Научная статья на тему 'Конструкторско-технологическое обеспечение прочности резьбового соединения пальца с гайкой трака гусеничной техники военного назначения'

Конструкторско-технологическое обеспечение прочности резьбового соединения пальца с гайкой трака гусеничной техники военного назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
235
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАК / ПАЛЕЦ / ГАЙКА / РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ / TRACK / FINGER / NUT / CARVING CONNECTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Моргунов Анатолий Павлович, Погодаев Денис Викторович

В данной статье рассматривается конструкция гайки с поднутрением, применяемая в резьбовом соединении палец-гайка трака гусеничных машин. Приведены расчёты распределения нагрузки по виткам, распределения напряжений. Применение гайки с поднутрением позволяет повысить прочность соединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Моргунов Анатолий Павлович, Погодаев Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design and technological provision to durability of threading join of finger with nut of track of military caterpillar

In this article the nut design with undercut, applied in carving connection of the finger and nut of track caterpillar vehicles is considered. Calculations of distribution of loading for threads and distributions of tension are given. Application of nut with undercut increases durability of connection.

Текст научной работы на тему «Конструкторско-технологическое обеспечение прочности резьбового соединения пальца с гайкой трака гусеничной техники военного назначения»

УДК 621.882:623.438.3

А. П. МОРГУНОВ щ Д. В. ПОГОДАЕВ “

Омский государственный технический университет

КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЧНОСТИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПАЛЬЦА С ГАЙКОЙ ТРАКА ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ___________________________

В данной статье рассматривается конструкция гайки с поднутрением, применяемая в резьбовом соединении палец-гайка трака гусеничных машин. Приведены расчёты распределения нагрузки по виткам, распределения напряжений. Применение гайки с поднутрением позволяет повысить прочность соединения.

Ключевые слова: трак, палец, гайка, резьбовое соединение.

Известно, что в современных военных гусеничных машинах (ВГМ) при движении с максимальной скоростью около 50 % развиваемой двигателем мощности затрачивается в гусеничном движителе [1]. Результаты эксплуатации ВГМ свидетельствуют о том, что одним из слабых звеньев ходовой части является соединение траков гусеничного движителя с помощью пальца (рис. 1), а именно несущей способности резьбового соединения палец-гайка.

На рис. 2, 3 представлены существующие конструкции с улучшенным распределением нагрузки между витками резьбы [2].

Для обеспечения прочности резьбового соединения палец-гайка необходимо учитывать распределение нагрузки между витками резьбы, рассмотрим соединение типа стяжки (рис. 4) [2]:

ФУ

ОП2

№11(тН)

сЩтг) сЬ.(т{Н -

■г))

ЕбРб

Ег?г

(1)

причем в зависимости от соотношения жесткости тел болта и гайки максимальное напряжение будет либо в сечении z = 0, либо в сечении z = H.

При практическом выполнении соединения типа стяжки нецелесообразно стремиться к увеличению площади охватываемой детали, так как это приведет к снижению прочности соединения.

Распределение нагрузки по виткам резьбы в резьбовых соединениях винт-гайка нельзя считать удовлетворительным в связи с тем, что максимальная величина нагрузки находится в контакте последнего витка резьбы гайки. Кроме того, зачастую в процессе изготовления происходит наводоражи-вание структуры материала пальца в местах резьбового соединения, что приводит к уменьшению несущей способности участка пальца в месте контакта гайки с витком до критической, происходит разрушение — отрыв конца пальца вместе с гайкой [3].

Распределение нагрузки между витками можно охарактеризовать эпюрой распределения осевых сил по высоте резьбы (рис. 5) [2].

д(г) =

сЮ(г)

с1г

(2)

где Q(z) — сила, растягивающая стержень болта или сжимающая тело гайки в сечении z:

0(г) = ]д(г)с!г

(3)

Записав уравнение совместности перемещения тел болта, гайки и витков резьбы и выразив входящее в это уравнение перемещения через силовые факторы, для стержневой модели соединения получим дифференциальное уравнение

д»-£д(г) = 0, У

(4)

здесь в — коэффициент, характеризующий податливость тел болта и гайки.

(5)

Еб^б Е гі7!

Г1Т

где Еб и Ет — модули упругости материалов болта и гайки; Fб и Fг — площадки поперечных сечений тел болта и гайки; у — коэффициент, характеризующий податливость витков резьбы болта и гайки,

Рис. 1. Палец трака

Рис. 2. Способы улучшения распределения нагрузки между витками резьбы с помощью гаек растяжения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013

а)

Рис. 3. Конструкции с улучшенным распределением нагрузки между витками резьбы: а — сжато-растянутая гайка, ^Д=1; б — гайка с поднутрением, h/d=0,47; в — гайка со скошенными витками; г — болт со скошенными витками

Рис. 7. Гайка с поднутрением

(6)

где Х*б и Х*г — безразмерные коэффициенты, зависящие от геометрических параметров соединения: р — шаг резьбы, / — проекция боковой поверхности витка на плоскость, перпендикулярную оси г.

Решение уравнения (4) для соединения типа болт-гайка с учетом граничных условий имеет вид:

д(г) =

От

єЩтН)

сЛ(піг),

где т=1—

(7)

(8)

Из соотношения (5) следует, что в болтовом соединении нагрузка на витки возрастает от верхних витков к нижним по закону гиперболического косинуса (рис. 5б).

Нагрузка на отдельные витки:

г+Р

= /?(г)йг.

(9)

Конструктивно улучшить распределение нагрузки между витками можно путем увеличения податливости витков у и уменьшения податливости тел болта и гайки соответственно при растяжении и сжатии р. Последнее может быть достигнуто введением в соединение резьбовой спиральной вставки, применением гаек растяжения (рис. 2) и другими методами (рис. 3).

Влияние концентрации напряжений на прочность учитывают теоретическим коэффициентом концентрации напряжений:

(10)

где атах — максимальное растягивающее напряжение в зоне концентрации, аном — номинальное напряжение в сечении по внутреннему диаметру резьбы.

На рис. 6 приведены результаты численного расчета напряжений во впадинах соединения с резьбой М10 при высоте гайки Н=0^ и радиусе скругления во впадинах резьбы Л = 0,108Р. Наибольшие напряжения действуют во впадине под первым рабочим витком, а максимальные напряжения на контуре концентрируются не в центре впадины, а в точке, смещенной к рабочей грани. Последнее связано с тем, что во впадинах имеет место концентрация напряжений от общего потока растягивающих усилий

и от изгиба витка. Напряжения во впадине под вторым рабочим витком почти в 3 раза ниже, чем под первым витком из-за разгрузки.

Можно использовать следующую приближенную зависимость для вычисления теоретического коэффициента концентрации напряжений в резьбовом соединении типа болт-гайка:

(11)

Расчеты показывают, что концентрация напряжении в соединении может быть снижена на 20 % простым увеличением радиуса скругления от Ятт = 0,108Р (по ГОСТ 9150-81) до Ятт = 0,114Р при Ятах = 0,18Р.

Предлагаемая конструкция гайки с поднутрен-нием (рис. 7) позволяет обеспечить распределение нагрузки по виткам практически равномерно от первого и до последнего витка, что существенно повышает прочность резьбового соединения палец — гайка [4].

Повышение прочности резьбового соединения в паре «палец — гайка» является актуальной инженерной проблемой, решение которой позволит сократить количество техники вышедшей из строя и снизить затраты на ремонт.

Дальнейшие исследования технологического обеспечения прочности винтового соединения направлены на оценку влияния формы выемки и угла р на распределение нагрузки, достижения технологичности конструкции и экономической целесообразности разработки технологических методов изготовления гайки.

Библиографический список

1. Исаков, П. П. Теория и конструкция танка. В 10 т. Т. 6. / П. П. Исаков ; под ред. П. П. Исакова // Вопросы проектирования ходовой части военных гусеничных машин. — М. : Машиностроение, 1985. — 243 с.

2. Биргер, И. А. Расчет на прочность деталей машин : справ. / И. А. Биргер, Б. Ф. Шорр, Г. Б. Иосилевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Машиностроение, 1993. — 640 с.

3. Моргунов, А. П. Конструкторско-технологическое обеспечения прочности резьбового соединения пальца трака гусеничной машины / А. П. Моргунов, Д. В. Погодаев, А. П. Дягилев // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — Кн. 5. — С. 16—18.

4. Моргунов, А. П. Анализ существующих методов конструкторско-технологического обеспечения несущей способ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (117) 2013

ности резьбового соединения пальца с гайкой трака танка / А. П. Моргунов, Д. В. Погодаев, Р. О. Светлов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. — Кн. 5. — С. 13—16.

МОРГУНОВ Анатолий Павлович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий ка-

федрой «Технология машиностроения». ПОГОДАЕВ Денис Викторович, начальник учебной части, заместитель начальника военной кафед ры.

Адрес для переписки: denispogodaev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2012 г.

© А. П. Моргунов, Д. В. Погодаев

уДК 62 567 1 Б. Г. ЦЫСС

M. Ю. СЕРГЛЕБЛ

Oмский государственный технический университет

OПТИMИЗАЦИЯ ПАРАMЕТРOВ KOРАБЕЛЬНOГO РЕЗИНOMЕТАЛЛИЧЕCKOГO ЛMOРТИЗЛТOРЛ

MЕТOДOM KOHE4HblX ЭЛЕMЕНТOБ

Проведено исследование предложенной конструкции резинометаллического амортизатора с регулируемыми (изменяемыми) техническими характеристиками. На основе определения методом конечных элементов напряженно-деформированного состояния, реализованного в программе SolidWorks Simulation 2009 проведена оптимизация его геометрических параметров.

Ключевые слова: резинометаллический амортизатор, напряжения, перемещения, нагрузочная характеристика, жесткость, деформации.

Корабельные резинометаллические амортизаторы предназначены для упругого крепления судового оборудования, механизмов и их защиты от внешних вибраций и ударов. Общим недостатком всех известных резинометаллических амортизаторов можно отметить тот факт, что они не позволяют изменять их технические характеристики (величины просадки, жесткости и частот собственных колебаний) в широком диапазоне. В связи с этим становится актуальным вопрос разработки резинометаллического амортизатора, который был бы лишен этих недостатков.

Целью настоящей работы является исследование предложенной конструкции резинометаллического амортизатора с регулируемыми (изменяемыми) техническими характеристиками [1], оптимизация его геометрических параметров на основе определения методом конечных элементов напряженно-деформированного состояния, реализованного в программном пакете SolidWorks Simulation 2009 [2].

Конструкция корабельного резинометаллического амортизатора в исходном положении представлена на рис. 1.

Резинометаллический амортизатор (рис. 1) содержит два упругих элемента 1, установленных под углом один к другому, закрепленных на основании 2 и опоре 3, которые, в свою очередь, кинематически связаны между собой болтом 4, которым осуществляют предварительную нагрузку амортизатора. Упругие элементы 1 шарнирно смонтированы на основании 2 с помощью осей вращения 5 и крон-

штейнов 6, закрепленных на пластинах 7 упругих элементов 1, а также кронштейнов 8, закрепленных на основании 2.

Для изменения кинематики амортизатора и, следовательно, его технических характеристик на кронштейнах 6 и 8 выполнены пазы 9 и 10, а на основании 2 — монтажные наклонные поверхности 11, параллельные конусной поверхности 12.

В процессе нагружения упругие элементы 1 деформируются следующим образом. В зоне «а» от верхнего края до оси вращения 5 упругий элемент подвергается деформациям сжатия и сдвига, а в зоне «Ь» — деформациям растяжения и сдвига. Причем процент деформации каждой зоны упругого элемента увеличивается прямо пропорционально расстоянию от оси вращения 5.

Резинометаллический амортизатор в рабочем положении приведен на рис. 2.

Амортизатор изготовлен из углеродистой стали с физико-механическими характеристиками, приведенными в табл. 1. Резиновый массив изготовлен из резиновой смеси с физико-механическими показателями, приведенными в табл. 2.

Согласно техническим требованиям, предъявляемым к амортизатору, необходимо обеспечить его просадку в диапазоне от 4 мм до 6 мм при нагрузке (588,4 — 784,5 Н), а также собственную частоту колебаний в диапазоне от 3 до 7 Гц.

На изменение жесткости амортизатора существенное влияние оказывает величина зоны «Ь». Примем значения Ь равными 30, 20, 15 мм и опреде-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.