УДК 574
МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
В.Н. Михелькевич1, М.П. Корнаухова2
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
Дается анализ барьеров, препятствующих творческой профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью и рекламе. Рассматривается группа внутренних, личных барьеров (конформизм, профессиональная ограниченность, узкопрактический подход, влияние авторитетов, вера в существование только одного-единственного правильного решения, боязнь критики, нежелание брать на себя ответственность) и группа внешних, системных препятствий (строго иерархическая структура фирмы, жесткий регламент работы ее сотрудников, излишний прагматизм и недоверие к инновациям руководства организации, боязнь принимать неординарные решения, стремление руководства навязывать свои императивные решения подчиненным). Обосновано, что наиболее целесообразным имманентным методом преодоления препятствий на пути к творческому решению профессиональных задач является упреждающее устранение этих барьеров у студентов бакалавриата еще на стадии их обучения в вузе за счет теоретического и практического освоения ими междисциплинарных дидактических комплексов. Представлен кластер таких междисциплинарных комплексов, синтезированных за счет содержательной интеграции базовой системообразующей дисциплины «Связи с общественностью» с такими учебными дисциплинами, как «Психология», «Социология», «Культурология», «Межкультурные и деловые коммуникации», «Логика и теория аргументации», «Психология лидерства».
Ключевые слова: студенты бакалавриата, творческая деятельность, барьеры творчеству, интеграция учебных дисциплин, междисциплинарный дидактический комплекс.
Успешность профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью в современных условиях, его профессиональная компетентность и конкурентоспособность на рынке труда во многом определяются его творческим потенциалом, его умением находить новые, неординарные решения профессиональных задач. Однако из истории межкультурных коммуникаций, из теории психологии и педагогики известно, что при восприятии и генерировании нового у человека (специалиста, студента) нередко проявляется ряд качеств, препятствующих творческому мышлению и отрицательно влияющих на результаты профессиональной и учебной деятельности [5, 7].
Существует большое количество факторов, обусловленных психологическими свойствами человека, которые являются препятствиями (иногда в педагогической и изобретательской литературе их называют барьерами) на пути поиска творческих решений. В самом деле, при решении профессиональных или учебных задач специа-
Валентин Николаевич Михелькевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Психология и педагогика».
Мария Петровна Корнаухова, аспирант кафедры «Психология и педагогика».
лист или студент чаще всего выбирает привычное и знакомое ему направление, ориентируясь на имеющиеся у него собственные знания, собственный профессиональный или учебный опыт, на мнение авторитетных ученых, руководителей, преподавателей, на сохранение своей психологической безопасности (страх допустить ошибку, боязнь показаться некомпетентным). Все это свойственно человеческому мышлению, оно воспитано так с детства.
Множество усвоенных человеком правил и привычек облегчает его жизнь и общение с окружающими. Поэтому в обыденных жизненных ситуациях большинство действий и функциональных операций совершаются человеком автоматически, стереотипно, по инерции. Совершенно иная ситуация имеет место, когда человек (специалист или студент) вынужден разрешать возникшую профессиональную или учебную проблему, находить способ решения той или иной профессиональной или учебной задачи. В этом случае проблема, как правило, автоматически не решается, а усвоенные образцы и нормы действия не обеспечивают эффективных результатов. При этом действует инерционность мышления и внутренняя мыслительная «цензура» ставит препятствия, психологический барьер на пути к новому способу или средству решения задачи, отличающегося от привычного способа решения.
Поэтому целью предпринятого нами исследования явилась разработка и реализация в учебном процессе подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» методов и приемов преодоления препятствий на пути к творческой профессиональной деятельности.
Объект исследования - педагогический процесс подготовки студентов, являющихся будущими специалистами по связям с общественностью, к профессиональной творческой деятельности.
Предметом исследования является разработка и апробация междисциплинарных дидактических комплексов, обеспечивающих формирование среды свободного, безбарьерного творчества при поиске новых профессиональных решений.
Существует большое количество факторов-барьеров, препятствующих творческой работе, которые условно можно подразделить на две группы: внутренние (личностные) и внешние (системные) (рис. 1).
Рис. 1. Структура совокупности препятствий к творческой профессиональной деятельности
К числу внутренних (личностных) барьеров, препятствующих творческой деятельности и поиску новых идей, следует отнести:
- конформизм - присущую большинству людей силу привычки, приспособленчество, некритическое следование общим мнениям и тенденциям, пассивное принятие господствующих мнений и существующего порядка, отсутствие собственных позиций;
- вера в авторитетное мнение, убеждение в невозможности превзойти разработки и достижения общепризнанных авторитетов;
- профессиональная ограниченность специалиста или студента, обусловленная его образованием в узкой предметной области, в то время как сильные, эффективные решения профессиональных или учебных проблем и задач находятся на стыке различных наук и предметных областей;
- вера в существование только одного-единственного правильного решения проблемы, в то время как таких решений множество;
- боязнь отрицательной реакции или насмешки со стороны коллег или руководства фирмы, опасение выглядеть некомпетентным, глупым и быть зачисленным в список «лауреатов Шнобелевской (Антинобелевской) премии»;
- боязнь взять на себя ответственность за принятое решение [1, 3, 6].
К группе внешних (системных) препятствий творческой деятельности специалиста или студента отнесены:
- строго иерархическая организационная структура фирмы (предприятия), излишне жесткий регламент ее сотрудников, отсутствие межличностных коммуникаций между руководством и подчиненными;
- удовлетворенность менеджмента фирмы существующим положением, его недоверие к новому, отрицательное отношение к инновациям;
- излишний прагматизм в корпоративной политике организации;
- неумение или нежелание руководства фирмы выявлять, стимулировать и поощрять творчески мыслящих специалистов, нежелание делегировать им полномочия по принятию собственных решений, стремление указывать и навязывать им свои;
- нежелание или боязнь руководителей фирмы рисковать, принимая новые, неординарные решения [1, 6].
Проведенный нами сравнительно-сопоставительный анализ методов и приемов преодоления препятствий на пути к творческому решению профессиональных задач специалистами по связям с общественностью позволил прийти к выводу, что наиболее целесообразным и имманентным из них является упреждающее устранение этих барьеров у студентов еще на стадии их обучения в вузе за счет теоретического и практического освоения ими междисциплинарных дидактических комплексов [10].
Высокий уровень развития современной науки и быстро нарастающие потоки новой информации обусловили глубокую дифференциацию изучаемых знаний, автономность учебных дисциплин и так называемую предметную систему обучения. Важным методологическим недостатком предметной системы обучения является то, что она не обеспечивает формирование у обучаемых целостного представления о единстве мироздания и в частности о среде свободной, безбарьерной творческой деятельности человека. Слабая, а зачастую только формальная связь между дисциплинами учебного плана не позволяет студентам эффективно и комплексно применять знания, полученные при изучении ими локальных учебных дисциплин.
В этих условиях интеграция научных знаний выступает как бы противовесом дифференциации во взаимодействии и согласованной связи с ней, в единой системе познания мира и протекающих в нем явлений и процессов. Интеграция открывает
возможность создания и использования новых интегративных учебных дисциплин, она является дидактическим инструментарием конструирования междисциплинарных дидактических комплексов (модулей) (МДК).
Объединение различных учебных дисциплин придает МДК новое дополнительное качество, которым не обладает каждая из интегрируемых дисциплин в отдельности, а возникающий при этом синергетический эффект способствует эффективному развитию и формированию профессиональных компетенций - в нашем случае успешности свободной, безбарьерной творческой профессиональной деятельности.
По определению профессора Ю.К. Черновой, «междисциплинарный дидактический комплекс - это самостоятельная структурная единица интегрированной подготовки специалистов, состоящая из совокупности базовых составляющих учебных дисциплин и позволяющая осуществлять учебную деятельность в рамках общей стратегии университета при активном взаимодействии с внешней средой (обществом, его потребностями, законами рынка, предпочтениями работодателями)» [10].
Разработка МДК порождает необходимость поиска действенного системообразующего фактора, который способствовал бы целостному объединению учебных дисциплин, стимулировал бы их деятельностное проявление, сохранив при этом определенную и необходимую долю свободы каждой из них. Очевидно, что в нашем МДК таким системообразующим фактором стала учебная дисциплина «Связи с общественностью», которая является профилирующей при подготовке бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и преподается студентам в большом объеме (более 400 часов) непрерывно, в течение пяти семестров. В разработанной нами информационно-дидактической базе формирования свободной, безбарьерной творческой среды содержится шесть МДК, синтезированных за счет содержательной интеграции дисциплины «Связи с общественностью» с соответствующими дисциплинами.
Хотя МДК и являются самостоятельными, локальными дидактическими структурными компонентами, они входят в виде модулей в структуры этих дисциплин (рис. 2): МДК-1 - модуль учебной дисциплины «Психология»; МДК-2 -«Социология»; МДК-3 - «Культурология»; МДК-4 - «Межкультурные и деловые коммуникации»; МДК-5 - «Логика и теория аргументации»; МДК-6 - «Психология лидерства».
Основное содержание модуля МДК-1:
- основные постулаты психологии творчества;
- творческий потенциал человека и его определяющие факторы;
- внутренние (личностные) и внешние (системные) препятствия;
- методы и приемы преодоления барьеров на пути решения творческих учебных и профессиональных задач.
Модуль МДК-2, входящий в структуру учебной дисциплины «Социология», содержит в себе следующие дидактические единицы (учебные элементы):
- соционика - инструмент социально-психологического менеджмента;
- типология личностных установок К.Г. Юнга;
- типы информационного метаболизма людей;
- соционическое моделирование творческой деятельности.
социология
ЛОГИКА ИТЕОР. АРГУМ.
Рис. 2. Структура системы междисциплинарных дидактических комплексов, формирующей свободную, безбарьерную среду для творческой профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью
В состав модуля МДК-3, встроенного в структуру учебной дисциплины «Культурология», содержатся следующие учебные элементы:
- динамика культуры: процессы культурных изменений, их обусловленность и направленность;
- культурно-исторические эпохи как качественно определенные периоды истории культуры и творчества;
- взаимообусловленность и взаимодополняемость структурных элементов триады «человек - творчество - культура».
Модуль МДК-4, встроенный в дисциплину «Межкультурные и деловые коммуникации», содержит следующие дидактические единицы:
- культурные различия в международном диалоге: барьеры сознания и методы их преодоления;
- кросс-культурные тренинги и тренинги по межкультурной коммуникации, использование имитационных и ролевых игр с целью развития творческой активности;
- типология межличностных коммуникаций в группе между руководителями и подчиненными.
Модуль МДК-5, содержащийся в структуре учебной дисциплины «Логика и теория аргументации», включает в себя следующие дидактические единицы:
- основные законы формальной логики;
- специфика рассудочного и образного мышления;
- научные подходы и эффективные приемы аргументации новых авторских идей.
Модуль МДК-6, встраиваемый в структуру дисциплины «Психология
лидерства», содержит следующие учебные элементы:
- лидерство в системе межличностных отношений в коллективе;
- стили управления коллективом и их влияние на формирование творческой среды;
- основы эффективного руководства инновационной творческой деятельностью. Все рассмотренные выше МДК связаны между собой (см. рис. 2) структурно-
логическими связями, которые учитывают последовательность и преемственность не только содержания модулей, но и методов их изложения студентам и способов их освоения студентами.
Преподаватели учебных дисциплин при изложении соответствующих междисциплинарных комплексов на лекционных и практических занятиях используют как традиционные, так и инновационные педагогические технологии (проблемное обучение, «мозговой штурм», ролевые игры, диспуты, психологические тренинги) [4]. Для успешности самостоятельной творческой деятельности студентов им рекомендуется использовать типовые эвристические приемы устранения противоречий и поиска новых идей - «списки контрольных вопросов» [2].
Эффективность рассмотренной выше методики преодоления препятствий к творческой профессиональной деятельности была установлена путем эксперимента. С этой целью был сформирован пакет из 30 творческих задач, заимствованных из учебного пособия И.Л. Викентьева [8], которые использовались для контрольного тестирования студентов 3-го курса СамГТУ, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью».
В качестве критерия эффективности было принято процентное соотношение числа решенных студентами задач на творческом (N) и репродуктивном, типовом (M) уровнях:
n = (M - (N + M)) х 100 %; m = (M - (N + M)) x 100 %, где (N + M) = 30. За показатель эффективности были приняты следующие численные значения n и m: n > 90 %, m < 10 % - высокая эффективность; n > 80 %, m < 20 % - достаточно высокая; n > 70 %, m < 30 % - низкая эффективность.
По результатам тестирования студентов в 2012, 2013 и 2014 годах были получены соответственно следующие данные: n = 86; 91; 87 %; m = 14; 9; 13 %.
Временная сходимость результатов тестирования на длительном интервале времени и разных выборках тестируемых свидетельствует об их валидности. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности и достаточно высокой эффективности методики использования междисциплинарных дидактических комплексов для преодоления препятствий на пути к творческой деятельности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евсюков В.Н., Килов А.С. Основы изобретательского творчества: Учеб. пособие. - Оренбург: Изд-во ОГУ 2010. - 275 с.
2. Корнаухова М.П., Михелькевич В.Н. Метод «контрольных вопросов» как ресурс повышения уровня творческой деятельности специалистов по связям с общественностью // Наука и культура России: Мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. - Самара: Изд-во Сам-ГУПС, 2014. - С. 342-343.
3. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества. - Ростов-нД: Феникс, 2004. - 320 с.
4. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2004. - 321 с.
5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. -М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
6. Радомский В.М. Современная технология рекламной деятельности. - Самара: Изд-во СамГАСУ, 2001. - 128 с.
7. Робинсон Кен. Образование против таланта. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2012. - 336 с.
8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations: 215 примеров, 130 практических задач и 15 практических приложений. - СПб.: Триз-Шанс, 1996. - 205 с.
9. Сэмюэл А. Мэлоун. Навыки мышления для менеджера. - Ростов-нД: Феникс, 1997. - 320 с.
10. Чернова Ю.К., Глухова П.В., Сыротюк С.Д. Концепция проектирования модульных междисциплинарных комплексов: Монография. - Воронеж: Изд-во ВГПУ 2004. - 194 с.
Поступила в редакцию 17.06.2014; в окончательном варианте 18.06.2014
UDC 574
METHODS OF OVERCOMING OBSTACLES TO THE CREATIVE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STUDENTS OF UNDERGRADUATE STUDIES IN THE DIRECTION «ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS»
V.N. Mihelkevich1, M.P. Kornaukhova2 Samara State Technical University 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100 :E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]
The article gives an analysis of the barriers to creative professional activity of specialists in public relations and advertising. It examines a group of internal, personal barriers (conformism, professional narrow-mindedness, narrow-practical approach, the influence of authorities, belief in the existence of only one single correct solution, fear of criticism, unwillingness to take responsibility) and a group of external, systemic barriers (strictly hierarchical structure of the firm, rigid regulations of work of its employees, excessive pragmatism and distrust of innovation management, fear to take extraordinary solutions, desire of the authorities to impose binding decisions on the subordinates). It is proved that the most expedient and immanent method of overcoming obstacles on the way to the creative solution of professional tasks is anticipatory elimination of these barriers among undergraduate students at the stage of their education at the expense of theoretical and practical development of their interdisciplinary teaching complexes. We present an interdisciplinary cluster of such complexes, synthesized at the expense of substantial integration of the basic strategic discipline "public relations" with such academic disciplines as "Psychology", "Sociology", "Cultural science", "Intercultural and business communication ", "Logic and theory of argumentation ", "Psychology of leadership". Key words: undergraduate students, creative activities, barriers to creativity, integration of academic disciplines, interdisciplinary didactic complex.
Original article submitted 17.06.2014; revision submitted 18.06.2014
Valentin N. Mikhelkevich, doctor of technical science, professor, Department of Psychology and Pedagogic.
Maria P. Kornaukhova, post-graduate student, Department of Psychology and Pedagogic.