Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ'

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЕЧЕННЫЕ РИТМЫ» / ОПТИМАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / БЕГ НА ДЛИННЫЕ И СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хало П.В., Лебединская И.Г., Наумов С.Б.

В статье анализируется проблемы оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции на примере спортивной секции. Проводится обоснование повышения эффективности идеомоторной тренировки с помощью воспроизведения индивидуальных «меченных ритмов» на основе бинаурального воздействия и данные поискового исследования для экспериментальной (n=7) и контрольной (n=7) групп. Проведенный математико-статистического анализа позволяет утверждать, что использования индивидуальных «меченных ритмов» для повышения эффективности идеомоторной тренировки и оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции имеет перспективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хало П.В., Лебединская И.Г., Наумов С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF IDEOMOTOR TRAINING TO OPTIMIZE THE FUNCTIONAL STATES OF MIDDLE AND LONG DISTANCE RUNNERS

The substantiation of increase in the efficiency of ideomotor training by means of reproduction of individual “labeled rhythms” based on binaural exposure and the data of the exploratory study for the experimental (n = 7) and control (n = 7) groups are carried out. The performed mathematical and statistical analysis allows us to assert that the use of individual “labeled rhythms” to increase the efficiency of ideomotor training and optimize the functional states of middle and long distance runners is promising.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ»

Для эффективной работы в дистанционном режиме необходимо разработать надежную, эффективную отечественную интернет-платформу, у которой будет удобная версия и для настольных компьютеров / ноутбуков, и для планшетов, и даже для смартфонов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко Г А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - Москва : Прометей, 2020. -896 c

2. Физическая культура для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в общеобразовательных организациях : монография / И.Н. Тузов, С.А Фирсин, Т.Ю. Маскаева, В.М. Савченко. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2020. -216 с.

3. Фирсин С.А. Отношение детей и молодежи к физическому воспитанию и физкультур-но-спортивной деятельности в досуговой деятельности (Социологический анализ) : монография / С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2015. - 147 с.

4. Щербак А.П. Реализация «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Ярославской области : методические рекомендации / А.П. Щербак. - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 - 80 с.

5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - Москва : Феникс, 2017. - 640 с.

REFERENCES

1. Kuzmenko, G.A. (2020), Methodological recommendations for the development of integrated educational programs that actualize cognitive activity, intellectual abilities and personal qualities of students, Prometheus, Moscow.

2. Tuzov, I.N., Firsin, S.A., Maskaeva, T.Yu., Savchenko, V.M. (2020), Physical culture for students with disabilities in health in general educational organizations, monograph, Publishing Center "Science", Saratov.

3. Firsin, S.A. (2015), The attitude of children and youth to physical education and physical culture and sports activity in leisure activities (Sociological analysis): monograph, Publishing Center "Science", Saratov..

4. Shcherbak, A.P. (2020), Implementation of the "Concept of teaching the subject" Physical culture "in educational institutions of the Yaroslavl region: guidelines, Yaroslavl.

5. Yanson, Yu.A. (2017), Physical culture at school. Scientific and pedagogical aspect. A book for a teacher, Phoenix, Moscow.

Контактная информация: firsinsa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 796.015.11

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОМОТОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Павел Владимирович Хало, кандидат технических наук, доцент, Ирина Герардовна Лебединская, доцент, Сергей Борисович Наумов, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

Аннотация

В статье анализируется проблемы оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции на примере спортивной секции. Проводится обоснование повышения эффективности идеомоторной тренировки с помощью воспроизведения индивидуальных «меченных ритмов» на основе бинаурального воздействия и данные поискового исследования для экс-

периментальной (n=7) и контрольной (n=7) групп. Проведенный математико-статистического анализа позволяет утверждать, что использования индивидуальных «меченных ритмов» для повышения эффективности идеомоторной тренировки и оптимизации функциональных состояний бегунов на средние и длинные дистанции имеет перспективность.

Ключевые слова: «меченные ритмы», оптимальные функциональные состояния, бег на длинные и средние дистанции, идеомоторная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p420-425

METHODS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF IDEOMOTOR TRAINING TO OPTIMIZE THE FUNCTIONAL STATES OF MIDDLE AND LONG DISTANCE

RUNNERS

Pavel Vladimirovich Halo, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Irina Girar-dovna Lebedinskaya, the senior lecturer, Sergei Borisovich Naumov, the senior lecturer, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University

Abstract

The substantiation of increase in the efficiency of ideomotor training by means of reproduction of individual "labeled rhythms" based on binaural exposure and the data of the exploratory study for the experimental (n = 7) and control (n = 7) groups are carried out. The performed mathematical and statistical analysis allows us to assert that the use of individual "labeled rhythms" to increase the efficiency of ideomotor training and optimize the functional states of middle and long distance runners is promising.

Keywords: "tagged rhythms", optimal functional states, long and medium distance running, ideomotor training.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения результативности бега на длинные и средние дистанции во многом еще не решена, так как требуется учет большего числа факторов, с разной степенью влияющих на результат соревновательного процесса. Здесь можно упомянуть недостаточно проработанные вопросы рационализации структуры тренировочных нагрузок и восстановления, индивидуализацию спортивной тренировки, повышение эффективности формирования оптимального предстартового состояния, поддержания требуемого ритма на отдельных отрезках дистанции и т.д. [1, 6, 7]. Несмотря на имеющиеся в научно-методической литературе данные, о различных аспектах данной проблемы, вопросы индивидуализации учебно-тренировочного процесса, включающие подбор специализированных средств и методов совершенствования подготовленности бегуна на различных этапах подготовки в условиях нефизкультурного вуза, остаются малоисследованными. Эта проблема становится особенно актуальной для спортивных секций. Особенностью секционных занятий легкой атлетикой от профессиональной является, то, что зачастую происходит нарушение принципа периодичности физической подготовки. Поэтому достижение спортсменами идеальной физической формы, в отличии от профессионального спорта, здесь происходит значительно медленнее или не происходит вообще. Одним из методов ускорения этого процесса может стать идеомоторная тренировка [5]. Вместе с тем, как показывает практика, данная методика обычно требует длительного времени освоения ее спортсменами, которое трудно выделить в рамках спортивной секции [2]. Таким образом, является актуальным продолжать поиск новых путей решения обозначенных проблемы.

Так сложилось, что исторически основное внимание при решении этой проблемы уделялось преимущественно оценке энергетической стоимости работы по вегетативным показателям, параметрам бегового шага и пр. [3, 6]. Вместе с тем, взаимосвязь спортивной деятельности и коррелирующих с ним изменений в ЦНС остается в настоящее время одной из самых малоизученных. В работах ряда авторов (Е.Б. Сологуб, 1973; А.С. Рад-ченко, 1984; К.В. Афонин 2010 и др.) описаны медленные изменения потенциалов голов-

ного мозга, синхронизирующие ритмические движения, получившие название «меченые ритмы» [1, 3, 4]. Биологические механизмы их появления объясняются, тем, что при продолжительной ритмической двигательной деятельности происходит афферентная передача от интерорецепторов и проприорецепторов, с вовлечением в этот процесс ретикулярной формации и ядер таламуса, которые оказывают синхронизирующее действие на нейроны неокортекса, вызывая электрические колебания в темпе движений (рисунок 1) [4. 9].

Рисунок 1 - Сопоставление двигательной деятельности с расположением ЭЭГ-отведений

«Меченые ритмы» регистрируются на ЭЭГ спортсмена во время тренировочного процесса, даже при отсутствии двигательной активности, т.е. на уровне мысленной проработки движений. Отмечено, что чем выше уровень функциональной подготовленности, тем более они выражены, и их проявление тем устойчивей, чем выше спортивное мастер-ство.В состоянии перетренированности выраженность «меченых ритмов» резко снижается. «Меченые ритмы» также наблюдаются в процессе идеомоторной тренировки в пе-реднелобных, премоторных и моторных областях мозга, в особенности левого полушария (для правшей и наоборот для левшей) и, таким образом, создаются условия готовности работы ЦНС в нужном направлении двигательной деятельности [1, 4, 6, 9]. Из этого можно предположить, что при искусственной стимуляции нейронов неокортекса соответствующими «мечеными ритмами» можно добиться более оптимального фона мозговой активности и повысить скорость вхождение стайеров и миттельштрехеров в оптимальное состояние для выполнения требуемой двигательной активности на определенных отрезках дистанции. Для этого в планировании тренировочного процесса можно включить методику идеомоторной тренировки, в совокупности с аудиальным бинауральным воздействием построенных на основе «меченых ритмов» в зоне врабатываемости.

Объект исследования: оптимизация тренировочного процесса у легкоатлеток.

Предмет исследования: методика оптимизации тренировочного процесса бегуний, специализирующихся на длинные и средние дистанции.

Гипотеза исследования: предполагается, что если в программу тренировочного процесса включить элементы идеомоторной тренировки, сопровождаемые бинауральным воздействием на основе индивидуальных «меченых ритмов», то это поможет более эффективно преодолевать отдельные участки дистанции: старт, стартовый разбег (15-20 м), бег по дистанции и финиширование (150-200 м) легкоатлетками, что в целом позволит существенно повысить возможности достижения высоких спортивных результатов.

Цель исследования: оптимизация предстартовых состояний у легкоатлеток, специализирующихся в беге на длинные и средние дистанции.

Организация и проведение педагогического исследования, направленного на апробирование методики оптимизации тренировочного процесса у спортсменок, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, происходило из числа занимающихся в секции легкой атлетики Таганрогского института имени А.П. Чехова. Исследование было проведено на базе лаборатории «Здоровьесбережения и активации резервных возможностей человека» Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)». Общее количество легкоатлеток (в возрасте 18-19 лет), принявших участие в данном исследовании составило 14 человек. Исследования проводилось с сентября 2020 по май

Для ускорения освоения идеомоторной тренировки легкоатлеткам из экспериментальной группы давалась инструкция совершать идеомоторный акт в такт бинаурального ритма, соответствующего индивидуальному «меченному ритму». Для этого идеомотор-ный тренинг проводился в наушниках, через которые подавался соответствующий бинау-ральный ритм. Бинауральные ритмы заранее формировались с помощью программы Соо1Е&1Рго 2.1 на несущей частоте 333 Гц (от которой, для создания соответствующих бинауральных биений отнималось или прибавлялось соответствующее число колебаний) [8]. В контрольной группе также проводились занятия по идеомоторной тренировки, но без бинауральной стимуляции.

Для определения индивидуальных «меченных ритмов» использовалось отечественное психофизиологическое телеметрическое устройство «Реакор-Т» (разработка «Медиком МТД», Россия, г. Таганрог) в исполнение «Мини», имеющее 4 универсальных полиграфических канала. Запись ЭЭГ-активности осуществлялась в монополярном режиме по схеме 10-20, с частотой квантования сигнала 250 Гц. При этом выделялись именно те ритмы ЭЭГ, которые по мнению тренера, соответствовали наиболее оптимальному функциональному состоянию спортсмена. С целью оценки оптимального функционального состояния девушек на каждом отрезке дистанции также производился съем фото плетизмограммы и частоты дыхания (рисунок 2).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

2021.

Рисунок 2 - Пример установки электродов для телеметрической регистрации «меченых ритмов»

Для соблюдения принципа идентичности начальных условий эксперимента группы были сформированы по результатам контрольного забега на дистанцию 3000 метров, таким образом, что статистические различия в обоих группах были недостоверны. Для проверки выдвинутой гипотезы, в рамках педагогического эксперимента были проведены контрольные забеги, между мезоциклами, в контрольной и экспериментальной группах (рисунок 3). Забеги производились по кругу диаметром 200 м, время фиксировалось с помощью хронометра МБ0058-И25. Оценка достоверности различий между приростом результата была выполнена при помощи формулы для несвязных выборок по ^критерию Стьюдента.

Динамика результатов контрольных забегов в мезоциклах между контрольной и экспериментальной группами

Соревновательный 12,152_

12,221

Предсоревновательный ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 12 23

Контрольно-подготовительный 25

Базовый 12,299

12,3

Втягивающий 12,31

12,305

12,05 12,1 12,15 12,2 12,25 12,3 12,35 Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 3 - Гистограмма динамики результатов контрольных забегов по мезоциклам между контрольной и

экспериментальной группой

ВЫВОДЫ

Данные статистической оценки позволяют сделать вывод, что полученные 1эмп (трех последних контрольных испытаний) находятся в зоне значимости (для а<0,05). Таким образом, несмотря на малую выборку испытуемых, можно говорить об перспективности использования индивидуальных «меченных ритмов» в учебно-тренировочном процессе для повышения эффективности идеомоторной тренировки и оптимизации функциональных состояний легкоатлеток, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонин К.В. Когерентный анализ ЭЭГ показателей при реальных и мысленных движениях / К.В. Афонин // ¿ЬаЪ : информационный портал по вопросам биомедицинской инженерии. -2010. - 21 июня. - иКЬ: ЬИр://ДаЪ.хте(11;е81;.пе1^=по11е/128 (дата обращения: 12.05.2021).

2. Изотов Е.А. Особенности взаимосвязей качества представлений и эффективности овладения техникой броска керлингового камня / Е.А. Изотов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 37-41.

3. Радченко А.С. Особенности электрической активности коры головного мозга у спортсменов-бегунов в процессе циклической работы при различных уровнях работоспособности : дис. ... канд. биол. наук / Радченко Александр Сергеевич. - Ленинград, 1984. - 185 с.

4. Сологуб Е.Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. - Ленинград : Медицина, 1973. - 248 с.

5. Тугунова Я.П. Идеомоторная тренировка как средство ускорения процесса овладения техникой выполнения спортивных упражнений / Я.П. Тугунова // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 12. - С. 51-54.

6. Хало П.В. Оценка предстартовой подготовки бегунов на дальние и средние дистанции на основе ЭЭГ-анализа / П.В. Хало, В.С. Кулаков, О.В. Илюшина // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании : сборник материалов 27-й Всероссийской научно-практической

конференции студентов, аспирантов, молодых ученых, 22-23 апреля 2016 г. - Ростов-на-Дону : РГЭУ (РИНХ), 2016. - С. 229-232.

7. Хало П.В. Профотбор спринтеров на основе измерения времени отталкивания от опоры при беговом шаге / П.В. Хало, И.Г. Лебединская, Т.Г. Мишина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 276-280.

8. Хало П.В. Возможность использования холотропно-аудиобинауральной сессии для оптимизации функционального состояния спортсмена / П.В. Хало, В.Г. Фокин, Г.В. Хвалебо // Наука и мир. - 2016. - № 6 (34). - С. 76-81.

9. Хало П.В. Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга / П.В. Хало, Г.В. Хвалебо, Ю.Ю. Щеткин // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, гуманитарные науки. - 2015. - № 2. - С. 216-223.

REFERENCES

1. Afonin, K.V. (2021), Coherent analysis of EEG indicators in real and mental movements, available at: http://ilab.xmedtest.net/?q=node/128.

2. Izotov, E.A. (2007), "Features of the relationship between the quality of representations and the effectiveness of mastering the technique of throwing a curling stone", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (33), pp. 37-41.

3. Radchenko, A.S. (1984), Features of the electrical activity of the cerebral cortex in athletes-runners in the process of cyclic work at different levels ofperformance, dissertation, Leningrad.

4. Sologub, E.B. (1973), Electrical activity of the human brain during motor activity, Medicine, Leningrad.

5. Tugunova, Ya. P. (2008), "Ideomotor training as a means of accelerating the process of mastering the technique of performing sports exercises", Psychological foundations of pedagogical activity: collection of scientific papers, Issue 12, Nat. state un-t physical culture, sports and health P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 51-54.

6. Halo, P.V., Kulakov, V.S. and Ilyushina, O.V. (2016), "Assessment of pre-start training of long and medium distance runners based on EEG analysis", Materials of the 27th All-Russian Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates, Young Scientists: Physical culture, sport and tourism in higher education, Russian State Economic University (RINH), Rostov-on-Don, pp. 229-232.

7. Halo, P.V., Lebedinskaya, I.G. and Mishina T.G. (2019), "Professional selection of sprinters based on measuring the repulsion time from the support during a running step", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 276-280.

8. Halo, P. V., Fokin, V.G. and Khvalebo, G.V., (2016), "The possibility of using a holotropic-audio-binaural session to optimize the functional state of an athlete", Science and World, No. 6 (34), pp. 76-81.

9. Halo, P.V., Khvalebo, G.V. and Shchetkin Yu.Yu. (2015), "Sports skill as a functional state of the brain", Bulletin of the A.P. Chekhov Taganrog Institute, humanities, No. 2, pp. 216-223.

Контактная информация: nabard@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2021

УДК 796.011

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЭЛЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Николай Николаевич Цирульников, кандидат педагогических наук, Сергей Николаевич Воробьев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Евгеньевич Кабаев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича, Кирилл Игоревич Романов, преподаватель, Псковский филиал академии

ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.