Научная статья на тему 'Методика расчета крепежных элементов при транспортировке сельскохозяйственных грузов'

Методика расчета крепежных элементов при транспортировке сельскохозяйственных грузов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
204
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
КРЕПЛЕНИЕ КОНТЕЙНЕРА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ / ТРАНСПОРТИРОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ / РАСЧЕТ КРЕПЕЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРЕПЕЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / CONTAINER FASTENING AT TRANSPORTATION / TRANSPORTATION OF AGRICULTURAL CARGOES / CALCULATION OF FIXING ELEMENTS / DESIGN PROCEDURE OF FIXING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бойков Владислав Юрьевич, Балабанов Виктор Иванович

Выведены математические зависимости, позволяющие подобрать геометрические параметры крепления контейнера, а также количество, размеры и материал крепежных элементов для обеспечения максимальной сохранности перевозимых грузов сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бойков Владислав Юрьевич, Балабанов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design procedure of fixing elements at transportation of agricultural cargoes

The mathematical dependences are bred, allowing to pick up geometrical parametres of fastening of the container, and also quantity, the sizes and a material of fixing elements for maintenance of the maximum safety of transported cargoes of an agricultural purpose.

Текст научной работы на тему «Методика расчета крепежных элементов при транспортировке сельскохозяйственных грузов»

УДК 656.073:633.1

В.Ю. Бойков, канд. техн. наук, доцент В.И. Балабанов, доктор техн. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

методика расчета крепежных элементов при транспортировке сельскохозяйственных грузов

Перевозки сельскохозяйственных грузов имеют ряд особенностей: сезонность в уборке урожая, приводящая к колебаниям в грузообороте и объеме перевозок; короткие сроки уборки урожая, требующие напряженной работы автомобильного транспорта; неравномерность созревания сельскохозяйственных культур в различных климатических и почвенных районах страны; колебание урожайности, имеющее место при засухе и других неблагоприятных климатических условиях; тяжелые дорожные условия работы подвижного состава, особенно в весенне-осенний период.

Сложность организации перевозки сельскохозяйственных грузов заключается в большой номенклатуре грузов (свыше 75), изменчивости их механических свойств под воздействием влаги, давления, температуры, продолжительности хранения.

Перевозка картофеля, овощей, фруктов требует особой осторожности в связи с возможностью их повреждения.

Бестарные перевозки, приводящие к потере при завозе и хранении до 40 % урожая, следует заменять контейнерными. Фрукты (яблоки, ягоды) также перевозят в жесткой таре.

Потери при транспортировке существенно влияют на себестоимость сельскохозяйственной продукции, и их снижение является важной задачей.

При транспортировке сельскохозяйственных грузов в контейнерах большое значение имеет подбор и правильная установка крепежных элементов. В связи с этим возникает необходимость расчета крепежных элементов на прочность, жесткость и устойчивость.

В представленной работе приведен пример методики расчета крепежных элементов при транспортировке грузов сельскохозяйственного назначения.

Груз в контейнере, как правило, располагается на поддоне

или платформе и крепится ремнями, как показано на рис. 1 а, б.

Будем считать, что автомобиль или другое транспортное средство двигается с ускорением a. Для прочностного расчета рассмотрим силы, действующие на груз, массой M, добавив, согласно принципу Даламбера [1], силу инерции (рис. 2).

Составим уравнения равновесия. Спроектируем силы на ось Ox и приравняем нулю:

^1соБа1 + F2cosа2 + Щ - Ma = 0. (1)

Аналогично на ось O>’:

N - Mg - F18Іпа1 - F2sina2 = 0. (2)

Считая точку O центром приведения, составим уравнения для моментов сил:

Nb + Mah - Mgb - F1/1sinа1 - F2/2sinа2 = 0. (3)

Груз массой М

Рис. 1. Варианты закрепления груза на поддоне

Рис. 2. Силы, действующие на груз:

F1 = 2Т1, F2 = 2T2 — силы, действующие на груз со стороны ремней; Т1, 72 — силы натяжения ремней; Fи = Ма — сила инерции; N — реакция опоры;

Fт =^— сила трения;/— коэффициент трения; а1, а2 — углы между крепежными ремнями и плоскостью поддона

Аналогично — для точки А:

Ма2+МК-2)-F2sina2(/2-$-N/а -2)= 0 (4)

Выразим силу реакции опоры N из уравнения (2) и подставим в (3):

Flsin al ll — 2

+ F2 sin a2

= Mah. (5) 2

Из уравнений (4) и (5) видно, что если /1< 12 < Ь/2, то груз перевернется, и, следовательно, при закреплении ремней нужно соблюдать условие: Ь/2 < 11 < 12-Найдем горизонтальное перемещение груза за счет деформации ремней. Длины недеформирован-ных ремней с учетом охвата груза с двух сторон:

lpl =

2ll cos a

lp2 =

2l,

cos a2

Считая, что для ремней выполняется закон Гука, найдем их абсолютные деформации [2]:

ді = Tk. = Tl2ll : pl EpAp EpApcos al^

p p M = ^ p2 = EA

T2 2і2

(б)

cos a

-r*p EpAp

венно модуль поперечного сечения крепежного ремня.

где Ер, Ар — соответственно модуль упругости и площадь

Отсюда получаем горизонтальное перемещение груза, считая, что груз переместится ровно настолько, насколько растянутся ремни:

Д =1 Mpl cos al =1 Mlp2 cos a2. (7)

Подставляя выражения (б) в уравнение (Т), получим:

Tlll = T2l2 или Flll = F2>T (8)

Решая совместно уравнения (1), (2) и (8), находим силы, действующие на груз со стороны ремней, и, соответственно, силы натяжения ремней:

__________M (a - fg)_______________.

F1 = 2Tl =

cos al + f sin al +—(cos a2 + f sin a2)

F2 = 2T2 = -

M (a - Jg)

(9)

cos a2 + f sina2 +—(cos al + f sinal)

ll

Без учета силы трения:

F1 = 2Tl = -

Ma

ll

cos al + — cos a2

F2 = 2T2 = j l_2

l2

Ma

(1G)

cos al + cos a2

Подставляя (б) и (9) в уравнение (7), находим горизонтальное перемещение груза:

Д = -

M (a - fg)

2Ep Ap

(cos al + f sin al) +

(cos a2 + f sin a2)

(11)

Так как Т1 > Т2, то условие прочности для ремней задается по нормальному напряжению на одном ремне:

о

p max

А

M (a - fg)

cos al + f sin al +

+—(cos a2 + f sin a2)

2A

V l2

<[op }(12)

где ор тах — максимальное нормальное напряжение; [ор] — допускаемое напряжение на растяжение для материала, из которого изготовлены ремни.

Проведем расчет количества крепежных болтов для первого способа крепления поддона с контейнером (рис. 1 а). При расчетах не будем учитывать силу трения, что очевидно повышает запас прочности, тогда суммарная поперечная сила, действующая на все болты:

F^ = F1cosa1 + F2cosa2. (13)

Запишем условие прочности, учитывая, что площадь среза равна удвоенной площади поперечного сечения болта [3]:

2

2

FT

2FX

2

nd n

<[тб ]

(14)

где d — диаметр болта; п — количество болтов; [тб] = 0,6 - 0,8 [аб] — допускаемое касательное напряжение; [аб] — допускаемое нормальное напряжение стали, из которой изготовлены крепежные болты.

Используя формулы (10) и (14), найдем коли-

чество болтов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

n >

2 Ma

nd 2 [тб ]

f , Л-1

11 cos a2

1 + -1-----------2

12 cos al

-l

l2 cos al 1 + 1 ll cos a2

Таким образом, полученные формулы позволяют подобрать геометрические параметры крепления контейнера, а также количество, размеры и материал крепежных элементов для обеспечения максимальной сохранности перевозимых грузов.

Список литературы

1. Лачуга, Ю.Ф. Теоретическая механика / Ю.Ф. Лачуга, В.А. Ксендзов — М.: Колос, 2000. — 376 с.

2. Феодосьев, В.И. Сопротивление материалов / В.И. Феодосьев. — М.: Наука, 1964. — 540 с.

3. Баловнев, Г.Г. Сборник задач по сопротивлению материалов / Г.Г. Баловнев, Ю.В. Чернов. — М.: МСХА, 1993. — 255 с.

УДК 633.49

И.П. Фирсов, доктор с.-х. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

Ю.П. Бойко, канд. с.-х. наук О.А. Старовойтова, канд. с.-х. наук

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт картофельного хозяйства имени А.Г. Лорха»

использование биоконтейнеров в оригинальном семеноводстве картофеля

В современном состоянии отечественного картофелеводства первостепенное значение имеет поиск наиболее эффективных путей оптимизации технологических процессов оригинального семеноводства картофеля в рамках сокращения требуемых материальных, трудовых, энергетических и других затрат, и особенно на этапе создания исходного материала.

В настоящее время пересматриваются принятые технологии выращивания исходного материала в закрытом грунте (стационарные и весенне-летние теплицы) из-за низкой окупаемости и высокой себестоимости получаемой продукции.

Важнейшей задачей, стоящей перед картофелеводами России при реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», является повышение объемов валового сбора картофеля, урожайности и качества с целью обеспечения собственным картофелем всех жителей страны.

Достижение этих задач возможно только на основе широкого освоения современных высокоэффективных технологий на всех этапах ведения селекции и семеноводства картофеля. В решении этой проблемы приоритетное направление имеет использование в оригинальном семеноводстве исходно-

го материала. В настоящее время появились инновационные разработки, способствующие повышению эффективности приемов и методов селекции и семеноводства картофеля, позволяющие стимулировать производство качественных семян высоких репродукций.

Одним из перспективных направлений в решении этой актуальной проблемы является создание технологии получения исходного материала — мини-клубней в процессе оригинального семеноводства, а также в селекции картофеля. Главная особенность технологии — использование микроклубней, получаемых в лабораторных условиях — in vitro.

Однако производственные посадки микроклубней на больших площадях в открытый грунт, несмотря на преимущество по сравнению с рассадным (тепличные посадки), выращивание мини-клубней из меристемных растений было несколько затруднительным. И только применение нанотехнологии при посадке микроклубней, помещенных в биоконтейнеры, позволило создать современную высокоэффективную технологию, максимально механизировать технологические процессы.

Новейшие исследования, проводимые во ВНИИКХ и СГУП «Моссельхоз», открывают большие перспективы промышленного развития семеноводства и быстрого внедрения в производство

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.