Научная статья на тему 'Методика принятия решений по управлению качеством образования'

Методика принятия решений по управлению качеством образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
187
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика принятия решений по управлению качеством образования»

В современных условиях общая и профессионально-педагогическая культура является наиболее конкурентоспособным ресурсом в деятельности учителя, преподавателя, воспитателя. Профессионально-педагогическая культура, как интегративное качество учителя, обеспечивает личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности. Профессионально-педагогическая культура учителя -это универсальная характеристика педагогической реальности.

В решении проблем формирования профессионально-педагогической культуры важен не только факт овладения культурно-педагогическим наследием, но и включение преподавателя как субъекта культуры в процесс инновационной деятельности по созданию и внедрению педагогических новшеств. Сущность и содержание профессионально-педагогической культуры преподавателя не могут быть поняты вне социально-исторического и педагогического контекста его деятельности и развития педагогики.

Таким образом, профессионально-педагогическая культура рассматривается как самая важная часть культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.

Список использованных источников

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 030100 «Информатика» - http://www. edu.ru/ёЬ/ец1-

Ып/рог1а1/ вре/Нв^еагскрк? виЬв^=030100

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 208 с.

3. Коджаспирова Г.М. и др. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 176 с.

4. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - С.31-44

6. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие. 8-9 класс. - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.

Макарычев П.П., Прошкина Е.Н.

МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Пензенский государственный университет

В жизни отдельного человека, в повседневной деятельности организации, в процессах, протекающих в социально-экономической сфере страны, принятие решений является важным этапом, который определяет их будущее. Для большинства решений, принимаемых людьми, нельзя точно рассчитать и оценить их последствия. Можно лишь предполагать, что определен-

ный вариант решения приведет к наилучшему результату. Однако такое предположение может оказаться и ошибочным. Поэтому решения человека являются исключительно важными для практики и интересным для науки объектом изучения.

Под принятием решения понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта из нескольких возможных. В процессе принятия решений Г. Саймон [1] выделяет три этапа: поиск информации, поиск и нахождение альтернатив и выбор лучшей альтернативы.

В современной науке о принятии решений центральное место занимают многокритериальные задачи выбора. Считается, что учет многих критериев приближает постановку задачи к реальной жизни. Традиционно принято различать три основные задачи принятия решений:

1. упорядочение альтернатив;

2. распределение альтернатив по классам решений;

3. выделение лучшей альтернативы.

Выбор метода решения задачи напрямую зависит от степени ее струк-туризованности. В хорошо структуризованных проблемах существенные зависимости между основными характеристиками могут быть выражены количественно [2]. Для решения подобного рода задач можно использовать минимаксный критерий, критерий Байеса-Лапласа, критерий Г урвица, критерий Сэвиджа, методы исследования операций, человекомашинные процедуры, методы, основанные на многокритериальной теории полезности, метод аналитической иерархии.

Неструктуризованные проблемы характеризуются тем, что в их описании преобладают качественные факторы, трудно поддающиеся формализации, а количественные зависимости между этими факторами обычно не определены [2]. К данному виду можно отнести проблемы принятия решений о качестве образования.

Выделим общие черты неструктуризованных проблем:

- они являются проблемами уникального выбора;

- они связаны с неопределенностью в оценке альтернативных вариантов решения, обусловленной нехваткой информации на момент решения проблемы;

- оценки альтернативных вариантов решения проблемы имеют качественный характер;

- оценки альтернатив по отдельным критериям могут быть получены только от ЛПР (лицо, принимающее решение) или экспертов.

Методы вербального анализа решений позволяют сохранить качественное описание проблемы на всех этапах ее анализа. В них применяются качественные способы измерений и порядковые шкалы оценок по критериям. Методы вербального анализа решений подробно описаны в трудах О.И. Ларичева [2,3].

Задачу принятия решения о качестве образовательных услуг можно от-

нести к задачам порядковой классификации альтернатив, обладающих совокупностью многих признаков. Для решения данной задачи на первом этапе необходимо получить представление о цели, которую преследует ЛПР [4], а именно «повышение качества образования».

Поскольку заранее неизвестно, какие именно характеристики будут иметь оцениваемые объекты, нужно определить правила принятия решений для объектов, характеризуемых любыми комбинациями.

Рассмотрим задачу порядковой классификации в следующей постановке:

Т - свойство, отвечающее цели задачи («качество образовательных услуг»);

Кх,К2,..,Кы - критерии, по которым оценивается качество образования (средний балл студента, рейтинг преподавателя, критерии оценки удовлетворенности потребителей и т.д.);

Хч = X} - множество оценок (шкала) критерия Кч, упорядоченных по

убыванию характерности для свойства Т; |х^ = - количество оценок на

шкале q -го критерия;

У = X х Х2 х ...х Хы - декартово произведение шкал критериев, определяющее множество всех возможных описаний объектов, подлежащих классификации;

С = {С1, С2,...,СМ} - множество классов решений, упорядоченных по убыванию выраженности свойства Т («высокое качество образования», «приемлемое качество образования», «низкое качество образования»).

Каждый объект описывается набором оценок по критериям Кх, К2,..., Кы и представляется в виде вектора вида уг = (уг1,уг2,...,уш), где ущ е Хч, / = 1,...,5 и

N

5 = У = П 5д • Некоторые сочетания оценок по критериям являются недопус-

q=l

тимыми. Поэтому будем рассматривать множество Уа е У векторных оценок допустимых объектов.

Решение задачи состоит в том, чтобы, основываясь на предпочтениях ЛПР, построить отображение множества допустимых объектов Уа во множество классов С: Г :Уа ® С, которое должно быть полным и непротиворечивым.

Упорядоченность классов решений С = {С13С2,...,СМ} позволяет построить процедуру опроса ЛПР путем предъявления ему относительно небольшой части всех векторных оценок из множества У для формирования полной классификации этого множества. Обозначим через 0{ множество допустимых номеров классов для векторной оценки у1. Число косвенно классифицированных векторных оценок зависит от того, какая векторная оценка предъявляется ЛПР, и от того, к какому классу он ее отнесет. Для определения степени информативности той или иной векторной оценки при предъяв-

лении ее ЛПР, нужно подсчитать число косвенно классифицируемых векторных оценок для каждого возможного ответа.

Показатель рт, оценивает возможность отнесения векторной оценки у к классу Ут. Его можно ассоциировать с близостью этой векторной оценки к представителям класса Ут. Центром непустого класса Ут будет векторная оценка ст = (ст1,ст2,...,епМ), каждая из N компонент которой равна округленному среднему арифметическому значению соответствующих компонент векторных оценок из класса Ут и определяется формулой:

с =

тд

Е Уд/К

Уі єТт

д = 1,...,N.

(1)

Определим расстояние ёгт от векторной оценки у е У до центра класса Ст следующим выражением

N

' ' (2)

а =Е\у . -<

і т / і \У і д

тд

д=1

Рассчитаем максимально возможное расстояние между двумя векторными оценками, принадлежащими множеству У:

а=Е (ї, -1),

(3)

д=1

где їд - число градаций на шкале критерия Кч.

Тогда мера близости р т вектора Уі є У к классу Ут будет рассчитана

р =Ш — сі )/(Оі -сі -Усі ) (4)

± іт V шах іт / V тах / ^ і$ ' г> V /

ґог - 1).

У 1 ■Ї

?ОЇ І€ 0,1..(К - 1)

І і> п Щ 1

урз о

І к = 1

V <г- V + к

Ч Ч

ЗЕЄ.

где

° = \° |, 0 < Ргт < 1 и 2 Ргт = 1-

теОг

Единый количественный индекс информативности Фг каждой еще не классифицированной векторной оценки у г е У, определим как

Фг = 2 Р гтЯгт , (5)

к<- О ІҐ у > 3,

тєЄ.

си

у <е- 1

ц

і

Гог $;Щ§ .(ІЧ - 1)

V- -С— V

ЩМ £

где gim - число векторных оценок из множества У , принадлежность которых к некоторому классу Ут становится известной, если ЛПР отнесет вектор у г к этому классу.

На очередной итерации ЛПР предъявляется векторная оценка у , для которой

Фг= тахФ*, ^ = {ук I |р^ >1}.

Ук еУg

Рассмотренная процедура позволяет

уменьшить число обращений к ЛПР. Для

Рис. 1 Фрагмент програм- оценки ее эффективности было проведено мы в среде МатСЛБ

статистическое моделирование в среде MathCAD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе формируем множество векторов У е Y, представляющих все возможные сочетания оценок по критериям, где yiq = 1,2,...,Sq представляет собой номер оценки на шкале критерия Kq.

Известно, что вектор, имеющий первые оценки по всем критериям, принадлежит классу С1, вектор, имеющий последние оценки по всем критериям, - к классу CM. Затем определяется вектор yi е Y, который должен быть предъявлен ЛПР для классификации: для каждого вектора yi е Y вычисляются показатели pt m по формуле (4) и gi m.

аСу,G) = for ieO.l (K-l) N_J

dmax V I S„ - 11

, 0,q '

q = G '

for i€0,l..(K- i)

M-l

ok- V a

. i,m m = 0

for meO,i..(M - 1)

H-l

d. v ■

for є 0,1 (K-lJ "

for m« 0,1 . (М - 1) р(с>У) :=

І. <-0 if і = 0 m

а <^0 if i=K- 1 m

otherwise

si, <-0 m

for je 1,2 (K- 7)

gj Class_end(y,g,i,m,jj) if m = M - 1

gj Class_home(y,g,i,m,j) if m = 0

<— Class_imddle(y,g,i,m,i) otherwise

m

Ё

V

i,m | і ,*

q = G '

I dmax - d і l.ltt

M-l N-l Gi dmax - ^ V

s =0 q = 0

i.4 s.qi

Рис. 2. Фрагмент программы в среде МаШСДБ

По показателям рі т и gim по формуле (5) вычисляется индекс информативности Фі и определяется вектор, который следует предъявить ЛПР. Ответ ЛПР моделируется с помощью датчика псевдослучайных чисел, который случайным образом генерирует числа в интервале от 1 до М, определяя принадлежность вектора уі є Y к одному из классов. Будем основываться на предположении, что любая векторная оценка, компоненты которой не менее характерны для свойства Т, чем у классифицируемого вектора, не может принадлежать менее предпочтительному классу. И векторная оценка, компоненты которой не более характерны для свойства Т , чем у классифицируемого вектора, не может принадлежать более предпочтительному классу. В соответствии с данным предположением корректируем множества допустимых номеров классов Оі для всех векторов уі є Y, принадлежность которых к некоторому классу не была еще определена. Далее пересчитываются координаты центров классов. Фрагмент программы в среде МаШСАО представлен на рис. 3.

Процедура повторяется до тех пор, пока для каждой векторной оценки из множества Y не будет определена принадлежность к одному из заданных классов. Число обращений к датчику псевдослучайных чисел характеризует

число вопросов к ЛПР. Так, например, среднее число векторов, предъявленных ЛПР для классификации, при М = 2, N = 4 и ^ = (3 3 3 3) равно 8 при мощности £ = 81 множества У.

На основе рассмотренной процедуры был разработан прототип системы принятия решений по управлению качеством образования. С его помощью была решена задача классификации факультетов университета по результатам мониторинга удовлетворенности преподавателей. Задача классификации была поставлена следующим образом:

Т - цель задачи - «удовлетворенность преподавателей работой в университете»;

К1,КК6 - критерии,

по которым оценивалась степень удовлетворенности (всего 6 критериев);

Хд = [хкд} - множество

оценок (шкала) критерия Кч, по каждому критерию было предложено 3 варианта ответа: «полностью удовлетворен», «удовлетворен частично», «не удовлетворен».

С = {С13 С 2, С 3} - множество классов решений: «факультеты с благополучной ситуацией среди преподавателей», «факультеты, где ситуация среди преподавателей напряженная», «факультеты, на которые руководству следует обратить пристальное внимание».

Решение задачи состояло в том, чтобы на основе предпочтений представителя от руководства университета (ЛПР), классифицировать факультеты для применения в последующем корректирующих действий.

На первом этапе были занесены исходные данные (рис.4). Затем путем опроса ЛПР было сформировано решающее правило. По каждому факультету были занесены реальные оценки по критериям и получен результат (рис.5).

Таким образом, рассмотренная процедура позволяет сформировать правило принятия решений по управлению качеством образования до появления реальных объектов на качественном уровне без каких-либо преобразо-

Ееп1г(у) :=

Ж т е 0.1.. М - 1 со1 0

Гог ^ □,!..( N - 1)

с 0

Щ Щ0,1(К - 1) с <5— Соип1_с(у,с,1,т,соГ) {Г у; , , = т+1

1, ГЧ

Гог же 0,1 ..^.р - 1)

Е

йш „

с «-------------- с о1 > 0

ШЛ со1

т € 0,1 .. М - 1

сп>1 '§? 0

Гот де 0Г1.. (ЬТ - 1)

со! со1 -I- 1 ]Г С г: 0

т,н

£ со1 = Ы Ь <г- т

з ро1зк_з(с,т)

1 <?— ро1эк 1(с,:т)

Щ (Н - Ц

С,

Ъ;я

"%д+С5,д'

с*- 3

11

Рис. 3. Фрагмент программы в среде MathCAD

ваний словесных формулировок в количественные значения.

- Иіііі «л;іил -'/Й.Э

у

!'&И*0*1ЙЕ ЩДВЖИ: УДОВЇНйІНОрі2№*ІЇЇЬ [МНОГОЙ Я ВУЗв

К рИТЧ™ ВЦЄНіИ Пм^міь

Дос tvth :-:ть і-їкіпрс-ииь-и К пассь

&хмию-ости для поол*ниц с йлггогюлуих'і

Усж»я їЗдЯД

ї'лбогя ВДМ'М'ІСТТлЩ-Ш ■и^.уїьтитьі, кліпе г4>і*:гй<ііКґ.;. а

Отими»* С ВІЛЛЄШ^

РО ъ vt***POinwa в rtiijjH те*

Е)л."«

Рис. 4. Исходные данные

_Э ltog_dassification : форма

□DEI

Объект

Юридический факультет

с представленными характеристиками

Доступность информации Полностью удовлетворен

Возможности для повышения квалификг Удовлетворен частично

Условия труда Полностью удовлетворен

Работа администрации Удовлетворен частично

Отношения с коллегами Полностью удовлетворен

Роль университета в обществе Удовлетворен частично

относится к классу

Факультеты с напряженной ситуацией

Запись: оюшг

5 [Т][й]@ из 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ок

Рис. 5. Результат классификации

Список использованных источников

1. Simon H.A. The New Science of Management Decision. N.Y. Harper and Row Publishers, 1960.

2. Ларичев О.И. Вербальный анализ решений. - М.: Наука, 2006. - 181с.

3. Ларичев О. И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Физматлит, 1996. - 208с.

4. Кочин Д. Ю. Метод классификации заданного множества многокритериальных альтернатив // Методы поддержки принятия решений: Сб. тр. Ин-та систем. Анализа РАН / Под ред. О. И. Ларичева. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 4-18.

Малышева Л. В.

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Воронежский филиал Российского государственного социального университета

Д.И.Менделеев как-то сказал: «наука начинается с тех пор, как начинают измерять» (цит. по [8. С. 261]). Ф. Гальтон высказывался в 1879 г. аналогично: «... пока любая область знаний не станет предметом измерения и количества, она не может получить статус науки». Он определил психометрию как «способ наложения измерений и чисел на операции мышления»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.