Научная статья на тему 'Методика преподавания курса "телевизионная критика" для студентов специализации "телевизионная журналистика"'

Методика преподавания курса "телевизионная критика" для студентов специализации "телевизионная журналистика" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
215
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТЕЛЕКРИТИКИ / ТЕОРИЯ ТЕЛЕКРИТИКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / HISTORY OF TELEKRITIKA / THE THEORY OF TELEKRITIKA / EVALUATION CRITERIA TELEVISION PRODUCTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шеина И. Б.

Статья посвящена актуальным проблемам изучения и преподавания современной телевизионной критики. Рассматриваются методические вопросы исследования телепродукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING OF THE COURSE "TELEVISION CRITICISM" FOR STUDENTS OF SPECIALIZATION "TELEVISION JOURNALISM"

The Article is devoted to the study and teaching of modern television criticism. Considers the methodological issues of the study tv production.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания курса "телевизионная критика" для студентов специализации "телевизионная журналистика"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 070

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КРИТИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

Шеина И.Б.

ФГБОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам изучения и преподавания современной телевизионной критики. Рассматриваются методические вопросы исследования телепродукции.

Ключевые слова: история телекритики, теория телекритики, критерии оценки телевизионной продукции.

METHODS OF TEACHING OF THE COURSE "TELEVISION CRITICISM" FOR STUDENTS OF SPECIALIZATION "TELEVISION JOURNALISM»

Shein I.B.

FGBOU VO "Southern Federal university»

Abstract: the Article is devoted to the study and teaching of modern television criticism. Considers the methodological issues of the study tv production.

Key words: history of telekritika, the theory of telekritika, evaluation criteria television production.

Целью курса является ознакомление студентов с теорией и практикой современной телевизионной критики, формирование основного понятийного аппарата в области телевизионной критики и разработка практических навыков написания критических текстов.

В число задач входят следующие: введение в историю возникновения телекритики как одной из разновидностей медиакритики; ознакомление с жанрами телевизионной критики, методикой написания текстов в разных жанрах. Студенты также знакомятся с основными тематическими направлениями изданий, специализирующихся на телевизионной тематике. Задачи курса предусматривают исследование как теоретических, так и практических аспектов данного предмета. Одной из задач данного спецкурса является обучение студентов критическому осмыслению, в первую очередь, информационно-аналитических и публицистических медийных текстов.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- Знать и ориентироваться в целях, задачах медиаобразования, предмете, функциональном разнообразии, видах медиакритики (академическая, профессиональная (внутрицеховая) и массовая).

- Иметь представление о методике критического анализа творческого произведения и об этических требованиях к деятельности медийного критика.

- Ориентироваться в типах медийной критики: рецензирующей, проблемно-постановочной, описательной, комментирующей, "желтой". Иметь представление о функциональных особенностях каждого из указанных типов.

- Ориентироваться в функциональном, жанровом и стилистическом разнообразии произведений ведущих критиков России и зарубежных стран.

Курс состоит из лекций и практических занятий, завершающихся письменной работой, на основании чего студенты получают зачет. Студентам предлагается выполнить проектные задания по данному курсу (написание курсовых, дипломных работ).

Роль и место критики в кинематографе и телевидении на настоящий момент исследованы достаточно широко. Первые публикации о телевидении появились еще в первой половине прошлого века. В первую очередь они посвящались перспективам развития телевизионной техники, ее коммуникационным возможностям.

Важным рубежом в изучении телевидения как вида искусства и способа коммуникации стала статья В. Саппака «Телевидение», опубликованная в 1960 в журнале «Новый мир». Это была одна из первых попыток целостного осмысления нового средства коммуникации и художественной выразительности. Вслед за ней появились другие публикации - «Телевидение и эстрада» («Искусство эстрады», 1961 г., № 1), «Искусство, которое рождается» («Вопросы литературы», 1962 г., № 1), и многие другие. Предпринимались первые попытки рассмотреть телевидение как целостный культурный феномен.

Третий этап - с конца 60-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным и многопрограммным; четвертый - так называемое «телевидение застоя», когда, с одной стороны, происходила кристаллизация классических телевизионных жанров и окончательное оформление различных видов публицистической и художественной телепродукции, с другой стороны - сформировалась так называемая «беспроблемная телекритика. Руководство Гостелерадио СССР, опираясь на поддержку сверху, добилось почти полного прекращения критических публикаций в адрес телевещания. Газеты и журналы резко сократили количество публикаций по телевизионной тематике, сведя их к информационным обзорам и сугубо положительным рецензиям.

Возрождение телевизионной критики в нашей стране и, соответственно, следующий этап ее развития были неразрывно связаны с политическими процессами. На первый план в критическом осмыслении выходят такие проблемы, как телевидение и политика, телевидение и искусство, телевидение и мораль.

Наконец, конец 90-х годов и начало 21 века стали следующей вехой развития отечественного телевидения и телевизионной критики. Основная проблематика критических материалов - «телевидение и выборы», «независимое ТВ», а также эстетические и воспитательные проблемы телевидения (в частности, обилие рекламы, проблема пропаганды насилия, проблема низкого качества развлекательных программ и пр.). Кроме того, многие исследователи отмечают, что функции крити-

ки, ее место, роль, степень влияния на аудиторию в условиях рыночной ангажированности претерпели серьезные изменения. В частности, социально-публицистический подход в медиакритике вообще и телекритике в частности постепенно сменяется художественно-эстетическим.

Несомненна определенная взаимосвязь между жанром критического текста и жанром самого объекта критики. Критическая оценка телепродукции различных видов подразумевает учет требований, предъявляемых к самой продукции. Таким образом, и жанры телекритики можно разделить на аналитические (статья, рецензия, обозрение, обзор СМИ, комментарий), и художественно-публицистические (творческий портрет, фельетон, сатирический комментарий, реплика, расследование, эссе). Наконец, многие современные исследователи включают в жанровую структуру телекритики и такую разновидность текстов, как анонс (в силу того, что анонсирующая информация о телепродукции с необходимостью выполняет и минимальную оценочную функцию).

В специальной литературе встречаются различные термины и определения того, чем телевизионная передача может привлечь зрителя к экрану: зрительский успех, зрелищность, кассовость, эффективность психологического воздействия и т.д. Термины не всегда используются точно, некоторые (например, эффективность) утрачивают первоначальное значение. Тем не менее можно выделить целый ряд неизменных параметров критической оценки телепродукции: сюжет, привлекающий внимание к общественно-исторической значимости события или художественного произведения; имидж ведущего; эффектность персонажей; эстетика монтажа.

На основании указанных факторов привлечения зрительского внимания можно составить кодификатор для контент-анализа, по тем же признакам можно оценить восприятие произведения в целом, они также имеют прогностическое значение. Кроме мнения экспертов, существует объективный метод изучения произведения, предоставляющий в зависимости от поставленных задач получить всевозможную оценочную информацию.

Первичная оценка производится по внешним формальным признакам: объем произведения (измеряется экранным временем); наличие выраженной структуры в виде частей, рубрик, отделенных заставками сюжетов; материальный носитель и форма (фильм или видеозапись, цветной или одноцветный, любительский или профессиональный в смысле использованной аппаратуры) и т.д. Кроме внешних признаков, первичная оценка обычно включает сведения о содержании произведения: число персонажей, длительность описанного исторического времени, поста-новочность или документальность, наличие или отсутствие авторского или заимствованного сюжета, присутствие драматургической композиции, наличие экс-терьерных съемок, впечатление о затратности произведения и участии в его производстве известных личностей. Желательно присутствие аргументированной оценки новизны произведения.

Оценка произведения, которую может дать критик, всегда будет субъективной. Однако существуют признаки, позволяющие оценить произведение глазами зрителя: например, наличие или отсутствие выраженной драматургии; компилятивный характер произведения (например, заимствование сюжета) или авторская разработка проблематики и тематики, использование новых методик съемки, ре-

жиссуры, монтажа или композиции. Отметим, что содержательная по форме оценка часто ошибается в квалификации жанра и адресности произведения, но в любом случае она должна содержать указанные сведения.

Одним из важнейших вспомогательных методов оценки как содержания отдельной телевизионной программы, так и их совокупности в рамках вещательной политики телеканала является контент-анализ. При анализе телевизионных текстов обычно используются хронометраж планов, кадров или сюжетов, печатного текста -частотные характеристики встречаемости слов, выражений или символов. Для получения значимого результата необходима не просто большая репрезентативная выборка, но и измерение значительного количества параметров: работа журналиста в кадре; состав и информационное насыщение тематических блоков, из которых состоит данная передача; качество переходов от одной темы к другой; степень раскрытия социальных противоречий или проблем, о которых идет речь в данной программе; состав интервьюируемых, а также компетентность и авторитетность экспертной группы; географическая широта освещаемых проблемных ситуаций; уровень операторской работы; качество работы режиссера; качество работы монтажера; наличие/отсутствие в тексте проблем, связанных с профессиональной этикой журналиста; функциональное разнообразие данной передачи; степень актуальности освещаемых в передаче проблем; наличие стратегической цели произведения.

В числе обязательных формальных признаков, подлежащих анализу, следует перечислить следующие выходные данные различных видов экранной продукции:

Фильм: название, режиссер, автор сценария, киностудия, год выпуска, количество частей и время в минутах; иногда также указывается источник финансирования и категория фильма (художественный, короткометражный, документальный) и авторы дубляжа для импортной продукции. Авторство фильма и год выпуска устанавливается по тексту после значка (в самом фильме, авторство фонограммы должно быть указано после значка (на упаковке или в самом фильме, если он дублированный - автор русского синхронного текста и режиссер дубляжа.

Передача: название, автор, телекомпания, год выпуска; дата, время и канал первого выхода в эфир (премьерного показа).

Сюжет в составе передачи (репортаж, новостная информация с комментарием на месте съемки без компилирования): имена и фамилии журналиста (корреспондента) и оператора ТЖК, место съемки, название (логотип) телекомпании.

В подавляющем большинстве случаев поверхностная оценка оказывается достаточной для описательной идентификации жанра произведения. С другой стороны, в такой оценке ее автор более свободен, чем исследователь, и может одному произведению приписать отношение одновременно к нескольким жанрам, имея в виду изобразительно-выразительные средства.

Литература:

1. Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие //Р.П. Баканов. - Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008.

2Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.,

2004.

3. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Р/н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002.

4. Муратов С.А. Сколько телевидения в телевидении? М., 2000.

5. Разлогов К.Э. Выразительные средства кино и телевидения. М.: Искусство,

1982.

6. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., «Аспект Пресс», 2002.

7.Чиненова О.С. Телевизионная критика в России //О.С.Чиненова //Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика //Под ред. В.В.Прозорова. - Саратов: Издательский центр Наука, 2006.

Literature:

1. Bakanov R. P. The media from of newspaper: Practical advice to help novice media criticism: textbook //R. P. Bakanov. - Kazan: Publishing house of Kazan state University, 2008.

2.Golyadkin N.. History of domestic and foreign television. M., 2004.

3. Korochensky A. P. "the Fifth power?"The phenomenon of media criticism in the context of the information market. - R/n/D: the international Institute of journalism and Philology, 2002.

4. Muratov S. A. How much television in television? M., 2000.

5. Razlogov K. E. Expressive means of cinema and television. Moscow: Iskusstvo,

1982.

6. Zwick V. L., Nazarov, Y. V. Television news. M.: "Aspect Press", 2002.

7. Chinenova O. S. Television criticism in Russia //O. S. Chinenova //Power media: literary magazine tradition with modern mass media practice //ed. by V. V. Prozorov. -Saratov: Publishing center of Science, 2006.

УДК: 37.017.4

ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.

Шахбазова М.А. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Отмечена утрата патриотических чувств и ценностей. Проанализированы причины отмеченных явлений. Предложены решения поставленной проблемы.

Ключевые слова: нравственные ценности, патриотизм, воспитание, история российского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.