Научная статья на тему 'Методика проведения интерактивных занятий при обучении детей 3-4 лет плаванию'

Методика проведения интерактивных занятий при обучении детей 3-4 лет плаванию Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
занятия по начальному обучению плаванию / дети младшего дошкольного возраста (3-4лет) / интерактивный метод. / classes in primary swimming lessons / children of primary preschool age (3-4 years) / interactive method.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Адамова Илона Владимировна

Главной задачей при обучении детей 3-4 лет плаванию является сократить время, затраченное на освоение детьми основных умений и навыков. В статье представлен материал, собранный при анализе научно-методической литературы, обработанный материал педагогических наблюдений, и разработанная экспериментальная методика обучения детей 3-4 лет плаванию с использованием различных интерактивных подходов. Научная новизна состоит в разработке содержания занятий по обучению плаванию детей младшего дошкольного возраста с включением интерактивных подходов. Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях, тренерами и инструкторами спортивно-оздоровительных детских центров плавания. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и интернет источников в объеме 46 источников, педагогическое наблюдение занятий инструкторов по плаванию детских групп n=12 человек, стаж работы в среднем 7 лет , педагогический эксперимент проходил на базе частного спортивно-оздоровительного детского центра плавания «Детская бухта» г. Москвы, в педагогическом исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 3-4 лет. Результаты. Рациональное использованию различных интерактивных методов на занятиях по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста оптимизирует процесс обучения. Под понятием «интерактивное занятие по плаванию» рассматривается традиционное занятие по плаванию, в котором используется интерактивный подход: просмотр и обсуждение видео роликов и мультфильмов – была сделана подборка видео материала с использованием мультфильмов на тему обучения плаванию из сети Интернет; творческие задания – например, домашние задания, которые давались по окончанию занятия (пример: нарисовать морское животное, сопоставить водных обитателей с местом их проживания (аквариум, река, море и т. д.); работа в малых группах – например, выполнение заданий на специальном оборудовании (плоты и нудлсы, обручи и т.д.); обучающие игры (ролевые игры, имитации) – отработка правильного выдоха (дуем на горячий чай в блюдце, следя за тем., чтобы образовалась воронка на воде; прием «обучающийся в роли преподавателя». Заключение. В настоящей статье представлен практический опыт работы отечественных и зарубежных авторов по обучению детей 3-4 лет плаванию, проведено педагогическое наблюдение и проведен анализ содержания программ по обучению дошкольников плаванию в ДОУ и фитнесс клубах с использованием интерактивного метода. Разработана и апробирована экспериментальная методика по плаванию с детьми 3-4 лет с использованием интерактивных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Адамова Илона Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for conducting interactive classes when teaching children 3-4 years old to swim

The main task when teaching children 3-4 years old to swim is to reduce the time spent on children mastering basic skills. The article presents material collected during the analysis of scientific and methodological literature, processed material from pedagogical observations, and a developed experimental methodology for teaching children 3-4 years old to swim using various interactive approaches. The scientific novelty lies in the development of the content of lessons for teaching swimming to children of primary preschool age with the inclusion of interactive approaches. Practical significance. The results of the study can be used by teachers in physical education classes in preschool institutions, coaches and instructors of sports and recreational children's swimming centers. Research methods: analysis and synthesis of scientific and methodological literature and Internet sources in the amount of 46 sources, pedagogical observation of classes of swimming instructors for children's groups n=12 people, work experience average 7 years, pedagogical experiment took place on the basis of a private sports and recreational children's center swimming "Children's Bay" in Moscow, 26 children aged 3-4 years took part in the pedagogical study. Results. The rational use of various interactive methods in swimming lessons with children of primary preschool age optimizes the learning process. The concept of “interactive swimming lesson” refers to a traditional swimming lesson that uses an interactive approach: viewing and discussing video clips and cartoons a selection of video material was made using cartoons on the topic of learning to swim from the Internet; creative tasks for example, homework given at the end of the lesson (example: draw a sea animal, compare aquatic inhabitants with their place of residence (aquarium, river, sea, etc.); work in small groups for example, completing tasks on special equipment (rafts and noodles, hoops, etc.); educational games (role-playing games, simulations) practicing correct exhalation (blowing on hot tea in a saucer, making sure that a funnel is formed on the water; the “learning in role of the teacher". Conclusion. This article presents the practical experience of domestic and foreign authors in teaching swimming to children 3-4 years old, conducted pedagogical observation and analyzed the content of programs for teaching preschool children swimming in preschool educational institutions and fitness clubs using an interactive method. An experimental technique for swimming with children aged 3-4 years using interactive methods was developed and tested.

Текст научной работы на тему «Методика проведения интерактивных занятий при обучении детей 3-4 лет плаванию»

УДК 796.21

Методика проведения интерактивных занятий при обучении детей 3-4

лет плаванию Адамова И.В. *

Российский Университет Спорта «ГЦОЛИФК» Москва, Россия ORCID:0000-0002-5370-3774, Ilona-adamova@rambler.т*

Аннотация: Главной задачей при обучении детей 3-4 лет плаванию является сократить время, затраченное на освоение детьми основных умений и навыков. В статье представлен материал, собранный при анализе научно-методической литературы, обработанный материал педагогических наблюдений, и разработанная экспериментальная методика обучения детей 3-4 лет плаванию с использованием различных интерактивных подходов. Научная новизна состоит в разработке содержания занятий по обучению плаванию детей младшего дошкольного возраста с включением интерактивных подходов. Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях, тренерами и инструкторами спортивно-оздоровительных детских центров плавания. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и интернет источников в объеме 46 источников, педагогическое наблюдение занятий инструкторов по плаванию детских групп п=12 человек, стаж работы в среднем 7 лет , педагогический эксперимент проходил на базе частного спортивно-оздоровительного детского центра плавания «Детская бухта» г. Москвы, в педагогическом исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 3-4 лет. Результаты. Рациональное использованию различных интерактивных методов на занятиях по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста оптимизирует процесс обучения. Под понятием «интерактивное занятие по плаванию» рассматривается традиционное занятие по плаванию, в котором используется интерактивный подход: просмотр и обсуждение видео роликов и мультфильмов - была сделана подборка видео материала с использованием мультфильмов на тему обучения плаванию из сети Интернет; творческие задания - например, домашние задания, которые давались по окончанию занятия (пример: нарисовать морское животное, сопоставить водных обитателей с местом их проживания (аквариум, река, море и т. д.); работа в малых группах - например, выполнение заданий на специальном оборудовании (плоты и нудлсы, обручи и т.д.); обучающие игры (ролевые игры, имитации) - отработка правильного выдоха (дуем на горячий чай в блюдце, следя за тем., чтобы образовалась воронка на воде; прием «обучающийся в роли преподавателя». Заключение. В настоящей статье представлен практический опыт работы отечественных и зарубежных авторов по обучению детей 3-4 лет плаванию, проведено педагогическое наблюдение и проведен анализ содержания программ по обучению дошкольников плаванию в ДОУ и фитнесс клубах с использованием интерактивного метода. Разработана и апробирована экспериментальная методика по плаванию с детьми 3-4 лет с использованием интерактивных методов.

Ключевые слова: занятия по начальному обучению плаванию, дети младшего дошкольного возраста (3-4лет), интерактивный метод.

Для цитирования: Адамова И.В.* Методика проведения интерактивных занятий при обучении детей 3-4 лет плаванию. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024: 19(2): .

Methodology for conducting interactive classes when teaching children 3-4

years old to swim

Ilona V. Adamova*

Russian University of Sports "GTSOLIFK" (RUS "GTSOLIFK")

Moscow, Russia ORCID:0000-0002-5370-3774, Ilona-adamova@rambler.ru*

Abstract: The main task when teaching children 3-4 years old to swim is to reduce the time spent on children mastering basic skills. The article presents material collected during the analysis of scientific and methodological literature, processed material from pedagogical observations, and a developed experimental methodology for teaching children 3-4 years old to swim using various interactive approaches. The scientific novelty lies in the development of the content of lessons for teaching swimming to children of primary preschool age with the inclusion of interactive approaches. Practical significance. The results of the study can be used by teachers in physical education classes in preschool institutions, coaches and instructors of sports and recreational children's swimming centers. Research methods: analysis and synthesis of scientific and methodological literature and Internet sources in the amount of 46 sources, pedagogical observation of classes of swimming instructors for children's groups n=12 people, work experience average 7 years, pedagogical experiment took place on the basis of a private sports and recreational children's center swimming "Children's Bay" in Moscow, 26 children aged 3-4 years took part in the pedagogical study. Results. The rational use of various interactive methods in swimming lessons with children of primary preschool age optimizes the learning process. The concept of "interactive swimming lesson" refers to a traditional swimming lesson that uses an interactive approach: viewing and discussing video clips and cartoons - a selection of video material was made using cartoons on the topic of learning to swim from the Internet; creative tasks - for example, homework given at the end of the lesson (example: draw a sea animal, compare aquatic inhabitants with their place of residence (aquarium, river, sea, etc.); work in small groups - for example, completing tasks on special equipment (rafts and noodles, hoops, etc.); educational games (role-playing games, simulations) - practicing correct exhalation (blowing on hot tea in a saucer, making sure that a funnel is formed on the water; the "learning in role of the teacher". Conclusion. This article presents the practical experience of domestic and foreign authors in teaching swimming to children 3-4 years old, conducted pedagogical observation and analyzed the content of programs for teaching preschool children swimming in preschool educational institutions and fitness clubs using an interactive method. An experimental technique for swimming with children aged 3-4 years using interactive methods was developed and tested.

Key words: classes in primary swimming lessons, children of primary preschool age (3-4 years), interactive method.

For citation: Ilona V. Adamova* Methodology for conducting interactive classes when teaching children 3-4 years old to swim. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024: 19 (2): .

Введение

Начиная с 3-х летнего возраста детям свойственна подражательная деятельность и большую роль играет целенаправленное воздействие педагогического процесса на формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. [2,4]

Это объясняется тем, что накопленный ранее за счет естественного процесса развития, в чем играет роль генетический фактор, заложенный природой, ребенком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образ. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания

действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения [3,4].

В процессе развития системы физического воспитания на современном этапе особую актуальность приобретает вопрос о модернизации таких занятий. Важной проблемой, влияющей на его качество, являются технология и методика его построения, рациональные подходы к процессу обучения, реализуемые на занятиях по плаванию, а также применение различных современных методов, направленных на повышение эффективности занятий, один из которых-интерактивных метод [1, 4].

Интерактивный метод обучения - специальная методика организации образовательного процесса, которая направлена на решение конкретных задач и подразумевает способ познания, сформированный в формате активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Занимающиеся совместно решают проблемы, моделируют ситуации из жизни, оценивают действия друг друга и собственные решения — все это повышает эффективность самого процесса обучения [2,3].

К интерактивным методам можно отнести: просмотр и обсуждение видео роликов и мультфильмов; творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации); «обучающийся в роли преподавателя», где занимающийся не пассивен, а активен во взаимодействии.

Интерактивный метод позволяет решить два важных вопроса: освоить больше двигательных навыков и их интерпретаций по сложности; решение вопроса дисциплины на занятиях, налаживание взаимосвязи педагог-ученик, доверие, концентрация внимания (удержание внимания) (Л.Ю. Сафонова, 2015). В таблице № 1 представлен материал на примере занятий по начальному обучению детей плаванию с использованием интерактивного метода.

Результаты и обсуждение

Таблица 1

Методические особенности проведения занятий с интерактивной направленностью при

обучении плаванию детей 3 -4 лет

Автор Год издания Содержание

1.Шевченко З.М., Колонтаевская Е.А. «СКАЗОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ» 2017г. Занятия с использованием сказок, приключений, путешествий, моментов из жизни животных, стихов, песен и музыки во всех чатях занятия. (Проводится разминка на суше с сюжетной линией; время занятий - 15-25мин; кол-во занятий в неделю - 1)

2.Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина «ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ» 1991г. Совместные со взрослыми игры и упражнения. Для воспитания младших дошкольников, особенно третьего года жизни, особое значение имеет постоянное общение со взрослыми. Дети упражняются и играют с гораздо большим удовольствием, если взрослые проявляют интерес к их играм, активно участвуют в них вместе с детьми. (Подготовительная часть на суше, первые 2-3 занятия дети в воду не заходят - знакомятся с обстановкой; время занятий - 10-20 мин; кол-во занятий в неделю - 2)

З.Калюта А.А. «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» 2022г. Обучение начинается с игры. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает ребёнку преодолеть чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливания организма. Использование элементов игры позволяет сохранить её на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде. (Проводится разминка на суше ; время занятий -20; кол-во занятий в неделю - 1)

4. Петрова Т.Н. «СЕВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПЛАВАНИЮ» 2018г. В структуру занятий включены элементы художественного и фигурного плавания, аквааэробики, релаксационных упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей, посещающих группы различной образовательной направленности. (Разминка на суше в игровой форме; время занятий -15мин; кол-во занятий в неделю - 2)

5. Васильев В.С. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ» 1973г. Автор рекомендует прибегнуть к помощи образных выражений сравнений с движениями животных и птиц, давать ссылки на сказочных персонажей, бытовые действия и умения. (Проводится разминка на суше ; время занятий - 25; кол-во занятий в неделю - 2)

6. Макаренко Л.П. «УЧИТЕ ПЛАВАТЬ МАЛЫШЕЙ» 1985г. За основной метод обучения взят хороший личный показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком. Поддержание атмосферы непринужденной, веселой игры. «Когда придет пора приступить к занятиям в воде, постарайтесь найти своему малышу напарника примерно такого же возраста.» (Проводится разминка на суше ; время занятий - 25-30; кол-во занятий в неделю - 2)

7. Уве Леган «АКВАПЕДАГОГИКА. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ЛЕТ» 2002г. Направленна на уменьшение несчастных случаев на/в воде и позволяет избежать травматических последствий. Используется большое количество ныряний, расслабляющих техник удержания на воде, лежание на спине, падания и всевозможные прыжки с бортиков и специальных плавательных плотов, плавание в одежде (с 5 лет), осознанный подход к водной среде. (Проводится разминка на суше ; время занятий - 45-60 мин; кол-во занятий в неделю - 2)

Для анализа, конкретизации и выбора интерактивных методов было проведено педагогические наблюдения на различных занятиях у 12-и инструкторов с целью хронометрирования, выявление моторной плотности проводимых занятий, количества и разнообразия выполняемых упражнений в основной части, использования сухого плавания и разминки на суше, а также используемых методик и подходов в обучении. В исследовании приняли участие инструкторы по плаванию из различных образовательных организаций

Исходя из педагогического наблюдения мы пришли к выводу, что применение на занятиях интерактивный подход, способствует повышению эмоционального фона детей, по сравнению с занятиями, проводимыми по традиционной методике. Также, на интерактивных занятиях дети быстрее входили в контакт с инструктором и дольше удерживали свое внимание на процессе занятия, что не может не влиять на эффективность. При этом моторная плотность занятий не уменьшалась, по сравнению с традиционными занятиями.

Таблица 2

Результаты педагогического наблюдения (количество специалистов п= 12 человек)

Инструктор Наблюдение Вывод

1.Шит А.С.(7 лет), «Детская Бухта» Группа из 6 человек. Длительность занятия-20 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (комплекс суставной гимнастики)-5 мин. В основной части (в воде) выполнялись различные классические упражнения на освоение воды (поглаживание воды, различные движение руками и ногами в воде, передвижения в воде)-10 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (15минХ100)/20=75% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

2. Лесник П.Г. (стаж-4 года), ДОУ «Буратино» Группа из 12 человек. Длительность занятия-25 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (комплекс суставной гимнастики) со стихотворным сопровождением и краткая техника безопасности-8 мин. В основной части (в воде) выполнялись упражнения на привыкание к воде и обучение погружению лица в воду, выстроенные по сюжетной линии ("Путешествие капельки")-10 мин. В заключительной части проводилась подвижная игра в воде под музыкальное сопровождение-7 мин. Моторная плотность занятия составила (21минХ100)/25=84% Выявлено использование интерактивного подхода - проведение занятие с использованием сюжетной линии. Занятие носит интерактивный характер.

З.Пономарева О.Д. (стаж 8 лет), ДОУ «Капелька» Группа из 13 человек. Длительность занятия-20 мин. В подготовительной части проводилась разминка в движении в воде -5 мин. В основной части выполнялись различные классические упражнения на обучение передвижения в воде (ходьба. ползанье, ходьба на руках)-10 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (15минХ100)/20=75% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

4. Свет Л.Л. (стаж 11 лет), «Китёнок» Группа из 5 человек. Длительность занятия-30 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше с элементами сухого плавания -10 мин. В основной части (в воде) выполнялись различные классические упражнения на освоение воды (поглаживание воды, различные движение руками и ногами в воде, передвижения в воде) и обучение выдохам в воду-15 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (25минХ100)/30=83% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

5.Гориковец П.Р. (стаж-5 лет). ДОУ «Росинка» Группа из 10 человек. Длительность занятия-20 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (комплекс суставной гимнастики) и обсуждалось творческое домашнее задание (рисунок на морскую тематику)-5 мин. В основной части (в воде) выполнялись упражнения на освоение воды и обучению лежания на спине по мотивам рисунков-12 мин. В заключительной части детям давалось новое творческое домашнее задание (слепить морскую звезду) и предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-3 мин. Моторная плотность занятия составила (15минХ100)/20=75% Выявлено использование интерактивного подхода -включение творческих домашних заданий на тематику водной среды и обсуждение его на занятии. Занятие носит интерактивный характер.

6. Воропаева М.Д. (стаж-12 лет), ДОУ «Золотая рыбка» Группа из 8 человек. Длительность занятия-25 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (разминка в движении ) и краткая техника безопасности-8 мин. В основной части (в воде) выполнялись различные классические упражнения на освоение воды (поглаживание воды, разнообразные движения руками и ногами в воде, передвижения в воде) и обучение работы ног кролем-12 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (20минХ100)/25=80% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

7. Москвина Л.Ю. (стаж-4 года), «Аквапузики» Группа из 4 человек. Длительность занятия-30 мин. В подготовительной части детям был показан короткометражный мультик на тематику плавания и проведена разминка в воде-10 мин. В основной части выполнялись различные упражнения на передвижение в воде, на обучение выдохам в воду и погружению лица в воду по мотивам показанного мультика-17 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-3 мин. Моторная плотность занятия составила (24минХ100)/30=80% Выявлено использование интерактивного подхода -просмотр мультика на тему плавании. У детей был значительно повышен эмоциональный фон и они всячески пытались подражать герою мультфильма. Занятие носит интерактивный характер.

8. Любимов А.А. (стаж-8 лет), «Детская Бухта» Группа из 6 человек. Длительность занятия-30 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше с элементами сухого плавания -10 мин. В основной части (в воде) упражнения на освоение воды (поглаживание воды, различные движение руками и ногами в воде, передвижения в воде), на разучивание выдоха в воду и работы ног кролем выполнялись вместе с тренером-15 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (25минХ100)/30=83% Выявлено использование интерактивного подхода, -выполнение упражнений вместе с тренером, что вызвало повышенное внимание детей. Дети пытались подражать тренеру. Занятие носит интерактивный характер.

9. Черных В.Ю. (стаж-6 лет), «Китенок» Группа из 8 человек. Длительность занятия-30 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (комплекс суставной гимнастики и имитационные упражнения)-10 мин. В основной части (в воде) выполнялись упражнения на разучивание выдоха в воду и работы руками брассом и кролем-15 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (25минХ100)/30=83% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

10. Жаркова Е.Д. (стаж-7 лет), ДОУ «Золотой ключик» Группа из 13 человек. Длительность занятия-20 мин. В подготовительной части проводилась разминка в движении в воде-5 мин. В основной части выполнялись различные классические упражнения на освоение воды (поглаживание воды, различные движение руками и ногами в воде, передвижения в воде)-12 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-3 мин. Моторная плотность занятия составила (17минХ100)/20=85% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традиционный характер.

11. Пряничная Ю.Д. (стаж-5 лет), ДОУ «Солнышко» Группа из 10 человек. Длительность занятия-20 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше (комплекс суставной гимнастики)-5 мин. В основной части (в воде) выполнялись упражнения на освоение воды, подстроенные под бытовые навыки (полоскание белья, мойка посуды, накачивание шин насосом и др)-12 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-3 мин. Моторная плотность занятия составила (17минХ100)/20=85% Выявлено использование интерактивного подхода -выполнение упражнений, имитирующих бытовые навыки. Детям было весело и интересно выполнять такие упражнения в воде. Занятие носит интерактивный характер.

12. Колпакова С.Б. (стаж-12 лет), ДОУ «Смородинка» Группа из 8 человек. Длительность занятия-25 мин. В подготовительной части проводилась разминка на суше и техника безопасности (комплекс суставной гимнастики)-5 мин. В основной части (в воде) выполнялись упражнения разучивание работы ногами и руками способом кроль и выдохи в воду-15 мин. В заключительной части детям предоставлялось свободное время на игры с игрушками в воде-5 мин. Моторная плотность занятия составила (20минХ100)/25=80% Использование интерактивных подходов не выявлено. Занятие носит традицио нный характер.

Заключение

1.Исходя из педагогического наблюдения, мы пришли к выводу, что 41,7% -5 специалистов из 12 используют на своих занятиях интерактивный подход

Под понятием «интерактивное занятие по плаванию» рассматривается традиционное занятие по плаванию, в котором используется интерактивный подход:

-. просмотр и обсуждение видео роликов и мультфильмов - была сделана подборка видео материала с использованием мультфильмов на тему обучения плаванию из сети Интернет. Заранее были сделаны подборки видео материала, сохраненный в отдельной папке. Просмотр мог осуществляться до и после занятий, в зависимости от поставленных задач.

- творческие задания - например, домашние задания, которые давались по окончанию занятия (пример: нарисовать морское животное, сопоставить водных обитателей с местом их проживания (аквариум, река, море и т.д.), слепить из пластилина морского обитателя, сделать аппликацию на морскую тематику) с обязательным контролем выполнения задания до следующего занятия). Работы размещаются в ДОУ.

- работа в малых группах - например, выполнение заданий на специальном оборудовании (плоты и нудлсы, обручи и т.д.) в малых группах. (пример: прочувствовать сопротивление воды на мелководье, проговаривая речитатив. Выполняются движения

(ходьба-бег-ходьба), речитатив: «еле-еле-еле-еле закружились карусели, а потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом. Тише-тише, не спишите-карусель остановите».

- обучающие игры (ролевые игры, имитации) - отработка правильного выдоха (дуем на горячий чай в блюдце, следя за тем., чтобы образовалась воронка на воде; усложненный вариант-дуем на воду, вода в ладошках; отрабатываем правильное положение пальцев в кисти для выполнения гребка («Ладошка - маленькая ложка»), выполнение упражнение «Бокс» (выполняется в малой группе-ребята имитируют движения из бокса, создавая большое количество брызг, (следить за тем, чтобы не вытирали брызги с лица-готовим малышей для погружения лица в воду).

- прием «обучающийся в роли преподавателя», когда дети показывают инструктору, как нужно выполнять упражнения, заранее обучившись ему. Сначала инструктор выполняет упражнение вместе с детьми, следя за качеством и техникой выполнения каждого ребенка,

2.Для того, чтобы успешного обучить плаванию с использованием взятого интерактивного подхода необходимо соблюдать основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания: сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.

Принцип сознательности, необходимо понимание занимающихся сущности предлагаемой им тренировочной работы, чему как раз способствует интерактивный метод. Начинается усиленная концентрация внимания на выполнении упражнения, и как следствие, повышается эффективность процесса обучения. В итоге формируется «образ» конкретного плавательного движения.

Принцип систематичности - физиологически и педагогически обоснованные: регулярность занятий, чередование с отдыхом, целенаправленность каждого занятия.

Принцип доступности предопределяет необходимость систематического контроля состояния организма ребенка и его реакцию на предлагаемые нагрузки.

Принцип наглядности при обучении технике плавания направлен на повышения эффективности процесса создания необходимого «образа» движения.

Принцип индивидуализации при обучении технике плавания определенным образом связан с принципом доступности. Но, прежде всего, реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей, занимающихся (возраст, уровень физического и психического развития).

3.Также в интерактивных занятиях по плаванию важен метод разучивания по частям (его еще часто называют раздельным методом обучения) - в большей степени применим при начальном обучении технике того или иного способа плавания.

Первоначальное освоение отдельных элементов техники плавания облегчает процесс обучения, снижает число допускаемых ошибок, за счет чего обучение происходит быстрее и повышается его качество. На начальных этапах обучения плаванию применение раздельного метода оправдано еще и потому, что успешное освоение простых движений дает занимающимся уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Основа метода разучивания по частям - система подводящих упражнений, последовательное освоение которых позволяет быстрее и качественнее «построить» отдельные элементы техники плавания. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре должны быть сходны с движениями изучаемого способа плавания. Необходимость их использования обусловлена спецификой плавания: выполнение упражнений в непривычной среде и в непривычном горизонтальном положении тела в затрудненных условиях общения тренера и ученика. Применение подводящих упражнений позволяет постепенно усложнять движение, изменяя условия его воспроизведения (сначала на суше, потом в воде; сначала с опорой, затем без опоры), исходное положение (сначала стоя, затем лежа); динамику (сначала на месте, потом в движении). Таким образом, для метода разучивания по частям характерна последовательная этапность процесса обучения: подводящие упражнения (освоение отдельных элементов техники плавания) и только затем освоение техники плавания в целом.

4. Исходя из вышеперечисленных методических рекомендаций по проведению интерактивных занятий, было разработано содержание занятий для данной возрастной группы. Занятия проводились 2 раза в неделю по 25 мин. и состояли из трех частей: подготовительной (8 мин.), основной (10 мин.) и заключительной (7 мин.).

Примерное содержание трехчастного занятия для детей 3-4 лет на примере использования интерактивного метода:

В подготовительной части было необходимо подготовить организм к предстоящей работе, ввиду чего проводились суставная гимнастика и имитационные упражнения на суше, а также повторить технику безопасности при занятиях в бассейне. Особое внимание уделялось правильности выполнения имитационных упражнений и технике безопасности. Продолжительность подготовительной части - 8 мин.

В содержании основной части за счет специальных упражнений и интерактивного подхода «обучающийся в роли преподавателя» решаются поставленные основные задачи занятий: помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей: привыкание к воде; освоение воды; овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями

Инструктор разучивает специальное упражнение вместе детьми, контролируя технику выполнения, после чего каждый ребенок, по мере своих возможностей, показывает данное упражнение самостоятельно, пытаясь «научить» этому упражнению остальных ребят и педагога. Инструктор хвалит каждого, кто выполнил задание, поддерживает и мотивирует на выполнение тех, кто еще не решился на его выполнение, исправляет ошибки вместе с детьми. Оценки не ставятся. Поддерживается положительный эмоциональный фон на протяжении всего занятия. Продолжительность основной части -10 мин.

Заключительная часть проводится с целью возвращения функций организма в исходное состояние после нагрузок, выравнивания эмоционального фона. В зависимости от задач занятия, в нее могут входить упражнения на расслабление и успокоение и игры. Подводятся итоги, дается домашнее задание. Продолжительность заключительной части -7 мин.

Повтор каждого упражнения был от 4 до 8 раз, в зависимости от сложности упражнения.

Важно отметить, что для данного возрастного периода (3-4 г) не применяется метод оценки выполнения упражнений. Ребенок или выполняет, или не выполняет задание инструктора. Используется поощрение за хороший результат. Соответственно, в интерактивных занятиях с использованием взятого нами подхода мы не ставили детям оценку за проведение упражнения, но выявляли ошибки, хвалили и мотивировали в следующий раз показать упражнение лучше.

Список литературы

1. Петрачева И.В. Организационные аспекты проведения занятий плаванием дошкольников в детском фитнесе. Архивариус. 2015; 2: 99-101.

2. Щербаков Б.В. Некоторые особенности методик обучения плаванию дошкольников 4-7 лет. Вестник спортивной науки. 2009; 5: 18-21.

3. Щербаков Б.В. Особенности форсирования плавательных навыков у дошкольников 4-7 лет. Теория и практика физической культуры. 2007; 3: 32-34.

4. Семизоров В.А. Экспериментальное обоснование технологии обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013; 2: 154-162.

References

1. Petracheva I.V. Organizational aspects of conducting swimming lessons for preschoolers in children's fitness. Arhivarius. 2015; 2: 99-101 [In Russ].

2. Shcherbakov B.V. Some features of methods of teaching swimming to preschoolers 4-7 years old. Vestnik sportivnoj nauki. 2009; 5: 18-21 [In Russ].

3. Shcherbakov B.V. Features of boosting swimming skills in preschoolers 4-7 years old. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2007; 3: 32-34 [In Russ., In Engl.].

4. Semizorov V.A. Experimental substantiation of the technology of teaching children to swim at the stage of basic training. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2013; 2: 154-162 [In Russ].

Статья поступила в редакцию: 27.03.2024

Адамова Илона Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: Ilona-adamova@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.