Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"'

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МЫШЛЕНИЕ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / УРОК / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаков А.С., Манакова Е.О., Зверева Т.С., Бородина А.А.

Мозговая атака на уроках в школе - это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF APPLYING THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "BRAINSTORMING"

Brainstorming in school lessons is a great opportunity to demonstrate the versatility of a particular problem, as well as to find a joint solution by choosing the best option. The reception helps the teacher to liberate the children, see their creative potential and develop critical thinking.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"»

УДК 336.663.

Манаков А. С. студент Манакова Е. О. студент Зверева Т. С. студент Бородина А.А. студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Аннотация: Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

Ключевые слова: педагогика, мышление, мозговой штурм, урок, методика.

Manakov A.S. student Manakova E.O. student Zvereva T.S. student

Borodina A.A. student

faculty of physics and mathematics» Voronezh state pedagogical University

Voronezh

THE METHODOLOGY OF APPLYING THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "BRAINSTORMING"

Abstract: Brainstorming in school lessons is a great opportunity to demonstrate the versatility of a particular problem, as well as to find a joint solution by choosing the best option. The reception helps the teacher to liberate the children, see their creative potential and develop critical thinking.

Keywords: pedagogy, thinking, brainstorming, lesson, methodology.

Мозговой штурм относится к методу критического мышления, активирующему умственную деятельность и творческий подход в решении поставленных задач. метод направлен на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подхода.

Его основателем считается Алекс Осборн (1953 год), американский специалист по рекламе, который считал, что главным недостатком в поиске новых идей является боязнь критики. В начале 60-х годов метод поиска новых решений и идей стал использоваться при обучении американских студентов в бизнес - школах. Затем стал применяться сначала в европейских странах, а затем и в других государствах [1].

На основании этого суть метода мозгового штурма заключается в генерировании новых идей в процессе коллективного решения проблемных вопросов. Процесс направлен на совместные действия всех участников с целью обсуждения и развития высказанных идей, и выбор наиболее перспективных.

Этот метод является универсальным и может быть применен в изучении любых предметов и на любых этапах обучения. Педагоги применяют метод как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий. Мозговой штурм позволяет оценить степень подготовки учащихся, развивают инициативность, творческое мышление и способность работы в коллективе.

Особенностью метода является возможность отбрасывать шаблонные решения и применять новые оригинальные идеи. Применение метода затруднено тем, что учащиеся привыкли не иметь собственных идей, а полагаться на общепринятые устоявшиеся нормы. в данном случае помогает самообразование и расширение кругозора учащихся. самое главное в методе - это рассмотрение и обсуждение всех идей, высказанных учащимися, проведение их анализа и выбор максимально эффективных для решения поставленной задачи.

Для успешного применения метода нужно подбирать интересные темы стимулирующие и развивающие исследовательские способности учащихся. Необходимо чтобы тема имела множество решений и могла рассматриваться с разных позиций. Учитель должен контролировать процесс, чтобы не допускать перефразирования одной и той же идеи, направлять мышление учащихся на самостоятельные выводы и решения задачи. При отсутствии активности у учащихся, необходимо помочь им объединятся в группы и выносить коллективное решение. Неудачи в применении метода может быть не подходящая тема или низкими знаниями учащихся в этом вопросе.

Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого предмета на любом этапе обучения.

Педагоги часто используют его в качестве инструмента работы над темами внеклассной программы, так как приём позволяет оценить степень подготовленности детей и выявить те нюансы самостоятельного изучения, которые требуют доработки.

Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:

Этапы и правила «мозгового штурма»:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

«Мозговому штурму» также, как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.

Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными [4].

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

«Мозговой штурм» - это простой метод, который легко понять и легко применять на уроке. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом «мозгового штурма».

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и, если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обучености детей сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен [4].

Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию1 вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Использованные источники:

1. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. СПб.: Питер, 2000, 512с

2. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. / А. П. Панфилова - СПб., 2005.

3. Митина Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 345-349.

4. Педагогические технологии: учебное пособие для педагога. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд.; испр, и доп. - М.: Ростов н/Д: Март, 2006. - 333 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.