Научная статья на тему 'Методика проектирования и реализация образовательного веб-приложения для обучения информатике'

Методика проектирования и реализация образовательного веб-приложения для обучения информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / INFORMATION EDUCATIONAL RESOURCES / INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY / EDUCATIONAL WEB APPLICATION / COMPUTER SCIENCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В.

Обсуждаются вопросы проектирования и организации учебного процесса на основе использования образовательного веб-приложения для формирования индивидуальной траектории обучения информатике. В частности, рассматриваются возможности конструктора сайтов Joomla для подготовки полноценного личного сайта учителя и использование его при обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNIQUE AND IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL WEB APPLICATION FOR INFORMATICS TRAINING

The issues of designing and organizing the educational process based on the use of an educational web application for the formation of an individual trajectory of computer science training are discussed. In particular, the possibilities of the Joomla website designer for the preparation of a full-fledged personal website of the teacher and its use in teaching computer science are considered.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования и реализация образовательного веб-приложения для обучения информатике»

УДК 378+519.1 ДОРОФЕЕВА В.И.

кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: dorofeevavi@gmail.com СИМАНЕВА Т.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: simanevata@mail.ru БУЛГАКОВА М.С.

аспирант, 4 год обучения направления подготовки 09.06.01 Информатика и вычислительная техника, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: matilda_kitten@rambler.ru БУЛГАКОВ В.В.

аспирант, 3 год обучения направления подготовки 44.06.01 Педагогические науки, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: bylg@ramber.ru

UDC 378+519.1 DOROFEYEVA V.I.

Candidate of physico-mathematical sciences, associate professor, Head of Department of informatics, Orel State

University

E-mail: dorofeevavi@gmail.com SMANEVA T.A.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of informatics, Orel State University E-mail: simanevata@mail.ru BULGAKOVA M.S.

Post-graduate student, 4 year of study 09.06.01 Computer science and engineering, Orel State University E-mail: matilda_kitten@rambler.ru BULGAKOV V.V.

Post-graduate student, 3year of study 44.06.01 Teacher

education, Orel State University E-mail: bylg@ramber.ru

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

DESIGN TECHNIQUE AND IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL WEB APPLICATION

FOR INFORMATICS TRAINING

Обсуждаются вопросы проектирования и организации учебного процесса на основе использования образовательного веб-приложения для формирования индивидуальной траектории обучения информатике. В частности, рассматриваются возможности конструктора сайтов Joomla для подготовки полноценного личного сайта учителя и использование его при обучении информатике.

Ключевые слова: информационные образовательные ресурсы, индивидуальная траектория обучения, образовательное веб-приложение, обучение информатике.

The issues of designing and organizing the educational process based on the use of an educational web application for the formation of an individual trajectory of computer science training are discussed. In particular, the possibilities of the Joomla website designer for the preparation of a full-fledged personal website of the teacher and its use in teaching computer science are considered.

Keywords: information educational resources, individual learning trajectory, educational web application, computer science training.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют отечественное образование на достижение качественно новых результатов, которые возможны только в условиях специальным образом организованной современной информационно-образовательной среды.

Под информационно-образовательной средой понимается совокупность субъектов образовательного процесса (учитель, ученик и др.) и компоненты методической системы обучения, такие как, планируемые образовательные результаты, содержание обучения, формы, методы и средства обучения, в том числе элек-

тронные информационные образовательные ресурсы, программно-аппаратные комплексы и средства телекоммуникаций [1]. В этих условиях ведущими факторами в управлении учебным процессом выступают дифференциация и индивидуализация обучения, что позволяет повысить мотивацию к обучению и максимально раскрыть потенциал обучающегося.

Современный уровень развития информационных технологий позволяет создавать информационные образовательные ресурсы, обеспечивающие индивидуальную траекторию обучения учащихся, организовать их исследовательскую и проектную работы. Активное ис-

© Дорофеева В.И., Симанева Т.А., Булгакова М.С., Булгаков В.В. © Dorofeyeva V.I., Simaneva T. A., Bulgakova M.S., Bulgakov V.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

пользование новых форм обучения, таких как электронное обучение, дистанционное обучение и т.д., о которых говорится и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2], позволяет вывести образование за пределы классно-урочной системы и организовывать такие формы обучения, как учебные сетевые проекты, вебинары, форумы, дистанционные олимпиады и т. п.

Электронное обучение - это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий при разных методах интерактивного взаимодействия обучающихся, преподавателей и компьютерных средств обучения. Данная форма обучения может быть реализована на базе личного учебного веб-сайта учителя предметника. Современные конструкторы сайтов позволяют достаточно быстро и без особых дополнительных знаний в области сайтостроения создать on-line приложение, которое поможет учителю организовать обучающую и контрольно-оценочную деятельность по изучаемому предмету.

При проектировании веб-приложения необходимо предварительно составить модель электронного обучения, в которой можно выделить модель обучающегося, модель предметной области (содержание учебного материала) и модель управления учебным процессом (навигация по учебному материалу). В упрощенном случае модель обучающегося содержит информацию об участнике образовательного процесса (ФИО и класс при регистрации на сайте), базовые знания по предмету, уровень освоения материала дисциплины (по результатам входного тестирования, самостоятельных работ, домашних заданий, практических работ, промежуточного тестирования, контрольных работ, проектной и учебно-исследовательской деятельности).

Модель предметной области включает следующие содержательные компоненты:

- рабочую программу по предмету;

- описание системы оценивания учебных достижений учащихся;

- материалы из учебно-методического комплекса по предмету;

- цифровые образовательные ресурсы;

- видеоматериалы (видеоуроки);

- материалы для контроля и самостоятельной работы учащихся.

Модель управления учебным процессом определяет алгоритм перемещения по содержанию курса, позволяющий строить индивидуальные образовательные траектории с возможностью улучшения уровня усвоения материала путем изучения материала с разной степенью детализации и выполнения, соответствующих контрольно-оценочных заданий (уровневая дифференциация - базовый и углубленный уровень).

Работа по изучению определенной темы начинается с входного тестирования учащихся. Его целью является оценка входных знаний обучающихся, необходимых для дальнейшего освоения темы и выравни-

вания уровня подготовки. При выявлении пробелов во входных знаниях учащимся предлагается дополнительные справочно-информационные материалы, позволяющие самостоятельно устранить пробелы в знаниях и в дальнейшем повысить успеваемость и уменьшить количество времени на изучение материала. Таким образом, на первом этапе для каждого учащегося начинает строиться индивидуальная образовательная траектория. Дальнейшее формирование индивидуальной образовательной траектории и продвижение по ней осуществляется в зависимости от достигнутого уровня материала курса и учебных способностей ученика. При переходе от темы к теме электронный ресурс осуществляет систематический контроль усвоения материала с помощью контрольно-измерительных материалов. Предлагается несколько попыток проверки усвоения и базу результатов заносится последняя попытка. Учащийся самостоятельно принимает решение об улучшении результата тестирования и переходе к изучению очередной темы. В случае превышении числа допустимых попыток или отрицательного результата усвоения материала предлагается консультация с учителем.

Важной технологией обучения при управлении учебной деятельностью с помощью веб-приложения становится технология «перевернутого класса» в смешанной модели обучения, которая позволяет активизировать самостоятельную подготовку перед уроком в электронной среде и позволит в урочное время достигать необходимого уровня усвоения материала, повысив качество образовательного процесса. Применение управляющих воздействий со стороны информационного ресурса на обучающегося в виде геймификации, сообщений, рейтингов достижений и др. позволяют вовлекать и удерживать внимание учеников, повышать их мотивацию к изучению темы.

Рассмотрим создание простого и понятного ресурса для организации процесса обучения в школе на основе конструктора сайтов Joomla. По сути своей - это программа, которая в полной мере позволяет с легкостью создавать, редактировать и управлять учебным контентом, публиковать информацию на сайте и управлять его функционалом [3].

Для разворачивания системы выполняется несложный алгоритм установки и настройки системы и сайта, который прописан в инструкции пользователя:

1. Подготовка к установке Joomla

2. Установка Joomla на локальный сервер

3. Установка шаблона сайта на Joomla

4. Настройка Joomla

5. Настройка шаблона и модулей

6. Настройка сайта

7. Начало работы с Joomla.

Далее приступают к наполнению сайта по описанной ранее логической модели. Таким образом, мы будем иметь две созданные группы Pupils и Teacher. При регистрации пользователей их можно определить в необходимую группу с соответствующими правами доступа (см. рис.1).

Рис.1. Внешний вид одного из окон при разработке логической структуры сайта

Для учителя после авторизации на сайте открывается доступ к редактированию предметного содержания

(см.рис.2).

Образовательный сайт учителя информатики

Материал для 9 класса - начальный уровень меню

ПщяЬдпа «Мп

• Ареометре» С

Начальное юстирование II,,.. .

1 И I

< ини а»рад >

ю и*«

Екц» Гпши • Вшасс • Миаряю дв*»глш - трем**

Авторизация

Учишь

О ЯП ЫЙ1 тччвч» Нм|р1'

Рис.2. Внешний вид одного из окон сайта для редактирования содержимого учителем

Для учеников после регистрации возможен доступ к просмотру имеющихся к выполнению заданий (см. рис.3).

Образовательный сайт учителя информатики

Материал для 9 класса - базовый уровень

iMHi.eiT» Чт*«*»

Ulrtspa • 1ЛКЕ

3 л'ланм i'MWUH

i W íW

< -шч

О mía Сбршишт.^ «h ymimr* шфщшшта Ншр

О ДОтД Обриоижч ыД с*«' учиют ичрсригдаго Нмр

Рис.3. Внешний вид одного из окон разработанного сайта для просмотра и выполнения заданий учеником.

Таким образом, разработанное приложение полностью готово к практическому использованию после предварительного тестирования. Очевидно, что созданное веб-приложение является информационным ресурсом, позволяющим привнести изменения в классно-урочную систему обучения, изменить представления о дидактических возможностях использования информационного ресурса для формировании индивидуальной траектории обучения информатике.

Библиографический список

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт [и др.]. М.: Дрофа , 2008. 312, [1] с.: табл. -(Высшее педагогическое образование). -Библиогр.: с. 267-269.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/ catalog. aspx?CatalogId=10681

3. Описание возможностей системы Joomla. - URL: https://joomlaportal.ru/ about-joomla/features (дата обращения 19.02.2019)

References

1. Information and communication technologies in education/I.V. Robert [and others]. M.: Drofa, 2008. 312, [1] s.: tabl. -(Higher pedagogical education). Bibliogr.: p. 267-269.

2. Federal law of December 29, 2012 # 273-FL "On education in the Russian Federation". http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId = 10681

3. Description of the features of the Joomla system. - URL: https://joomlaportal.ru/about-joomla/features (contact date 19.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.