Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАСЧЕТА АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ПОДВОЗА ВОДЫ К МЕСТУ ПОЖАРА'

МЕТОДИКА РАСЧЕТА АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ПОДВОЗА ВОДЫ К МЕСТУ ПОЖАРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоцистерна / водоисточник / опорожнение / пункт заправки / пункт расхода / подвоз воды / цикл / tanker / water source / emptying / refueling point / flow point / water supply / cycle

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Недоцук В.Е.

В статье рассмотрены основные способы заправки автоцистерн у водоисточников и их опорожнения на пункте расхода воды при её подвозе к месту пожара, разобраны составляющие формулы для определения количества автоцистерн, участвующих в циклическом движении от пункта расхода воды к пункту заправки и обратно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CALCULATION OF TANKERS FOR WATER SUPPLY TO THE PLACE OF FIRE

The article deals with the main methods of refueling tankers at water sources and their emptying at the point of water consumption when it is brought to the place of fire, the components of the formula for determining the number of tankers involved in the cyclic movement from the point of water consumption to the point of refueling and back.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАСЧЕТА АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ПОДВОЗА ВОДЫ К МЕСТУ ПОЖАРА»

УДК 338.984

Недоцук В.Е., к.г.н.

доцент

факультета платных образовательных услуг Воронежский институт ГПС МЧС России -филиал Ивановской пожарно-спасательной

академии МЧС России Россия, г. Воронеж

МЕТОДИКА РАСЧЕТА АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ПОДВОЗА ВОДЫ К

МЕСТУ ПОЖАРА

Аннотация: В статье рассмотрены основные способы заправки автоцистерн у водоисточников и их опорожнения на пункте расхода воды при её подвозе к месту пожара, разобраны составляющие формулы для определения количества автоцистерн, участвующих в циклическом движении от пункта расхода воды к пункту заправки и обратно.

Ключевые слова: автоцистерна, водоисточник, опорожнение, пункт заправки, пункт расхода, подвоз воды, цикл.

Nedotsuk V.E., pH.D. associate professor of the faculty ofpaid educational services Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia -the Ivanovo branch of firefighting and rescue Academy of EMERCOM of Russia Russia, Voronezh

METHOD OF CALCULATION OF TANKERS FOR WATER SUPPLY TO

THE PLACE OF FIRE

Annotation: The article deals with the main methods of refueling tankers at water sources and their emptying at the point of water consumption when it is brought to the place of fire, the components of the formula for determining the number of tankers involved in the cyclic movement from the point of water consumption to the point of refueling and back.

Key words: tanker, water source, emptying, refueling point, flow point, water supply, cycle.

Одним из способов доставки воды из удаленных водоисточников к месту пожара является подвоз её автоцистернами.

Заправку автоцистерн водой из водоисточников (Рис.1) можно производить различными способами, такими как самостоятельный забор из открытых или пожарных водоемов собственными насосами или гидроэлеваторами, а также путем заправки автоцистерны от других

пожарных автомобилей, мотопомп, пожарных кранов, пожарных гидрантов, водонапорных башен и т.п.

Рис. 1. Способы заправки водой автоцистерн из водоисточников.

Опорожнение емкости прибывшей автоцистерны на месте пожара (Рис.2) производится путем непосредственной подачи воды из неё на тушение по уже проложенным рукавным линиям, а также посредством заполнения емкости автоцистерны, подающей воду на тушение или пополнения промежуточной емкости у очага пожара.

Рис.2. Схемы расхода воды из автоцистерн на месте тушения пожара.

Для определения количества пожарных автоцистерн, осуществляющих бесперебойную подачу воды на тушение пожара путем её подвоза, применяется формула:

т 2Тсл +Тзап . * /1 \

Мац=---+ 1 , (1)

Трас

где Тсл - среднее время следования автоцистерны от водоисточника до места пожара (или наоборот), мин.;

хзап - время наполнения цистерны на пункте заправки, мин;

Трас - время опорожнения (расхода) воды из цистерны (суммарной работы стволов), мин.;

1 _ ???????.

Что такое «1»? В различной учебной литературе и справочниках единица авторами трактуется по-разному, или вообще никак.

Большинство гарнизонов пожарной охраны и образовательных учреждений, осуществляющих обучение по специальности «Пожарная безопасность», при проведении расчетов сил и средств для тушения пожара применяют как правило, формулы из Справочников РТП[2], [3], где в рассматриваемой формуле «1»трактуется следующим образом: «минимальный резерв автоцистерн (исходя из конкретных обстоятельств на пожаре, данный резерв может быть большим)». Что это за «конкретные обстоятельства», и на сколько «данный резерв может быть большим»?

Может быть «1»- это тот автомобиль, который постоянно установлен на водоисточник и заполняет цистерны подъезжающих пустых автомобилей на пункте заправки (Рис.1в)? Или тот, который непрерывно подает воду на тушение пожара, пополняя свою емкость водой на пункте расхода от подъезжающих заправленных автоцистерн (Рис.2б)? А может это резервный автомобиль, не участвующий в доставке воды (на всякий пожарный случай)?

Учитывая многообразие схем заправки пожарных автомобилей и их опорожнение у очага пожара, непонятно, какие же пожарные автомобили в расчетах мы получаем по формуле (1).

Вернемся к первоисточникам и выведем эту формулу математически.

Подвоз воды на пожаре целесообразно производить только в том случае, если время опорожнения цистерны на пункте расхода не меньше, чем время заполнения её на пункте заправки. В противном случае будет нарушена бесперебойность подачи воды на тушение пожара. После опорожнения цистерны автомобиль направится к пункту заправки, а её место не успеет занять заправленная автоцистерна. А на пункте заправки, наоборот, начнется скопление пустых автоцистерн.

Полный один цикл движения автоцистерны в такой задаче состоит из следующих составляющих:

Тцикл= Трас + ТслП + Тзап + Тсл3,мин., (2)

где Трас- время опорожнения цистерны пожарного автомобиля на месте пожара (пункте расхода), мин.;

Тслп- время следования пустой автоцистерны к пункту заправки, мин.;

Тзап- время заполнения цистерны пожарного автомобиля на пункте заправки, мин.;

Тслз- время следования заполненной автоцистерны к месту пожара (пункту расхода), мин.

Максимальный интервал между автоцистернами будет равен времени опорожнения цистерны на пункте расхода воды.

Тогда, количество автоцистерн для осуществления подвоза воды в одном цикле можно определить по формуле:

т»т Тцикл Трас + ТслП + Тзап + Тсл3

Мац = -= —-, шт. (3)

Трас Трас

Для упрощения расчетов принято считать среднее время движения автоцистерны к пункту заправки и к пункту расхода:

(Тсл" + Тсл3) ,лл Тсл= _ , мин. (4)

2

Тогда общее время движения автоцистерн составит 2тсл, и формула (3) примет окончательный вид:

IV »тт 2Тсл + Тзап + Трас 2Тсл + Тзап Трас 2Тсл + Тзап ^

1>АЦ =-р— =-+ = -+ 1, шт. (5)

Трас Трас Трас Трас

Таким образом, «1» в формуле расчета автоцистерн для подвоза воды не означает никакого резерва или дополнительных автомобилей, то есть это только те автоцистерны, которые участвуют в одном непосредственном цикле движения.

Все остальные пожарные автомобили, задействованные в общем процессе тушения пожара (Рис.1в, Рис.2б,в) и резервные, суммируются с полученным количеством автоцистерн, осуществляющих подвоз воды, что можно доказать, решив один из вариантов задач по подвозу воды.

Использованные источники:

1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. - М.: ЗАО. Спецтехника, 2000. - 414с.

2. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: ЗАО. Спецтехника, 2004. -361с.

3. Иванников В.П., Клюс П.П., Справочник руководителя тушения пожара, 1987 - 288с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.