Научная статья на тему 'Предпосылки к определению структуры парка лесных машин'

Предпосылки к определению структуры парка лесных машин Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
77
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки к определению структуры парка лесных машин»

Акинин Д.В., Комаров Г.О., Прохоров В.Ю.

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса», Москва, Россия

ПРЕДПОСЫЛКИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ ПАРКА ЛЕСНЫХ МАШИН

В основе планирования и проектирования новой техники лежит определение потребностей лесозаготовительной отрасли в соответствующих типах машин и оборудования. Сложность решения этой проблемы состоит в огромном количестве действующих факторов и многомерности связей между ними, которые необходимо учитывать при определении потребности в различных видах машиностроительной продукции. При этом можно выделить две основные группы воздействующих факторов:

непосредственно определяющих количественное соотношение функционально однородных машин и оборудования, т.е. расчетную структуру их парка;

определяющих возможность практической реализации расчетной структуры парка машин и оборудования исходя из наличия имеющихся ресурсов, размещения и развития сырьевой базы, потребностей смежных отраслей в соответствующих видах техники т. п.

Как правило, факторы, входящие в эту группу, являются ограничительными, корректирующими по отношению к расчетной структуре парка.

Проектирование отраслевой структуры парка машин само по себе является сложной и трудоемкой технико-экономической задачей, поскольку и в этом случае действует множество взаимосвязанных факторов, которые необходимо принимать во внимание при определении отраслевой структуры парка. Это особенно отчетливо видно на примере расчета структуры транспортного парка лесозаготовительного производства.

Постановка задачи проектирования оптимальной или близкой к ней структуры парка машин в общем случае зависит от функционального назначения и типа машин, характера выполняемых ими производственных (транспортно-производственных) процессов и условий их эксплуатации. Для стационарных технических средств (например, сучкорезной машины), используемых в постоянных условиях эксплуатации определение оптимальной структуры их парка обычно не вызывает больших затруднений. В то же время, проектирование оптимальной структуры парка мобильных машин, взаимодействующих с другими разнородными машинами и используемых в "открытой" среде с меняющимися условиями эксплуатации, представляется весьма сложной задачей в силу чрезвычайно большого числа воздействующих факторов. В этом отношении особенно характерной является проектирование структуры транспортного парка в лесозаготовительном производстве. Наличие сложных взаимосвязей различных факторов вызывает здесь необходимость решить вопрос о возможном и допустимом сокращении масштабов этой задачи.

При решении этого вопроса должны быть, в частности, приняты во внимание: принципиальная воз-

можность выполнения различными типами машин одного и того же вида работ; возможность достаточно точного определения или прогнозирования факторов, входящих в постановку и математическую модель задачи. Проанализируем с этих позиций, например, задачу оптимизации структуры автомобильного парка, используемого при вывозке леса.

Наиболее сильные связи автомобильный парк имеет с тракторным парком, поскольку как автомобили, так и тракторы могут участвовать в одних и тех же видах перевозок, например, двухуровневая вывозка леса. Это влечет за собой необходимость учета возможности использования тракторов на транспортных операциях. Включение в расчет структуры транспортного парка тракторов в известной мере снимает вопрос о необходимости совместного определения структуры транспортного и машинотракторного парков, поскольку преимущественное влияние на загрузку и характер использования транспортных средств оказывают именно трактора.

Влияние технологических машин на показатели использования подвижного состава транспорта и структуру его парка проявляется, главным образом, через соответствующие объемы и технологические схемы лесозаготовок, через величину возможной годовой загрузки транспортного парка на вывозке леса .

Следует отметить, что при проектировании оптимальной структуры парка машин могут оказаться с экономической точки зрения менее эффективными малопроизводительные машины, например лесовозные автопоезда повышенной проходимости на базе УРАЛ грузоподъемностью до 15т, не выдерживающие конкуренцию с более производительной техникой КАМАЗ. Но в то же время автомобили УРАЛ являются необходимыми практически для всех относительно небольших лесозаготовительных хозяйств или других мелких подразделений.

В этом же случае, при построении методики машинного решения задачи представляется целесообразным либо выделить и обеспечить возможность простой вариации подобной техники при окончательной оценке различных вариантов, либо вообще исключить из расчета, приближенно пологая, что потребность в малотоннажных автомобилях (тракторных прицепах) исчисляется исходя из обеспечения ими соответствующего количества мелких подразделений лесозаготовительных предприятий.

В зависимости от исходных условий может быть три основных варианта постановки задачи определения структуры транспортного парка:

весь объем перевозок и грузооборот могут быть освоены имеющимся в наличии транспортным парком. В этом случае задача сводится к нахождению оптимального плана использования подвижного состава;

имеющимся парком может быть освоена лишь часть объема перевозок и грузооборота. В этом случае задача сводится к оптимальному доукомплектованию транспортного парка необходим подвижным составом;

наличный парк отсутствует (принимается "нулевым"), известны транспортные средства, которые в принципе могут быть использованы на освоении заданного объема перевозок и грузооборота. В этом случае задача сводится к отысканию оптимальной или близкой к ней структуры парка машин.

На наш взгляд, методика проектирования структуры транспортного парка исходя из третьего варианта ее постановки является наиболее предпочтительной, т. к. стимулирует разработку новой перспективной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоберман В.А., Гоберман Л.А. Прикладные расчеты по теории и проектированию тяговотранспортных систем и процессов. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006.-Т.2.- 320 с.

2. Прохоров В.Ю. Автомобильные средства транспортирования нефтепродуктов для контейнерных АЗС / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2006 - с. 79-80.

Прохоров В.Ю., Антонюк В.П. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2012, том 2. - с. 156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.