Научная статья на тему 'Методика преподавания литературы Древней Руси и XVIII В. : формирование новых представлений'

Методика преподавания литературы Древней Руси и XVIII В. : формирование новых представлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
743
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ / METHODOLOGY OF TEACHING LITERATURE IN HIGH SCHOOL / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / OLD RUSSIAN LITERATURE / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В / RUSSIAN LITERATURE OF THE 18TH CENTURY / ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / TATAR LITERATURE / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ / ETHNIC LITERARY RELATIONS / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / THESAURUS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок О. М.

В статье идет речь о формировании новых представлений в методике преподавания древнерусской литературы и литературы XVIII в. в вузе, о тезаурусном подходе при изучении межнациональных литературных связей; анализируется новая докторская диссертация по методике преподавания литературы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буранок О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TEACHING LITERATURE OF ANCIENT RUSSIA AND THE 18TH CENTURY: NEW IDEAS DEVELOPMENT

The article presents the new concepts in the methodology of teaching the Old Russian literature and literature of the 18th century at the university, the thesaurus approach as a tool of studying international relations in literature, it also gives the analysis of the latest doctoral thesis on teaching literature in high school.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания литературы Древней Руси и XVIII В. : формирование новых представлений»

ВУЗОВСКАЯ МЕТОДИКА

Филология

УДК 82.09

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ И XVIII В.: ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

METHODOLOGY OF TEACHING LITERATURE OF ANCIENT RUSSIA AND THE 18TH CENTURY: NEW IDEAS DEVELOPMENT

© О.М. Буранок

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© O.M. Buranok Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье идет речь о формировании новых представлений в методике преподавания древнерусской литературы и литературы XVIII в. в вузе, о тезаурусном подходе при изучении межнациональных литературных связей; анализируется новая докторская диссертация по методике преподавания литературы в вузе.

The article presents the new concepts in the methodology of teaching the Old Russian literature and literature of the 18th century at the university, the thesaurus approach as a tool of studying international relations in literature, it also gives the analysis of the latest doctoral thesis on teaching literature in high school.

Ключевые слова: методика преподавания литературы в вузе; древнерусская литература; русская литература XVIII в.; татарская литература; межнациональные литературные связи; тезаурусный подход.

Keywords: methodology of teaching literature in high school; Old Russian literature; Russian literature of the 18th century; Tatar literature; ethnic literary relations; thesaurus approach.

Методика преподавания литературы в школе и особенно в вузе последние годы испытывает явный дефицит в появлении новых крупных, фундаментальных разработок - монографий, значительных коллективных исследований, докторских диссертаций. Первой докторской диссертацией на эту тему была наша [3]. Идущая реформа российского образования хотя и выдвигает в рамках приоритета национальный проект «Образование» (2005) и «Национальную доктрину образования в Российской Феде-

рации до 2025 г.», медленно и подчас неверно выстраивает парадигму поликультурного образования и воспитания учителя словесности. Приятным исключением является учебное пособие профессора Т.А. Якадиной [11].

В современных политических (точнее, геополитических) и образовательных условиях чрезвычайно важны проблемы билингвистического и поликультурного образования, связанные напрямую с формированием поликультурных компетенций.

О.М. Буранок

Раскрытие механизмов взаимодействия вышеуказанных принципов и компетенций в филологическом вузовском, а затем школьном пространстве - важнейшие не только педагогические, но и филологические тема и проблема.

Культурный диалог представляет собой всего лишь одну из сторон проблемы Запад и Восток, но вместе с тем это факт сотрудничества, порой сложного, противоречивого, зачастую плодотворного и творчески активного. Изучая влияние европейских стран и их культур на Россию, на творчество русских писателей, мы можем понять не только истоки и генезис этих связей, но и их закономерности. Чрезвычайно важно проследить влияние культуры европейских стран на переводческую культуру в нашем Отечестве. Этой проблеме посвящены наша докторская диссертация по филологии [6, с. 37-38] и монографии [7; 8, с. 409-421].

Диалог культур, поликультурность, тезаурус, разработанный нами в связи с творчеством Феофана Прокоповича и русско-зарубежными литературными связями кон -ца XVII - первой половины XVIII в., не только являются методологией историко-литературного процесса, но и определяют методику преподавания литературы этого периода и в школе, и в вузе [3; 7].

Так, тезаурусный подход позволил выявить место и роль Феофана Прокоповича в русском и зарубежном литературном кон -тексте. Античность (через литературу и культуру Италии), литературные и культурные традиции Англии, Франции и Германии, а также Польши (страны-посредника для Феофана Прокоповича) самым непосредственным образом повлияли на литературную культуру в целом и, в частности, на Феофана Прокоповича, с именем которого абсолютное большинство отечественных и зарубежных исследователей связывают начало русского Просвещения [6, с. 35].

Среди немногочисленных (особенно докторских) исследований по русской литературе обозначенного периода, к сожа-

лению, на методический аспект мало или совсем не обращают внимания. Тем более важна работа А.Ф. Галимуллиной о формировании представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов национальных отделений педагогических вузов [9].

Полифункциональность приемов контекстного и сравнительно-сопоставительного анализа родной (татарской) и русской литератур, безусловно, обеспечивает развитие у студентов-филологов дивергентного мышления, определяет эффективную учебно-научную деятельность и способствует формированию филологической культуры будущих учителей-словесников. Не вызывает сомнения и то обстоятельство, что трудно переоценить роль древнерусской литературы и литературы XVIII в. в формировании этой культуры, что возможно, как верно утверждает А.Ф. Галимуллина, при рассмотрении художественных произведений в образном, тематическом и историко-литературном аспектах, интегрируя образы, темы, идеи татарской и русской литератур обозначенного периода: так, очевиден и исторически оправдан диалог литератур и культур России и Татарстана.

С опорой на методологов философии образования, педагогики, психологии, филологии, методики преподавания литературы А. Ф. Галимуллина говорит о тех фундаментальных положениях и идеях, которые являются источниками ее исследования.

И методологически, и методически значимы теоретические подходы к формированию представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов национальных отделений педагогических вузов [9, с. 5-8, 16-17, 20-25].

Глубоко и всесторонне рассматриваются философские, культурологические и литературоведческие аспекты понятия литературной традиции применительно к изучению древнерусской литературы и литературы XVIII в. Наиболее интересным в работе А. Ф. Галимуллиной является региональный

аспект изучения проблемы литературных традиций на национальных (татарских) отделениях педагогических вузов. Вместе с тем к явным недочетам докторской диссертации казанской исследовательницы относится то, что, освещая литературные направления и методы конца Х^1-Х^П в., рассматривая довольно подробно дискуссию о классицизме [9, с. 23], она ни словом не обмолвилась о полемике (и весьма бурной, продолжительной, идущей до сего времени) о барокко, а также сумела обойти интересную и очень сложную проблему в науке о XVIII в. - предклассицизм. Методический аспект изучения и освещения этой полемики в студенческой аудитории был бы в диссертации интересен и целесообразен.

Тщательно и обстоятельно А.Ф. Га-лимуллина рассматривает формирование представлений о литературных традициях у студентов национальных отделений педагогических вузов как психолого-педагогическую и методическую проблему, выявляет психолого-педагогические предпосылки формирования представлений о литературных традициях у студентов-билингвов на национальных отделениях педагогических вузов; интересно даны в работе методические аспекты изучения произведений русской классики на национальных (татарских) отделениях педагогических вузов в аспекте литературных традиций; рассмотрена специфика формирования представлений о литературных традициях. Явно положительным моментом исследования является разработанная А.Ф. Галимуллиной модель формирования представлений о литературных традициях в практике преподавания литературы на национальных (татарских) отделениях педагогических вузов [9, с. 33-40], схемы и таблицы сделаны методически и методологически грамотно, корректно, подтверждая данные констатирующего эксперимента: анкетирование, его анализ, беседы с учителями и учениками, ЕГЭ как форма контроля, разнообразные презента-

ции, художественные фильмы, многочисленные электронные образовательные ресурсы и т. д. - всё это ярко свидетельствует о большой многолетней и плодотворной научной работе А. Ф. Галимуллиной в вузе и школе (безусловно, при этом везде учитываются автором диссертации региональный компонент, специфика преподавания древнерусской литературы и литературы XVIII в. студентам национальных отделений педвузов).

А.Ф. Галимуллина дает в диссертации научно-методическое обоснование путей и приемов формирования представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов национальных отделений педагогических вузов, а также описывает формирование начальных представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов младших курсов национальных (татарских) отделений педагогических вузов на первом этапе обучения. Особый интерес в работе вызывает то, как А.Ф. Галимуллина рекомендует развивать представления о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов национальных отделений педагогических вузов при контекстном изучении русской и татарской литератур на втором этапе обучения, а затем углубление этих представлений в процессе дальнейшего обучения студентов.

Не вызывает сомнений апробация методики формирования представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII в. у студентов национальных (татарских) отделений педагогических вузов: эксперимент подтвердил результативность и успешность исследования, правомерность выдвинутой гипотезы.

Разработанные А. Ф. Галимуллиной методы исследования в теории и методике преподавания литературы на национальном отделении педвуза являются в определенной степени универсальными: педагоги и учащиеся могут вполне успешно использовать их не только в филологических, но

О. М. Буранок

и в других гуманитарных дисциплинах, ко -торые изучаются в национальной среде.

А.Ф. Галимуллина в докторской диссертации опирается на сформулированные нами принципы и научные основы изучения русской литературы XVIII в. [2; 3], при этом оригинальность ее работы в том, что она делает акцент на национальной (татарской) специфике в изучении русской литературы.

Главнейшей из составляющих нашей концепции курса русской литературы XVIII в. является культурологическая идея, требующая изучать историю данного литературного периода в тесных взаимосвязях с отечественной и мировой культурой, для чего в программу закладывается такой аспект преподавания, как межпредметные связи. Теория и практика факультативных занятий применительно к школе достаточно полно разработаны учеными-методистами. В.Г. Ма-ранцман в классическом учебнике «Методика преподавания литературы» так и назвал главу: «Факультативы как процесс общения учеников с искусством» [10], подчеркивая интегрированный характер этих занятий.

Осуществляя принцип историзма в построении курса, мы старались ввести русскую литературу XVIII в. в систему общечеловеческой культуры. Это потребовало переработки программы курса и введения культурологического факультатива [4, с. 40-43; 5, с. 312-317]. Произошел пересмотр этико-

эстетической концепции, что, в свою очередь, определило новые методологические и методические подходы к преподаванию курса «Русская литература XVIII в.» [2].

Согласно современным стандартам, ранее самостоятельные курсы древнерусской литературы и русской литературы XVIII в. объединены в один курс - «История русской литературы Х-XVIII вв.». Хорошо ли это для педагогического филологического образования или плохо - вопрос риторический. Встала проблема и методологическая, и методическая - разработка альтернативной программы курса и ее внедрение в вузе. По нашему убеждению, программа не может быть догмой: преподавание литературы - творческий процесс, требующий постоянного обновления, переакцентировки тех или иных понятий, категорий. Преподаватель не только усваивает новое в данной области филологии, истории, культурологии, но и сам как исследователь разрабатывает те или иные проблемы дисциплины. При этом доминантой в поведении ученого является не политическая конъюнктура, а сама специфика науки и преподавательской деятельности. Необходимость изменения заложена в самой методологии наук, требующей ввода в научный обиход новых фактов, событий, открытий, методических новаций; ежегодное обновление студенческой аудитории предопределяет наличие инвариантов интерпретации курса [1, 22-23].

Литература

1. Буранок О.М. Альтернативная программа по литературе: опыт, проблемы, перспективы // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике. Самара : СамГПУ, 1994. С. 22-23.

2. Буранок О.М. Методика изучения русской литературы XVIII века в вузе : учеб.-метод. пособие. Самара : АО ПО «СамВен», 1997. 224 с.

3. Буранок О.М. Научно-методические основы изучения русской литературы XVIII века : дис. в виде науч. доклада ... д-ра пед. наук / МПГУ им. В. И. Ленина. М. : МПГУ, 1997. 43 с.

4. Буранок О.М. Программа курса «Русская культура XVIII века» // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике. Самара : СамГПУ, 1994. С. 40-43.

5. Буранок О.М. Программа курса «Русская художественная культура XVII-XVIII веков» // Вузовские учебные программы по теории и истории культуры: в поисках нового об-

разовательного стандарта : метод. пособие / сост. Э.Ю. Базилевская, О.М. Буранок, Е.Я. Бурли-на. Самара : СамГПУ, 1993. С. 312-317.

6. Буранок О.М. Творчество Феофана Прокоповича и русско-зарубежные литературные связи первой половины XVIII века : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / ПГСГА. Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 54 с.

7. Буранок О.М. Феофан Прокопович в контексте русских и зарубежных литературных связей XVIII века : монография. Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 179 с.

8. Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века : монография. М. : Флинта : Наука, 2014. 448 с.

9. ГалимуллинаА.Ф. Формирование представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / МПГУ М. : МПГУ, 2013. 45 с.

10. Методика преподавания литературы : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранц-мана. М. : Просвещение, 1995. Ч. 2. 288 с.

11. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы : учеб. пособие. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2004. 205 с.

Сведения об авторе

Буранок Олег Михайлович, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Е-шаП: [email protected].

Почтовый адрес: 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Телефон: 224-26-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.