКА / ДИЗАЙН / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Неженцев М. М.

В данной работе рассматривается выполнение графических проектов с разработкой собственного графического ряда, выраженного в общей концепции художественных образов. Полиграфическая продукция является важным аспектом в современной рекламной индустрии, позволяет создавать абстрактные формы, достаточно проста в освоении студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика разработки концепции проекта в графическом дизайне на основе полиграфической продукции»

Список литературы:

1. Вайнрайх У Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. - К.: Вища школа, 1979. - 263 с.

2. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. - 90 с.

3. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

4. Загаштоков А.Х. Методика преподавания русского языка в условиях новой языковой ситуации. - Нальчик, 1996. - 169 с.

5. Загаштоков А.Х., Кулимова Р.Х. Тенденции развития билингвальной начальной школы в современных социокультурных условиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: история, опыт, перспективы». - Армавир, 2008.

6. Имедадзе Н.В. К психологической природе раннего двуязычия // Вопросы психологии. - 1960. - № 7. - С. 60-68.

7. Кулимова Р.Х. Проблема выбора языка обучения // Журнал «Образование +». - Нальчик, 2007. - № 1. - С. 64-65.

8. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

9. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.И. Язык и дети. - М.: Наука, 1981. -111 с.

10. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. -451 с.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ НА ОСНОВЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

© Неженцев М.М.*

Орловский государственный университет, г. Орел

В данной работе рассматривается выполнение графических проектов с разработкой собственного графического ряда, выраженного в общей концепции художественных образов. Полиграфическая продукция является важным аспектом в современной рекламной индустрии, позволяет создавать абстрактные формы, достаточно проста в освоении студентами.

Ключевые слова проектирование, полиграфия, концепция, графика, дизайн, методика.

Прежде чем приступить к визуализации нашего проекта нам необходимо продумать и разработать концепцию нашей работы, отражающую ос-

* Аспирант кафедры Декоративно-прикладного искусства.

новные мысли, которые мы бы хотели выразить в этом проекте, а так же создавала коммуникацию с потенциальным потребителем продукта.

Для этого нам, прежде всего, нужно четко определиться с основной целевой аудиторией продукта, его главными особенностями и характеристиками. Изучить существующие на данный момент варианты оформления данного произведения, проанализировать их достоинства и недостатки. Исходя из этого, мы сможем сформулировать основные черты и эмоции, которыми должен отличаться наш проект. Учитывая эту информацию, мы сможем создать творческую концепцию и визуализировать ее средствами графического дизайна в своем проекте.

В практической части за основу была взята тема разработки комплекта полиграфической продукции к новому выпуску диска И. Стравинского «Весна священная».

Это произведение имеет огромное историческое и культурное значение не только в истории музыки, но и в истории развития мировой культуры. Недаром ««Весна Священная» явилась одним из 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» - первой фонограммы, отправленной за пределы солнечной системы» [1].

Основной целью создания комплекта полиграфической продукции к произведению, является создания продукции, которая привлечет внимание к произведению, и даст общее представление потенциальному слушателю о произведении. Исходя из этого, целевой аудиторией данной работы являются образованные и неравнодушные к искусству люди от 23 до 40 лет. Разумеется, это возрастное ограничение весьма условно, но мы установили его исходя из предположения, что более старшее поколение уже знакомо с данным произведением, а для более молодого оно окажется не совсем интересным и понятным. Таким образом, именно в этом возрастном отрезке существует большой сегмент потенциальных потребителей, которых может заинтересовать данное произведение, но которые слишком мало знают о нем или вообще не знают. Это поможет воплотить нам основную задачу нашего проекта, а именно рассказать о произведении людям не знакомым с ним и предоставить им возможность лучше узнать о нем и прослушать в одном из лучших концертных исполнений. Так же основной нашей задачей является именно привлечение внимания молодых и образованных людей к одному из главных музыкальных шедевров 20 века. Своей работой мы хотим привлечь внимание к произведению непрофессиональных в этой сере людей, но достаточно образованных и интеллектуально развитых, чтобы быть в состоянии воспринять и осмыслить столь сложную музыку.

Основным посылом целевой аудитории является попытка передать настроение произведения, как буйство дионисийской энергии, через современное видение и при помощи современной графики, что поможет показать, что это произведение является шедевром не подвластным времени и не потерявшим свою актуальность даже спустя век.

Основываясь на всем вышесказанном, мы начали работу над созданием творческой концепции, которая бы учитывала не только особенности музыки и сюжета данного произведения, но была бы интересна и понятна нашей целевой аудитории.

В целом наш комплект полиграфической продукции будет состоять из двух больших частей: это рекламная продукция и сувенирная. Первая часть для того чтобы проинформировать потенциального покупателя о продукте, заинтересовать его и, наконец, убедить посмотреть продукт и в дальнейшем его купить. Сувенирная продукция поможет нам наиболее полно передать настроение, заложенное нами в творческой концепции проекта, а так же поможет потребителю лучше узнать данное произведение и настроиться на его восприятие, а так же оставит приятное впечатление от сделанной покупки и послужит косвенной рекламой при использовании сувенирной продукции потребителем.

Сам Стравинский писал о появлении своего произведения: «Замысел «Весны священной» зародился у меня еще во время сочинения «Жар-птицы». Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти. Однако это видение не сопровождалось какой-нибудь определенной музыкальной мыслью <...>. Я говорил Дягилеву о «Весне священной» еще до его приезда ко мне в Лозанну в конце 1910 года <...>. Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции княгини Тенишевой. Между прочим, наш балет носил русское название «Весна священная». Le Sacre du printemps - название, придуманное Бакстом, годится только для французского языка. На английском языке название The Coronation of Spring («Венчание весны») ближе к моему первоначальному замыслу, чем The Rite of Spring («Весенний обряд»)».

Начинается балет так: рассвет, племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли».

Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. И Старцы начинают священный обряд. Кульминацией всего балета является священная пляска избранной. Таким образом, либретто произведения довольно лаконично, не имея сложного и разветвленного сюжета. Оно в тоже время наполнено энергией и движением. Постепенно в музыке утверждаются буйные стихийные силы, а кульминацию первой части - эпизод «Выплясывание земли» академик Б. Асафьев назвал «оргией земледельческого культа, весенним плясом надежды». Заключительная «Великая священная пляска» дает выход

накопленному эмоциональному напряжению. Но, в отличие от слепой стихии «Выплясывания земли», в исступленной экспрессии финала слышится скорбный человеческий голос. Все это создает непередаваемые по своему напряжению и экспрессии образы, надолго отпечатывающиеся в человеческом сознании, недаром «Весна священная» является одним из сложнейших произведений для балетной постановки, требующая от танцоров работы на пределе человеческих сил, а для музыкантов полной отдачи» [3; 4].

«Общим моментом процесса познания выступает, быть может, развитие гармонии, своеобразного сочетания хаоса и порядка во всех проявлениях человеческой деятельности. До сих пор ученые всячески стремились в процессе познания перейти от хаоса к порядку, желали избавиться от познавательного сумбура. Но сегодня в познании все больше проявляется старая тенденция - в качестве истоков творчества брать не четкие, не «завершенные» определения, положения, аксиомы, а исходить из начал с открытыми, как бы размытыми границами дефиниций, оснований, базовых моментов» [8].

Так же как постановка данного балета, со времен его написания, пользовалась большой популярностью и его ставили многие известные хореографы, такие как Пина Бауш, Морис Бежар, Анжелин Прельжокаж и многие другие. Так и издание пластинок, а позднее и дисков с музыкой балета пользовалась большой популярностью и издавалась множество раз в разном исполнении. Сам И. Стравинский признавался, что ему больше нравится именно концертное исполнение «Весны священной», и действительно, концертное исполнение произведения в отличие от балетной постановки позволяет полностью сконцентрировать внимание на музыке и позволить ей полностью захватить слушателя в неистовый хоровод звуков и эмоций [5; 6; 7].

Первым элементом проекта, с которым сталкивается потенциальный потребитель, является рекламный плакат. Так как данный товар имеет узкую целевую аудиторию и предполагается распространять его в основном в музыкальных магазинах, то нет необходимости в проведении крупной рекламной кампании, поэтому основное внимание сосредоточено на распространении информации непосредственно вблизи мест продаж. В данных условиях как нельзя лучше подойдет именно жанр рекламного плаката. Исходя из особенностей мест распространения плакатов, мы выбрали оптимальный, на наш взгляд, формат 500 х 700. Данный формат позволит размещать плакат в пространстве магазина и в его ближайшем радиусе, а так же в других местах интересных нашей целевой аудитории. На двух, созданных нами, плакатах изображен образ быка, как символ связи с дионисийским началом, но никакого действия как такового еще не происходит, это только начало истории появление духа природы на ее просторах, и появление людей рядом с ним, что соответствует вступлению произведения и первым действиям балета.

Другим видом рекламной продукции, который мы используем в нашем проекте, является рекламная листовка формата А5. Листовка может распро-

страняться так же как плакат в местах непосредственной продажи товара, а так же в местах частого пребывания нашей целевой аудитории. В листовке присутствует та же информация, что и на плакате, а так же небольшой анонс произведения, который поможет потенциальному потребителю сориентироваться с выбором и заинтересовать его в покупке. Так же здесь нами были использованы фотоматериалы, чтобы разнообразить визуальный ряд нашего проекта. В целом листовка выдержана в общей стилистике, с использованием тех же шрифтов и цветовой гаммы, как и на других, работа данного комплекта.

В результате проделанной нами работы по создания комплекта полиграфической продукции к новому выпуску диска И. Стравинского «Весна священная» и опираясь на все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

- Сформированная нами концепция помогает наилучшим образом раскрыть тему произведения, заинтересовав при этом предполагаемую нами целевую аудиторию, а так же является близкой и интересной для нас, что помогает нам не только грамотно выполнить проект, но и получать удовольствие от его создания.

- Детальное продумывание всех элементов полиграфического комплекса и их соотношение с основной идеей и концепцией работы помогло нам создать оригинал-макеты нашей работы.

- Нам удалось создать цельный комплект полиграфической продукции, состоящий из основных стилеобразующих элементов и гармоничного сочетания, выбранных нами цветов, что позволило нам добиться наиболее удачной реализации нашей концепции по средствам графического ряда.

- Благодаря использованию нами в работе рисованной графики и мотивов древнерусского орнамента, гармонично сочетающихся с рисованным логотипом и дополненные вербальной информацией, мы смогли в полной мере реализовать нашу концепцию и передать задуманное нами эмоциональное настроение.

Исходя из вышесказанного, можно подвести итоги, что проделанная нами работа по созданию комплекта полиграфической продукции к новому выпуску диска «Весна священная» охватила все намеченные нами сферы деятельности и позволила добиться намеченного результата. Таким образом, мы смогли создать графический образ не только являющийся отражением сути и смысла произведения, но и являющийся независимой творческой работой, имеющей определенную самоценность.

В результате проделанной нами теоретической и практической работы для создания комплекса полиграфической продукции к новому выпуску диска И. Стравинского «Весна священная» проект был успешно реализован средствами графического дизайна.

Комплекс полиграфической продукции, созданный нами, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя и дать ему представление о

данном произведении по средствам графического ряда, который так же соответствует современным тенденциям развития графического дизайна. Мы смогли создать целостный образ произведения, раскрыв его сюжет и основные мысли, при этом сохранив единое восприятие проекта при наличии довольно большого графического разнообразия сюжетов. Для чего мы использовали соединение образов дионисийского культа и русско-народных орнаментов, а так же лаконичное сочетание цветов и единую рисованную стилистику, дополнив проект вербальной информацией. На пути создания данного проекта были успешно проведены исследования и решены поставленные задачи:

- Изучение философской, культурологической, искусствоведческой и специализированной литературы, а так же интернет источников по данной тематике;

- Изучена история становления и развития полиграфической продукции с позиции оформления музыкальных произведений;

- Проанализированы существующие аналоги графического оформления музыкальной продукции в разные временные периоды;

- Разработана творческая концепция комплекта полиграфической продукции к новому выпуску диска И. Стравинского «Весна священная»;

- Разработан единый, целостный визуальный ряд оформления музыкального произведения, на основе созданной нами концепции;

- Визуализирована графическая информация на носителях и в оригинал макетах, для формирования индивидуального графического языка проекта.

Таким образом, мы смогли решить все поставленные в начале данной работы задачи и создать комплекс полиграфической продукции, отвечающий всем нашим требованиям и рассчитанный на ознакомление аудитории с данным произведением и привлечением внимания к нему.

Список литературы:

1. Весна священная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/Весна_священная.

2. Мариинский театр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mariinsky.ru/playbil]/playbil]/2012/7/13/1_2000.

3. «Весна священная» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://music.e-publish.ru/p69aa1.html.

4. Клубочек. Весна священная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.clubochek.ru/articles.php?id=284.

5. Национальный академический театр балета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bolshoi-theater.com/ theatre_repertoire.php?lang=RUS&performance_id= 18.

6. Весна священная [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bolshoi.ru/performances/621/details/ Большой театр.

7. Большой театр. Жажда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bolshoi.ru/performances/656/details.

8. Фракталы и циклы развития систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0101/index2001.htm#reference.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИДЕИ ТВОРЧЕСКОГО СОЗИДАНИЯ И САМОСОЗИДАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

© Никулина Н.Б.*

Академия хорового искусства им. В.С. Попова, г. Москва

В статье рассматривается роль современных подходов в формировании новой образовательной парадигмы, в создании условий, необходимых для становления подлинно творческой личности, готовой к активной деятельности, направленной творческое созидание и самосозидание. Особое внимание в статье уделено процессу эстетически-ценностного становления личности будущего педагога-музыканта, обретению им системы профессиональных и духовно-нравственных ценностей, определяющих направленность в жизни и творческой деятельности.

Огромную роль в развитии творческого потенциала отечественной культуры играет система образования. «Образование не создает таланты, - образно говоря, кувшин можно сделать из глины, но трудно сделать из песка, -однако, содействует раскрытию способностей индивида, его превращению в личность... Образование, чтобы не оказаться в состоянии противоречия с новой социальной практикой, должно корректировать свое содержание и формы взаимодействия синхронно ее поступи»[4, с. 7].

Развитие отечественной системы высшего образования на современном этапе базируется на ценностной парадигме, сменившей знаниевую, не способную создать условия, необходимые для становления творческой личности, готовой к осуществлению идеи созидания и самосозидания в пространстве культуры XXI века. Реализация этой идеи возможна только в том случае, если только вступающий на путь профессиональной деятельности молодой педагог-музыкант обладает высоким уровнем общей и профессиональной культуры, высоким уровнем духовности. Несомненно, «судьбы мира зависят в конечном итоге от вопросов духовного порядка. Без соответствующих

* Руководитель аспирантуры и ассистентуры-стажировки, и.о. профессора кафедры Сольного пения, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.