Бобров Д.А.
Педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования "Г ород Архангельск" "Центр технического творчества и досуга школьников"
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Аннотация
В статье представлена методика преподавания по программе «Юный компьютерный техник» прошедшая успешную апробацию в дополнительном образовании. Раскрыто поэтапное обучение по программе.
Ключевые слова: дополнительное образование, методика,
информатика
Keywords: additional education, methodology, informatics
В настоящее время информационные технологии - это развитие современного цивилизованного общества, которые охватывают все виды человеческой деятельности. Информационные технологии к настоящему времени прошли несколько эволюционных этапов, что главным образом определило развитие научно-технического прогресса, появление новых технических средств обработки информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.
Система дополнительного образования сегодня рассматривается как одна из важнейших звеньев образовательного пространства и воспитания детей. Программа общеобразовательной школы направлена на усвоение необходимого объема знаний у детей. Лимит учебного времени не позволяет
учителю дать каждому ученику обширные знания в области
информационных технологий, в этом могут помочь педагоги
дополнительного образования, целенаправленно развивая способности ребенка.
Основной целью программы является изучение аппаратной части персонального компьютера, периферийных устройств.
Тема 1. История и развитие вычислительной техники:
- знакомство с понятиями информатика и информация
(теоретическая информатика, средства информатизации, информационные системы и технологии);
- развитие способов хранения, передачи, обработки информации;
- пять поколений ЭВМ (первое - техника на электронных лампах; второе - на дискретных полупроводниковых элементах; третье - с использованием интегральных схем; четвертое - устройство на СБИС; пятое (новое) - персональные компьютеры);
- классификация компьютеров (тактовая частота; разрядность;
суперкомпьютеры; мейнфрейм; миникомпьютеры; персональные
компьютеры);
- первые компьютерные игры.
В ходе изучения темы обучающиеся получают представление об информатике как технической науке, систематизирующей приемы хранения, передачи, обработки информации. Изучая историю и развитие вычислительной техники, обучающиеся получают больше информации об ученых создавших первые счетные и арифметические машины, рассматривается поэтапное развитие первых ЭВМ и особенности работы на них. В процессе изучения материала используются презентации, основной теоретический материал записывается обучающимися в рабочие тетради, что позволяет лучше запомнить полученную информацию. На следующем занятии пройденный материал закрепляется повторением и переходом к
новой теме. В изучении теории ученики получают максимум информации, что расширяет их знания по предмету, усиливает мотивацию к творческому процессу. Итоговой проверкой полученных знаний по теме осуществляется при помощи контрольных вопросов:
1. Дать определение понятиям информация, данные, знания. В чем их различия?
2. Как назывался компьютер, созданный американскими учеными Джоном Маучли и Джоном Эккерт?
3. Кого считают отцом суперкомпьютеров?
4. В каком году был произведен первый пробный пуск МЭСМ?
5. С чьими именами связано создание первых персональных компьютеров?
6. На основе какого микропроцессора был построен компьютер Альтаир-8800?
7. В каком году была проведена презентация Apple I?
Тема 2. Архитектура фон Неймана:
- машина фон Неймана;
- основные блоки машины фон Неймана;
- принцип хранимой программы;
- выполнение программы машиной фон Неймана.
При изучении темы подробно рассматриваются основные блоки машины, их состав и взаимодействие, система команд машины и организация памяти, логика их работы и взаимодействия, и что предложенная структура ЭВМ Нейманом, реализовывалась долгие годы на первых двух поколениях машин. Изучая материал, дети получают более углубленные знания в области информационных технологий, что помогает им развить познавательную
деятельность.
Тема 3. Системы счисления и представление чисел в компьютере:
- понятие системы счисления (непозиционные и позиционные системы счисления);
- двоичная арифметика (сложение, вычитание, умножение, рассмотрение примеров);
- преобразование чисел (преобразование двоичных чисел в десятичные, преобразование методом Горнера);
- представление чисел (представление чисел в компьютере).
Можно отметить, что система счисления является одной из основных
тем в изучении информатики. На занятиях обучающиеся знакомятся, как различаются непозиционные и позиционные системы счисления и почему при создании электронных устройств наиболее подходящей является двоичная система, хотя в повседневной жизни человек использует десятичную. Изучая систему счисления, детям будет легче понять не только способы кодирования, но и принципы сжатия и шифрования информации.
Изученный материал закрепляется решением задач, что помогает развивать у детей логическое мышление, формировать творческий подход к решению задач. Итоговое занятие по теме проводится в виде тестирования:
1. В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся:
А) позиционные и непозиционные; В) арабские и римские; С) древние и современные.
2. Совокупность правил для обозначения и наименования чисел, называется:
А) алфавитом; В) системой счисления; С) алгоритмом.
3. Как называется самая простейшая система счисления?
А) унарной; В) позиционной; С) непозиционной.
4. Основным недостатком непозиционных систем счисления является:
А) отсутствие 1; В) отсутствие 0; С) отсутствие 10.
5. Следующее число, записанное в развёрнутой форме
3*102+4*101+8*100+1*10-1+2*10-2, в свёрнутой форме будет следующее:
А) 348,1 В) 34,12 С) 348,12
6. Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа, называется:
А) унарной; В) позиционной; С) непозиционной.
7. Выберите правильный вариант перевода из двоичной системы счисления в десятичную, число 1101,01:
А) 15 tt; В) 17 tt; С) 13 tt.
8. Выберите правильный вариант перевода из десятичной системы счисления в двоичную, число 0,562510:
А) 0,1001 В) 0,1011 С) 0,1000
9. Выберите правильный вариант перевода из десятичной системы счисления в двоичную, число 25:
А)10001; В)11001; С)11010.
10. Выберите правильный вариант перевода из десятичной системы счисления в двоичную, число 26,25:
А) 11010,01; В) 11001,10; С) 11010, 11
Тема 4. Персональный компьютер:
- структурная схема ПЭВМ (системная магистраль; системный блок; контролеры; регистры; контролер ПДП);
- информационная модель ЭВМ (обработка информации; узлы хранения; каналы передачи информации);
- классификация технических средств информатизации (устройства: ввода, вывода, обработки, хранения, передачи и приема информации; многофункциональные устройства).
В этом разделе обучающимся даются объяснения, что представляет собой компьютер, как он устроен, что такое периферийные устройства и как они взаимодействуют с внутренними блоками, каковы основные параметры
устройств и как они влияют на характеристики в целом. На занятиях используются презентации, видеофильмы и наглядные пособия в виде периферийных устройств, что помогает развивать познание и абстрактное мышление.
Тема 5. Периферийные устройства:
- устройства ввода;
- устройства вывода;
- представления о цвете и цветовом зрении;
- мониторы. Отображение информации на экране монитора;
- проекционные аппараты.
С изучением темы обучающиеся получают представление об устройствах ввода/вывода, принципы их работы и взаимодействия с компьютером. Например, устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер, микрофон и т. д.), устройства вывода (монитор, принтер, колонки и т. д.). Получают представление о цвете и цветовом зрении (видимый свет, монохроматический свет, теория цветового зрения). Изучая типы мониторов - узнают о параметрах и особенностях. На занятии мониторы демонстрируются в разобранном виде, что дает обучающимся наглядное представление о внутреннем устройстве. На практических занятиях дети принимают участие в разборке и сборке периферийных устройств (мышки, клавиатуры). Все практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с электричеством и различными инструментами.
В процессе обучения обучающиеся приобретают знания и навыки, что способствует развитию памяти, вниманию, самостоятельности.
Тема 6. Устройство системного блока:
- материнские платы (структура типовой материнской платы, форм-факторы). Слоты расширения и разъемы (типы, подключаемые модули, компоненты, устройства).
- процессор (архитектура, многоядерные процессоры и их история, понятие производительности, популярные производители процессоров, основные характеристики процессора);
- системы охлаждения (пассивные, активные);
- память общие сведения, оперативная память);
- накопители информации (общие сведения, классификация);
- видеокарта (общие сведения, история, графический пользовательский интерфейс, устройство и характеристики видеокарт).
Наибольшее количество часов отведено на теоретические и практические занятия по этой теме, в школьном курсе обучения дана информация в небольшом объеме.
Изучение раздела начинается с материнской платы. Рассматривается назначение материнской платы в компьютере, что на ней расположены все разъемы и слоты для подключения различных устройств. Например, на ней есть разъемы для процессора, оперативной памяти, видеокарты и других устройств, обеспечивающих работу компьютера. Дается информация о крупнейших производителях материнских плат (Intel, ASUS, GIGABYTE и
др.).
С помощью презентаций и наглядных пособий рассматривается назначение элементов системного блока, разбираются характеристики, виды и правила монтажа комплектующих.
Обучение направлено на получение основных знаний в изучении компьютерной техники и получении навыков в области монтажа, наладки и обслуживании персонального компьютера.
Теоретический материал закрепляется практическими занятиями, в ходе которых ребята имеют возможность участвовать в процессе монтажа комплектующих, сборке-разборке системного блока, что помогает формировать у детей основу пространственного мышления, навыки работы с современными технологиями, воспитывать умение работать в коллективе.
Тема 7. Принтеры. Сканеры:
- принтеры (классификация по характеристикам; режим работы; виды принтеров, характеристики, достоинства, недостатки);
- представление цвета при печати;
- сканеры (общие сведения, принцип действия, виды).
Эта тема является обзорной. Обучающимся дается представление о параметрах и принципах функционирования принтеров и сканеров, о процессе формирования цветного изображения при печати. В ходе обучения детям демонстрируются видеоролики.
По окончании учебного года итоговым является практическое зачетное занятие, в ходе которого каждый из обучающихся самостоятельно собирает системный блок из имеющегося набора комплектующих и под руководством преподавателя тестирует его на работоспособность.
Поэтапное обучение в области информатики и информационных технологий позволяет развивать у детей логическое мышление и творческие способности, формировать основу пространственного мышления и навыки работы с современными технологиями, помогает приобрести умение работать в коллективе и подготовить обучающихся к практическому использованию полученных знаний в жизни.
Список литературы:
1. Андреева Е., Фалина И. - Информатика: Системы счисления и компьютерная арифметика. - М.: Лаборатория Базовых Знаний. - 1999.
2. Еремин Е.А. - Развитие принципов фон-неймановской архитектуры // Информатика. - 2004.
3. Королев Л.Н. - Архитектура электронных вычислительных машин. - М.: Научный мир, - 2005.
4. Пономаренко В.И., Лапшева Е.Е. - Информатика. Технические средства: учеб. пособие - Саратов: Научная книга. - 2009.