Научная статья на тему 'Критерии рациональной организации перекачки, подвоза воды для нужд пожаротушения'

Критерии рациональной организации перекачки, подвоза воды для нужд пожаротушения Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
260
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / ВОДА / ПОДВОЗ / ПЕРЕКАЧКА / ОХРАНА / ТУШЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / УСЛОВИЯ / FIRE / WATER / SUPPLY / PUMPING / PROTECTION / EXTINGUISHING / RATIONAL ASPECTS / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дупляков Г.С., Малютин О.С., Лаптев Д.А.

Приведены результаты исследования по расчету количества задействованной техники, пожарно-технического вооружения, личного состава при организации различными способами подвоза, перекачки воды с удалённых водоисточников к месту пожара на расстояниях от 300 до 3 000 м при расходах воды от 7,4 до 29,6 л/с. Предложены рациональные аспекты организации перекачки, подвоза в зависимости от сложившихся условий при тушении пожара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF RATIONAL ORGANIZATION OF PUMPING, WATER SUPPLY FOR FIRE FIGHTING

The article presents the results of a study on the calculation of the number of involved equipment, fire-technical weapons, personnel in the organization of various methods of transportation, pumping water to the fire at distances from 300 to 3 000 m at water consumption from 7.4 to 29.6 l/s. The rational aspects of the organization of pumping, transportation, depending on the prevailing conditions

Текст научной работы на тему «Критерии рациональной организации перекачки, подвоза воды для нужд пожаротушения»

КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕКАЧКИ, ПОДВОЗА ВОДЫ ДЛЯ НУЖД ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Г.С. Дупляков; О.С. Малютин; Д.А. Лаптев.

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск

Приведены результаты исследования по расчету количества задействованной техники, пожарно-технического вооружения, личного состава при организации различными способами подвоза, перекачки воды с удалённых водоисточников к месту пожара на расстояниях от 300 до 3 000 м при расходах воды от 7,4 до 29,6 л/с. Предложены рациональные аспекты организации перекачки, подвоза в зависимости от сложившихся условий при тушении пожара.

Ключевые слова: пожар, вода, подвоз, перекачка, охрана, тушение, рациональные аспекты, условия

ASPECTS OF RATIONAL ORGANIZATION OF PUMPING, WATER SUPPLY FOR FIRE FIGHTING

G.S. Duplyakov; O.S. Malutin; D.A. Laptev.

Siberian fire and rescue academy of State fire service of EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk

The article presents the results of a study on the calculation of the number of involved equipment, fire-technical weapons, personnel in the organization of various methods of transportation, pumping water to the fire at distances from 300 to 3 000 m at water consumption from 7.4 to 29.6 l/s. The rational aspects of the organization of pumping, transportation, depending on the prevailing conditions

Keywords: fire, water, supply, pumping, protection, extinguishing, rational aspects, conditions

При организации действий по тушению пожара любой руководитель тушения пожара (РТП) либо сталкивался, либо столкнётся с недостатком воды для нужд пожаротушения, которое описано следующими двумя понятиями:

- безводный участок - участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 м [1];

- участок с неудовлетворительным противопожарным водоснабжением - территория застройки, на которой имеющиеся источники противопожарного водоснабжения не обеспечивают требуемые по нормам расход и способ подачи воды для целей пожаротушения [2].

При недостатке воды на месте пожара РТП обязан принять меры по экономии воды и организовать её бесперебойную подачу с удаленных водоисточников. На сегодняшний день в практике тушения пожаров используются два способа доставки воды с удаленных водоисточников: подвоз и перекачка. Организация подвоза и перекачки предопределяет ряд условий, в зависимости от которых реализуется тот или иной способ доставки воды к месту пожара. Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи

огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития [3]. Перекачка организовывается на расстояние не более 1 км от места пожара до водоисточника, при наличии в пожарно-спасательном гарнизоне одного пожарного рукавного автомобиля (АР) -до 2 км, а при наличии двух АР - до 3 км. В остальных случаях организуется подвоз [3-5]. При этом ряд авторов считают, что перекачка наиболее рациональна при удаленности места пожара от водоисточника до 2 км, а подвоз на расстояниях более 2 км [6]. Однако как показывает практический опыт тушения пожаров, данные условия не всегда являются достаточными и эффективными, чтобы рационально организовать бесперебойную подачу воды к месту пожара, что натолкнуло на проведение исследований в данной области. Таким образом, целью данного исследования является определение рациональных критериев выбора способа доставки воды к месту пожара - перекачкой или подвозом. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести расчет требуемого количества техники, пожарно-технического вооружения и личного состава для организации перекачки и подвоза воды на расстояния до 3 000 м и расходах до 29,6 л/с;

- проанализировать возможные условия, которые складываются при организации бесперебойной подачи воды с удаленных водоисточников.

Общие условия проведения расчета:

- расстояния от водоисточника до пожара Ь=300, 500, 700, 1 000, 2 000, 3 000 м;

- для проведения расчета был взят насос ПН-40, так как наибольшее количество автоцистерн (АЦ) комплектуется именно этим насосом, с номинальной подачей 0н=32 л/с и напором Нн=80 м вод.ст. с учетом коэффициента износа К=0,8;

- расходы воды на тушение 0=7,4; 14,8; 22,2; 29,6 л/с, что кратно типовым расходам ствола «А» (Бн=19 мм; Нств=40 м вод.ст.; 0ств=7,4 л/с) и «Б» (Бн=13 мм; Нств=40 м вод.ст.; 0ств=3,7 л/с) и не превышает номинальную подачу ПН-40 с учетом коэффициента износа.

Условия проведения расчета перекачки:

- расчетной выбрана схема подачи воды «из насоса в цистерну» (рис. 1) с Нвх=4 м вод.ст., так как данная схема является наиболее простой и доступной, вследствие чего чаще используется на практике;

- подача воды между ступенями перекачки рассчитывалась по одной и по двум магистральным рукавным линиям (рис. 1, 2);

- подача воды от головного автомобиля непосредственно на тушение с расходами 0=7,4-14,8 л/с производилась по одной магистральной линии от головной АЦ (рис. 1), с расходом 0=22,2-29,6 л/с по двум линиям (рис. 3);

- гидравлическое сопротивление магистральных линий диаметром Бр=77 мм было взято равным Бр=0,015;

- количество задействованного личного состава рассчитывалось исходя из того, что:

а) 1 человек (водитель) требуется для контроля за поступлением воды в автоцистерну;

б) 1 человек требуется для контроля за работой рукавной системы (на каждые 100 м линии перекачки) [3];

в) 3 человека - боевой расчет на АР:

- количество задействованных рукавов рассчитывалось с учётом коэффициента изгиба местности К=1,2 плюс один резервный рукав на каждые 100 м линии [3];

- количество вывозимых рукавов Б=77 мм на АР - 100 шт. (2 000 м), на АЦ - 10 шт. (200 м);

- временные затраты на прокладку магистральной линии на расстояние до 1 000 м рассчитывались исходя из того, что 400-800 м магистральной линии отделение из шести человек прокладывает за 20 мин [7];

- временные затраты на прокладку магистральной линии на расстояние 1 000-2 000 м рассчитывались прокладкой одним АР, а 2 000 м включительно и свыше двумя АР. Скорость следования АР бралась не более 10 км/ч (10 и 5 км/ч), согласно правилам по охране труда [8];

- для расчета перекачки использовались пять типовых пожарно-тактических формул: 1) определение количества ступеней перекачки:

Nоб - N

N = ^ р ^гол

ст Nст ^ р

шт.;

2) определение общего количества рукавов в магистральной линии:

хтоб 1,2' Ь

N. =-, шт.;

р 20

3) определение предельного количества пожарных рукавов в магистральной линии от головного пожарного автомобиля:

шг Нн—Нр—НСтв±2м±7Ств

мгол = —гт^—^—'шт;

гр*Чм.р-

4) определение предельного количества пожарных рукавов между ступенями перекачки:

^т = Нн -(Нвх ± Zм ) шт.

1 р ст 2 ' Ш ;

5) определение общего требуемого количества пожарных автомобилей:

N ПА =Nст+1,

где 1- головная АЦ.

3,7

Рис. 1. Перекачка по одной линии

Рис. 2. Перекачка по двум линиям

Рис. 3. Перекачка с подачей двух магистральных линий от головной АЦ

Таблица 1. Количество задействованной техники для организации перекачки по одной

и по двум линиям

Количество АЦ, шт.

по одной линии/по двум линиям

№ Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000м Ь=2000 м Ь=3000 м

1 Q=7,4 л/с 1/1 1/1 2/2 2/2 2/2 3/2

2 Q=14,8 л/с 2/2 2/2 3/2 4/2 6/3 9/3

3 Q=22,2 л/с 2/2 4/2 5/2 7/3 13/4 19/6

4 Q=29,6 л/с* 2 2 3 4 6 9

*с расходом Q=29,6 л/с перекачка осуществляется по двум рукавам диаметром Б=77 мм, так как пропускная способность данного рукава = 23,3 л/с [7]; не указывались привлеченные АР для организации перекачки свыше 1 км

Как видно из табл. 1, перекачку по двум линиям не имеет смысла организовывать при расходе Q=7,4 л/с на расстояниях до Ь=3 000 м, при расходе Q=14,8 л/с на расстояниях до Ь=700 м, при расходе Q=22,2 л/с до 500 м, в остальных случаях перекачка по двум линиям ведёт к снижению количества привлекаемой техники в 1,5-3,25 раза.

Таблица 2. Сопоставление количества необходимых рукавов и рукавов, вывозимых на АЦ,

привлеченных на перекачку

№ Количество рукавов, необходимых для организации перекачки, шт. / количество рукавов, вывозимых на привлекаемой технике, шт.

расстояние Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000 м* Ь=2000 м** Ь=3000 м**

количество линий I II I II I II I II I II I II

1 Q=7,4 л/с 21/ 10 42/ 10 35/ 10 70/ 10 49/ 20 98/ 20 70/ 120 140/ 120 140/ 220 280/ 220 210/ 230 420/ 220

2 Q=14,8 л/с 21/ 20 42/ 20 35/ 20 70/ 20 49/ 30 98/ 20 70/ 140 140/ 120 140/ 260 280/ 230 210/ 290 420/ 230

3 Q=22,2 л/с 21/ 20 42/ 20 35/ 40 70/ 20 49/ 50 98/ 20 70/ 170 140/ 130 140/ 330 280/ 240 210/ 390 420/ 260

4 Q=29,6 л/с 42/20 70/20 90/30 140/140 280/260 420/90

*для прокладки линии привлекается один АР с запасом рукавов 100 шт.; ** для прокладки линии привлекаются 2 АР с запасом рукавов 200 шт.

Выводы по табл. 2:

- на расстояниях до 700 м включительно необходимо предусматривать в большинстве случаев дополнительное количество рукавов сверх количества рукавов, вывозимых на АЦ, привлеченных для организации перекачки;

- при организации перекачки по двум линиям на расстояниях Ь=500-1 000 м необходимо привлекать один АР, Ь=1000-2000 м - два АР, Ь=2000-3000 м - три АР, Ь=3 000 м - четыре АР для доставки рукавов. Условия проведения расчета подвоза:

- для расчета подвоза были взяты типовые объёмы цистерн Уац=3,2; 5; 8 м3;

- резервный автомобиль (формула (1) устанавливался как головной на подачу воды непосредственно на пожар (рис. 4), таким образом, обеспечивается бесперебойная подача воды;

- скорость следования АЦ бралась исл=30 км/ч, что соответствует типовой скорости следования пожарного автомобиля по грунтовому покрытию [9];

- расчеты проводились по следующим схемам расстановки личного состава:

а) со стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 5), при этом общее количество АЦ увеличивается на одну (формула (1);

б) без стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 4), но при этом в 1зап (формула (2) - учитывается время на установку автомобиля на водоисточник с пуском воды 1=105 с (1,75 мин), что соответствует наибольшему времени выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке № 7.1, 7.3 [10];

- количество задействованного личного состава рассчитывалось исходя из того, что:

а) 1 человек требуется для сопровождения АЦ помимо водителя при организации подвоза без установки стационарной АЦ на пункте заправки (рис. 4);

б) 1 человек требуется для работы на пункте заправки и 1 человек - для работы на пункте слива при организации подвоза без установки стационарной АЦ на пункте заправки (рис. 4), при этом сопровождающий на АЦ не нужен. Но данная схема расстановки личного состава возможна только при положительных температурах окружающей среды или при наличии мест обогрева личного состава;

в) 1 человек требуется для работы на пункте заправки и 1 человек на пункте слива при организации подвоза со стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 5), при этом сопровождающий на АЦ не нужен;

- для расчета перекачки использовались четыре типовые пожарно-тактические формулы:

Определение количества автоцистерн для подвоза:

Мац = ^т^ + 1, (1)

Срасх

где 1- резервная АЦ.

Определение времени следования:

г(п) = Ь • 60 1сл г(п)

мин.

^ движ

Определение времени заправки АЦ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уц

* зап =ТТЦ /60, мин. (2)

^ н

Определение времени расхода воды:

Уц

*расх =-ц-, мин.

р Овых•60

Рис. 4. Подвоз без АЦ на пункте заправки

Рис. 5. Подвоз с АЦ на пункте заправки

Таблица 3. Количество задействованной техники для организации подвоза без стационарно

установленной АЦ на пункте заправки

Количество АЦ, шт.

Уац=3,2/5/8 м3

№ Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000 м Ь=2000 м Ь=3000 м

1 0=7,4 л/с 2/2/2 2/2/2 2/2/2 3/2/2 3/3/2 4/3/2

2 0=14,8 л/с 3/2/2 3/3/2 3/3/2 4/3/3 5/4/3 6/4/3

3 0=22,2 л/с 3/3/3 4/3/3 4/4/3 5/4/3 6/5/4 8/6/4

4 0=29,6 л/с 4/3/3 5/4/3 5/4/3 6/4/4 8/6/5 10/7/5

Анализируя табл. 3, можно сделать следующие выводы:

1) на расстояниях до Ь=700 м при расходе 0=7,4 л/с, на расстоянии в Ь=300 м и при расходе 0=22,2 л/с не имеет смысла привлекать АЦ с объёмом более 3,2 м3;

2) при организации подвоза на расстоянии Ь=2 000-3 000 м АЦ У=8 м3, в сравнении с АЦ У=3,2 м3, даёт экономию привлеченной техники в 1,5-2 раза.

Исходя из данных табл. 4, схема организации подвоза со стационарно установленной АЦ на пункте заправки даёт экономию техники 12,5-20 % при привлечении АЦ объёмом Уац=3,2 м3 при расходе 0=29,6 л/с и расстояниях Ь=500 м и свыше. В остальных же случаях количество привлеченной техники одинаково или больше.

Таблица 4. Количество задействованной техники для организации подвоза без стационарно установленной АЦ на пункте заправки и с установленной АЦ

Количество АЦ, шт.

без стационарно установленной АЦ/ с установленной АЦ

Уац=3,2 м3

№ Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000м Ь=2000 м Ь=3000 м

1 0=7,4 л/с 2/3 2/3 2/3 3/3 3/4 4/4

2 0=14,8 л/с 3/3 3/4 3/4 4/4 5/5 6/6

3 0=22,2 л/с 3/4 4/4 4/4 5/5 6/7 8/8

4 0=29,6 л/с 4/4 5/4 5/4 6/5 8/7 10/8

Уац=5 м3

5 0=7,4 л/с 2/3 2/3 2/3 2/3 3/3 3/4

6 0=14,8 л/с 2/3 3/3 3/3 3/4 4/4 4/5

7 0=22,2 л/с 3/4 3/4 3/4 4/4 5/5 6/6

8 0=29,6 л/с 3/4 4/4 4/4 4/5 6/6 7/8

Уац=8 м3

9 0=7,4 л/с 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3

10 0=14,8 л/с 2/3 2/3 2/3 3/3 3/4 3/4

11 0=22,2 л/с 3/3 3/4 3/4 3/4 4/5 4/5

12 0=29,6 л/с 3/4 3/4 3/4 4/4 5/5 5/6

Таблица 5. Сравнение количества привлеченного личного состава при организации подвоза с различными схемами расстановки личного состава

0=22,2 л/с, Уац=3,2 м3

количество АЦ, шт. /количество личного состава, чел.

№ Расстояние без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с сопровождающими на АЦ без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с оставлением по одному человеку на пункте со стационарно установленной АЦ на пункте заправки с оставлением по одному человеку на пункте заправки

заправки и слива и слива

1 Ь=300 м 3/6 3/5 4/6

2 Ь=500 м 4/8 4/6 4/6

3 Ь=700 м 4/8 4/6 4/6

4 Ь=1000 м 5/10 5/7 5/7

5 Ь=2000 м 6/12 6/8 7/9

6 Ь=3000 м 8/16 8/10 8/10

В соответствии с данными табл. 5, наиболее рациональной схемой расстановки личного состава при организации подвоза является схема «без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с оставлением по одному человеку на пункте заправки и слива».

Сравнительные таблицы по количеству задействованной техники, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и личного состава для организации

перекачки и подвоза

Таблица 6. 0=7,4 л/с, перекачка по одной линии, подвоз АЦ У=3,2 м3 без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с сопровождающими на АЦ

№ Расстояние Количество АЦ, шт. Количество личного состава, чел. Количество рукавов в магистральной линии, шт. Временные затраты на обеспечение бесперебойной подачи воды, мин

перекачка/подвоз перекачка перекачка подвоз

1 Ь=300 м 1/2 4/4 21 20 0*

2 Ь=500 м 1/2 6/4 35 20 0*

3 Ь=700 м 2/2 9/4 49 20 0*

4 Ь=1000м 2+1АР***/3 15 /6 70 6/12** 0*

5 Ь=2000 м 2+2АР***/3 28/ 6 140 6/12** 0*

6 Ь=3000 м 3+2АР***/4 39 /8 210 9/18** 0*

*при организации подвоза временные затраты на организацию бесперебойной подачи воды равны нулю, так как АЦ сразу же встают на слив в головную АЦ и после в порядке очереди отправляются на заправку; **на расстояния 1 000 м и свыше временные затраты рассчитывались прокладкой АР со скоростью прокладки 5,10 км/ч; *** при организации перекачки свыше 1 000 м необходимо привлечение одного АР, свыше 2 000 м - 2 АР

Таблица 7. 0=14,8 л/с, перекачка по одной линии, подвоз АЦ У=3,2 м3 без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с сопровождающими на АЦ

№ Расстояние Количество АЦ, шт. Количество личного состава, чел. Количество рукавов в магистральной линии, шт. Временные затраты на обеспечение бесперебойной подачи воды, мин

перекачка/подвоз перекачка перекачка подвоз

1 Ь=300 м 2/3 5/6 21 20 0

2 Ь=500 м 2/3 7/6 35 20 0

3 Ь=700 м 3/3 10/6 49 20 0

4 Ь=1000м 4+1АР/4 17/8 70 6/12 0

5 Ь=2000 м 6+2АР/5 32/10 140 6/12 0

6 Ь=3000 м 9+2АР /6 45/12 210 9/18 0

Таблица 8. 0=22,2 л/с, перекачка по одной линии, подвоз АЦ У=3,2 м3 без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с сопровождающими на АЦ

№ Расстояние Количество АЦ, шт. Количество личного состава, чел. Количество рукавов в магистральной линии, шт. Временные затраты на обеспечение бесперебойной подачи воды, мин

перекачка/подвоз перекачка перекачка подвоз

1 Ь=300 м 2/3 5/6 21 20 0

2 Ь=500 м 4/4 9/8 35 20 0

3 Ь=700 м 5/4 12/8 49 20 0

4 Ь=1000м 7+1АР/5 20/10 70 6/12 0

5 Ь=2000 м 13+2АР/6 39/12 140 6/12 0

6 Ь=3000 м 19+2АРми /8 55/16 210 9/18 0

Таблица 9. 0=29,6 л/с, перекачка по двум линиям, подвоз АЦ У=3,2 и 8 м3 без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с сопровождающими на АЦ

№ Расстояние Количество АЦ, шт. Количество личного состава, чел. Количество рукавов в магистральной линии, шт. Временные затраты на обеспечение бесперебойной подачи воды, мин

перекачка/подвоз Уац=3,2 м3/ подвоз Уац=8 м3 перекачка перекачка подвоз

1 Ь=300 м 2/4/3 5/8/6 42 20 0

2 Ь=500 м 2/5/3 7/10/6 70 25 0

3 Ь=700 м 3/5/3 10/10/6 98 35 0

4 Ь=1000м 4+1АР /6/4 17/12/8 140 12/24 0

5 Ь=2000 м 6+2АР /8/5 32/16/10 280 12/24 0

6 Ь=3000 м 9+2АР /10/5 45/20/10 420 18/36 0

Проведя анализ табл. 6-9, можно заключить следующее: исходя из количества привлекаемой техники и ПТВ, личного состава, времязатрат на обеспечение бесперебойной подачи воды, перекачку в большинстве случаев рационально организовывать на расстояниях до 500-700 м.

Таблица 10. Преимущества и недостатки перекачки, подвоза, согласно литературным

источникам [3-6, 11]

Перекачка Подвоз

Недостатки 1. Трудо и времязатраты для организации. 2. На расстоянии свыше 1 км при организации перекачки необходимо привлечение АР. 3. Невозможность прокладки линии в труднопроходимой местности. 4. Необходимость согласования работы насосов ступеней перекачки. 5. Риск промерзания линии при минусовых температурах окружающей среды. 6. Большая вероятность отказа: порывы рукавов, несогласованность работы насосов, промерзание линии. 7. Потери напора при расположении очага пожара выше отметки водоисточника Невозможность организации в отсутствии дорог (проезжей местности)

Преимущества Возможность реализации в отсутствии дорог (проезжей местности) Простота организации

Если есть возможность организации перекачки и подвоза, то перекачку рационально организовывать на расстояниях до 500-700 м.

Условия организации перекачки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Организуется, если есть возможность прокладки линии на местности.

2. При организации перекачки необходимо предусматривать дополнительный запас рукавов, свыше количества рукавов, вывозимых на АЦ, привлекаемых на перекачку.

3. По одной линии на расстоянии свыше 1 000 м необходимо привлечение одного АР, свыше 2 000 м - два АР.

4. По двум линиям:

- рационально использовать при соблюдении следующего условия: расход 14,8 л/с и более и расстояние 700 м и более, что ведёт к снижению количества привлекаемой техники в 1,5-3,25 раза;

- требуется в два раза больше рукавов, в сравнении с перекачкой по одной линии;

- на расстоянии от 500 до 1 000 м необходимо привлечение одного АР, от 1 000 до 2 000 м необходимо привлекать два АР, от 2 000 до 3 000 м - три АР, при расстоянии 3 000 м - четыре АР.

Условия организации подвоза:

1. Организуется, если есть дороги (проезжая местность).

2. При расходах до 7,4 л/с и на расстояниях до 700 м включительно не имеет смысла привлекать АЦ с объёмом более 3,2 м3.

3. Самая эффективная схема расстановки личного состава это «без стационарно установленной АЦ на пункте заправки с оставлением по одному человеку на пункте заправки и слива», но данную схему можно использовать только при положительных температурах окружающей среды или при наличии мест обогрева личного состава на пункте слива, заправки. Схема «со стационарно установленной АЦ на пункте заправки с оставлением по одному человеку на пункте заправки и слива» не даёт явной экономии техники, а на малых расстояниях и расходах наоборот ведёт к её увеличению.

Полученные результаты могут быть использованы для включения в справочные, методические пособия по проведению пожарно-тактических расчетов, а также при организации подготовки личного состава пожарной охраны, участвующих в тушении.

Литература

1. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утв. гл. воен. экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 28 июня 2007 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Инструкции по учету и надзору за противопожарным водоснабжением в Ленинградской области: приказ управления ГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области МЧС России от 12 марта 2003 г. № 128. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Стройиздат, 1987. 288 с.

4. Наумов А.В., Самохвалов Ю.П., Семенов А.О. Сборник задач по основам тактики тушения пожаров: учеб. пособие / под общ. ред. М.М. Верзилина. Иваново: ИвИ ГПС МЧС России, 2008. 184 с.

5. Самойлов В.И., Сосновский К.М., Костриков Г.И. Пожарная тактика: справочное пособие. М.: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 1999. 84 с.

6. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. Т35 Пожарная тактика: Основы тушения пожаров: учеб. пособие. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2012. 322 с.

7. Мельник А.А., Мартинович Н.В., Калюжина Ж.С. Справочник начальника караула пожарной части. 3-е изд., перераб. и доп. Красноярск: ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. 176 с.

8. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы: приказ Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 23 дек. 2014 г. № 1100н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. СП 232.1311500.2015. Пожарная охрана предприятий. Общие требования. М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2015.

10. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы (утв. 10 мая 2011 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Бараковских С.А., Карама Е.А. Совершенствование способов тушения пожаров в условиях неудовлетворительного противопожарного водоснабжения // Техносферная безопасность. 2018. № 4 (21).

References

1. Organizacionno-metodicheskie ukazaniya po takticheskoj podgotovke nachal'stvuyushchego sostava federal'noj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii (utv. gl. voen. ekspertom MCHS Rossii general-polkovnikom P.V. Platom 28 iyunya 2007 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Ob utverzhdenii Instrukcii po uchetu i nadzoru za protivopozharnym vodosnabzheniem v Leningradskoj oblasti: prikaz upravleniya GPS Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti MCHS Rossii ot 12 marta 2003 g. № 128. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Ivannikov V.P., Klyus P.P. Spravochnik rukovoditelya tusheniya pozhara. M.: Strojizdat, 1987. 288 s.

4. Naumov A.V., Samohvalov Yu.P., Semenov A.O. Sbornik zadach po osnovam taktiki tusheniya pozharov: uchebnoe posobie / pod obshch. red. M.M. Verzilina. Ivanovo: Ivl GPS MCHS Rossii, 2008. 184 s.

5. Samojlov V.I., Sosnovskij K.M., Kostrikov G.I. Pozharnaya taktika: spravochnoe posobie. M.: Vostochno-Sibirskij institut MVD RF, 1999. 84 s.

6. Terebnev V.V., Podgrushnyj A.V. T35 Pozharnaya taktika: Osnovy tusheniya pozharov: ucheb. posobie. M.: Akad. GPS MCHS Rossii, 2012. 322 s.

7. Mel'nik A.A., Martinovich N.V., Kalyuzhina Zh.S. Spravochnik nachal'nika karaula pozharnoj chasti. 3-e izd., pererab. i dop. Krasnoyarsk: FGBOU VO Sibirskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2017. 176 s.

8. Ob utverzhdenii Pravil po ohrane truda v podrazdeleniyah federal'noj protivopozharnoj sluzhby Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Ros. Federacii ot 23 dek. 2014 g. № 1100n. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. SP 232.1311500.2015. Pozharnaya ohrana predpriyatij. Obshchie trebovaniya. M.: FGBU VNIIPO MCHS Rossii, 2015.

10. Normativy po pozharno-stroevoj i taktiko-special'noj podgotovke dlya lichnogo sostava federal'noj protivopozharnoj sluzhby (utv. 10 maya 2011 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

11. Barakovskih S.A., Karama E.A. Sovershenstvovanie sposobov tusheniya pozharov v usloviyah neudovletvoritel'nogo protivopozharnogo vodosnabzheniya // Tekhnosfernaya bezopasnost'. 2018. № 4 (21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.