Научная статья на тему 'Методика преподавания специальных предметов в учреждениях высшего профессионального образования'

Методика преподавания специальных предметов в учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СРЕДА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / МОДЕЛЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров А.А., Маманазаров Б.Ж.

В работе рассматриваются и изучаются проблемы методики преподавания специальных предметов в высших профессиональных учреждениях. Проведен анализ применения современных моделей и методик обучения дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания специальных предметов в учреждениях высшего профессионального образования»

УДК 372.8

Умаров А.А., старший преподаватель, Маманазаров Б.Ж., старший преподаватель кафедры «Информационно-образовательные технологии» Самаркандского филиала Ташкентского Университета Информационных Технологий, Самарканд, Узбекистан

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В работе рассматриваются и изучаются проблемы методики преподавания специальных предметов в высших профессиональных учреждениях. Проведен анализ применения современных моделей и методик обучения дисциплин.

Ключевые слова:

информатизация, среда, непрерывное образование, проектирование, технологии, учебная деятельность, методика, модель, классификация.

Современное развитие общества строится на новых идеях мира информационной техники. Они играют одну из важных ролей в системе образования, в которой требуется решение задач целесообразного учета характера системообразующих связей между компонентами инновационной образовательной системы. Звеном для построения новой среды образования являются интегрированные технологии, построенные на современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких технологий в процессе обучения позволит сформировать способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Использование этих технологий требует от педагога высокой компетентности, т.е. владения современными методиками координации процесса обучения различным областям знаний [1].

В настоящее время идет тенденция развития непрерывного образования, которое требует возрастания информационного потока, т.е. постоянного расширения и обновления знаний в какой-либо области жизнедеятельности.

Особую роль в этом процессе обучения принимает педагог. Они несут ответственность за обучающихся, поэтому должны контролировать предмет изучения, стиль общения с обучающимися, образовательную среду, педагогическую технику и технологию.

Перед образовательным пространством поставлены новые требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, соответствующим и быстро приспосабливающимся к резко изменяющимся социально-экономическим условиям, которым способствуют информатизация и технологии [2].

В связи с этими изменениями начали задумываться и о проектировании модели методики обучения, конструирования содержании организации содержательной учебной информации, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучающегося в образовательном пространстве.

В педагогической практике начали использоваться личностно-ориентированные методы обучения, так как они способствовали повышению эффективности предоставляемого материала обучающимся. В данном процессе деятельность педагога при реализации таких методов обучения можно разделить на несколько компонентов: мотивация учебной деятельности ^ целевая установка ^ определение

содержания и порядка учебной деятельности обучающихся ^ собственно обучающая деятельность педагога^- руководство учебно-познавательной деятельностью обучающихся ^ подведение итогов ^ прогноз по совершенствованию выбора методов обучения[3].

При выборе модели обучения необходимо учитывать особо важные факторы обучающей среды, которые связаны как с педагогической, так и с психологической стороны. И поэтому нужно классифицировать модели обучения по характеру учебно-познавательной деятельности на (рис.1):

- имитационные модели;

- неимитационные модели.

Рисунок 1 - Классификация моделей обучения

Важнейшими приемами организации активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках, являются графические способы представления изучаемой информации. Графика помогает наглядно и понятно представить изучаемую проблему целиком и ее структуру.

Рисунок 2 - Графические органайзеры

Все учебные заведения часто пользуются графическими органайзерами в целях закрепления и оценивания пройденных материалов. В качестве примера можем представить примеры применения данной методики в процессе обучения специальных предметов нашего ВУЗа.

«SWOT-анализ» Антивирусная программа DrAVeb

S (сильные) Борется со сложными вирусами-мутантами. Способность обнаруживать изменения в собственном программном коде. Сканирование информации 0 (возможности) Проводит эвристический анализ (дополнительная проверка без разрешения) В комплектпрограммы входет файлы-дополнения, расширяющие ее возможности.

W (слабые) Не корректная работа Не полни проверка систем т (ограничения) Сложный интерфейс Зависание системы

Рисунок 3 - SWOT-анализ темы «Антивирусные программы»

Система кейсов

Студент: Рузиоиз Камола

Оценка по "Мегпдика преподавания информаттси" - О

Методика преподавания информатики

Предмет Антивирусные программы Цель

Ac ilit mollitia eveniet modi erat? Praesent? Eleitend qvam placeat plates, voluptates? lpsurn quod tenetur rr suspendisse vivamus oHiais tcmpora cupiditate Facus a. Fugit pelkfitesque hac quae, rncwbi apcriam nascctu malcsuada quod vulpotaie tempus laudbus laborc minim torqutnl rictus ea tenctur Dccaecat ilium quiiquar quas pcrspkiatis ut cxccptc-ur quasi coj>dier-cntum quacrat diarnloftm nioltstiae vrvamus cgct, caque1. Vcr«t~ di&liilttio тлдги? Do vU quo LNjquir, prJCscni, laborc mjqnj tempoi (MStiuitt Iristiqut! Beawe fuibmod. fugr irpellerKius amriJs, cu'rtbilin саПууг diilinciia ¡iiibltirUr.

Описями» Ac Hit moUitM t-vrnipt modi rrAt? Pr*v*e<it? E leiftnd qtwn pUcr.tl pbile* volujjtrtcs? 1рмлп quod tonetur rr suspendis«1 vivamus offiriis tempore cupiditate kaots a. F ugst pelipntesque hac quae, mwbi aperiam nasceti-male-suada quod vylpytaie tempos faudbus lalxwe minim torquent netvs ea tenetur oceaecat ilium quisquar quas persp'-iiatis ut, excepteur quasi condimentum quaerat diamlofetn molestiae vivamus eget. eaque! Ver»t-distinctio magna? Do et, quo eaque, praesenl. tabore magna tempor nesciunt tristique! Beatae euismod, fugr repellcfyJus omrus. eurabilur congue distinct« habiiasse.

Контрольные вопросы

Рисунок 4 - Кейс технология

Рисунок 5 - Кластер на тему «Антивирусные программы»

Рисунок 6 - Цветок Лотоса к теме «Методика преподавания информатики»

В результате использования современных методов, можем сказать, что в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Список использованной литературы:

1. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

2. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989.

3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1990. - 278 с.

© Умаров А.А., Маманазаров Б.Ж., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.