Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ'

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноградова Е. Ю., Галимова А. И., Фоменко Н. М.

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются финансовые компании на протяжении своего жизненного цикла. Главный фактор стабильного существования компании на рынке и увеличения ее стоимости - успешное преодоление возникших проблем. Своевременная диагностика и идентификация этапа жизненного цикла позволят компаниям использовать соответствующий набор инструментов для поиска и применения вариантов решения проблем. Авторами выполнен анализ основных направлений данной деятельности. Изучение научно-методической базы исследования теории жизненного цикла проектирования информационных систем и концепции управления бизнес-процессами позволило выявить зависимость направленности управленческого учета от изменения этапов жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF DESIGN AND STAGES OF CREATION OF THE INFORMATION SYSTEM OF FINANCIAL INSTITUTIONS

In article problems which finance companies throughout the life cycle face are considered. The main factor of stable existence of the company in the market and increases in its cost - successful overcoming the arisen problems. Timely diagnostics and identification of a stage of life cycle will allow the companies to use the corresponding tool kit for search and application of versions of the solution of problems. Authors made the analysis of the main directions of this activity. Studying of scientific and methodical base of a research of the theory of life cycle of design of information systems and the concept of management of business processes allowed to reveal dependence of orientation of management accounting on change of stages of life cycle.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ»

Управление информационными системами Information systems management

УДК 005.7 DOI 10.29141/2782-4934-2022-1-2-4 EDN WXWAFJ JEL code M11, O16.

Е. Ю. Виноградова1, А. И. Галимова1, Н. М. Фоменко2

1Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация ^Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация

Методика проектирования и этапы создания автоматизированной банковской системы

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются финансовые компании на протяжении своего жизненного цикла. Главный фактор стабильного существования компании на рынке и увеличения ее стоимости - успешное преодоление возникших проблем. Своевременная диагностика и идентификация этапа жизненного цикла позволят компаниям использовать соответствующий набор инструментов для поиска и применения вариантов решения проблем. Авторами выполнен анализ основных направлений данной деятельности. Изучение научно-методической базы исследования теории жизненного цикла проектирования информационных систем и концепции управления бизнес-процессами позволило выявить зависимость направленности управленческого учета от изменения этапов жизненного цикла.

Ключевые слова: корпоративная система; жизненный цикл; управление; управленческий учет; организация производства.

Дата поступления статьи: 22 августа 2022 г.

Для цитирования: Виноградова Е. Ю., Галимова А. И., Фоменко Н. М. Методика проектирования и этапы создания автоматизированной банковской системы // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1, №> 2. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-2-4. EDN: WXWAFJ.

Управление информационными системами Information systems management

E. Yu. Vinogradova1, A. I. Galimova1, N. M. Fomenko2

1 Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Algorithm of design and stages of creation of the information system of financial institutions

Abstract. In article problems which finance companies throughout the life cycle face are considered. The main factor of stable existence of the company in the market and increases in its cost - successful overcoming the arisen problems. Timely diagnostics and identification of a stage of life cycle will allow the companies to use the corresponding tool kit for search and application of versions of the solution of problems. Authors made the analysis of the main directions of this activity. Studying of scientific and methodical base of a research of the theory of life cycle of design of information systems and the concept of management of business processes allowed to reveal dependence of orientation of management accounting on change of stages of life cycle.

Key words: corporate system; life cycle; management; management accounting; organization of production. Paper submitted: August 22, 2022

For citation: Vinogradova E. Yu., Galimova A. I., Fomenko N. M. Algorithm of design and stages of creation of the information system of financial institutions. Digital models and solutions. 2022. Vol. 1, no. 2. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-2-4. EDN: WXWAFJ.

Введение

В ходе работ по созданию информационных систем для банковской деятельности сложилась определенная технология их разработки, включающая шесть следующих этапов: идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация и внедрение [1; 2; 3].

Целью исследования является диагностика и идентификация этапа жизненного цикла автоматизированной системы в рамках описываемой методики проектирования для определения оптимальной траектории развития системы.

Важным фактором оценки бизнес-процесса является длительность цикла завершения, которая измеряется временным отрезком от начала исполнения задачи бизнес-процесса до ее завершения. Оптимизация бизнес-процессов должна начинаться с процессов группы А из-за их наибольшей значимости [4].

Не стоит забывать, что в настоящее время предприятия достаточно часто являются частью интегрированной структуры. Поэтому создание и внедрение модели важно

Управление информационными системами Information systems management

не только на уровне предприятия, следует также предусмотреть возможность последующей консолидации данных систем нескольких предприятий по видам деятельности.

Немаловажным является анализ отчетности, составляемой для руководства подразделений, предприятий и самой корпорации, с целью ее модернизации.

Если на предприятии используется система управления, не обладающая достаточной эффективностью, необходимо идентифицировать возможные причины и затем модернизировать процесс управления с учетом выявленных недостатков, потребностей предприятия и новых тенденций. До создания системы управления производством важно определить цели и задачи деятельности корпорации в будущем путем разработки стратегического плана развития, который необходимо дополнить календарным планом.

Календарный план является неотъемлемой частью заказа, который приводится в приложении к договору. В нем указаны этапы и виды работ, сроки выполнения, а также стоимость каждого этапа работ. С помощью календарного плана и заказчик, и предприятие получают возможность произвести финансовое планирование по конкретному заказу-наряду.

Наличие экономического эффекта от создания комплексной системы на предприятии позволяет сделать вывод о целесообразности ее внедрения [5; 6]. Для оценки экономического эффекта необходимо сравнить внедряемый метод управления и обработки данных с функционирующим на предприятии методом. Расчет экономической эффективности - фактической или ожидаемой - зависит от выбора базы для сравнения. Если целью расчета является выявление фактической эффективности существующей системы и ее преимущества перед альтернативным методом, то за базу берется внедряемый метод. Если же требуется изучить влияние внедрения комплексной системы на деятельность предприятия и экономический эффект от такого внедрения, то за базу принимается существующий метод.

На рис. 1 представлена последовательность этапов разработки концепции внедряемого продукта.

i

Экономический анализ

Сравнительные испытания конкурирующих продуктов

Создание и тестирование моделей и прототипов

Рис. 1. Этапы разработки концепции внедряемого продукта

Управление информационными системами Information systems management

Зарубежный и российский опыт насчитывает достаточное количество примеров внедрения корпоративных информационных систем [7; 8; 9; 10]. Но большинство из них не принесло предприятиям желаемого эффекта и ощутимой финансовой выгоды. Такой результат может быть обусловлен следующими основными причинами:

• внедрение системы проводится исключительно программистами, при минимальном участии сотрудников экономических отделов и представителей автоматизируемых подразделений (как видно из рис. 1, экономический анализ является важным компонентом концепции внедряемого продукта);

• при создании системы не учтена специфика предприятия и отрасли, применяются продукты «коробочного» типа;

• недостаточное внимание уделяется предварительному анализу;

• несоблюдение утвержденных в процессе предварительного анализа бюджета и сроков внедрения;

• руководство недооценивает сложность процесса, не участвует в процессе согласования проекта внедрения;

• неготовность руководства к изменению бизнес-процессов предприятия, к конструктивным структурным изменениям.

Согласно программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 г., расширение высокотехнологичного производства и применение его продуктов создаст технологическую основу для реализации множества рыночных проектов и создания бизнесов с оборотами в сотни миллиардов долларов.

Результаты исследования

Внедрение высоких технологий находится в зависимости от экзогенных факторов, влияние на которые позволит повысить шансы на успешное внедрение технологий. Важно определить взаимосвязи между различными факторами, которые могут оказывать влияние на успешность внедрения высоких технологий. С целью проверки гипотезы о наличии влияния экзогенных факторов на успешность внедрения высоких технологий авторами разработана эконометрическая модель. Определение эффективности производилось согласно общепринятым критериям оценки, успешность системы определялась методом экспертных оценок респондентов, а также путем анализа результатов достижения задач, поставленных руководством на этапе предварительного анализа (соответствие ожидаемым функциональным возможностям системы, оценка соответствия стратегическим и тактическим целям и пр.).

Также выявлена вариативность процента вовлеченности персонала в процесс управления внедрением. В связи с этим следует проанализировать, действительно ли вовлеченность персонала влияет на степень успешности или ею можно пренебречь в пользу снижения стоимости внедрения.

Кроме того, предприятия в процессе организационных изменений, в частности внедрения высоких технологий, выбирают один из трех вариантов: проводить глубокий реинжиниринг бизнес-процессов, фрагментарный редизайн (совершенствование) биз-

Управление информационными системами Information systems management

нес-процессов или отказаться от реорганизации. Для проверки влияния радикального переосмысления и проектирования бизнес-процессов на успешность внедрения высоких технологий в регрессионную модель была введена экзогенная переменная, характеризующая наличие реинжиниринга бизнес-процессов.

Посредством построения и анализа эконометрической модели выявлена тесная зависимость успешности внедрения высоких технологий от степени вовлеченности персонала в процесс управления внедрением и от наличия реинжиниринга бизнес-процессов.

Важно отметить, что ни в одной из исследуемых компаний не оказалось четко выстроенной системы управления организационными изменениями, во многих процесс внедрения носил фрагментарный характер и не затрагивал все бизнес-процессы предприятия. Тем не менее все респонденты отметили важность формирования корпоративной системы, адекватно реагирующей на кризисы и риски, способной предупреждать возможные кризисные явления путем анализа внутренних и внешних изменений.

Помимо того, фактором низкой эффективности организационных изменений может быть несогласованность предпринимаемых менеджерами действий со стратегическими целями, поставленными владельцами предприятия. Для выявления и структурирования стратегических целей проведен SWOT-анализ. Согласно данным исследования наибольшее количество баллов получили возможности сильных сторон, которые оказывают наиболее сильное влияние на деятельность предприятий, по мнению экспертов (1-й ранг). Второе место (2-й ранг) заняли угрозы слабых сторон, 3-й ранг - угрозы сильных сторон и 4-й ранг - возможности слабых сторон. Таким образом, можно выделить четыре очереди развития, причем в первую очередь необходимо разработать и внедрить цели и конкретные мероприятия по использованию возможностей сильных сторон. Таким образом, целью предприятия должно стать расширение спектра производимой продукции, совершенствование ее качества для выхода на международный рынок.

Для использования возможностей сильных сторон, в частности для перехода на международный рынок, улучшения имиджа предприятия, а также привлечения иногородних заказчиков и государственных заказов предприятию следует разработать и внедрить эффективную систему управления бизнес-процессами. Это связано с тем, что в рамках проведенного исследования выявлен высокий уровень угроз как слабых, так и сильных сторон, что является следствием возможной неэффективности организационных изменений, в том числе внедрения высоких технологий.

Из-за необходимости адаптироваться к условиям окружающего мира предприятиям важно иметь возможность эффективного ведения деятельности, выбора способа использования ресурсов, а также своевременного нивелирования негативного влияния проблем на деятельность предприятия. Поэтому грамотно поставленный управленческий учет, позволяющий своевременно и эффективно проводить организационные изменения, является неотъемлемой частью эффективной деятельности предприятия,

Управление информационными системами Information systems management

позволяющей охватить все направления производства в их взаимосвязи друг с другом, а также с внешними и внутренними факторами. Ухудшение экономической ситуации внутри Российской Федерации и за ее пределами отразилось на деятельности большинства российских компаний. В настоящее время предприятиям сложно выжить без цифровизации и внедрения в производство высоких технологий.

Одним из способов оптимизации бизнес-процессов является автоматизация их непрерывного улучшения. Авторами сформулированы технические свойства корпоративной системы:

• самообучаемость системы благодаря высокой степени адаптивности посредством использования баз данных с возможностью своевременных изменений (обновления и корректировки);

• наличие интерфейса, понятного для потенциальных пользователей;

• регламентация права доступа к сегментам корпоративной системы определенных должностных лиц, высокая степень защиты;

• совместимость разработанной методики управления бизнес-логикой предприятия со сторонними инструментами моделирования, аналогичными системами иных производителей для построения многофакторных и многомерных отчетов по большому количеству предъявляемых критериев;

• наличие доступа к информации общего доступа (отчетам и документам) предприятия через корпоративный портал для упрощения процесса электронного документооборота.

Применение решения «коробочного» типа (заранее настроенной информационной системы с уже разработанной унифицированной документацией) несомненно дешевле включения в систему процесса реорганизации, но экономический эффект от его внедрения будет стремиться к нулю в связи с отсутствием инструментария для экспертизы производственных мощностей и несоответствием этапу жизненного цикла, специфике предприятия и отрасли в целом.

При учете объема необходимых ресурсов на реорганизацию бизнес-процессов, как отмечалось, следует выбрать из возможных вариантов изменений: полномасштабный реинжиниринг или модернизация/редизайн, так как размер и характеристика требуемых ресурсов будет значительно различаться.

В последние годы получило развитие направление, являвшееся предметом активных исследований в конце 1970-х - начале 1980-х гг., - семантическое, или концептуальное, моделирование в базах данных [7; 9]. Его основная цель - организация интерфейса проектировщика, а также конечного пользователя с информационной системой на уровне представлений о предметной области, а не на уровне структур данных [11; 12; 13].

Рассмотрим вышесказанное на примере сущности СОТРУДНИК (рис. 2).

Пример использования альтернативного ключа приведен на рис. 3. Альтернативный ключ обозначается на диаграмме символами АКп, заключенными в скобки.

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

X 1 № 2 2022 Vol 1 No.2 nigitnlmndPknnd solutions_ISSN2782-4934(onHne)

Управление информационными системами Information systems management

СОТРУДНИК Табельный номер

Фамилия (IE1) Имя (IE1) Отчество (IE1) Дата рождения Должность

Рис. 2. Пример сущности

ОТДЕЛ Номер отдела

Название отдела (АК1)

Рис. 3. Пример альтернативного ключа На рис. 4 приведен пример неидентифицируюшей связи.

ОТДЕЛ

СОТРУДНИК Табельный номер

Номер отдела Фамилия (1Е1)

О--------4 Имя (1Е1)

Название отдела (АК1) Отчество (1Е1)

Дата рождения Должность

Рис. 4. Пример неидентифицирующей связи

Как видим, первичный ключ сущности ОТДЕЛ «номер отдела» мигрировал в область неключевых атрибутов (поскольку связь неидентифицирующая) сущности СОТРУДНИК.

На диаграмме атрибуты, наследованные от родительской сущности, помечаются символами ¥К, заключенными в скобки.

При создании модели сделки по обмену валюты сущность СДЕЛКА (рис. 5) должна иметь два различных атрибута для кодов проданной и купленной валюты.

Например, для заключения сделки в некоторой фирме клиент обращается к любому из ее свободных сотрудников. В то же время сотрудник фирмы может обслуживать нескольких клиентов. Поэтому тип связи между сущностями КЛИЕНТ и СОТРУДНИК должен быть «многие-ко-многим» (рис. 6).

ВАЛЮТА Код валюты

Управление информационными системами Information systems management

Название валюты

СДЕЛКА Номер сделки

Проданная. Код валюты (БК) Сумма проданной валюты Купленная. Код валюты (БК) Сумма купленной валюты

Рис. 5. Пример использования ролей

обращается к

КЛИЕНТ обслуживает

СОТРУДНИК

Рис. 6. Пример связи «многие-ко-многим»

Заметим, что связь типа «многие-ко-многим» возможна только на логическом уровне. Преобразование связи данного типа на физическом уровне будет рассмотрено в следующем пункте. Однако добавим, что связей «многие-ко-многим» рекомендуется избегать. В рассмотренном примере этого можно добиться, если ввести дополнительную сущность СДЕЛКА (рис. 7).

Рис. 7. Пример устранения связи «многие-ко-многим»

На рис. 8 категорийная связь между сущностью СОТРУДНИК и сущностями ПОСТОЯННЫЙ СОТРУДНИК и СОВМЕСТИТЕЛЬ является неполной, если предположить, что существует еще один тип сотрудников - консультант.

СОТРУДНИК Табельный номер

Фамилия (1Е1) Имя (1Е1) Отчество (1Е1) Дата рождения Должность Тип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОСТОЯННЫЙ СОТРУДНИК

ó

г

СОВМЕСТИТЕЛЬ

Табельный номер (FK)

И

Табельный номер (FK)

ставка

Рис. 8. Пример неполной категории

Управление информационными системами Information systems management

Включение в модель сущности КОНСУЛЬТАНТ приводит к тому, что категорийная связь становится полной (рис. 9).

СОТРУДНИК

¿

ПОСТОЯННЫЙ СОТРУДНИК

КОНСУЛЬТАНТ

СОВМЕСТИТЕЛЬ

Рис. 9. Пример полной категории

Допустимость пустых (NULL) значений в неидентифицирующих связях изображается пустым ромбиком на дуге связи со стороны родительской сущности.

Создание физической модели и генерация схемы базы данных

Для создания физической модели данных разработчику необходимо выбрать конкретную систему управления базами данных и переключиться на физический уровень отображения диаграммы.

Например, логической модели будет соответствовать физическая модель, изображенная на рис. 10.

Employee

Department EmployeelD: INTEGER

DepartmentlD: Integer DepartmentID: INTEGER

EmployeeLastName: CHAR (18) DepartmentName: CHAR (18) EmployeeFirstName: CHAR (18)

EmployeeMiddleName: CHAR (18) EmployeeBirthDate: DATE EmployeePosition: CHAR (18)

Рис. 10. Пример физической модели данных

При переходе на уровень физической модели происходит автоматическая развязка связей «многие-ко-многим». Так, для логической модели будет создана следующая физическая модель (рис. 11).

Управление информационными системами Information systems management

Client ClientlD: Integer

Employee EmployeelD: INTEGER

ClientEmployee

ClientlD: INTEGER EmployeelD: INTEGER

Рис. 11. Пример автоматической развязки связи «многие-ко-многим»

Заключение

В результате проведенного анализа жизненного цикла автоматизированной системы и выделения показателей сравнительной эффективности от эффекта внедрения были определены основные показатели, позволяющие качественно идентифицировать текущее состояние развития информационной системы, а также оценить временные и интеллектуальные затраты на ее успешное внедрение и продуктивное использование. .

Источники

1. Гайфуллин Б., Обухов И. Современные системы управления предприятием (часть 1) // Средства и системы компьютерной автоматизации: электронный журнал. URL: http://www.asutp.ru/?p=600254 (дата обращения: 29.09.2018).

2. Виноградова Е. Ю. Управление внедрением информационной системы планирования на предприятии // Современные проблемы прикладной информатики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 мая 2008 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 54-58.

3. Яппаров Т. Г. Комплексные автоматизированные системы управления предприятием // Средства и системы компьютерной автоматизации: электронный журнал. URL: http://www.asutp.ru/?p=600330 (дата обращения: 29.09.2018).

4. Лотов А. В. Введение в экономико-математическое моделирование. М.: Наука, 1984. 392 с.

5. Гребнев М. И. Агрегированная производственная функция с учетом научно-технического прогресса для экономики России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. Вып. 4(27). С. 71-79.

6. Андрианов Д. Л., Гребнев М. И. Обзор методов агрегирования производственных функций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 1(73). С. 1-12.

7. Казакова М. В. Анализ зарубежного опыта в области декомпозиции экономического роста на основе оценки производственных функций. М.: РАНХиГС, 2013. 79 с.

Управление информационными системами Information systems management

8. Перский Ю. К., Шульц Д. Н. Основания иерархического анализа экономических систем. Пермь: ПНИПУ, 2014. 404 с. ISBN 978-5-398-01183-8.

9. Перский Ю. К., Шульц Д. Н. Развитие представлений об иерархическом устройстве экономики в истории экономической мысли // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 4(19). С. 13-19.

10. Рутковская Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы. М.: Горячая линия-Телеком, 2008. 383 с. ISBN 5-93517103-1.

11. Аллан А. Программирование для мобильных устройств на iOS: профессиональная разработка приложений для iPhone, iPad и iPod Touch. СПб.: Питер, 2013. 410 с. ISBN 978-5-459-01658-1.

12. Максимчук Р. А., Нейбург Э. Дж. UML для простых смертных. М.: Лори, 2008. 268 с. ISBN 5-85582-275-3.

13. Страуструп Б. Язык программирования Си++. М.: Радио и связь, 1991. 348 с. ISBN 5-7989-0223-4.

Информация об авторах

Виноградова Екатерина Юрьевна, доктор экономических наук, доцент, начальник управления информационных систем и сервисов. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: katerina@usue.ru

Галимова Анна Игоревна, аспирант кафедры информационных технологий и статистики. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: anna.baibuz8@gmail.com

Фоменко Наталья Михайловна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий. Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 117997, РФ, Москва, Стремянный пер., 28/2 (корп. 2). E-mail: Fomenko.MN@rea.ru

Information about the authors

Ekaterina Yu. Vinogradova, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Information Systems and Services Dept. Ural State University of Economics, Yekaterinburg, 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: katerina@usue.ru

Anna I. Galimova, postgraduate student of the Department of Information Technologies and Statistics. Ural State University of Economics, Yekaterinburg. 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: anna.baibuz8@gmail.com

Natalya M. Fomenko, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Management Theory and Business Technologies Dept. Plekhanov Russian University of Economics, 117997, Russia, Moscow, Stremyanny per., 28/2 (building 2). E-mail: Fomenko. MN@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.