УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Канд. экон. наук Е. Р. Абрамова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ХРАНЕНИИ
Излагаются вопросы обеспечения сохранности грузов при складировании и перевозках различными видами транспорта. На основе обобщения зарубежного опыта использования амортизирующих материалов и устройств, а также средств крепления грузов показаны возможности для снижения логистических издержек.
Реализацией логистических принципов на транспорте являются интермодальные перевозки грузов, объединяющие различные виды транспорта в одно целое - сквозной перевозочный процесс.
Создание современных транспортных коммуникаций - международных транспортных коридоров и их узловых пунктов - терминалов, транспортных логистических центров в крупных транспортных узлах позволяет реализовать основное правило логистики: снижение затрат при сохранении высокого качества товаров.
Терминальный способ перевозок предполагает получение экономического эффекта за счет использования в транспортном коридоре «сквозных грузовых единиц» - крупнотоннажных транспортных средств, проходящих через все этапы транспортировки и складирования от изготовителя до конечного потребителя без расформирования. Такой подход обеспечивает самые низкие удельные расходы за счет сокращения промежуточного складирования, ускорения погрузочно-разгрузочных работ, экономии тары и упаковки и т. д. Большое значение при этом имеет обеспечение сохранности грузов.
Как известно, при перевозках и хранении продукции в контейнерах и на поддонах упакованные изделия испытывают ударные нагрузки, которые могут вызвать их повреждение. Современные амортизирующие материалы и крепежные устройства позволяют надежно фиксировать грузы на транспортном средстве, компенсировать механические воздействия.
Для определения ударных и вибрационных нагрузок в процессе транспортировки и хранения различных грузов рядом фирм используются специальные индикаторы и приборы. Такие индикаторы, напри-
мер, выпускаются фирмами Chatsworth Data Corp. (США) и Fri-Wall Pty. Ltd. (Австралия). Индикатор, прикрепляемый к упаковке хрупких и высокочувствительных грузов, не только измеряет и фиксирует значения ударных нагрузок при неправильном обращении на складе или во время транспортировки, но и сравнивает их с предельно допустимыми.
Наиболее современными средствами, позволяющими сохранить качество товаров, являются контейнеры и поддоны с амортизирующими устройствами. Например, в США фирмой NP Marketing разработана и применяется система Pall-Grad, предназначенная для пакетирования грузов. Основу технологии составляют специализированные поддоны, которые устроены так, что в случае удара происходит перемещение всей продукции, расположенной на поддоне, а перемещение отдельных элементов упаковки отсутствует. Это и обеспечивает повышенную сохранность. В Японии широко используются контейнеры с амортизирующими устройствами, предназначенными для поглощения колебаний и толчков при внутрискладских и железнодорожных перевозках. Контейнер устанавливается на четыре опоры, которые входят в соответствующие углубления по углам основания. В каждом углублении между опорами и основанием контейнера устанавливаются пружины. В центре основания контейнера также имеется углубление с пружиной, в котором находится опора с выступом. После установки контейнера этот выступ входит в гнездо на железнодорожной платформе и фиксируется в нем.
Высокую сохранность грузов при минимальных издержках обеспечивает использование в процессе пакетирования термоусадочных пленок. Грузовой пакет обертывают полимерной пленкой. После кратковременного нагревания пленка, остывая, сокращается и плотно стягивает груз. Усадка составляет до 80%.
Австралийской и нидерландской фирмами Aircraft и Ondulop выпускаются амортизирующие пузырчатые полимерные пленки Pillo-Pak. Они имеют герметичные воздушные пузырьки, создающие высокий амортизирующий эффект. Гибкая пленка полностью повторяет контуры груза. Ее разновидность - вспененная пленка с ячеистой структурой Jiffy, выпускаемая фирмой Abbot's Packaging, Ltd. (Великобритания). Этот материал очень мягок, не оставляет следов на полированных поверхностях, имеет теплоизолирующие свойства, упруг и прочен при разрыве. Jiffylite - сочетание ламинат-пенополиэтилена и крафт-бумаги. Одна из фирм применила материал Jiffy вместо полистирола при упаковывании настенных украшений. Благодаря уменьшившейся массе удалось перейти от морских перевозок к воздушным. Суммарная экономия на упаковочных и транспортных расходах составила около 70%. Упако-
вочные материалы со слоем пенополиэтилена можно подвергать сварке и склейке с другими материалами: тканями, деревом и т. д.
Кроме амортизирующих полимерных пленок для предохранения грузов в процессе перевозки и хранения используют бумажные прокладочные материалы. Наиболее прочными являются бумажные прокладочные полотна Vanguard, которые поставляет фирма Baldwin Packaging Group (Великобритания), а также Cushion Wrap - прочный гофро-картонный оберточно-прокладочный материал со специальной клеевой пропиткой, благодаря которой он склеивается с самим собой, но не с упаковываемым изделием. При этом упрощается работа упаковщика -он лишь обертывает груз и обжимает его.
Многие фирмы при транспортировке и хранении снабжают грузы специальными упругими амортизирующими прокладками. Например, американская фирма Lucas-Milhaupt применяет амортизирующие прокладки, изготавливаемые из термопластичного полиэтилена в виде полых шаров диаметром 10 см. Эти шары размещают под поддонами. Под действием нагрузки воздух выходит из шара, благодаря чему достигается демпфирующий эффект. При снятии нагрузки шар восстанавливает свою форму за счет всасывания воздуха.
При упаковывании чувствительных к толчкам изделий широкое применение находят вспененные полимерные материалы. Они заливаются в свободное пространство упаковки с помощью специального пистолета. Этот способ, разработанный американской фирмой Zachary Organ, получил название «инжектирование». Благодаря переходу на амортизацию инжектированным пенополиуретаном годовые трудозатраты на упаковочные работы уменьшились на 2,5 тыс. челч, сократилось время на упаковку (теперь оно составляет 5-9 минут по сравнению с 2 часами при упаковке изделий в решетчатые деревянные ящики с проволочной перевязкой).
Иногда в качестве амортизирующих прокладок используют надувные резиновые подушки. Сдутую подушку вкладывают в зазор между грузовыми единицами и стенками контейнера, а затем надувают через обычный вентиль с клапаном при помощи насоса. Время установки подушки составляет всего лишь 5 минут. Ненадутые подушки занимают мало места, поэтому стоимость их обратной доставки невелика.
В настоящее время при упаковке часто применяются синтетические засыпки. На дно ящика насыпают слой такой засыпки, на него помещают изделия, а затем засыпкой заполняют все пустоты сверху. Существует много различных видов засыпок. Например, засыпка Pelaspan-Pac, поставляемая фирмой Macmillan Bloedel Containers, Ltd. (Великобритания), обладает высокой сыпучестью и малой плотностью. Частицы имеют S-образную форму белого цвета, при этом они сцепляются
одна с другой, хорошо пружинят и не продавливаются, не образуют пыли, защищают изделия от температурных колебаний.
Наряду с амортизирующими материалами для обеспечения сохранности грузов при хранении и транспортировке на автомобильном, железнодорожном, морском и воздушном транспорте широко используются различные типы крепежных устройств и приспособлений.
Наибольшему воздействию груз подвергается при морских перевозках. В таких случаях он транспортируется в специализированных судах-контейнеровозах. Для закрепления контейнеров на судах используются различные устройства: угловые фитинги, зажимы, растяжки, ремни, запорные устройства. Особенно необходимо надежное крепление контейнеров, расположенных на палубе. Контейнеры устанавливаются, как правило, вдоль оси судна на специально предусмотренных местах палубы с помощью двусторонних кулачковых замков. Для закрепления контейнеров, стоящих рядом, применяются фитинговые приспособления. Контейнеры второго и третьего ярусов крепят к контейнерам нижнего яруса с помощью двусторонних кулачковых замков и дополнительно к палубе с помощью оттяжек из стального каната. Допускается применение и более простых крепежных деталей - центрирующих приспособлений, которые предохраняют контейнеры от горизонтальных сдвигов. Например, на судах ведущих судоходных компаний Transatlantic и Leif Hoegh применяется натяжное устройство Orsa Quick - Tite, разработанное шведской фирмой Orza Katting AB. Устройство состоит из двух зубчатых штанг с крюками на концах для фиксации контейнеров, контрейлеров и штучных грузов на палубе судна. Его преимуществами являются оперативность установки, надежность и безопасность, возможность фиксации грузов без применения лестниц, простота обслуживания.
Для крепления грузов на автомобильном транспорте применяются крепежные ремни из полимерных материалов, натяжные цепи, растяжки и т. д. Крепежные натяжные ремни, цепи и комбинированные натяжные средства выпускают фирмы Erlau AG, Brun, Ludhof (Германия). Крепежные ремни, изготовляемые из полиэфирной ленты со специальным полиуретановым покрытием, противостоят химическим воздействиям, влаге, коррозии, обладают большой долговечностью, износоустойчивостью, выдерживают большие силы натяжения и не повреждают поверхность груза. Они применяются для соединения грузов между собой, а также прикрепления грузов к кузову подвижного состава. По сравнению с другими синтетическими материалами они меньше растягиваются и имеют меньшую остаточную деформацию. Ремни в основном используются для грузов, имеющих мягкую или обработанную поверхность. Для жесткого закрепления тяжеловесных и крупнога-
баритных грузов выпускаются натяжные цепи. Звенья цепи при максимальной нагрузке крепления груза имеют двукратный запас прочности. Натяжной механизм снабжен противовибрационным устройством, исключающим самопроизвольное раскрытие замка и ослабление предварительного натяжения.
Фирма The British Petroleum Co, Ltd. (Великобритания) предлагает устанавливать внутри контейнеров устройство в виде ремней безопасности, что обеспечивает сохранность перевозимых изделий. Дополнительно в контейнере устанавливаются предохранительные двери, которые используются в качестве переходных мостков для въезда электропогрузчика внутрь контейнера. Такую крепежную систему можно использовать в самолетах, железнодорожных вагонах и кузовах автомобилей.
Для предотвращения повреждений грузов при перевозках железнодорожным транспортом применяются ленты с различными зажимными устройствами, ремни, специальные фиксаторы. Так, в США используется устройство, обеспечивающее крепление цилиндрических грузов на передвижных платформах с регулированием натяжения в обвязочной ленте. В Австралии широкое применение находит устройство, состоящее из трех лент с натяжными лебедками для крепления грузов к платформе транспортного средства. Каждая из лент жестко крепится к платформе транспортного средства с одной стороны, проходит поверх груза и концом заводится в лебедку с ручным приводом. Лебедка крепится к платформе транспортного средства со стороны, противоположной жесткому креплению лент.
Для жесткого скрепления контейнеров между собой и с полом транспортного средства чаще всего используются угловые фитинги, стопорные устройства, механические крепления с подпружиненными замочными приспособлениями.
Использование средств сохранности грузов при перевозках различными видами транспорта позволяет сделать следующие выводы:
- применение амортизирующих материалов и устройств при транспортировке грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом дает возможность достаточно надежно предохранить продукцию от внешних воздействий, сократить затраты времени на упаковывание изделий, достичь значительной экономии трудовых затрат и соответственно снизить издержки по логистической системе в целом;
- использование различных типов крепежных устройств для фиксации грузов, перевозимых в крупнотоннажных контейнерах, кон-трейлерах и на поддонах, позволяет эффективно амортизировать ударные нагрузки и вибрации, предотвращать смещение и порчу грузов. В
результате появляются дополнительные возможности для снижения логистических издержек на этапе складирования и транспортировки грузов при одновременном сохранении высокого качества продукции.
Список литературы
1. Миротин Л. Б. и др. Транспортная логистика М., 2002.
2. Резер С. М. Управление транспортом за рубежом. М., 1998.
Канд. экон. наук Т. Н. Скоробогатова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
Рассмотрены составляющие логистического потенциала сервисного предприятия (материально-техническая, кадровая, информационная, технологическая и инновационная) в совокупности с определенными видами риска и управляющими бизнес-процессами, а также рекомендована система его оценки.
Бурное развитие логистики требует систематизации ее основных дефиниций. Логистический потенциал - одно из малоизученных понятий. Некоторые авторы фактически отождествляют его с рыночным [2. С. 142-143], другие сводят его возможности к поиску оптимальных звеньев и рационализации логистической цепи [1. С. 132].
По нашему мнению, логистический потенциал - производная от понятия «экономический потенциал», рассматривающая его с точки зрения концепции логистики, т. е. оценивающая устойчивость:
1) самого предприятия как системы, состоящей из функциональных подсистем;
2) предприятия в качестве элемента системы высшего порядка;
3) информационно-материальных связей предприятия с субъектами окружающей среды.
В приближении к конкретной деятельности предприятия сервиса это означает:
- соответствие системы своей основной цели - полному и качественному обеспечению потребителей услугами;
- высокую организованность системы, приводящую к снижению ее энтропии по сравнению с суммой энтропии отдельных элементов;