Научная статья на тему 'Методика расчета распределения нагрузки между витками резьбового соединения'

Методика расчета распределения нагрузки между витками резьбового соединения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
333
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЬБА / ГАЙКА / ВИНТ / СТЕРЖЕНЬ / ШАГ РЕЗЬБЫ / СОЕДИНЕНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ / ЗАЗОР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сабанчиев Хусейн Хажисмелович, Гапова Марина Анатольевна

Разработан метод расчета распределения нагрузки между витками винта и гайки, позволяющий выявить характер влияния различных факторов на резьбовое соединение для случая, когда разность шагов винта и гайки постоянны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сабанчиев Хусейн Хажисмелович, Гапова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика расчета распределения нагрузки между витками резьбового соединения»

Методика расчета распределения нагрузки между витками резьбового соединения Сабанчиев Х. Х. , Гапова М. А.

1Сабанчиев Хусейн Хажисмелович /Sabanchiyev Khusein Khajismeloth - доктор технических наук, профессор;

2Гапова Марина Анатольевна / Gapova Marina Anatoleth - учебный мастер, кафедра машиноведения,

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Аннотация: разработан метод расчета распределения нагрузки между витками винта и гайки, позволяющий выявить характер влияния различных факторов на резьбовое соединение для случая, когда разность шагов винта и гайки постоянны.

Ключевые слова: резьба, гайка, винт, стержень, шаг резьбы, соединение, распределение нагрузки, зазор.

УДК 621.852.44

Критериями работоспособности и расчета для резьбовых соединений является прочность, связанная с фактическим распределением нагрузки между витками, существенно зависящие от технологических и конструктивных отклонений размеров, и их упругие деформации. Примером оптимизации конструкции резьбовой пары по условию равнопрочности резьбы и стержня винта является определение распределения нагрузки по виткам резьбы. Однако существующие методы [1, с. 514], [2, с. 13] не позволяют найти действительное число нагруженных витков в резьбовом соединении. Поэтому для поиска путей направленного влияния с помощью различных конструктивных мер на выравнивание распределения нагрузки между витками с целью повышения долговечности соединения необходимо разработать общую методику расчета нагрузки между витками для любого варианта расположения случайных отклонений от номинального шага гайки и стержня соединения.

Ниже приводится методика решения задачи о распределении нагрузки между витками стержня и гайки.

На рис. 1а, б для составления уравнений совместности деформаций резьбового соединения представлены в развернутом виде схема ненагруженного соединения с выбранным зазором между одной парой витков винта и гайки и схема перемещений витков винта и гайки, и схема перемещений витков, происходящих при нагружении соединения. За начало отсчета всех упругих перемещений витков и элементов стержня винта при нагружении соединения примем пару витков, в которой, в первую очередь, выбирается зазор при ненатянутом стержне. Эту пару витков, которая может располагаться в любом месте длины соединения (что зависит от комбинации отклонений шагов), будем называть базовой, и все уравнения совместности деформаций составляем, отсчитывая перемещения по отношению к этой паре.

Если соединение нагрузить таким образом, чтобы базовый (контактирующий при ненагруженном винте в | данном его положении в соединении) виток винта переместится относительно его стержня на величину 8К, то уравнения совместности деформации соответственно витка а и базового витка к, и витка а и а+1, и также базового витка к, если витки а и а+1 расположены от базового винта ближе к опорному торцу гайки (рис. 1 а, б), имеют вид:

sa = sK-sa + ra- Vb (1)

5а+ 1 = 5K-Sa + !+££ 1f, (2)

| где £K _ 1f и £K+ 1 f - удлинения стержня винта, определяемые как суммы перемещений его шагов на

участках, соответственно, от а или а+1 до витка к;

S a и Sa+ ]_- зазоры в парах витков а и а+1 винта и гайки при не натянутом стержне винта, обусловленные погрешностями изготовления и монтажа соединения; S a и 5а+ ^ упругие перемещения витков винта а и а+1 относительно стержня винта.

Рис 1. Схема перемещений витков в резьбовом соединении относительно базовой пары: а - схема ненагруженного соединения с выбранным зазором между одной парой витков винта и гайки; б - схема перемещений витков винта и гайки при нагружении соединения

Исключая 5к из (1) и (2), получаем уравнение совместности деформаций для соседних витков резьбового соединения

5а - 5а+ 1 = /а - (л>а - ^>а+ l) (3)

| где /, = К— 1/ - X—1 / - растяжение i-го шага стержня винта, обусловленное действующей на этом шаге силой натяжения.

Следует отметить, что «базовый» виток, определяемый комбинацией случайных погрешностей шагов винта и гайки, периодически сменяется, и в общем случае может быть расположен в любой точке резьбового соединения.

Для составления уравнения совместности деформации на не соседних витках а и а+в, расположенных от базового витка стержня ближе к входу в контакт, записав по аналогии с (2) для витков а+в и к равенство

ZR —1

ft

а+в

с учетом (1), получаем

^а - 5а+в = Ка+(в—1) ft - (Sa - Sa+B), (4)

где Ка+(в—1) ft = E—1 ft -Кк—1ft.

В частном случае, когда при данном осевом усилии витки гайки, расположенные между витками а и а+в, не участвуют в зацеплении, т. е. 5а+1 = 5а+2 = ••• = 5а+(в—1) = 0, то натяжение всего стержня винта между рассматриваемыми витками одинаково, т. е. Ра = Ра+1 = Ра+2 = ••• = Ра+(в—1),

поскольку на промежуточные витки участка винта силы не действуют. Тогда в уравнении (4) сумма удлинений шагов

I K+^Vt^-fa. (5)

Аналогично для витков с и c+d винта, расположенных дальше, чем базовая пара от входа в контакт с гайкой, получаем уравнение совместности деформаций (рис. 1 а, б)

5С - 5c+d = £+(d—1) ft - (Sc - Sc+d), (6)

где £c+(d 1) ft = d - f - сумма удлинений шагов определяется по аналогии с формулой (5). Предварительный расчет числа работающих пар витков выполняем в предположении недеформируемости стержня. При определении числа работающих витков и их расположения на длине соединения с гайкой при заданном осевом усилии необходимо исходить из картины распределения зазоров между витками в различных парах при ненатянутом стержне и выбранном зазоре в базовой паре. При недеформированном стержне перемещения относительно стержня ' каждого участвующего в порядке нагрузки витка резьбы стержня отличаются от перемещения его базового I витка 6К на величину зазора, имеющего место между этим витком и витком гайки при ненатянутом стержне и выбранном зазоре и | базовой паре. Обозначим эти зазоры индексами из римских цифр: S;, S„, SH/, ... и т. д. с возрастанием цифры индекса по мере возрастания зазора. При этом необходимо иметь в виду, что нумерация зазоров в общем случае никак не связана с последовательной нумерацией расположения витков от начала соединения с гайкой.

Тогда уравнение для предварительного выбора числа нагруженных витков стержня можно записать в виде:

5к + (^к - S/) + (5к - S//) + (5К - S//7) +-----+ (5К - S„—1) = F - Я,

(7)

Или, группируя слагаемые

nSk-ri~1Si = FAB, (8)

где 5к- перемещение базового витка;

n - число нагруженных витков стержня, включая базовый;

Яв - коэффициент податливости витка стержня.

Используя закон изменения зазоров S, на длине гайки с выбранным зазором в базовой паре и ненатянутом стержне для некоторого относительного положения стержня и гайки, можно подобрать значения ни 5к, удовлетворяющие формуле (8), при заданных значениях S,, F и Яв. При подобных расчетах необходимо, чтобы полученное значение 5к, для н нагруженных витков, включая базовый, было меньше, чем S,^ парах витков, предполагаемых ненагруженными, т. е. 5к < Sn.

Если выбранное значение 5к не удовлетворяет этому условию, то расчет следует повторять при н большем на единицу базовый виток. Тогда, используя уравнения совместности деформации (4) и (6) и ввиду ненагруженности промежуточных витков равенства (5), получаем уравнения

(Ра - Ра+в) Л. с = [(а + в) - а] (F - Ра)Я с - (Sa - S а+в),

(Ра - Рк) Яв = [к - (а + в) - а] (F - Ра - Ра+в)Яс - S аВ; (9)

(Рк - Рс)Яв = (с - к) (F - Р а - Ра+в + Рк) Я с - Sc;

(Рс - Рс+d) Яв = [ (с + Ю - C](F - Ра + Ра+в + Рк + Рс) Яс - (Sc - Sc+d) ,

где Ра, Ра+в, Рк ... - силы, действующие на соответствующие витки;

Яс - коэффициент податливости стержня на длине одного шага витков;

I И

Пятым уравнением системы (6), содержащим пять неизвестных, является

уравнение равновесия гайки

I Ра + Ра+в + Рк + Рс + Рс+d = Р. (1°)

Из решения систем (9) и (10) находим нагрузки, действующие в указанных контактирующих парах витков стержня и гайки.

Для частного случая, при линейном законе изменения зазоров между витками стержня и гайки с | удалением от базового витка, когда S, = At; S,, = 2 At; . и т. д., уравнение (8) для

предварительного выбора числа нагруженных витков стержня без учета податливости стержня приводится к виду

n-^-^^A t = F-Яв. (11)

Причем подобранные по этому уравнению значения н и 5кдолжны удовлетворять неравенству

5к < nA t, (12)

требующему сохранения зазора в следующей паре витков в порядке удаления от базовой пары. При невыполнении условия (12) значение н следует взять большим на единицу, повторным использованием уравнения (11), последующей проверкой выполнения условия (12).

После предварительного определения числа н работающих при данном осевом усилии витков по формуле (11), система из н-1 уравнений составляется с использованием уравнения (9). Например, если | tc > tj,, то эти уравнения и условия равновесия для данного соединения, на котором в этом случае базовая пара располагается со стороны опорного торца гайки, имеют вид

(Р, - Р 2)ЯВ = (F - Р,)ЯС - (S, - S2) ,

(Р2 - Р 3)Яв = (F - Р, - Р 2)ЯС - (S2 - S3 ) , (13)

(pn-i

Рп)Яв = ( F-zn_ 1р0Яс

(Sn- 1 Sn) ,

X

Pi = p.

Полученное решение является окончательным, если с учетом податливости стержня не выбран зазор в соседней с последней из нагруженных парой витков, т. е. в паре н+1.

При ^ > tc, когда базовая пара, расположенная в конце резьбового соединения, система уравнений (9) имеет вид

(Р 1 - Р 2 )Яв = (F + Р 1 )Яс - (S, - S2 ) ;

(Р 2 - Рз )Яв = - (F + Р i + Р2 )ЯС - (S2 - S3 ) ; (14)

(Рп- i - Рп)Яв = - (F - £П- 1р0 Яс - (Sn - i - Sn) ;

Zn

*=р-

В качестве примера приводим расчеты, выполненные по уравнениям (11), (12), (13) и (14), когда число нагруженных пар витков н = 5. Изучено влияние разношаговости витков винта и гайки A t и податливость стержня винта Яс на распределение нагрузки между витками соединения.

Графики на рис. 2б показывают, что при tc > ^ повышение величины Яс ведет к увеличению нагрузки базового и соседних с ним витков и уменьшению нагрузки у витков, расположенных с противоположного | конца гайки. Таким образом, при tc > ^ увеличение Яс всегда усиливает неравномерность распределения

| нагрузки. При tT > tc повышение Xc при прочих равных условиях обуславливает обратный эффект - оно ведет к уменьшению нагрузки витков, расположенных на противоположном конце витка.

Рис. 2. Зависимость распределения нагрузки между витками от податливости стержня винта Xc с Хе = 0,01 мм2/Н; At = 0,05 мм; t = l,5 мм; F = 30; Р = 50 Н/мм: 1- Xc = 0,0005; 2-0,001; 3-0,003; 4-0,005; а - при t2 > tс; б - при

tc > ts.

Отсюда делаем вывод, что при tc > tT повышение Xc усиливает неравномерность, а при tT > tG повышение уменьшает неравномерность распределения нагрузки.

Варьирование в расчетах величины At в широких пределах показывает, что при реальных параметрах соединения и характеристиках винта, базовая пара витков является одной из нагруженных пар как при tc > tr, так и при tr > tc.

Более того, построенные на рис. 3б графики показывают, что увеличение At при tr > t0 снижает равномерность распределения нагрузки между витками при нагрузке . При этом происходит увеличение нагрузки базового и расположенных рядом с ним витков и снижение нагрузки на витках, расположенных на концевой стороне гайки. Из кривых рис. 3а следует, что, как и следовало ожидать, с увеличением величины At при прочих равных условиях происходит усиление неравномерности нагрузки витков на длине резьбового соединения.

Рис. 3. Влияние разности шагов At на распределение нагрузки между витками с t = l,5 мм; Р = 200 Н/мм; Xc = 0,001 мм2/Н; Хв = 0,01 мм2/Н: F = 100:1-At = 0,1 мм; 2 - At = 0,05; 3-At=0,03; а - при ts < ty б - t2 > ty 1 - At = 0,1; 2 - Aat = 0,05; 3 - At = 0,03;4 - At = 0,01

Вывод

Выполненное исследование позволяет найти число пар сопрягаемых витков и их нагрузку в зависимости от расположения базовой пары в резьбовом соединении. Разработана общая методика расчета нагрузки между витками для любого варианта расположения случайных отклонений от номинального шагов гайки и стержня, что позволяет решить задачу о выравнивании нагрузки между контактируемыми парами витков соединения.

Литература

1. Иосилевич Г. Б., Лебедев П. А., Стреляев В. С. Прикладная механика. М.: Машиностроение.

2. ИвановМ. Н. Детали машин. М.: Высш. шк. 1991. 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.