Д О. ДЕРЕВИНСКИЙ
Денис Олегович ДЕРЕВПНСЮШ — аспирант кафедры экономической кибернетики и ЭММ СПбГУЭФ,
В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Автор 7 публикаций.
Область научной специализации — математические и инструментальные методы экономики.
Ъ Ъ ^
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЙ*
В последние десятилетия крайне возросла потребность в эффективной разработке и управлении бизнес-процессами. Одним из ключевых факторов развития современных компаний стало именно качество управления бизнес-процессами [1]. Благодаря этому воплотилась в жизнь и стала быстро развиваться концепция управления бизнес-процессами (ВРМ), основное внимание в которой нацелено именно на достижение поставленных целей, а системы управления бизнес-процессами (ВРМ8) стали стандартом программного обеспечения по управлению и повышению эффективности бизнес-процессов [2].
Актуальность задачи повышения эффективности управления бизнес-процессами, с одной стороны, объективно обусловлена расширением систем как по горизонтали (увеличение числа бизнес-процессов), так и по вертикали (усложнение бизнес-процессов), а также интеграцией информационных систем, которая характеризуется объединением разнородных бизнес-процессов как по степени их структурированности, так и по технологиям, обеспечивающим их выполнение. С другой стороны, она продиктована ростом числа пользователей информационных систем, так как все большее число видов деятельности автоматизируется, а потребность в электронных услугах и спрос на них неукоснительно растут. Ключевыми показателями эффективности управления бизнес-процессами становятся: общая продолжительность выполнения процессов, количество завершенных в установленный срок процессов и количество процессов в обработке [4].
Однако большинство ВРМ8-систем делают акцент на эффективности процессов, нежели на эффективном управлении ими. Это продиктовано стремлением разработчиков программного обеспечения предоставить клиентам инструменты, охватывающие весь жизненный цикл (ЖЦ) бизнес-процессов, для максимально комплексной автоматизации [7]. Именно поэтому крайне важно, чтобы в инструментальных средствах данного класса были средства повышения эффективности управления бизнес-процессами за счет использования алгоритмов и методов управленческих теорий [3]. Автором разработана методика повышения эффективности управления бизнес-процессами, в основе которой лежит применение метода «барабан-буфер-веревка» теории ограничений (ТО), что позволяет распределять задачи с учетом статуса их выполнения наиболее оптимальным образом [6].
Для формулировки методики повышения эффективности управления бизнес-процессами необходимо ввести ряд ключевых понятий.
Модель процесса. Процесс представляет собой направленный граф Р = (£?, А. Ь, и, К),
ГРНТИ 06.39.21 © Д.О. Деревинский, 2012 Публикуется по рекомендации канд. техн. наук, доц. Л.В. Путыатой.
где: Q — скорость возникновения экземпляров процессов;
А = {а, | Г5= 1, . . . , Г) — набор действий, входящих в экземпляр процесса, где а^ — это i-e действие, а I— общее количество действий в графе /':
L с {(ог.а.;) | Qj е А, а}- е A and i Ф j} — набор взаимосвязей, где (a,, dj) означает факт, что действие я, предшествует ау,
U = {ttj; | к = 1, ... , К} — набор участников процесса, где К— общее число участников; R (QAxU) = {(fli, О; 6 A and Е U} — набор взаимосвязей, где (а-.-и^) означает факт, что на действие Q; назначение участник.
Применяя ТО к бизнес-процессам, необходимо найти участника, который может оказывать влияние (т. е. задержку) на выполнение процесса, условно будем называть его КРБП (BP-CCR). Также эффективность участника зависит от того, насколько велик его уже имеющийся набор задач, точный расчет объема которого возможен только после выполнения процесса. Согласно ТО, необходимо оценить приоритетность загрузки участника в том или ином процессе. Для этого потребуется использование аппарат теории массового обслуживания [5].
Загрузка участника. Загрузка участника (tfi-ir) может быть определена как:
,„, _ _ faiх Pa,, . т,
= Eioi | ui-^FR] —— = P- x E{ffii| Ui^eR}——— ■■ e
где: /а. — ожидаемое время выполнения задачи по действию я.^: — скорость возникновения задачи по действию о,; Ра.^и-ц — вероятность назначения задачи по действию а^ участнику г[к;
LI
среднее время выполнения участником задачи по действию a¡.
Используя данную формулу, можно определить участника процесса, у которого наибольший пул задач, а значит, необходимо контролировать именно его загрузку.
Критический ресурс бизнес-процесса (КРБП) определяется следующим образом:
WLccr = max{№Lk | Whb, где fe— загрузка к-го участии.
Основываясь на определении модели процесса и его критического ресурса, можно сформулировать метод распределения задач на основе ТО. Проведем аналогии. «Барабан» — это время выполнения задачи КРБП. «Буфер» — остальные участники, которые могут предотвратить перегрузку или простой КРБП. «Веревка» — это возникновение экземпляров процессов в соответствии с пропускной способностью КРБП. Функция для «веревки» может быть имплементирована в центр исполнения BPMS.
4 ^2 h
— j-ü экземпляр процесса
— 7-е действие процесса в j-м экземпляре процесса
— п-й участник процесса
й.
11
а.
21
а
12
йг
41
Íín
tíf
42
ач
aü
Si
Рис. Схема реализации функции «веревка»
«Барабан». Если КРБП («сек) отвечает за одну задачу, то для расчета «барабана» можно использовать следующий подход: предположим, к КРБП относится группа участников, которая выполняет одну задачу щ с некоторым ожидаемым временем ETj. Один участник может выполнять 1 /ЕТ; задач за единицу времени, тогда «барабаном» будет:
Drum (d) = -и^е-
Начальное значение ETt\ может быть получено на основе экспертных оценок. После накопления статистических данных о выполненных экземплярах процессов значение ETj может быть рассчитано как среднее арифметическое для интервального ряда, что даст более точное значение.
«Веревка». Центр исполнения BPMS отслеживает возникновение процессов в системе, а значит, выполняет роль «веревки». Центр исполнения BPMS синхронизирует скорость возникновения процессов (А) с «барабаном» (см. рис.):
/задачам X = d\—- .
VБремя/
Рисунок иллюстрирует функцию «веревка». «Веревка» в центре исполнения BPMS контролирует возникновение процессов так, чтобы это было синхронно с темпом «барабана».
«Буфер». В терминах системы управления бизнес-процессами «буфер» может быть представлен как индивидуальный пул задач участника того или иного бизнес-процесса. «Буфер» позволяет предотвратить простои КРБП, обеспечивая непрерывную работ}'. Для достижения максимального эффекта пул задач КРБП должен постоянно обновляться. Не менее важным является и вопрос определения размера пула задач.
Анализ проблем процессного управления на основе концепции ВРМ позволяет обосновать актуальность задачи повышения эффективности управления бизнес-процессами в информационных системах, а также установить в качестве наиболее перспективного направления развития данной концепции разработку методик по оптимальному распределению задач в рамках процессов на основе управленческих теорий. Результатом исследования являются: базовая концепция бизнес-процессов, сформулированная на основе теории множеств, формализация метода ТО «барабан-буфер-веревка» на основе теории массового обслуживания, что в итоге позволяет обеспечить наиболее эффективное управляемое распределение задач и составление расписания их выполнения. Разработанный вариант решения задачи характеризуется тем, что бизнес-процесс может прийти в конечную точку различными сценариями и выполняться заведомо не заданными участниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагнер Ю. ВРМ без бизнеса // Открытые системы. 2012. № 2. URL: http://www.osp.ru/os/2012/02/13014103/ (дата обращения: 28.02.2012).
2. Детмер У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: АНДПРОДЖЕКТ, 2010. 443 с.
3. Детмер У, Шрагенхайм Э. Производство с невероятной скоростью: Улучшение финансовых результатов предприятия. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 332 с.
4. Тихонов C.B. Имитационное моделирование бизнес-процессов в системах массового обслуживания: авто-реф. дис. ... канд. техн. наук. М„ 2009. 152 с.
5. Чистое Д., Амириди Ю., Кочанова У. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. М.: КноРус, 2011. 174 с.
6. Сох III F. Theory of constrains. Ñew York: McGraw-Hill, 2010. P. 1175.
7. Lees AI. ВРМ Basics For Dummies. Indianapolis: Wiley Publishing, Inc., 2010. 178 p.