Научная статья на тему 'Методика расчета геометрических параметров самовакууми-рующейся вихревой трубы и параметров газового потока'

Методика расчета геометрических параметров самовакууми-рующейся вихревой трубы и параметров газового потока Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
242
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дорофеева Т. С.

Предложена методика математического моделирования процессов тепломассообмена в самовакуумирующейся вихревой трубе, базирующаяся на гипотезе взаимодействия вихрей и результатах экспериментальных исследований. Разработаны алгоритмы численного решения указанной модели на ЭВМ и получены результаты расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF RESEARCH OF GEOMETRICAL PARAMETERS OF A VAKUUM VORTICAL PIPE AND PARAMETERS OF A GAS STREAM

There was develope the method of mathematical modelling of processes of a hotchanging in vacuum vortical pipe. As a resault, the method allows to define the geometrical sizes ofa vacuum vortical pipe, the charge of gas through it, pressure and temperature and change of fill pressure on an input in a vacuum vortical pipe and geometrical parameters ofa pipe and a core under thermal loading.

Текст научной работы на тему «Методика расчета геометрических параметров самовакууми-рующейся вихревой трубы и параметров газового потока»

УДК 621.576

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ САМОВАКУУМИРУЮЩЕЙСЯ ВИХРЕВОЙ ТРУБЫ И ПАРАМЕТРОВ ГАЗОВОГО ПОТОКА

© 2006 Т .С. Дорофеева

Самарский государственный аэрокосмический университет

Предложена методика математического моделирования процессов тепломассообмена в самовакуу-мирующейся вихревой трубе, базирующаяся на гипотезе взаимодействия вихрей и результатах экспериментальных исследований. Разработаны алгоритмы численного решения указанной модели на ЭВМ и получены результаты расчетов.

В 1931 г. французский физик Г.Дж. Ранке открыл, что подаваемый в цилиндрическую трубу сжатый воздушный поток делится на два выходящих в открытые концы трубы потока, температуры которых находятся выше или ниже темпер ату -ры входного потока. Данным способом достигается нагрев теплого потока до 100°С и охлаждение холодного потока до -50°С. Этот „эффект температурного разделения" зависит от многочисленных параметров системы и параметров процесса. В 1945 - 48 г.г. он был исследован немецким физиком Р. Хилптем в Эрлангене. Поэтому сегодня эффект называется "вихревой эффект Ранка - Хилпта ".

Одним из самых перспективных типов вихревых труб является самовакууми-рующаяся вихревая труба (СВТ). Отличительной особенностью СВТ является отсутствие холодного потока воздуха.

Для получения очень высоких эффектов охлаждения холодный конец СВТ закрывается плоской стенкой, на горячем конце устанавливается радиально-щелевой раскруточный диффузор, обеспечивающий преобразование кинетической энергии втекающего газа в энергию давления. При наличии атмосферного давления на выходе из диффузора это существенно повышает градиента давления, увеличивает степень расширения газа в трубе и эффект охлаждения пр иосев ых слоев.

По данным исследований в СВТ наблюдается очень интенсивный процесс теплообмена между вынужденным вихрем и помещенным в него цилиндрическим телом, характеризующийся коэффициентом теплоотдачи более 800 Вт/м К. Это делает самовакуумирующуюся вихревую

трубу удобным устройством для охлаждения цилиндрических тел, находящихся под высокой тепловой нагрузкой.

В связи с этим самовакуумирующая-ся вихревая труба по создаваемому эффекту охлаждения является наилучшим устройством среди известных в настоящее время охлаждающих устройств.

Цилиндрический стержень, помещенный на оси трубы, интенсивно охлаждается турбулентным газовым потоком, двигающимся с высокой скоростью. Используя стержень в качестве теплоотвода, можно понижать температуру и снимать тепловую нагрузку с объекта охлаждения.

Предложена методика математического моделирования процессов тепломассообмена в СВТ, базирующаяся на гипотезе взаимодействия вихрей и результатах экспериментальных исследований.

Разработаны алгоритмы численного решения указанной модели на ЭВМ и получены результаты расчетов. Сопоставление расчетов с экспериментальными данными показывает адекватность принятой математической модели. Особенностью процесса тепломассообмена, протекающего с высокими скоростями в камере энер -гетического разделения, является его большая сложность. Эта сложность проявляется в значительном числе и многообразии параметров, определяющих течение процесса, в большом числе внутренних связей между параметрами, в их взаимном влиянии.

Поэтому, несмотря на довольно хорошую изученность отдельных аспектов, до сих пор не существует единой теории вихревого эффекта и методики расчета

параметров газового потока.

Разработанная методика расчета геометрических параметров СВТ и параметров газового потока основана на полу -эмпирическом методе расчета, использующем коэффициент потерь полного давления за тангенциальным сопловым вводом, критериальное уравнение для коэффициента теплоотдачи от цилиндрического тела к вращающемуся газу и по -правки на уровень давления и температуры.

Использование данной методики позволяет определить:

- при зад анны х пар аметр ах газ ового потока на входе в СВТ геометрические размеры самовакуумирующейся вихревой трубы, расход газа через нее, давление и температуру на любом радиусе СВТ, диаметр стержня, находящегося под тепловой нагрузкой Qc;

- при изменении полного давления на входе в СВТ и заданных геометрических параметрах СВТ и стержня, находящегося под тепловой нагрузкой Qc -давление и температуру на любом радиусе СВТ.

Исходным уравнением для расчета параметров газового потока является уравнение количества движения для идеального газа в проекции на радиус

аг г

(1)

В результате интегрирования уравнения (1) получаем закон распределения статического давления по радиусу СВТ

Р = Рі

к-и Л 1

1-^-!- М2

к

к-1

к -1

к к-1„2 +-----М2

2 1

ґт.2\

Г 4

VГ2 У

(г2 < Г < Г1), (2) (0< г < Г2). (3)

Относительную тангенциальную скорость на периферии СВТ можно определить , зная полное и статическое давление на радиусе г1

М,

' 1

2

к -1

к-1 л 'к

Р1

-1

1

(4)

где М2 - относительная осевая скорость;

Р* - полное давление на периферии камеры энергетического разделения.

Полное давление р* определяется с учетом потерь при расширении газа после входного тангенциального сопла и поправки на уровень давления /р к

Р1

1-Х,

(5)

к-1

Коэффициент потерь полного давления в сопле можно определить по эмпирической формуле

1836

Яе°

1

(6)

Г

(1 -т22)_

Введение поправки на давление связано с ростом отличия величины полной

*

степени расширения ррасч, полученной в

результате газодинамического расчета от величины полной степени расширения

*

Рэксп, полученной в результате экспериментального исследования при увеличении полного давления р* на входе в СВТ.

Поправка на давление/р зависит от располагаемой степени расширения газа в тру бе п и относительной скор ости Хс

/, = Л*л).

Определение этой поправки осуществлялось эмпирическим путем:

/, = 0,357 ж1с

Расход газа через входное сопло площадью Гс определяется как

ад

а =■

2 V (*-1)

к +1

(7)

где а - коэффициента расхода тангенциального соплового входа.

Для определения коэффициента расхода получена экспериментальная зависимость

1,63

а‘ =1 -(I-03 -4). (8)

Если принять величину осевой скорости постоянной по радиусу, то расход газа через потенциальную область течения (г2 < г < г1) запишется как (9)

2

2

___ 1

Mp'Jk 6,28r,2 j

— M1Г-ІГ-

2 1 І r2

1

k-1

rdr

к +1

4kT*

1-

k-1 2

(Mi2 + M2)

2(к-1)

Используя равенство расходов газа через входное сопло и потенциальную область течения, определяется относительная осевая скорость (10)

(.

к+1

Л 2к -—* 2к Pi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

q(l)

*

Pk і

i- it " (? -1

1_

k-1

Принимая допущение о равенстве полного давления на выходе из сопла и на входе в диффузор, получается выражение для определения статического давления на стенке камеры энергетического разделения (11)

*

___________________Рк____________________

Рис. 1. Зависимость полной степени расширения от располагаемой степени расширения в СВТ

Pi =

і- id m (±-il +к Г"-+"

2 11 к2 I 21 r2 z

2

2 / V 2

Изменяя величину относительного радиуса разделения вихрей, определяются значения всех параметров, находятся значения энтропии потока

S = G2R lnP .

2*

(12)

Определяется максимальное значение энтропии потока, которому будет соответствовать истинное значение относительного радиуса разделения вихрей г2.

Для полного газодинамического расчета СВТ необходимо наложить следующие ограничения на значения рассчитываемых велич ин:

- из принципа максимального расхода через тангенциальный сопловой ввод следует Хс < Хкр, при которой д(1) = тах;

- для исключения возникновения сверх-критической скорости на стенке камеры СВТ М < 1.

Параметры газа на оси СВТ (результаты расчета приведены на рис. 1, 2) определяются следующим образом:

- относительная температура потока 9ос на оси стер жня

расчет Dip =0,03 M,dc = 0,009м, Т* = 300 К —эксперимент

Рис. 2. Зависимость относительной температуры стержня от располагаемой степени расширения газа в СВТ

1-

0„ =-

к -1 2

M

Ч -11

У

к -1 2

1 +--------M,2

2 1

+ A0 , (13)

где А9 - поправка на относительную температуру. Введение поправки на относительную температуру А9 связано с ростом отличия величины 9расч, полу -ченной в результате газодинамического расчета от величины 9эксп, полученной в результате экспериментального исследования при увеличении полного давления р* на входе в СВТ. А9 = /(я). Определение этой поправки осуществлялось эмпирическим путем:

А9 = 0,119 1п(п) - 0,018; температура потока на оси стержня Тос = т;вПс; (14)

давление рос потока на оси стержня

1

1

==

Poc = Pi

л к 1 , ^2

1------Mi

21

% -і

r2 У

к-1

(15)

Принимая допущение о том, что размещение на оси СВТ круглого стержня не вызывает изменения характера течения в ней, определяются параметры торможения на любо м р адиу се стер жня:

- статическое давление ргс на стержне

Pi

(p Vі

г о<

( Pi У

+

(к -l)"i ( r21

2

cl

. r4 / v 2 У

к

~

; (іб)

- относительная температура потока 6с на внешнем радиусе стержня

™ ,2 Ґ - \

1r

'с T* \ . к-1 1

м 1 +^-1 M2

21

(17)

- полная температура потока Тгс на внеш-

нем р адиу се стер жня Т*с = 7Т0С;

- число Ну ссельта Ми

Ш = 0,739 Яе08;

- число Рейнольдса Яес

Яе = ;

т

- коэффициент теплоотдачи а

№4

а=-

d

(18)

(19)

(2Q)

(21)

Если на стержне выделяется тепловая мощность N, то температура стержня будет

N

гт * т * +

aF„

(22)

Результаты ср авнения р асчетных и экспер иментальных данных пр едставлены на рис. 1, 2.

к

к

THE METHOD OF RESEARCH OF GEOMETRICAL PARAMETERS OF A VAKUUM VORTICAL PIPE AND PARAMETERS OF A GAS STREAM

© 2006 T.S. Dorofeeva Samara State Aerospace Univercity

There was develope the method of mathematical modelling of processes of a hotchanging in vacuum vortical pipe. As a rssault, the method allows to define the geometrical sizes of a vacuum vortical pipe, the charge of gas through it, pressure and temperature and change of full pressure on an input in a vacuum vortical pipe and geometrical parameters of a pipe and a core under thermal loading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.