Научная статья на тему 'Методика применения восточных оздоровительных практик в системе физкультурного образования студентов вузов Москвы'

Методика применения восточных оздоровительных практик в системе физкультурного образования студентов вузов Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна

В статье предлагается разработанная авторами методика использования восточных оздоровительных практик в сочетании с традиционными средствами отечественной физической культуры в вузах. Применение экспериментальной методики на занятиях по физической культуре в вузах будет способствовать повышению уровня физического состояния, формированию положительной мотивации студенческой молодежи к занятиям по физической культуре, а также многосторонне подготовиться к будущей профессиональной деятельности психически, интеллектуально, эмоционально и физически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of Eastern healing practices application in the system of physical education of students of Moscow universities

The article offers the authors developed methodology for application of the Eastern healing practices in combination with the traditional means of the domestic physical culture at the universities. The application of the experimental techniques at the classes of physical training at the universities will contribute to the improvement of the physical state, formation of positive motivation of the students to the physical culture activities, and prepare for the future professional activities mentally, intellectually, emotionally and physically.

Текст научной работы на тему «Методика применения восточных оздоровительных практик в системе физкультурного образования студентов вузов Москвы»

3. Sinaisky, M.M. (2007), Physiological manifestations of coordination abilities of the athletes: monograph, VNIIFK Publishing House, Moscow, ISBN 5-94634-030-1.

4. Klimenko, TA [and others] (1996), "Comparative characteristics of systematic bicycle and stepergometric observations of physical workability and individual characteristics of adaptation of young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 56.

Контактная информация: d89169357453@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2018

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

МОСКВЫ

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Юридический институт, Москва, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Экономический институт, Москва

Аннотация

В статье предлагается разработанная авторами методика использования восточных оздоровительных практик в сочетании с традиционными средствами отечественной физической культуры в вузах. Применение экспериментальной методики на занятиях по физической культуре в вузах будет способствовать повышению уровня физического состояния, формированию положительной мотивации студенческой молодежи к занятиям по физической культуре, а также многосторонне подготовиться к будущей профессиональной деятельности психически, интеллектуально, эмоционально и физически.

Ключевые слова: физическая культура, восточные оздоровительные практики, студенты, вуз, физическое состояние, методика.

METHODOLOGY OF EASTERN HEALING PRACTICES APPLICATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF MOSCOW

UNIVERSITIES

Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport, Institute of Law, Moscow, Bauman Moscow State Technical University, Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Russian University of transport, the Economic Institute, Moscow

Annotation

The article offers the authors developed methodology for application of the Eastern healing practices in combination with the traditional means of the domestic physical culture at the universities. The application of the experimental techniques at the classes of physical training at the universities will contribute to the improvement of the physical state, formation of positive motivation of the students to the physical culture activities, and prepare for the future professional activities mentally, intellectually, emotionally and physically.

Keywords: physical education, Eastern healing practices, students, University, physical condition, technique.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в результате активизации научно-технического прогресса изменились роль и место человека в системе современного производства, характер труда. В 21 веке большую роль играют не физические усилия людей, а их способность решать

сложнейшие эвристические задачи, находить верные варианты организационных структур и технологических процессов. Современным студентам, будущим специалистам, необходимо владеть способностью прогнозировать резкую изменчивость и развитие ситуации, уметь очень быстро реагировать на изменения окружающей среды, осуществлять наилучшие действия в условиях дефицита времени, быть способными к принятию правильных решений и их реализации в экстремальных и необычных условиях, обладать эмоциональной устойчивостью и работоспособностью на пределе возможностей человека.

В связи с этим, студенческая молодежь должна обладать разнообразными способностями, навыками, которые помогут многосторонне подготовиться к профессиональной деятельности интеллектуально, эмоционально, психически и физически.

Таким образом, содержание показателей сформированное™ в системе физкультурного образования студентов вузов должно включать в себя единство интеллектуальных, эмоциональных, функциональных, психических и оздоровительных характеристик [2].

В арсенале испытанных основных средств отечественной физической культуры остаются хорошо зарекомендовавшие себя и известные в многолетней практике формы и виды физических упражнений. Естественным процессом интеграции, характерным для прогресса во всех сферах деятельности и культуры человека является взаимопроникновение достижений отечественной традиционной физической культуры и новых нетрадиционных методик оздоровления, которое наблюдается в последние годы [1].

Основными причинами всего этого являются неудовлетворенность традиционными средствами физических упражнений, поиск нового в данной сфере для улучшения физического состояния студентов и формирования положительной мотивации к занятиям по физической культуре [1, 3].

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости новых программ по физической культуре для формирования профессионально наиважнейших качеств студенческой молодежи.

Также в создании предпосылки необходимости пересмотра авторами содержания учебных программ по физической культуре явились низкий уровень теоретических знаний в области физической культуре и физической подготовленности студентов.

Специфика Юридического и Экономического институтов Российского транспортного университета (МИИТ) и специальностей этих институтов, а также факультетов и специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана, анализ программ позволяют основательно разнообразить учебную программу по физической культуре внедрением методики применения нетрадиционных оздоровительных средств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базах кафедр «Физическая культура» в Российском транспортном университете (МИИТ) и на базе кафедры «Физическое воспитание» Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана с сентября по декабрь 2017 г. По данным медицинского обследования отклонений в состоянии здоровья у студенток, участвующих в педагогическом эксперименте не было установлено. Все они были допущены к занятиям по физической культуре.

В эксперименте приняли участие студенты 2 курсов Юридического института РУТ (МИИТ), Экономического института РУТ (МИИТ), Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, (п=81). Студенты на протяжении четырех месяцев занимались на занятиях по физической культуре по экспериментальной методике.

МЕТОДИКА

Комплексное применение нетрадиционных и традиционных оздоровительных средств на занятиях по физической культуре в вузах, использование для практических занятий комплексов, упражнений, которые имеются в составе восточных оздоровительных

гимнастик (китайская гимнастика бадуаньцзин, элементы гимнастики хатха-йога, дыхательная гимнастика йогов, гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми и др.) является оригинальностью авторской методики. Также на практических занятиях используют комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата и массаж су-джок.

Экспериментальная методика разрабатывалась с учетом 2-х разовых в неделю занятий по 90 мин и включает различные сочетания восточных оздоровительных практик и традиционных средств физической культуры. Методика представлена практическим, а также теоретическим разделами.

В подготовительной части занятий студенты выполняли суставную динамическую гимнастику йогов для растяжки и разогрева мышц, комплекс упражнений «Сурья Намас-кар» для активизации внешнего дыхания и повышения общей возбудимости центральной нервной системы.

В основной части занятий включались сочетания легкоатлетических упражнений и китайской оздоровительной гимнастикой бадуаньцзин для поддержания устойчивой работоспособности и противодействия нарастающему утомлению. А также сочетания выполнения беговых упражнений с комплексами упражнений гимнастики хатха-йоги и комбинаций общеразвивающих упражнений с дыхательной гимнастикой.

Для развития общей выносливости, силы в основной части занятий применялись комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата в сочетании с дыхательной гимнастикой. Восточные оздоровительные средства, которые использовали в основной части занятий, способствовали более качественному и быстрому восстановлению. Комплексы дыхательных упражнений, гимнастику для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми, элементы массажа су-джок выполнялись в заключительной части занятий для усиления релаксационного эффекта и снятия мышечного напряжения, а также профилактики простудных заболеваний и мобилизации защитных сил организма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невысокий уровень физического состояния и теоретических знаний в области физической культуры студентов вузов создает предпосылки в необходимости разработок и использования новых методик применения восточных оздоровительных практик в сочетании с традиционными средствами отечественной физической культуры.

Использование таких методик на занятиях по физической культуре в вузах будет способствовать повышению уровня здоровья, физической подготовленности, формированию положительной мотивации студенческой молодежи к занятиям по физической культуре, а также многосторонне подготовиться к будущей профессиональной деятельности интеллектуально, эмоционально, психически и физически [2, 3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронова, С.П. Нетрадиционные оздоровительные технологии: учебное пособие / С.П. Миронова, Т.К. Хозяинова-Цегельник ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 3-е изд., доп. - Екатеринбург : [б.и.], 2013. - 194 с.

2. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения) : дис. ... д-ра пед. наук / Наговицын Р.С. - Москва, 2014. - 444 с.

3. Постол, О.Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол О. Л. - Хабаровск, 2004. - 198 с.

REFERENCES

1. Mironov, S.P. and Khozyainova-Tsegelnik, T.K. (2013), Non-traditional health technology: study guide, publishing house RGPPU, Ekaterinburg.

2. Nagovitsyn, R.S. (2014), Formation of physical culture of students in the educational space humanitarian University (mobile education), dissertation, Moscow.

3. Postol, L.O. (2004), Methods of improvement of students of universities in the physical education classes with the use of traditional and non-traditional funds, dissertation, Khabarovsk.

Контактная информация: OLP1881@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

УДК 371.47+371.72

АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО И ЕГО ТЕХНОЛОГИИ ПО

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИИ ИМЕНИ

ГОРЬКОГО

Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

Педагогическая деятельность А.С. Макаренко содержит богатейший материал, раскрывающий технологические стороны организации воспитательного процесса. Им впервые разработан и внедрен в образовательные учреждения ряд педагогических технологий, раскрывающих процесс создания и развития коллектива детского самоуправления. В его деятельности здоровьесберегающие технологии занимают ведущее место, поскольку он придавал огромное значение всему, что укрепляло духовное и физическое здоровье воспитанников. В качестве методологической базы при создании «здоровьеформирующих педагогических технологий» он предпочитал «логику педагогического процесса», которая, по его мнению, наиболее продуктивно обеспечивает условия для выстраивания «перспективных линий развития».

Ключевые слова: А.С. Макаренко, педагогическое наследие, педагогические технологии, здоровьесбережение.

ANTON SEMENOVICH MAKARENKO AND HIS TECHNOLOGIES ON THE HEALTH-SAVING OF PUPILS OF A COLONY OF GORKY

Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg

Annotation

Pedagogical activity of A.S. Makarenko contains the richest material opening the technological parties of the organization of educational process. He for the first time developed and introduced in educational institutions a number of pedagogical technologies, opening the process of creation and development of the collective of children's self-government. In his professional activity, the technologies providing preservation of the health take the leading place as he attached huge significance to everything that strengthened the spiritual and physical health of the pupils. As methodological base at creation «the pedagogical technologies supporting health» he preferred the «logic of pedagogical process» which, in his opinion, most productively provides conditions for forming the «perspective lines of development».

Keywords: A.S. Makarenko, pedagogical heritage, pedagogical technologies, health-saving.

Здоровье - базовый компонент жизни человека, определяющий эффективность его личностной и профессиональной деятельности. Валеология, понятие «здоровье», рассматривает как четырехкомпонентную структуру, объединяющую физические, психические, социальные и нравственные свойства человека в единое целое. По данным ВОЗ, уровень здоровья на 18-20% определяется наследственными факторами, на 17-22% - состоянием окружающей среды, на 10% уровнем развития медицины и на 50% образом жизни человека. В связи с этим, для педагогов одной из основополагающих тем их деятельности является воспитание у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни.

В трудах А. С. Макаренко тему здоровья можно рассматривать как ведущую в его педагогическом творчестве, так как это творчество было нацелено на формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.