Научная статья на тему 'Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин'

Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин»

Акинин Д.В., Комаров Г.О., Прохоров В.Ю.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса», Москва, Россия

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЛИЗКОЙ К ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПАРКА ЛЕСНЫХ МАШИН

В связи с чрезвычайно большим объемом этой задачи, ее комбинаторным, а главное нелинейным характером (при правильно выбранном критерии оптимальности), исследователи, использующие для решения методы математического программирования, вынуждены упрощать экономико-математическую модель, отказываясь от учета некоторых реально существующих факторов и их связей, и укрупнять исходную информацию. В ряде случаев применяют также упрощенные критерии оптимальности. Например, задача решается не на минимум приведенных затрат, а на минимум эксплуатационных затрат или капиталовложений [1].

Хотя опыт решения подобных задач выдвинул ряд целесообразных приемов (принцип разложения Дан-цига-Вольфа для линейных задач большого объема, способ сведения к последовательности линейных схем, увязанных итерационным процессом), точное решение задач по определению структуры транспортного парка даже на современных ЭВМ весьма трудоемка.

Оптимум, полученный в результате решения задачи методами программирования, является формальным. Он верен с точки зрения математического подхода, но фактически может быть не верен из-за искаженной исходной информации и упрощенности модели. Теоретически не исключена возможность разработки методов решения, базирующихся на математическом программировании, по модели, максимально адекватной реальным условиям, с использованием точной не укрупненной исходной информации. Такой метод весьма сложен и трудоемок, а цель при этом не достигается. Это объясняется тем, что задача определения структуры парка лесных машин относится к задачам перспективного планирования: рассчитанный сегодня транспортный парк будет работать только через пять-семь лет. Методов точного прогнозирования условий эксплуатации лесовозного парка на такой отдаленный срок не существует. Поэтому, когда разработанный парк будет внедрен в эксплуатацию, ему неизбежно придется работать в изменившихся условиях, для которых он не будет оптимальным.

Следовательно, стремление разработать сложные методы решения задачи в погоне за точностью результата не оправдано. Если невозможна и нецелесообразна разработка точного метода, ценность любого приближенного метода будет характеризоваться степенью его доступности и трудоемкости, достаточным учетом реальных условий работы транспортного парка.

Исходя из этого в настоящей методике предлагается учитывать:

все виды перевозок, выполняемых при вывозке древесины;

разнохарактерные перевозки, на каждой из которой технико-эксплуатационные и экономические показатели подвижного состава различны, не объединяются;

объем каждой перевозки по декадам;

объемы перевозок по расстояниям (шаг равен одному километру);

перевозки в периоды бездорожья и распутицы - для этих периодов определяется структура парка автомобилей повышенной проходимости в основном для нужд лесного хозяйства [2];

возможность использования тракторных поездов, а также автомобилей повышенной проходимости на перевозках в нормальных дорожных условиях [3];

транспортные средства всевозможных типоразмеров; при увеличении количества типоразмеров, включенных в расчет, объем вычислений возрастает по адаптивному закону;

возможность освоения части перевозок в пиковый период привлеченным со стороны автотранспортом, что позволяет решать вопрос об оптимальном соотношении размеров собственного и привлеченного транспортного парка и находить структуру собственного парка с учетом найденного оптимального соотношения .

Изменения в области организации и использования лесохозяйственного транспорта и технологии транспортных процессов не вызовут принципиальных изменений настоящей методики. Критерием экономической оценки структуры транспортного парка служат суммарные приведенные затраты на освоении заданного годового грузооборота.

Если решать задачу с учетом всех перечисленных факторов методами математического программирования, ее объем будет весьма большим. Можно приближенно оценить размеры и сложности такой задачи.

Переменной величиной .Xjyjj служит объем

i - перевозок, приходящийся на l - километровый отрезок и выполняемый j - транспортным средством в т - десятидневке.

Если принять, что число i изменяется от 1 до 30, а l колеблется от 1 до 40 км (20 км в среднем), j = 20, т = 36 и что в каждой десятидневке в среднем встречаются два вида перевозок (сортименты и хлысты), то число реальных возможных переменных составит:

20 х 20 х 36 х 2 = 28800.

Несмотря на небольшую заполненность матрицы коэффициентов при переменных, эту задачу можно отнести к большим задачам математического программирования. Данная задача к тому же не линейна, так как ее функционал (приведенные затраты) - функция весьма сложного вида.

Уравнение приведенных затрат Rj для j - транспортных средств можно записать в виде:

R,

— 'Zi.j.k (

aijl +----—------+ Cij 1 Xu

ijlr, руб/г

где

aij, bij> dij, Cij

постоянные, зависящие от технико-эксплуатационных и экономических по-

казателей j-транспортных средств на i-перевозке; l - расстояние перевозки, км;

Bj —

TY.rY.1,

X;

ijlT

}^Ї]ЇГ

Uj

X;

ijlr

средняя годовая загрузка j

lJWijlr

Т - количество рабочих часов в т

декаде;

транспортного средства;

St Si.

X,

ijlT

2ij

X

!ijlr

сумма потребностей в j

ijlr

WijiT

максимальная потребность

- транспортных средствах по декадам;

в транспортных средствах среди всех декадных

стей;

потребно -

^ijlr -"ijlr -

объем i - перевозки производительность

на

за

l

т

километровом отрезке в т-декаде; декаду j - транспортного средства при i

перевозке на l -

километров.

Как видно, в состав функционала входят не только линейные члены, но и отношения квадратичных форм от переменных к линейным формам от тех же переменных.

Поскольку методы оптимизации крупных задач с функционалами подобного типа не разработаны, необходимо найти приближенный метод, базирующийся на достаточном учете реальных условий работы транспорта при вывозке древесины в лесном хозяйстве. В свою очередь необходимо более подробно рассмотреть приведенные затраты при вывозке древесины с точки зрения технико-экономической информации, носителем которой они являются.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тесовский А.Ю. Повышение эффективности технического сервиса на местах эксплуатации лесозаготовительных машин / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2012, том 2. -с. 101-104.

2. Прохоров В.Ю. Автомобильные средства транспортирования нефтепродуктов для контейнерных АЗС / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2006 - с. 79-80.

3. Прохоров В.Ю., Антонюк В.П. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2012, том

2. - с. 156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.