МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В
СИСТЕМЕ АПК
Сергуткина Галина Александровна
Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и статистики Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск
Аннотация: в рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Ключевые слова: бизнес-процесс, сельское хозяйство, экономический эффект
ANALYSIS TECHNIQUES OF BUSINESS PROCESSES IN AGRICULTURE SYSTEM
Sergutkina Galina Alexandrovna
Senior lecturer of the Department Accounting and statistic Krasnoyarsk state agrarian university Russia, the city of Krasnoyarsk
Abstract: As part of the process approach any enterprise is regarded as a business system is an integrated set of business processes, the ultimate objectives of which is the production of a product or service.
Keywords: business process, agriculture, effect of economics
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, представляет собой взаимосвязанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Единственной целью бизнес-процесса является удовлетворение требований клиентов. Всех клиентов можно разделить на пять различных типов, которые не обязательно присутствуют каждый отдельно (могут быть случаи, когда они пересекаются):
- первичные клиенты - те, которые получают первичный выход;
- вторичные клиенты, находящиеся вне процесса и получают вторичные выходы;
- косвенные клиенты, которые не получают первичного выхода, но являются следующими в цепочке, поэтому поздний по времени выход отображается на них;
- внешние клиенты (за пределами предприятия), которые получают выход процесса: дистрибьюторы, агенты, розничные продавцы, другие организации и т.д.
- внешние косвенные клиенты, потребители.
Для оценки эффективности функционирования бизнес-процесса существуют различные аналитические методы, которые могут быть представлены в виде нижеприведенной схемы:
Рисунок 1 - Классификация видов анализа бизнес-процессов
Можно выделить несколько методик субъективной оценки процессов. Во многом такие методики были разработаны в трудах основоположников и последователей методологии реинжиниринга бизнес-процессов, например, у Хаммера и Чампи, Робсона и Уллаха и т. д. Кроме того, для качественного анализа процессов могут быть использованы общеизвестные методы анализа: SWOT-анализ, анализ при помощи Бостонской матрицы и другие.
Методы графического анализа процессов менее проработаны.
В настоящее время широкое распространение получили такие методы количественного анализа, как имитационное моделирование бизнес-процессов и АВС-анализ бизнес-процессов (операционный анализ затрат). Их использование на практике предполагает большие затраты и длительное время выполнения проектов в организациях. Использование данных методов в организациях, не имеющих четкой регламентации бизнес-процессов и средств измерения их показателей, является нецелесообразным. Поскольку большинство российских предприятий находится именно в таком состоянии, то применение имитационного моделирования и АВС-анализа для них преждевременно.
Выделение проблемных областей - простейшее средство качественного анализа бизнес-процесса. Основное назначение этого способа анализа состоит в том, чтобы определить направления дальнейшего более углубленного анализа. Для выявления проблемных областей следует сформировать укрупненную схему процесса, отобразив на ней основные группы выполняемых функций и их исполнителей. После этого на схеме нужно указать проблемные области и дать их краткую характеристику.
Выявление проблемных областей осуществляется путем интервьюирования руководителей и сотрудников, участвующих в рассматриваемом бизнес-процессе.
В сфере производства и переработки продукции зерного подкомплекса можно выделить основных пять проблемных области. Первая из них связана с технологическим состоянием средств производства, вторая - с закупкой сырья, третья - с производством сырья, четвертая - с переработкой сырья, пятая - с осуществлением расчетов за выполненные работы. Приводятся краткие формулировки проблем для каждой проблемной области.
Полученная таким образом схема бизнес-процесса может служить предметом для обсуждения и анализа при выполнении проекта реорганизации бизнес-процессов. Так, например, информация о наличии проблем по выполнению переработки сырья может быть рассмотрена более детально: каков порядок переработки сырья, как и кем отпускаются готовая продукция, как ведется учет, кто отвечает за контроль смет, кто оперативно управляет процессом и т. д. Выделение проблемных областей, таким образом, является средством акцентирования внимания руководителей и экспертов на определенных фрагментах процесса.
Практически величина стоимости процесса в целом с трудом поддается определению. Однако для улучшения процесса важны не абсолютные, а удельные и относительные показатели и динамика их изменения, отражающая ход улучшений. На рисунке 2 показан пример изменения стоимостных показателей при улучшении процесса.
Рисунок 2 - Изменение стоимостных показателей при улучшении процесса
При анализе каждого процесса следует определить ограниченный набор стоимостных показателей, которые будут служить индикаторами его улучшения/ухудшения. Например, к числу таких показателей можно отнести:
• фонд заработной платы (при улучшении процесса может происходить сокращение персонала и/или увеличение производительности труда);
• затраты на энергоносители (не технологическая энергия, экономия энергоресурсов);
• затраты на ремонт и техническое обслуживание (более качественное и своевременное обслуживание оборудования приводит к сокращению общей стоимости ремонтов);
• потери от брака;
• прочие.
Как систематизировать задачу подбора стоимостных показателей процесса? Необходимо внимательно проанализировать его составляющие и затраты, связанные с каждой составляющей. Рисунок 3 иллюстрирует данный подход.
Рисунок 3 - Выявление стоимостных показателей процесса Для измерения показателей должны быть разработаны соответствующие методики, включающие описания работ по сбору фактической информации о затратах на процесс, ее обработке и использованию.
Библиографический список:
1. Евдокимова Е.Г. Понятие бизнес-процесса. Основные концепции улучшения бизнес-процессов.// Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 21. № 4. С. 71-74.
2. Зайцева Н.О. О необходимости создания нового стандарта описания и исполнения бизнес-процессов //Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 5. № 1. С. 3-4.